СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка, русский язык, 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка, русский язык, 10 класс»

Тема: Лингвистический анализ текста.

Ход урока.

II.Словарная работа.

- Повторим лингвистические термины (вызываю к доске ); запишите слова, определите часть речи.

официально-деловой стиль

лексический повтор

слова, обозначающие целое и его часть;

анафора, эпифора, метонимия, синекдоха.

- что объединяет эти слова? (общая тема- текст).

III.Объяснение нового материала.

1)- запишите тему урока:

- определите ключевое слово в теме. (текст)

- Что называется текстом?

- Что значит лингвистический анализ?

- Сформулируйте цели и задачи урока.

(Систематизировать изученное по темам «Типы, стили речи»; «Изобразительно- выразительные средства»; формировать навыки определения художественных средств в тексте, стилей, типов речи)

2) Объяснение нового материала.

-В зависимости от того, с кем говорим, где говорим, с какой целью говорим выделяются стили:(презентация)

1. разговорный

2. официально-деловой

3. научный

4. публицистический

5. художественный

-Во время моего объяснения вам необходимо заполнить таблицу:

Стили

цель высказывания

сфера применения ( жанры) - в устной речи

- в письменной речи

функция стилей

средства языка, характерные для стиля.

разговорный





официально-деловой





научный





публицисти-

ческий





художествен-

ный





- Вспомним типы речи. 1. Описание 2. Повествование 3. рассуждение

- Вспомним способы связи предложений в тексте (параллельная и последовательная).

Связь предложений может осуществляться при помощи средств каких? лексических Морфологических.

Текст №1

Прочитайте текст и выполните к нему 1—3 задания.

Портрет маленького Пушкина

(1)Лицо его было совершенно круглым, мягким и смуглым. (2) Губы полные и ярко-красные, глаза блестящие и мечтательные. (3)Каштановые кудри вились, точно стружки, охватывая голову ото лба и до затылка. (4) Меж пухлых щёк — немного приплюснутый нос с широкими ноздрями.

  1. Определите стиль речи.

  1. разговорный

  2. научный

  3. художественный

  4. официальный

  1. Определите тип речи.

1)повествование 3) рассуждение

2) описание 4) описание с элементами повествования


  1. Какое средство выразительности языка не использовано в тексте?

  1. сравнение

  2. эпитет

  3. однородные члены предложения

  4. гипербола

Текст №2

Прочитайте текст и выполните к нему 1—5 задания.

Повествование — один из типов речи, в котором мир предстаёт в динамике, в движении. В таком тексте рассказывается о следующих друг за другом действиях, как бы создаётся лента кадров.

Чтобы подчеркнуть последовательность развития действия, в повествовании часто используются слова и словосочетания, обозначающие время (потом, через некоторое время и пр.), глаголы движения, деепричастия совершенного вида. Динамичность тексту придают формы глагола прошедшего времени совершенного вида. В ряду с ними используются и другие формы; при этом глаголы прошедшего времени несовершенного вида подчёркивают длительность действия, настоящего — позволяют представить действие как происходящее на глазах читателя.

  1. Определите стиль речи.

  1. официально-деловой

  2. научно-популярный

  3. художественный

  4. разговорный

  1. Определите тип речи.

1)повествование 3) рассуждение

2)описание 4) описание с рассуждением

  1. Какое утверждение является ошибочным?

  1. В качестве средств связи предложений в тексте использованы синонимы, повтор слов.

  2. Связь предложений первого абзаца цепная.

  3. В связи предложений второго абзаца большую роль играют союзы.

  4. Выделенное в первом предложении слово является многозначным.

4. Какой из перечисленных признаков не характерен для публицистического стиля речи?

  1. основная задача текста — воздействие, влияние на мысли, чувства, поведение читателей и слушателей

  2. использование общественно-политической лексики

  3. официальность, отсутствие эмоций

  4. наличие изобразительно-выразительных средств языка

5. Какое средство выразительности языка состоит в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию приписываются свойства или действия живого существа?

  1. градация 3) олицетворение

  2. эпитет 4) гипербола



худ. ср. выр-и

Ответы 1)Б,В,Г,Д,А 2)Б,В,Д,А,Г 3)Б,Г,Д,А,В






Определите средства выразительности.

1.Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

2.Мужичок с ноготок.

3.Ступеням и дорогам не кончен счет,

Камням и порогам не найден счет.

4.Из ненавидящей любви.

5.Село было обрадовано произошедшим событием.

А – метонимия, Б – аллитерация, В – литота, Г – эпифора, Д – оксюморон.


1.Под ним струя светлей лазури.

2.Буйная головушка поникла на его широкую грудь.

3.Под окнами костер метели белой.

4.Лед в низинах и на болотах покряхтывает, потрескивает, пощелкивает.

5.Студент нынче пошел не тот.

А – градация, Б – сравнение, В – эпитет, Г – синекдоха, Д – метафора.


1.Кто бы мог подумать, что я забыл тебя?

2.Дожить до седин.

3.Ты красив – я страшен.

4.Тучки грозовые по небу плывут.

5.Легкая атлетика – королева спорта.

А – инверсия, Б – риторический вопрос, В – перифраза, Г – метонимия, Д – антитеза.

Текст №1

Прочитайте текст и выполните к нему 1—3 задания.

Портрет маленького Пушкина

(1)Лицо его было совершенно круглым, мягким и смуглым. (2) Губы полные и ярко-красные, глаза блестящие и мечтательные. (3)Каштановые кудри вились, точно стружки, охватывая голову ото лба и до затылка. (4) Меж пухлых щёк — немного приплюснутый нос с широкими ноздрями.

1.Определите стиль речи.

  1. разговорный

  2. научный

  3. художественный

  4. официальный

2.Определите тип речи.

1)повествование 3) рассуждение

2) описание 4) описание с элементами повествования

  1. Какое средство выразительности языка не использовано в тексте?

  1. сравнение

  2. эпитет

  3. однородные члены предложения

  4. гипербола

Текст №2

Прочитайте текст и выполните к нему 1—5 задания.

Повествование — один из типов речи, в котором мир предстаёт в динамике, в движении. В таком тексте рассказывается о следующих друг за другом действиях, как бы создаётся лента кадров.

Чтобы подчеркнуть последовательность развития действия, в повествовании часто используются слова и словосочетания, обозначающие время (потом, через некоторое время и пр.), глаголы движения, деепричастия совершенного вида. Динамичность тексту придают формы глагола прошедшего времени совершенного вида. В ряду с ними используются и другие формы; при этом глаголы прошедшего времени несовершенного вида подчёркивают длительность действия, настоящего — позволяют представить действие как происходящее на глазах читателя.

1. Определите стиль речи.

  1. официально-деловой

  2. научно-популярный

  3. художественный

  4. разговорный


2. Определите тип речи.

1)повествование 3) рассуждение

2)описание 4) описание с рассуждением

3. Какое утверждение является ошибочным?

  1. В качестве средств связи предложений в тексте использованы синонимы, повтор слов.

  2. Связь предложений первого абзаца цепная.

  3. В связи предложений второго абзаца большую роль играют союзы.

  4. Выделенное в первом предложении слово является многозначным.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!