СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас", 1 класс".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас", 1 класс".»



Пояснительная записка

  1. Общая характеристика внеурочного курса.

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

2. Основная цель занятий

- формирование социального опыта школьника;

- осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;

- воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

3. Формы и методы работы

Формы работы:

  • познавательная беседа;

  • этическая беседа;

  • профилактическая беседа;

  • игры: ролевые, ситуационные;

  • занятия с использованием художественных средств выразительности;

  • упражнения;

  • тренинги;

  • экскурсии;

  • тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

Методы:

    • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);

    • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

    • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

    • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:

- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

- формирование представлений о природе как универсальной ценности;

- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;

- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Основной акцент в содержании занятий сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк и т. п.).

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Программа «Мир вокруг нас» ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) УУД.

Личностные результаты:

- готовность и способность к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура;

- ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.

Коммуникативные УУД:

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- определять общую цель и пути её достижения;

- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД:

- формулировать и удерживать познавательную задачу;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

- сбор, обработка и передача информации различными способами;

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий и причинно – следственных связей;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;

- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

6. Планируемые результаты:

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;

- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;

Ожидаемые результаты освоения программы.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • основные приз­наки времен года;

  • животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери;

  • свойства воды и её значение в быту;

  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России;

  • правила поведения в природе;

  • значение природы для человека.

Обучающиеся должны уметь:

  • называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира;

  • владеть основными экологическими терминами;

  • осуществлять уход за комнатными растениями;

  • пользоваться справочной литературой, энциклопедией;

  • применять знания в практической деятельности;

  • уметь наблюдать за природными объектами.

Используемая литература:

    1. Афанасьева В.И. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 1990, №1.

    2. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.

    3. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.

    4. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ, 1998, №6.

    5. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.

    6. Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6.

    7. Жестгрва Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. 1989, № 10.

    8. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981.

    9. Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6.

    10. Ладвинская А.А. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

    11. Плешаков А.А. Планета загадок. М.: Просвещение 1996.

    12. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.

    13. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. 1999, № 5.

    14. Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.

    15. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 1987.

    16. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. М.: АСТ «Астрель», 2002.

    17. Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.

    18. Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ. 1991.

    19. Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «Кладезь-Букс», 2002.

    20. Хефлинг Г. Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 1983.

    21. Хефлинг Г. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 1994.

    22. Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. 1998, № 6.

Интернет – ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http//school-collection/edu.ru

2. КМ –школа ( образовательная среда комплексной информатизации школы). – Режим доступа: : http//www.km- school.ru


Календарно-тематический план

1 класс


Тема занятия

Кол - во

часов

Дата

План

Факт

1

Введение. Знакомство с содержанием курса.

1



2

Наша Родина – Россия. Родина. Россия. Города России.


1



3

Наша Родина – Россия. Экскурсия по карте.


1



4

Моя малая родина.



1



5

Осень в природе. Признаки осени.


1



6

Изменение окраски листьев деревьев и кустарников.


1



7

Листопад. Значение листопада.


1



8

Птицы осенью. Знакомство с жизнью птиц осенью. Подготовка к зиме.


1



9

Птицы осенью. Викторина «Знаете ли вы птиц?»

1



10

Перелетные птицы. Охрана перелетных птиц.


1



11



Перелетные птицы. Оформление альбома о перелётных птицах.

1



12

Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»

1



13

Зима в природе. Признаки зимы.


1



14

Вода. Три состояния воды, ее распространение в природе.


1



15

Вода. Три состояния воды. «Защитные свойства снега» (роль снега для растений зимой).

1



16

Зимующие птицы.

Виды зимующих птиц.

1



17

Зимующие птицы.

Особенности питания в зимнее время года.


1



18

Зимующие птицы.

Изготовление кормушек, подкормка птиц.

1



19

Жизнь комнатных растений в зимний период.


1



20

Природа весной. Признаки весны.

Приметы весны. Весна в лесу.


1



21

Что вырастет из семечка?

Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

1



22

Птицы весной.

Сезонные изменения в природе.

1



23

Водоемы, их разнообразие и использование человеком. Весеннее половодье.



1



24

Охрана природы. Законы об охране природы.




1



25

Охрана природы.

Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».


1



26

Растения «Красной книги России».

.

1



27

Животные «Красной книги России».



1




28

Растения и животные «Красной книги России».

Правила поведения в природе.




29

Мы – защитники природы.

Игра – путешествие «По лесным тропинкам»


1



30

Обобщение знаний. Выставка творческих работ.



1


















.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!