СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Рабочая программа по Постановке голоса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая пограмма "Постановка голоса" для специальности: «Сольное и хоровое народное пение» углубленной подготовки

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Рабочая программа по Постановке голоса»

ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н Пдевицкой»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Междисциплинарного курса 01.04 «Постановка голоса»

для специальности: 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»

углубленной подготовки

















г. Суджа 2023 г.




Составитель: С.В. Егорова - преподаватель ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н. Пдевицкой».





Рецензент: В.С. Савенко - председатель предметной (цикловой) комиссии «Сольное и хоровое народное пение» ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н. Плевицкой.





Введение


Рабочая программа по междисциплинарному курсу МДК.01.04 Постановка голоса, является частью федерального регионального компонента среднего общего образования по специальности углубленной подготовки 53.02.05 «Сольное хоровое и народное пение». Рабочая программа сформирована в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.05 «Сольное хоровое и народное пение», предназначенной для реализации в Суджанском колледже искусств и. Н. Плевицкой».

Результатом освоения курса является овладение общими компетенциями в объеме, необходимом для ведения выпускником самостоятельной творческой деятельности, педагогической деятельности в детских школах искусств, учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО, в том числе овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации в народных хоровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска и нтерпретаторских решений.

ПК 1.5. Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара.

ПК 1.6. Применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения музыкально-исполнительских задач.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


Объём курса:

Время изучения: 1-8 семестры.


максимальная учебная нагрузка обучающегося – 215 часов, включая: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 143 часов,

самостоятельная работа обучающегося – 72 часов.



Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

Исполнение вокальной программы.


Поступающий на специальность «Сольное и Хоровое народное пение» должен исполнить две контрастные песни (с сопровождением и a` capella). Поощряется исполнение программы в народном костюме, использование элементов народного танца и игра на народных инструментах (ложки, трещотки,и т. п.).

Примерный список произведений:

Русская народная песня с сопровождением «Зачем солнце рано встало»;

Русская народная песня без сопровождения «Лучинушка», плач «Не пой, соловушко»;

Русская народная песня «Я на горку шла»;

Музыка Г.Пономаренко, слова М.Агашиной «Растет в Волгограде березка». Музыка Е.Птичкина, слова В.Бутенко «Цветы России».

Перед экзаменом поступающий должен пройти проверку профессионального состояния голосового аппарата и предоставить справку.

Цель и задачи курса


Целью курса является:

- формирование основ вокальной техники;

- приобретение базовых знаний по народному пению;

- формирование художественного вкуса артиста-вокалиста и артиста ансамбля.

Задачами курса являются:

- изучение практических навыков вокальной техники и гигиены голоса;

- изучение практических навыков народной манеры пения;

- овладение различными традиционными стилевыми особенностями пения;

- освоение народно-песенного репертуара;

- формирование навыков самостоятельной работы с репертуаром.


Требования к уровню освоения содержания курса


В результате освоения  курса студент должен:

иметь практический опыт:

чтения с листа и транспонирования сольных и ансамблевых вокальных произведений среднего уровня трудности;

самостоятельной работы с произведениями разных жанров, в соответствии с программными требованиями;

чтения сольных и ансамблевых партитур;

ведения учебно-репетиционной работы;

аккомпанировать голосу в работе над произведениями разных жанров (в соответствии с программными требованиями);

сценических выступлений с сольными и ансамблевыми номерами;

уметь:

использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;

профессионально и психофизически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы с сольными и ансамблевыми программами;

использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

применять теоретические знания в исполнительской практике;

пользоваться специальной литературой;

слышать партии в ансамблях с различным количеством исполнителей;

согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле;

самостоятельно работать над исполнительским репертуаром (в соответствии с программными требованиями);

знать:

сольный репертуар средней сложности, включающий произведения основных вокальных жанров народной музыки;

художественно-исполнительские возможности голосов;

особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания;

профессиональную терминологию;

ансамблевый репертуар, включающий произведения основных вокальных жанров народной музыки;

художественно-исполнительские возможности голосов в вокальном ансамбле;

особенности работы в качестве артиста-вокалиста в составе народного ансамбля, специфику репетиционной работы вокального ансамбля.


Виды учебной работы и отчётности


Все формы и методы контроля и оценки результатов изучения МДК.01.04 «Постановка голоса» направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процессе работы. Все виды отчётности (кроме контрольного урока) проходят в форме публичных выступлений.

Оценка работы студента осуществляется на экзаменах, контрольных уроках, выступлениях на академических вечерах, открытых концертах, конкурсах на лучшее исполнение различных произведений.

Согласно учебному плану контроль знаний студентов осуществляется в форме экзамена, зачета и контрольных уроков.

экзамен - 6,8 семестры;

зачет – 2,4 ,5,7семестры;

контрольный урок – 1,3 семестры

А также на межсемистровых академических концертах два раза в год.

Итоговая оценка учитывает все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить уровень освоения материала, качество сформированных у обучающихся компетенций и степень готовности выпускников к профессиональной деятельности.


Тематический план


п/п

Название темы

Семестр

Количество часов

Макс.

Обяз.

Самост.

1.

Вводно-коррективный курс

1

24

16

8

2.

Основные принципы вокальной техники;

- формирование основ вокальной техники;

- приобретение базовых знаний по народному пению

1-8

51

34

20

3.

Мелодические, метроритмические, ладогармонические особенности народных песен.

1-8

66

44

15

4.

Сценическое воплощение художественного образа.

1-8

58

39

17

5.

Освоение народно-песенного репертуара;

формирование навыков самостоятельной работы с репертуаром.


1-8

15

10

12

Итого:

215

143

72


Содержание курса


Учебный материал по программе «Постановка голоса» для удобства распределен по разделам и темам. Конкретное содержание и тематик занятий преподаватели могут определять самостоятельно, исходя из уровня музыкальной и общеобразовательной подготовки студентов, с учётом особенностей профилирующих предметов и текущей необходимости.

1. Вводно – коррективный курс. Обучение дисциплине «Постановка голоса» в музыкальных училищах начинается с курса, который разрабатывается на основании результатов входного контроля, проводимого по следующим видам деятельности: интонирование; особенности диапазона, регистра голоса; индивидуальные особенности дыхания, резонирования, артикуляции.

П. Основные принципы вокальной техники.

Гигиена певческого голоса. Певческий голос как музыкальный инструмент. Ознакомление с основными правилами голосовой гигиены.

Вибрация голосовых связок – исходная причина появления звука. Приобретение навыка с голосовыми связками для получения вокального звука и резонанса.

Управление дыханием. Освоение основных принципов работы дыхания во время пения: работы диафрагмы, межрёберной мускулатуры, грудной клетки. Классификация типов дыхания (абдоминальное, грудное, ключное).

Управление голосовыми связками, формирование высоты и интенсивности звука. Зависимость высоты звука от сокращения и расслабления голосовых связок. Зависимость интенсивности звука от давления воздушного столбца.

Техника пения в речевой позиции. Артикуляция; артикуляционный аппарат. Работа над фонемами (гласными и согласными звуками речи) и морфемами (открытыми и закрытыми слогами) в речи и вокале. Пение вокализов. Пение распевок на народном материале. Речевая позиция как основа народного пения.

Навык пения низких и высоких нот; переходные участки диапазона. Овладение регистровыми красками на различных участках диапазона, пение в смешанном регистре (микстом).

Классификация голосов; границы диапазонов. Ознакомление с особенностями диапазона и регистра разных певческих голосов (сольных и хоровых).

Обобщение пройденного материала. Повторение пройденного материала, соединение освоенных дидактических единиц в единый комплекс практических навыков.

III. Мелодические, метроритмические, ладогармонические особенности народных песен.

Мелодические особенности народных песен. Различия мелодических построений в сольной и ансамблевой певческих традициях. Основные интонационные попевки, используемые в плачах, календарных, обрядовых песнях. Развитая мелодика протяжных, лирических песен. Её особенности в позднелирических песенных образцах.

Метроритмические особенности народных песен. Основные ритмические фигуры (бинарное, триольное деление долей; дробление, суммирование). Переменный размер. Агогика, рубато. Пение a’cappella и с аккомпанементом. Полиритмические и полиметрические трудности. Акцентуация, сложности соединения стихотворного и музыкального ритма.

Ладогармонические особенности народных песен. Особенности исполнения ладов народной музыки. Применение ладовых красок в различных мелодических оборотах. Мелодические варианты в аспекте одной гармонической последовательности. Основы гармонической импровизации.

Технические особенности исполнительства. Специфика фольклорных исполнительских приёмов. Специфические певческие приёмы в фольклоре и способы их исполнения: завышения и занижения, подъезды и спады, глиссандо, флажолеты, трели, форшлаги и другие мелизмы.

Специфика исполнения народных песен с обилием мелизматики, основные ритмические рисунки. Мелизмы как отражение инструментальной техники и вокальная эстетика. Голос как аналогия смычковых и деревянных духовых инструментов. Мелизмы как мельчайшие длительности мелодии. Перечёркнутый и неперечёркнутый форшлаг. Основные ритмические фигуры. Разнотемповая репетиция колорированных мелодий. Упражнения на импровизацию. Импровизация как первооснова фольклорного музыкального мышления. Различия сольной и ансамблевой импровизации. Пение собственных нотаций народных песен. Связь учебных дисциплин «Расшифровка народных песен» и «Аранжировка народных песен» с «Постановкой голоса».


IV Сценическое воплощение художественного образа.

Отражение окружающего мира в художественных образах. Окружающий мир как совокупность образов. Обобщение как творческий метод создания художественного образа. Мифологические архетипы народа как источник традиционного художественного творчества.

Фантазия и воображение. Воображение как одна из основных составляющих мыслительного процесса художника (исполнителя). Тренинг на воображение. Фантазия как один из творческих методов создания художественной реальности. Тренинги на заданные и самостоятельно выбранные темы.

Эмоционально-психический мир человека и способы его отражения. Эмоционально-психический мир человека в контексте окружающего мира. Шкала эмоциональных тонов. Персонификация и «очеловечивание» как художественные приёмы. Тренинг на заданную тему.

Концепция художественного образа и его воплощение. Первоначальная идея художественного образа как основа исходного замысла художника (исполнителя). Общие и индивидуальные черты художественного образа. Лирический герой произведения и его внутренний мир. Сцена как художественная реальность и сфера жизни художественных образов.

Специфика фольклорных исполнительских приёмов. Специфические певческие приёмы в фольклоре и способы их исполнения: завышения и занижения, подъезды и спады, глиссандо, флажолеты, трели, форшлаги и другие мелизмы.

Средства художественной выразительности. Интонирование и технические приёмы как средства отражения эмоционального состояния. Подражание инструментам как одна из форм вокальной техники.

Специфика исполнения народных песен с обилием мелизматики, основные ритмические рисунки. Мелизмы как отражение инструментальной техники и вокальная эстетика. Голос как аналогия смычковых и деревянных духовых инструментов. Мелизмы как мельчайшие длительности мелодии. Перечёркнутый и неперечёркнутый форшлаг. Основные ритмические фигуры. Разнотемповая репетиция колорированных мелодий. Упражнения на импровизацию. Импровизация как первооснова фольклорного музыкального мышления. Различия сольной и ансамблевой импровизации. Пение собственных нотаций народных песен. Связь учебных дисциплин «Расшифровка народных песен» и «Аранжировка народных песен» с «Постановкой голоса».


V. Освоение народно-песенного репертуара;

формирование навыков самостоятельной работы с репертуаром.

Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно.

Подбирая музыкальный материал, надо учитывать его доступность и посильность. При формировании репертуара необходимо учитывать следующие критерии: соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Произведение должно не только соответствовать возрасту исполнителей, участников коллектива, но важно, чтобы руководитель учитывал и предвидел, что даст это произведение не только коллективу, но и каждому из учащихся, как формирующемуся исполнителю; доступность для понимания и исполнения.

Самостоятельная работа студента по данному курсу заключается:

- в подготовке к занятиям в соответствии с требованиями и темами разделов - формировании необходимых умений и навыков

- стремлении к познавательному обучению, демонстрируя активность и увлеченность в овладении своей профессией. Самостоятельная работа студентов включает:

- изучение основной и дополнительной учебной литературы;

- просмотр и анализ доступных фольклорных и репертуарных сборников;

- прослушивание и просмотр аудио и видео материалов народных исполнителей, профессиональных, учебных и любительских народных коллективов;

- знакомство с монографиями о творчестве известных народно-певческих коллективов;

- знакомство с творчеством современных авторов;

- посещение и заинтересованное обсуждение различных концертных программ


Годовой план минимум


Каждый семестр обучающийся должен сдавать по два-три разнохарактерных произведения.

Обязательное количество выступлений в год – четыре, пять выступлений.


Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации


Программы исполняются наизусть.

Контроль за работой студента осуществляется в форме экзаменов, контрольных уроков, выступлений на концертах, конкурсах на лучшее исполнение заданной программы и др. Обязательными являются три – четыре выступления студента в год.

В целях активизации концертной деятельности студентов рекомендуется осуществить накопление репертуара и проводить сольные концерты студентов засчитывая их как зачет, либо экзамен.


Зачетно-экзаменационные требования


Курс, семестр

Минимальный объём работы

Обязательная часть программы

Формы контроля

1 курс, 1 семестр

Две разнохарактерные песни небольшого диапазона


Песни на грудной диапазон.

Минимальные требования:

«Ох, вишня моя» плясовая, Смоленская обл.

«А Галина мама» лирическая, Краснодарский край;

Общие требования:

«У голубя, у голубя золотая голова» св. плясовая, Псковская область;

«С гор-горы снежки сыплють» масленичная, Псковская область;

«По чужой стороне перепёдкою» лирическая, Курская область;

«Из-за леса, из-за рощи» строевая, Липецкая обл.


Контрольный урок

1 курс, 2 семестр

Две разнохарактерные песни небольшого диапазона с определёнными ладовыми трудностями

Песни на грудной диапазон с ладовыми трудностями.

Минимальные требования:

«Татары шли» колыбельная, Белгородская область

«Вселиственный мой венок» хороводная, Белгородская область;

Общие требования:

«А жил да был бедная» духовный стих, Курская область;

«Хожу я с-по травке» хороводная, Архангельская область;

«По Суджанскому шляху» плясовая, Курская область «Иванушка-рачек» прибаутки, Белгородская обл.

Зачет

2 курс, 3 семестр

Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими, ладовыми и регистровыми сложностями


Минимальные требования:

«Ой, как по реченьке» хороводная, Ивановская обл;

«Сизезенький, касательный селезень» плясовая, Курская область;

Общие требования:

«Шелковая в поле травушка» лирическая, казаки – некрасовцы;

«У меня, младой, муж гнедой» шуточная, Белгородская область;

«Вот п новой по светлице» плясовая, Белгородская область;

«В саду дерево цветёт» строевая, Краснодарский край.

Контрольный урок

2 курс, 4 семестр

Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими, ладовыми, дикционными и регистровыми сложностями

Минимальные требования:

«Шёл я яром» шуточная, Белгородская область;

«Сокол, ты сокол, наш Иванушка» свадебная, Рязанская область;

Общие требования:

«Гулял Ванька по садочку» лирическая, Смоленская область

«Жаворонок в тёмном лесе» лирическая, Белгородская область;

«Ты воспой в саду, соловейка» хороводная, Ростовская область;

«Вы, казачки, казачки» плясовая, Краснодарский край

Зачет

3 курс, 5 семестр

Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими, ладовыми, дикционными и регистровыми сложностями


Минимальные требования:

«Ты взойди, ясное солнышко» протяжная, Белгородская область;

«За Лабою огонь горить» строевая, Краснодарский край;

Общие требования:

«Синее море всколылося» хороводная, казаки-некрасовцы;

«Ай да не во полюшке» протяжная, Краснодарский край;

«Что ты, жинка, губы жмёшь?» плясовая, Ростовская область;

«Вдоль по Питерской было по дорожке» строевая, Волгоградская область.


Зачет

3 курс, 6 семестр

Две разнохарактерные

Песни широкого диапазона с ритмическими, ладовыми, дикционными и регистровыми сложностями; с обилием украшений; с углублённым психологизмом художественного образа

Минимальные требования:

«Бедная птичка» духовный стих из репертуара Нины Матвиенко;

«Всадники – други» строевая, Волгоградская обл.;

Общие требования:

«Княгиня по сенюшкам похаживала» былина, казаки – некрасовцы;

«Гордёна» шуточная, Архангельская область;

«Что при вышнем было, при высоком» протяжная, казаки – некрасовцы;

«Березничек листыватый» плясовая, Псковская область;

«Закатись, завались, жаркое соняйко» весенняя, Брянская область.


Экзамен

4 курс, 7/8 семестр

Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими, ладовыми, дикционными и регистровыми сложностями; с обилием украшений; углублённым психологизмом художественного образа.

Минимальные требования:

«Ой, кумушки, кумитесь» лирическая, Псковская обл.

«Блоха» северная скоморошина;

Общие требования:

«Ночь тёмная» лирическая, Белгородская область

«Скажи, скажи, когда вернёшься?» лирическая, Псковская область;

«Из-за гор-горы едут мазуры» строевая, Белгородская область

«Горе моё, горе» лирическая, Смоленская обл.;

«Горе, горе нам, начальничкам» протяжная, Белгородская область;

«Соловей мой, соловей» лирическая, Смоленская обл.

«По деревне я пройдуся» страдания под язык, Липецкая область;

«А я в бору воду беру» весенняя, Брянская обл.;

«Цё сидишь?» припевки, Псковская область

Зачет/Экзамен



Примерный репертуарный список


В данном разделе приводится примерный перечень песенного материала, включающий песни различной степени сложности. Репертуарный список может быть видоизменён в соответствии с уровнём подготовки студентов и с учётом региональных особенностей подготовки специалистов.


« Абы кто ещё нам сказал про старое», былина Архангельской области;

«А Галина мама по городу ходит», лирическая Ставропольского края

«А жил да был бедная….», духовный стих Курской области;

«А люлю, люли, люлю», колыбельная Белгородской области;

«Бедная птичка», духовный стих Краснодарского края;

«Березничек листыватый», свадебная величальная Псковской области;

«Всадники-други», строевая Волгоградской области;

«Вы казачки, казачки» плясовая Краснодарского края;

«Вышло пузищо на репищо», подблюдная Нижегородской области;

«Глыбокый колодязю», украинская лирическая песня;

«Горе нам, начальничкам», протяжная Белгородской области;

«Грушица» лирическая казаков-некрасовцев;

«Гуляла чечётка», игровая Рязанской области;

«Гулял Ванька по садочку», лирическая Смоленской области;

«Заиграю, заиграю» лирическая казаков-некрасовцев;

«Зародила мене матушка», лирическая Смоленской области;

«Зелёный дубок», свадебная Курской области;

«Иванушка – рачек», детские потешки Белгородской области;

«Из-за гор-горы едут мазуры», лирическая Белгородской области;

«Из-за леса, из-за рощи», строевая Липецкой области;

«Как и шёл, прошёл младенец из неволи», протяжная Белгородской области;

«Как под славною было всё под Журжаю», протяжная Ростовской области;

«Как по морю, морю» лирическая Смоленской области;

«Как у наших воротях», плясовая Белгородской области;

«Лучше нет у нас такого молодца», свадебная величальная Псковской обл.;

«Мимо моего садику», хороводная Московской области;

«На гряной неделе», русальская Брянской области;

«На горе-то калина», хороводная Рязанской области;

«Налетали, налетали ясны сокола», свадебная хороводная Мурманской обл.;

«Не в трубушку трубили», свадебная Московской области;

«Не из саду было», протяжная казаков-некрасовцев;

«Ой, вишня, моя», лирическая Смоленской области;

«Ой, во саду садочке», лирическая Ростовской области;

«Ой, да во зелёном во бору», скоморошина Архангельской области;

«Ой, как по реченьке гоголюшка плывёт», хороводная Ивановской области;

«Ой, кумушки, кумитеся», троицкая Псковской области;

«Ой, тара, тара, тара, пора гостям со двора», свадебная плясовая Белгородской области;

«Ой, маслена, споманщица», масленичная Курской области;

«Оседлаю, коня», походная Ставрополького края;

«Рано цветок расцветая», лирическая Ростовской области;

«Расступитеся, разойдитеся», плач невесты Псковской области;

«Скажи, скажи, когда вернёшься?», лирическая Псковской области;

«Соловей мой», лирическая Смоленской области;»

«Татары шли, ковылу жгли», колыбельная Белгородской области;

«Ты, дуброва», свадебная Белгородской области;

«Уж вы, девки – молодки», плясовая Смоленской области;

«Уж мне смахнуть-то очи ясные», плач невесты Архангельской области;

«Уж ты чёрнай мой», лирическая Белгородской области;

«Хорош-то сокол Иванушка», свадебная Рязанской области;

«Что ты, жинка, губы жмёшь?», плясовая Ростовской области;

«Эх, молодой», лирическая Рязанской области


Методические рекомендации преподавателям


Задачей класса народного пения является подготовка квалифицированных певцов хоров и ансамблей, обладающих вокально-техническим и исполнительским мастерством.

Преподаватель народного пения является основным руководителем обучающегося. Он должен воспитывать идейно-художественное мировоззрение обучающегося, его музыкальный вкус на основе изучения народной песни, лучших образцов творчества современных авторов. Работая над развитием вокально-технических и исполнительских навыков обучающегося, преподаватель должен воспитывать подлинно культурного певца-профессионала, прививать ему навыки неустанной самостоятельной работы над своим голосом и репертуаром, развивать в нем внимание, творческую волю и стремление к самосовершенствованию.

Вокально-техническое развитие обучающегося осуществляется путем систематической работы по созданию правильного певческого звучания на середине диапазона. Не следует добиваться быстрого и значительного расширения диапазона на первом этапе обучения.

С первых шагов надо стремиться к достижению чистой интонации и осмысленности пения, развивать внимание и волю обучающегося. Учитывая, что пение есть психофизиологический творческий процесс, в котором деятельность голосового аппарата (дыхание, гортани и резонаторов) является целостной, особое внимание педагога должно быть обращено на певческое дыхание. Правильное эластичное певческое дыхание дает певцу возможность свободно владеть музыкальной фразой, цезурами и другими элементами выразительности. Как правило, при пении рекомендуется мягкая атака без подъезда.

Певца надо научить разбираться не только в музыкальном содержании, но и в идейной и эмоциональной сущности текста. Певец должен научиться грамотно, осмысленно и выразительно подавать слова, не теряя при этом напевности исполнения.

В начале обучения задачи должны быть очень просты. По мере усовершенствования навыков вокалиста музыкально-исполнительские задачи должны усложняться, но на протяжении всего обучения соответствовать возможностям учащегося, его общей вокальной и музыкальной культуре.

Обязательной является непрерывная работа по совершенствованию вокальной техники.

Каждый обучающийся должен не менее двух раз в год выступать на академических вечерах техникума.

Важную роль в процессе обучения студентов основным навыкам пения играют технические средства обучения. Отработка технических приёмов вокала может и должна проводиться как в аудиторных занятиях, так и во внеаудиторной форме обучения. В помощь студентам можно предоставить запись урока с текущими требованиями и упражнениями, которая обеспечит определённый уровень самоконтроля при отработке этих способствовать скорейшему усвоению учебных требований и навыков. Преподаватель в процессе аудиторной работы производит проверку качества усвоения изучаемого материала и вносит необходимые коррективы для исправления ошибок и погрешностей, допущенных студентами.

При изучении стилевых особенностей той или иной певческой традиции работы с ауди – и видеоматериалами имеет неоценимое значение и должна занять соответствующее своей роли место в учебном процессе. Прослушивание и просмотр записей народных исполнителей имеют глубокий познавательный и обучающий характер. Подробное изучение лучших образцов аутентического исполнительства преследует воспитательные цели, повышая эстетический и культурный уровень студентов в понимании ценности народного творчества в целом и пения как одной из его художественных форм.

Для аудиторной работы с аудио- и видеоматериалами необходимо иметь: магнитофоны (бытового уровня с функцией записи), плееры, видеомагнитофон.

I курс

В течение первого года занятий с обучающимся педагог должен всесторонне изучить его профессиональные данные, устойчивость его общего и профессионального здоровья, его внимания, работоспособности, а также установить степень его музыкальности (слух, память и ритм).

В результате первого года обучения обучающийся должен:

а) овладеть элементами правильного певческого звукообразования, обусловленными взаимодействием певческого дыхания, атаки звука и функции резонаторов, а также навыками округления звуков .

б) добиться освобождения мышц лица, шеи и челюсти, правильной корпусной установки и свободного положения гортани при пении;

в) научиться правильно формировать певческие гласные и согласные;

г) музыкально, осмысленно и выразительно исполнять вокальные произведения, добиваясь чистой интонации.

II курс

На втором курсе продолжается работа над развитием технических и художественно-исполнительских навыков обучающегося. Кроме того, работа предусматривает сглаживание регистров, выравнивания звучности гласных, выработку произношения согласных. Особое внимание должно быть обращено на организацию дыхания, связанного с ощущением опоры. При выборе репертуара следует избегать широкого диапазона мелодии, слишком высокой или низкой тесситуры, а также эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке звука.

III курс

На третьем курсе обучающийся должен:

а) продолжить дальнейшее расширение диапазона;

б) развивать подвижность голоса;

в) развивать четкость дикции и навыки декламационной выразительности с сохранением опертости звука.

Художественно-исполнительское развитие учащегося должно быть направленно на углубление работы над музыкальным и тексиовым содержанием произведения. Большое значение имеет при этом воспитание в учащемся воли к творчески выразительной передаче содержания музыкального произведения, стремления найти для этого соответствующие краски, динамические и выразительные оттенки в передаче текста без утраты певучести.

IV курс

В отношении вокально-технических навыков от учащегося требуется выравнивание звучности на всем диапазоне, на всех гласных, развитие подвижности голоса. Четкость в певческой дикции в кантилене и речитативе, декламационная выразительность с сохранением опертости звучания.


Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов


Данный вид деятельности предусматривает: самостоятельную работу студента по разучиванию учебной программы, подготовку самостоятельно выученных произведений к прослушиваниям, изучение научной литературы по вопросам вокального народного исполнительства, изучение аудио- и видео материалов с выступлениями различных исполнителей.

Виды самостоятельной работы:

1.Разобрать и выучить литературный текст.

2.Расставить дыхание с учетом музыкальных фраз.

3.Разобрать и выучить музыкальное произведение (по нотам).

5.Выбрать, по желанию, песни с учетом своих вокальных возможностей.

6.Знакомство с вокальным творчеством композиторов-авторов исполняемых произведений.

7.Самостоятельное прослушивание аудио- и видео материалов с выступлениями различных исполнителей.


Материально-техническое обеспечение курса


Освоение междисциплинарного курса «МДК.01.04. Постановка голоса» требует наличия в образовательном учреждении музыкальных инструментов (фортепиано, баян, гармонь), так как это является необходимым условием для обеспечения полноценной реализации образовательной программы.

Для аудиторной работы необходимо наличие аудио– и видео материалов исполнителей народных песен, образцов аутентичного исполнительства, что повышает эстетический и культурный уровень студентов в понимании ценности народного творчества в целом и пения как одной из его художественных форм.

В процессе обучения необходимо использовать технические средства обучения: аудио – и видеотехнику для прослушивания и просмотра песенных первоисточников, материалов фольклорных экспедиций, учебных материалов.


Учебно-методическое и информационное обеспечение курса


В перечень учебно-методических документов, обеспечивающих освоение курса, входят:

примерная программа по междисциплинарному курсу «МДК.01.04. Постановка голоса»;

рабочая программа по междисциплинарному курсу «МДК.01.04. Постановка голоса»;

индивидуальные планы обучающихся.

В учебно – методический комплекс следует включать:

- набор аудио – и видеоматериалов для аудиторной и внеаудиторной работы;

- экспедиционные материалы;

- песенные сборники;

- нотные тетради.

Информационное обеспечение – это рекомендуемая литература (основная и дополнительная), интернет-ресурсы.

Рекомендуемые интернет-ресурсы:

  • http://www.mosconsv.ru/

  • http://www.rsl.ru/

  • http://www.domgogolya.ru/

  • http://www.amkmgk.ru/

  • http://www.libfl.ru/

  • http://mkrf.ru/


Перечень основной методической литературы


1. А в Усть-Целме поют. Традиционный песенно-игровой фольклор Усть-Цильмы (сборник к 450летию села). Санкт-Петербург: ИнКа, 1992.

2. Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. М., Музыка, 1991.

3. Великорусские песни в народной гармонизации /Сост. Линёва Е.Э. Санкт-Петербург. Издание Императорской Академии Наук, 1904.

4. Вербов А. Техника постановки голоса. М. Государственное музыкальное издательство, 1961.

5. Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. М., Советский композитор, 1989.

6. Енговатова М.А. Протяжные песни Ульяновского Заволжья. М., Советский композитор, 1981.

7. Ефименкова Б.Б. Северорусская причеть. М., Советский композитор, 1980.

8. Кравченко А. Секреты бельканто. М., АО «Софт Эрго», 1993.

9. Линёва Е.Э. Опыт записи фонографом украинских народных песен. Киев. Музична Украина, 1991.

10. Линклэйтер Кристин. Освобождение голоса. М., Издательство ГИТИС, 1993.

11. Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса. Киев. Музична Украина, 1998

12. Мешко Н.К. Искуссвто народного пения. М., НОУ «Луч», 1996

13. Нестеров А.А. Народные песни Горьковской области. М., Советский композитор, 1972

14. Обрядовая поэзия: Книга 1. Календарный фольклор /Сост. Круглова Ю.Г., М., Русская книга, 1997.

15. Обрядовая поэзия: Книга 2. Семейно-бытовой фольклор /Сост. Круглова Ю.Г., М., Русская книга, 1997

16. Обрядовая поэзия: Книга 3. Причитания /Сост. Круглова Ю.Г. М., Русская книга, 2000.

17. Пашкова З.Г. Песни Пинеги. Архангельсс: Правда Севера, 1999.

18. Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края. М., Родникъ. 1998.

19. Русская историческая песня. Сборник Л., Советский писатель. 1990.

20. Русские народные песни /. Сост. Варганова В.В., М., Правда, 1988.

21. Русские народные песни Смоленской области в записях 1930-1940-х годов /Сост. Рубцов Ф.А. Ф.А. Ленинград. Советский композитор, 1991.

22. Сборник песен Самарского края /Сост. Варенцов В.Г. Самара. Областной центр народного творчества. 1994.

23. Старинные казачьи песни. Сборник. Репринтное издание. Краснодар: Бланкоиздат, 1991.

24. Традиционная музыка Русского Поозерья. Составитель Разумовская Е.Н. Санкт-Петербург. Композитор, 1998.

25. Традиционные зимние увеселения взрослой молодёжи в районах Среднего Приобъя. Составитель Лобкова Г., М., Родникъ, 1996.

26. Хороводные и игровые песни Сибири. Новосибирск. Наука. 1985.

27. Щуров В.М. Песни Усёрдской стороны. М., Композитор, 1995.


Примерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности по видам:

Исполнение вокальной программы.

Поступающий должен исполнить две контрастные песни (одна без сопровождения). Поощряется исполнение программы в народном костюме, использование элементов народного танца и игра на народных инструментах (ложки, трещотки,и т. п.)

Примерный список произведений:

Русская народная песня с сопровождением «Зачем солнце рано встало»;

Русская народная песня без сопровождения «Лучинушка», плач «Не пой, соловушко»;

Русская народная песня «Я на горку шла»;

Музыка Г. Пономаренко, слова М. Агашиной «Растет в Волгограде березка». Музыка Е. Птичкина, слова В. Бутенко «Цветы России».

Перед экзаменом поступающий должен пройти проверку профессионального состояния голослвого аппарата и предоставить справку.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!