СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: «Речь»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Методическая разработка:  «Речь»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Речь»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чистенская школа-гимназия»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Чапаева,54, с. Чистенькое, Симферопольский район, 297570






























Тема: «Речь»

Задачи:

 сформировать у учащихся представление о различных факторах, влияющих на восприятие речи;

– развивать практическое умение пользоваться различными средствами речевого общения;

– воспитывать сознательное отношение к своей речи, к произносимым словам;

– обучить школьников голосовой гимнастике.

Форма проведения занятия: мастерская ораторского искусства.

Методы обучения: словесный,наглядный.

Средства обучения: мультимедийный проектор, слайд-презентация.

Ход занятия

Ответьте на вопросы:

1. Что означает понятие ВНД?

2. Какой часть (орган) организма отвечает за работу ВНД?

3. Что такое сон?

4. Назовите основные фазы сна?

5. Сформулируйте понятие «сновидение»

Рис. 1. Функциональные отделы головного мозга.


  1. Актуализация знаний учащихся

• Кто такой оратор?

(Ответ. Человек, обладающий даром произносить речь.)

• Что собой представляет речь?

(Ответ. Один из видов коммуникативной деятельности человека, основанный на использовании средств языка для общения с другими членами коллектива.)

Изучение нового материала


Итак, Вы хорошо усвоили предыдущие темы и теперь пришло время узнать еще больше об особенностях развития высшей нервной деятельности животных и, особенно, человека.

С помощью данного изображения вспомните, какая часть мозга за какой процесс высшей нервной деятельности отвечает.

Вспомнили?

Как Вы уже должны были понять – кора головного мозга – это носитель интеллекта человека. В ней происходит процесс восприятия различных сигналов об окружающем нас мире. В отличие от животных человек использовать в качестве сигналов может не только природные явления и факторы, но и речь. Таким образом, у человека выделяют две сигнальные системы (те, которые передают информацию о внешнем мире) – первую и вторую.

Задание 1. С помощью учебника, сформулируйте понятия, «первая сигнальная система», «вторая сигнальная система». Ответы запишите в тетрадь.

Именно вторая сигнальная система представлена речью. Речь – это уникальное свойство человека, которое дает возможность с помощью знаков озвучивать свою мысль или выражать ее письменно. Речь обеспечивает человеку речевой аппарат.

Закрепление знаний .Фронтальный опрос.

Домашнее задание:

Ответьте на вопросы в конце параграфа

Интересно знать, что…

- при нарушении работы лобных долей мозга больной не может осуществить сложные поведенческие схемы, у него нет цели, намерений, он легко раздражается.

- при нарушении работы затылочно-теменных долей левого полушария больной теряет ориентацию в пространстве, не может пространственно мыслить.

- при поражении левой височной зоны нарушается понимание речи.

- человек может произносить до 14 звуков в секунду, при этом отдельные элементы речевого аппарата — язык, губы, челюсти могут двигаться не чаще двух-четырех раз в секунду.

- при разговоре мы синхронно задействуем около 100 мышц груди, шеи, челюстей, языка и губ.

Самостоятельная работа

1. В головном мозге размещены центры ВНД:

А) да

Б) нет

В) этот факт изменчив.

2. Сон – это:

А) важный для всех животных процесс;

Б) бесполезная «трата времени»;

В) не обязательный процесс жизни животных.

3. Сон состоит из:

А) 3 фаз

Б) 4 фа

В) 2 фаз

Г) 4 фаз и быстрого сна.

4. Сновидения характерны для:

А) первой фазы

Б) второй фазы

В) четвертой фазы

Г) третьей фазы

5. Самая короткая фаза сна:

А) вторая

Б) третья

В) первая

Г) четвертая

6. Выберите характеристики безусловных рефлексов:

А) индивидуальные

Б) видовые

В) наследственные

Г) постоянные.

7. Какая отрасль науки исследует, как под влиянием обучения и воспитания формируется личность человека:

А) физиология высшей нервной деятельности

Б) психология

В) психофизиология.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!