Пояснительная записка
-
Общая характеристика внеурочного курса.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
2. Основная цель занятий
- формирование социального опыта школьника;
- осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;
- воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
3. Формы и методы работы
Формы работы:
-
познавательная беседа;
-
этическая беседа;
-
профилактическая беседа;
-
игры: ролевые, ситуационные;
-
занятия с использованием художественных средств выразительности;
-
упражнения;
-
тренинги;
-
экскурсии;
-
тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Методы:
-
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
-
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент в содержании занятий сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк и т. п.).
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Программа «Мир вокруг нас» ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) УУД.
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура;
- ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути её достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
6. Планируемые результаты:
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;
Ожидаемые результаты освоения программы.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
-
основные признаки времен года;
-
животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери;
-
свойства воды и её значение в быту;
-
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России;
-
правила поведения в природе;
-
значение природы для человека.
Обучающиеся должны уметь:
-
называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира;
-
владеть основными экологическими терминами;
-
осуществлять уход за комнатными растениями;
-
пользоваться справочной литературой, энциклопедией;
-
применять знания в практической деятельности;
-
уметь наблюдать за природными объектами.
Используемая литература:
-
Афанасьева В.И. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 1990, №1.
-
Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.
-
Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.
-
Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ, 1998, №6.
-
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.
-
Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6.
-
Жестгрва Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. 1989, № 10.
-
Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981.
-
Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6.
-
Ладвинская А.А. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
-
Плешаков А.А. Планета загадок. М.: Просвещение 1996.
-
Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.
-
Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. 1999, № 5.
-
Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.
-
Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 1987.
-
Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. М.: АСТ «Астрель», 2002.
-
Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.
-
Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ. 1991.
-
Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «Кладезь-Букс», 2002.
-
Хефлинг Г. Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 1983.
-
Хефлинг Г. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 1994.
-
Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. 1998, № 6.
Интернет – ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http//school-collection/edu.ru
2. КМ –школа ( образовательная среда комплексной информатизации школы). – Режим доступа: : http//www.km- school.ru
Календарно-тематический план
1 класс
№ | Тема занятия | Кол - во часов | Дата |
План | Факт |
1 | Введение. Знакомство с содержанием курса. | 1 | | |
2 | Наша Родина – Россия. Родина. Россия. Города России. | 1 | | |
3 | Наша Родина – Россия. Экскурсия по карте. | 1 | | |
4 | Моя малая родина. | 1 | | |
5 | Осень в природе. Признаки осени. | 1 | | |
6 | Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. | 1 | | |
7 | Листопад. Значение листопада. | 1 | | |
8 | Птицы осенью. Знакомство с жизнью птиц осенью. Подготовка к зиме. | 1 | | |
9 | Птицы осенью. Викторина «Знаете ли вы птиц?» | 1 | | |
10 | Перелетные птицы. Охрана перелетных птиц. | 1 | | |
11 | Перелетные птицы. Оформление альбома о перелётных птицах. | 1 | | |
12 | Конкурсная программа «Золотая волшебница осень» | 1 | | |
13 | Зима в природе. Признаки зимы. | 1 | | |
14 | Вода. Три состояния воды, ее распространение в природе. | 1 | | |
15 | Вода. Три состояния воды. «Защитные свойства снега» (роль снега для растений зимой). | 1 | | |
16 | Зимующие птицы. Виды зимующих птиц. | 1 | | |
17 | Зимующие птицы. Особенности питания в зимнее время года. | 1 | | |
18 | Зимующие птицы. Изготовление кормушек, подкормка птиц. | 1 | | |
19 | Жизнь комнатных растений в зимний период. | 1 | | |
20 | Природа весной. Признаки весны. Приметы весны. Весна в лесу. | 1 | | |
21 | Что вырастет из семечка? Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). | 1 | | |
22 | Птицы весной. Сезонные изменения в природе. | 1 | | |
23 | Водоемы, их разнообразие и использование человеком. Весеннее половодье. | 1 | | |
24 | Охрана природы. Законы об охране природы. | 1 | | |
25 | Охрана природы. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!». | 1 | | |
26 | Растения «Красной книги России». . | 1 | | |
27 | Животные «Красной книги России». | 1 | | |
28 | Растения и животные «Красной книги России». Правила поведения в природе. | | | |
29 | Мы – защитники природы. Игра – путешествие «По лесным тропинкам» | 1 | | |
30 | Обобщение знаний. Выставка творческих работ. | 1 | | |
.