Приложение к ООП НОО МАОУ СОШ № 29
Рабочая программа
по музыке
( 4 классы – 34 часа )
Учитель музыки: Пакулина И.П.
(первая квалификационная категория)
г. Калининград
2019
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать
слова и мелодию Гимна России;
смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
названия изученных жанров и форм музыки;
народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
названия изученных произведений и их авторов;
наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору обучающегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
исполнения знакомых песен;
участия в коллективном пении;
музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Искусство (музыка)»
Изучение курса «Искусство (музыка)» в начальной школе обеспечивает определенные результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в результате освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующем уровне общего образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Универсальные учебные действия при изучении предмета «Искусство (музыка)»
УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предметаВ соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД:
- действие смыслообразования (интерес, мотивация);
- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);
- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- формирования желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
В сфере личностных УУД будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника;
- личностная мотивация учебной деятельности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Познавательные УУД:
обучающиеся научатся:
--логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
-применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
-обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, -сравнивать результаты своей деятельности с результатами других обучающихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно -воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
-осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
-пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Коммуникативные УУД:
обучающиеся научатся:
-понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
-слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
-понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
-использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
-приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Регулятивные УУД:
обучающиеся научатся:
-принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; -осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
-прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
-мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
2. Содержание учебного предмета, курса
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Раздел 1. «Россия — Родина моя»( 4 часа)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классик
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (3 часа)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 3. «День, полный событий»( 5 часов)
«В краю великих вдохновений...». Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»( 3 часа )
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды,
предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Вариации в народной и композиторской музыке.Праздники русского народа.Троицын день.
Раздел 5. «В концертном зале»( 8 час)
Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 6. «В музыкальном театре»( 7 час)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»( 4 час)
Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная).Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Тема | Количество часов |
| Россия-Родина моя. | |
1. | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». «Что не выразишь словами, звуком на душу навей» | 1 |
2. | Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 |
3. | «Ты откуда русская, зародилась, музыка? | 1 |
4. | «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» | 1 |
5. | О РОССИИ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ | 1 |
6. | Святые земли Русской | 1 |
7. | Праздник праздников, торжество торжеств. Родной обычай старины | 1 |
8. | ВПМ «Хочу быть солистом» Основы искусства вокального пения | 1 |
9. | ВПМ «Хочу быть солистом» Возрастные особенности развития детского подросткового голоса | 1 |
| День, полный событий | 1 |
10. | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… | 1 |
11. | Зимнее утро. Зимний вечер | 1 |
12. | Что за прелесть эти сказки | 1 |
13. | Ярмарочное гулянье. Приют, сияньем муз одетый… | 1 |
| Гори , гори ясно, чтобы не погасло | 1 |
14. | Композитор - имя ему народ | 1 |
15. | ВПМ «Хочу быть солистом» Песня, как воплощение сценического музыкального образа | 1 |
16. | ВПМ «Хочу быть солистом» Законы пения в произношении гласных и согласных | 1 |
17. | Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов | 1 |
18. | Музыкант - чародей | 1 |
19. | Народные праздники. Обычаи, обряды Троица | 1 |
20. | В концертном зале | 1 |
21. | Музыкальные инструменты | 1 |
22. | Музыкальная форма - вариации Сюита. Старинная музыка | 1 |
23. | Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ | 1 |
24. | Музыкальный жанр - полонез. | 1 |
25. | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы : вальс, мазурка | 1 |
26. | ВПМ «Хочу быть солистом» Зритель, как элемент общения исполнителя | 1 |
27. | ВПМ «Хочу быть солистом» Песня - маленький театр | 1 |
28. | Музыкальный жанр: соната | 1 |
29. | Жанры камерной музыки: романс, баркарола. | 1 |
30. | Симфоническая увертюра | 1 |
31. | Царит гармония оркестра | 1 |
32. | В музыкальном театре | 1 |
33. | ВПМ «Хочу быть солистом» Показательные выступления | 1 |
34. | ВПМ «Хочу быть солистом» Показательные выступления | 1 |
| Всего: | 34 |