Приложение к ООП ООО МАОУ СОШ № 29
Рабочая программа
по музыке
( 7 классы – 35 часов )
Учитель музыки: Пакулина И.П.
(первая квалификационная категория)
г. Калининград
2019
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с обучающимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению обучающимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью обуающихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися (личностные, метапредметные, предметные)
В основе программы лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Основными видами музыкальной деятельности школьников являются: Пение, слушание музыки, инструментальное музицирование, музыкально - пластическое движение, драматизация музыкальных произведений
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в результате освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знания культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности чувств, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности обучающихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнение учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умения устанавливать причинно – следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; - смысловые чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующем уровне общего образования и отражают:
сформированности основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированности потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированности мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицировании, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности:
формирование общего представление о музыкальной картине мира;
понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, - понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений;
сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров.
2. Содержание учебного предмета, курса
Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально- инструментальная и камерно-инструментальная.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Музыкальный образ и музыкальная драматургия.
Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки »17 часов.
Музыка как искусство интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так называемой чистой музыке (камерной, симфонической( они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических произведениях (опере, балете и др.) намечаются последовательным развёртыванием сюжета, слов (поэтических идей).
Первое полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию обучающихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в балете Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос –суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.
Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени. Обучающиеся должны понять ,что эта музыка, к которой надо идти ,в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.
Тема II полугодия:
Мир образов камерной и симфонической музыки - 17 часов
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт обучающихся
на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции.
Презентации исследовательских проектов обучающихся.
Обобщение фактических знаний обучающихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
График прохождения учебной программы по четвертям
Четверть | I | II | III | IV |
Раздел программы | Особенности драматургии сценической музыки | Особенности драматургии сценической музыки | Мир образов камерной и симфонической музыки | Мир образов камерной и симфонической музыки |
№ уроков | 1 - 16 | 17 - 35 |
Тематическое планирование
| Разделы и темы, включая внутрипредметный модуль « Я - солист » 10 часов | |
| Особенности драматургии сценической музыки | |
1. | Классика и современность | 1 |
2. | В музыкальном театре. Опера. | 1 |
3. | В музыкальном театре. Балет | 1 |
4. | Героическая тема в русской музыке | 1 |
5. | В музыкальном театре. | 1 |
6. | Сюжеты и образы духовной музыки. | 1 |
7. | Музыка к драматическому спектаклю. | 1 |
8. | ВПМ Определение жанровой специфики, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра | 1 |
9. | ВПМ Определение специфики построения произведений | 1 |
| II Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. | 1 |
10. | Музыкальная драматургия – развитие музыки | 1 |
| Стилевые особенности русской классической музыкальной школы | 1 |
11. | Камерная инструментальная музыка Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы | 1 |
12. | Циклические формы инструментальной музыки. Характерные черты русской национальной музыкальной школы (В.Калинников "Симфония №1") | 1 |
13. | Драматизм, героика, психологизм как характерные особенности русской классической школы (М. И. Глинка опера "Иван Сусанин") | 1 |
14. | Картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы (А.Бородина опера "Князь Игорь") | 1 |
15. | ВПМ Определение специфики построения произведений | 1 |
16. | ВПМ Определение специфики построения произведений | 1 |
17. | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.П. Мусоргского | 1 |
18. | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве, Н.А. Римского-Корсакова | 1 |
19. | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И.Чайковского ("Симфония №5") | 1 |
20. | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве С.В.Рахманинова | 1 |
21. | Особенности проявления романтизма в русской музыке ВПМ Названия групп голосов, их расположение в хоре | 1 |
22. | Исполнение как искусство интерпретации. ВПМ Определение типов дыхания, их особенности | 1 |
23. | Выдающиеся российские исполнители: С.Т.Рихтер, Д.Ф.Ойстрах, Е.А.Мравинский, А.В.Свешников и др. | 1 |
| Традиции и новаторство в музыкальном искусстве ВПМ Определение музыкального слуха, памяти | 1 |
24. | Стилевое разнообразие музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.) | 1 |
25. | Характерные черты музыки различных стилевых направлений ВПМ Что такое художественный образ произведения? | 1 |
26. | Симфоджаз (Дж.Гершвин) ВПМ Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни | 1 |
27. | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века. А.И.Хачатурян ВПМ | 1 |
28. | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века. Р.Щедрин "Кармен-сюита". Балет | 1 |
29. | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века. С.Прокофьев. "Соната №2", "Симфония №1" | 1 |
30. | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века.Д.Шостакович "Симфония №7" | 1 |
31. | Знакомство с наиболее яркими произведениями зарубежных композиторов академической направленности XX века. (Б.Бриттен, А.Шенберг) | 1 |
32. | Характерные черты индивидуального творчества выдающихся композиторов современности ВПМ Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни | 1 |
33. | Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования | 1 |
34. | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Исследовательский проект | 1 |
35. | ВПМ Заключительный урок-концерт | 1 |
| ВСЕГО | 35 |