Тема: Лингвистический анализ текста.
Ход урока.
II.Словарная работа.
- Повторим лингвистические термины (вызываю к доске ); запишите слова, определите часть речи.
официально-деловой стиль
лексический повтор
слова, обозначающие целое и его часть;
анафора, эпифора, метонимия, синекдоха.
- что объединяет эти слова? (общая тема- текст).
III.Объяснение нового материала.
1)- запишите тему урока:
- определите ключевое слово в теме. (текст)
- Что называется текстом?
- Что значит лингвистический анализ?
- Сформулируйте цели и задачи урока.
(Систематизировать изученное по темам «Типы, стили речи»; «Изобразительно- выразительные средства»; формировать навыки определения художественных средств в тексте, стилей, типов речи)
2) Объяснение нового материала.
-В зависимости от того, с кем говорим, где говорим, с какой целью говорим выделяются стили:(презентация)
1. разговорный
2. официально-деловой
3. научный
4. публицистический
5. художественный
-Во время моего объяснения вам необходимо заполнить таблицу:
Стили | цель высказывания | сфера применения ( жанры) - в устной речи - в письменной речи | функция стилей | средства языка, характерные для стиля. |
разговорный | | | | |
официально-деловой | | | | |
научный | | | | |
публицисти- ческий | | | | |
художествен- ный | | | | |
- Вспомним типы речи. 1. Описание 2. Повествование 3. рассуждение
- Вспомним способы связи предложений в тексте (параллельная и последовательная).
Связь предложений может осуществляться при помощи средств каких? лексических Морфологических.
Текст №1
Прочитайте текст и выполните к нему 1—3 задания.
Портрет маленького Пушкина
(1)Лицо его было совершенно круглым, мягким и смуглым. (2) Губы полные и ярко-красные, глаза блестящие и мечтательные. (3)Каштановые кудри вились, точно стружки, охватывая голову ото лба и до затылка. (4) Меж пухлых щёк — немного приплюснутый нос с широкими ноздрями.
Определите стиль речи.
разговорный
научный
художественный
официальный
Определите тип речи.
1)повествование 3) рассуждение
2) описание 4) описание с элементами повествования
Какое средство выразительности языка не использовано в тексте?
сравнение
эпитет
однородные члены предложения
гипербола
Текст №2
Прочитайте текст и выполните к нему 1—5 задания.
Повествование — один из типов речи, в котором мир предстаёт в динамике, в движении. В таком тексте рассказывается о следующих друг за другом действиях, как бы создаётся лента кадров.
Чтобы подчеркнуть последовательность развития действия, в повествовании часто используются слова и словосочетания, обозначающие время (потом, через некоторое время и пр.), глаголы движения, деепричастия совершенного вида. Динамичность тексту придают формы глагола прошедшего времени совершенного вида. В ряду с ними используются и другие формы; при этом глаголы прошедшего времени несовершенного вида подчёркивают длительность действия, настоящего — позволяют представить действие как происходящее на глазах читателя.
Определите стиль речи.
официально-деловой
научно-популярный
художественный
разговорный
Определите тип речи.
1)повествование 3) рассуждение
2)описание 4) описание с рассуждением
Какое утверждение является ошибочным?
В качестве средств связи предложений в тексте использованы синонимы, повтор слов.
Связь предложений первого абзаца цепная.
В связи предложений второго абзаца большую роль играют союзы.
Выделенное в первом предложении слово является многозначным.
4. Какой из перечисленных признаков не характерен для публицистического стиля речи?
основная задача текста — воздействие, влияние на мысли, чувства, поведение читателей и слушателей
использование общественно-политической лексики
официальность, отсутствие эмоций
наличие изобразительно-выразительных средств языка
5. Какое средство выразительности языка состоит в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию приписываются свойства или действия живого существа?
градация 3) олицетворение
эпитет 4) гипербола
худ. ср. выр-и
Ответы 1)Б,В,Г,Д,А 2)Б,В,Д,А,Г 3)Б,Г,Д,А,В
Определите средства выразительности.
1.Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.
2.Мужичок с ноготок.
3.Ступеням и дорогам не кончен счет,
Камням и порогам не найден счет.
4.Из ненавидящей любви.
5.Село было обрадовано произошедшим событием.
А – метонимия, Б – аллитерация, В – литота, Г – эпифора, Д – оксюморон.
1.Под ним струя светлей лазури.
2.Буйная головушка поникла на его широкую грудь.
3.Под окнами костер метели белой.
4.Лед в низинах и на болотах покряхтывает, потрескивает, пощелкивает.
5.Студент нынче пошел не тот.
А – градация, Б – сравнение, В – эпитет, Г – синекдоха, Д – метафора.
1.Кто бы мог подумать, что я забыл тебя?
2.Дожить до седин.
3.Ты красив – я страшен.
4.Тучки грозовые по небу плывут.
5.Легкая атлетика – королева спорта.
А – инверсия, Б – риторический вопрос, В – перифраза, Г – метонимия, Д – антитеза.
Текст №1
Прочитайте текст и выполните к нему 1—3 задания.
Портрет маленького Пушкина
(1)Лицо его было совершенно круглым, мягким и смуглым. (2) Губы полные и ярко-красные, глаза блестящие и мечтательные. (3)Каштановые кудри вились, точно стружки, охватывая голову ото лба и до затылка. (4) Меж пухлых щёк — немного приплюснутый нос с широкими ноздрями.
1.Определите стиль речи.
разговорный
научный
художественный
официальный
2.Определите тип речи.
1)повествование 3) рассуждение
2) описание 4) описание с элементами повествования
Какое средство выразительности языка не использовано в тексте?
сравнение
эпитет
однородные члены предложения
гипербола
Текст №2
Прочитайте текст и выполните к нему 1—5 задания.
Повествование — один из типов речи, в котором мир предстаёт в динамике, в движении. В таком тексте рассказывается о следующих друг за другом действиях, как бы создаётся лента кадров.
Чтобы подчеркнуть последовательность развития действия, в повествовании часто используются слова и словосочетания, обозначающие время (потом, через некоторое время и пр.), глаголы движения, деепричастия совершенного вида. Динамичность тексту придают формы глагола прошедшего времени совершенного вида. В ряду с ними используются и другие формы; при этом глаголы прошедшего времени несовершенного вида подчёркивают длительность действия, настоящего — позволяют представить действие как происходящее на глазах читателя.
1. Определите стиль речи.
официально-деловой
научно-популярный
художественный
разговорный
2. Определите тип речи.
1)повествование 3) рассуждение
2)описание 4) описание с рассуждением
3. Какое утверждение является ошибочным?
В качестве средств связи предложений в тексте использованы синонимы, повтор слов.
Связь предложений первого абзаца цепная.
В связи предложений второго абзаца большую роль играют союзы.
Выделенное в первом предложении слово является многозначным.