СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Рабочая программа по музыке 7 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

на  основе  авторской  программы. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. М.: 2017. — 158 с.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Рабочая программа по музыке 7 класс»


Приложение к ООП ООО МАОУ СОШ № 29









Рабочая программа


по музыке


( 7 классы – 35 часов )











Учитель музыки: Пакулина И.П.


(первая квалификационная категория)



















г. Калининград


2019


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

специфику музыки как вида искусства;

значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

основные жанры народной и профессиональной музыки;

основные формы музыки;

характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

формированию представлений о художественной картине мира;

овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с обучающимися, с учителем;

формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

овладению обучающимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью обуающихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.



Планируемые результаты освоения программы обучающимися (личностные, метапредметные, предметные)

В основе программы лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Основными видами музыкальной деятельности школьников являются: Пение, слушание музыки, инструментальное музицирование, музыкально - пластическое движение, драматизация музыкальных произведений

Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в результате освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знания культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- эстетические потребности, ценности чувств, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности обучающихся:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнение учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

умения устанавливать причинно – следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; - смысловые чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующем уровне общего образования и отражают:

сформированности основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

сформированности потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

сформированности мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицировании, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности:

формирование общего представление о музыкальной картине мира;

понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, - понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений;

сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров.



2. Содержание учебного предмета, курса



Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально- инструментальная и камерно-инструментальная.

Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.

Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической  музыки »17 часов.

           Музыка как искусство интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так называемой  чистой музыке (камерной, симфонической( они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических произведениях (опере, балете и  др.) намечаются последовательным развёртыванием сюжета, слов (поэтических идей).

 Первое  полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию обучающихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве»  в балете Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос –суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.

Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени. Обучающиеся должны понять ,что эта музыка, к которой надо идти ,в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.

Тема  II  полугодия:

Мир образов камерной и симфонической музыки -  17 часов

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки

Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

           Систематизировать жизненно-музыкальный опыт обучающихся

на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. 

Презентации исследовательских проектов обучающихся.

Обобщение  фактических знаний обучающихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.

График прохождения учебной программы по четвертям



Четверть

I

II

III

IV


Раздел программы

Особенности драматургии сценической музыки

Особенности драматургии сценической музыки

Мир образов камерной и симфонической музыки

Мир образов камерной и симфонической музыки

№ уроков

1 - 16

17 - 35



  1. Тематическое планирование




Разделы и темы, включая внутрипредметный модуль « Я - солист » 10 часов



Особенности драматургии сценической музыки


1.

Классика и современность

1

2.

В музыкальном театре. Опера.

1

3.

В музыкальном театре. Балет

1

4.

Героическая тема в русской музыке

1

5.

В музыкальном театре.

1

6.

Сюжеты и образы духовной музыки.

1

7.

Музыка к драматическому спектаклю.

1

8.

ВПМ Определение жанровой специфики, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра

1

9.

ВПМ Определение специфики построения произведений

1


II Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

1

10.

Музыкальная драматургия – развитие музыки

1


Стилевые особенности русской классической музыкальной школы

1

11.

Камерная инструментальная музыка Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы

1

12.

Циклические формы инструментальной музыки. Характерные черты русской национальной музыкальной школы (В.Калинников "Симфония №1")

1

13.

Драматизм, героика, психологизм как характерные особенности русской классической школы (М. И. Глинка опера "Иван Сусанин")

1

14.

Картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы (А.Бородина опера "Князь Игорь")

1

15.

ВПМ Определение специфики построения произведений

1

16.

ВПМ Определение специфики построения произведений

1

17.

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.П. Мусоргского

1

18.

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве, Н.А. Римского-Корсакова

1

19.

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И.Чайковского ("Симфония №5")

1

20.

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве С.В.Рахманинова

1

21.

Особенности проявления романтизма в русской музыке

ВПМ Названия групп голосов, их расположение в хоре

1

22.

Исполнение как искусство интерпретации.

ВПМ Определение типов дыхания, их особенности

1

23.

Выдающиеся российские исполнители: С.Т.Рихтер, Д.Ф.Ойстрах, Е.А.Мравинский, А.В.Свешников и др.

1


Традиции и новаторство в музыкальном искусстве ВПМ Определение музыкального слуха, памяти

1

24.

Стилевое разнообразие музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.)

1

25.

Характерные черты музыки различных стилевых направлений

ВПМ Что такое художественный образ произведения?

1

26.

Симфоджаз (Дж.Гершвин)

ВПМ Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни

1

27.

Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века. А.И.Хачатурян

ВПМ

1

28.

Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века.  Р.Щедрин "Кармен-сюита". Балет

1

29.

Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века. С.Прокофьев. "Соната №2",  "Симфония №1"

1

30.

Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века.Д.Шостакович "Симфония №7"

1

31.

Знакомство с наиболее яркими произведениями зарубежных композиторов академической направленности XX века. (Б.Бриттен, А.Шенберг)

1

32.

Характерные черты индивидуального творчества выдающихся композиторов современности

ВПМ Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни

1

33.

Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования

1

34.

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Исследовательский проект

1

35.

ВПМ Заключительный урок-концерт

1


ВСЕГО

35