Пояснительная записка
Рабочая программа «Математика и конструирование» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с рекомендациями Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей, запросов обучающихся и авторской программы «Математика и конструирование» (1-4 классы) авторов Волковой С.И., Пчелкиной О.Л.
Курс предназначен для обучающихся начальной школы. Интегрированный курс, объединяющий два предмета: математику и трудовое обучение, направлен на развитие мыслительной и конструкторско-практической деятельности. Основная цель курса - обеспечить числовую грамотность обучающихся, дать начальные геометрические представления. Внимание уделяется развитию логического мышления и пространственных представлений детей и формированию компьютерной грамотности.
Цель: обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся и развить трудовые умения и навыки, познакомить с основами конструкторско-практической деятельности и сформировать элементы конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков учащихся.
-
Задачи: создать условия для расширения, углубления и совершенствования геометрических представлений, знаний и умений учащихся, помогать формировать элементы конструкторских и графических умений, развивать воображение и логическое мышление детей;. одновременно и взаимосвязано развивать мыслительную деятельность, развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера, развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека, воспитание чувства справедливости, ответственности, развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности.
Программа «Математика и конструирование » для 1 класса, рассчитанна на 30 часов в год.
Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные результаты
-
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
-
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
-
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
-
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
-
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
-
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
-
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
-
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
-
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
-
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
-
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
-
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
-
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
-
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
-
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
-
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
-
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
-
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
-
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
-
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
-
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия
-
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
-
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
-
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
-
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
-
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
-
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
-
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
-
использовать критерии для обоснования своего суждения.
-
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
-
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
Учащиеся должны уметь к 1-му году обучения:
-
чертить отрезки прямоугольник по заданным размерам; чертить отрезок – сумму и отрезок – разность двух отрезков; обозначать буквами отрезки, ломаную, многоугольник, угол
-
многоугольника;
-
делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей, преобразовывать фигуру по заданному условию;
-
определять материал, из которого сделано изделие, определять назначение изделия;
-
соблюдать правила безопасности;
-
изготавливать несложные аппликации;
-
поддерживать порядок на рабочем месте в течение всего занятия.
Содержание курса «Математика и конструирование»
Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения: математику и трудовое обучение.
Идея интеграции предметов определяет содержание и структуру курса, основными положениями которого являются:
-
преемственность с действующими в начальных классах курсами математики и технологии;
-
усиление геометрического содержания начального курса математики за счет углубления в изучении уже имеющегося программного материала, так и за счет расширения содержания его геометрической составляющей: изучаются свойства диагоналей прямоугольника (квадрата) и способы построения этих фигур на нелинованной бумаге с использованием этих свойств; рассматривается взаимное расположение на плоскости различных фигур ( в том числе вписанного в окружность прямоугольника, двух окружностей), в курс включено знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида), телами вращения (цилиндр, шар, сфера);
-
изменение содержательной и графической линии технологии, дополнение его заданиями, которые создают условия для формирования и развития умений проводить моделирование, для развития элементов конструкторского мышления, для повышения технической грамотности учащихся: дети учатся читать и выполнять технические рисунки, технологические карты, чертежи.
Математическая часть курса условно разделена на 2 блока:
-
арифметический, который соответствует программе по математике курса начальной школы;
-
геометрический, материал которого выстраивается в постепенной последовательности увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линия, плоскостные фигуры, пространственные тела и многогранники.
Содержание курса - геометрическая составляющая.
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т.д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств их диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб, грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».
Используемая литература:
-
Тетрадь по математике и конструированию. 1 кл. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. - Просвещение, 2015.
-
Сборник "Рабочие программы Начальные классы. 2011, Просвещение
-
Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование в 1 кл. (1-4): Пособие для учителя - Просвещение, 2015.
-
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
-
Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
-
Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол - во часов | Дата |
План | Факт |
1. | Введение . Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге | 1 | | |
2. | Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. | 1 | | |
3. | Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой. | 1 | | |
4. | Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой. | 1 | | |
5. | Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости. | 1 | | |
6. | Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. | 1 | | |
7. | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. | 1 | | |
8. | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | | |
9. | Конструирование модели самолета из полосок бумаги . | 1 | | |
10. | Изготовление аппликации «Песочница» | 1 | | |
11. | Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча. | 1 | | |
12. | Сравнение отрезков с помощью циркуля | 1 | | |
13. | Сантиметр. Сантиметр и дециметр. | 1 | | |
14. | Геометрическая сумма и разность двух отрезков. | 1 | | |
15. | Угол. Развернутый угол. | 1 | | |
16. | Прямой угол. Непрямой угол. | 1 | | |
17. | Виды углов: прямой, тупой, острый. | 1 | | |
18. | Изготовление модели ломаной из проволоки. Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной. | 1 | | |
19. | Закрепление пройденного. | 1 | | |
20. | Многоугольник. Углы, вершины, стороны. | 1 | | |
21. | Многоугольник и его разновидности. | 1 | | |
22. | Прямоугольник . Свойство противоположных сторон прямоугольника | 1 | | |
23. | Противоположные стороны прямоугольника | 1 | | |
24. | Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба. | 1 | | |
25. | Соотнесение предметов с моделями прямоугольников. | 1 | | |
26. | Составление фигур из заданных частей. Аппликация «Чайник» | 1 | | |
27. | Составление фигур из заданных частей. Аппликация «Домик» | 1 | | |
28. | Составление фигур из заданных частей. Аппликация «Ракета». | 1 | | |
29. | Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей | 1 | | |
30. | Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка». | 1 | | |