СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка темы "Объекты. Системы объектов"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка темы "Объекты. Системы объектов" (8 часов) представляет разработку 8 уроков, включая самостоятельную работу для контроля усвоения учащимися материала по данной теме (дифференцированную по уровням сложности для реализации индивидуального подхода к каждому ученику).

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка темы "Объекты. Системы объектов"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»

Кафедра информатики и ИКТ














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ:


«Объекты.

Системы объектов»


Разработал: учитель информатики и ИКТ высшей категории

Е.Ю.Андреева







2022-2023 учебный год

Пояснительная записка


Данная методическая разработка предназначена для применения в 6 классе общеобразовательной школы при изучении предмета «Информатика и ИКТ». Она опирается на учебник Л.Босовой «Информатика и ИКТ. 7 класс», а также задачник Л.Залогова и др. «Задачник-практикум» в 2-х томах. Для раскрытия данной темы могут быть применены ЦОРы, разработанные Л.Босовой по темам: «Объекты и их признаки», «Отношения объектов».

На изучение данной темы может быть отведено 8 часов (4 пары по сдвоенной системе уроков):

1 пара - Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов.

2 пара - Состав объектов. Системы объектов.

3 пара - Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

4 пара – Обобщение материала по данной теме. Самостоятельная работа.

В самостоятельной работе выполнение заданий №1,2,3 соответствуют низкому уровню сложности; задание №4 – среднему уровню сложности; задание №5 – высокому уровню сложности.















План урока

Класс: Дата:

Тема: Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Цели: 1. Дать понятие объекта.

2. Разобрать признаки объектов и их отношения друг к другу.

3. Повторить понятие «множества» и отношения между множествами.

4. Научиться классифицировать объекты.

5. Закрепить знания практической работой.

Организационный момент Проверка присутствующих, наличия письменных принадлежностей, объявление темы урока.


ХОД УРОКА (комбинированный)

Основные тезисы урока.

Объект – любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая человеком как единое целое.

Например, телефон, книга, кошка – объекты-предметы; каникулы, чтение, поездка – объекты-процессы; гроза, солнечное затмение – объекты-явления.

Каждый объект имеет имя, которое позволяет отличить его от других объектов.

Имена бывают: общими (обозначающими множество объектов) и единичными (обозначающими конкретный объект в некотором множестве). Для некоторых видов объектов используют собственные имена.

Задание №1.

Дайте общие имена объектам:

- объекты, выросшие на грядке;

- объекты, проживающие в Москве;

- объекты, управляющие тракторами;

- объекты, посещающие детские сады;

- объекты, посещающие школы.

Каждый объект обладает признаками (свойства, действия, поведение, состояния) , благодаря которым один объект можно отличать от другого.

Отдельные свойства объектов окружающего мира вы­зывают у нас ощущения. Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.

Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (слад­кий или гладкий), а по их совокупности. Примеры:

  • желтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон;

  • зеленая, колючая, пахнет смолой — елка.


По схожести признаков объекты могут быть объединены в множества. Множества обозначаются большими латинскими буквами. Объекты, входящие в множество, называются элементами множества.

Например, А – множество городов. А={Вена, Москва, Баксан, Тбилиси, Нальчик}. Множества часто обозначают с помощью кругов Эйлера.

А






Задание №2.

Изобразите с помощью кругов Эйлера следующие объекты и множества:

- берёза, сосна, дерево, дуб, ель, томат;

- канарейка, каблук, кабина, кабан, ножницы;

- страх, радость, ужас, нежность, наказание.

Отношения между множествами:

  1. Никакие А не есть В

А – множество овощей В – множество фруктов


А В



  1. Некоторые А есть В



А В


А – школьники В – спортсмены

Некоторые школьники – спортсмены.


  1. Все В есть А

А – города В- крупные города

Все крупные города есть города


Множество В называют подмножеством множества А.







Работа в классе. Задачник, часть 1, стр.76-77, упр. 25, 27.


Задача №1.

В классе 25 учащихся. Из них 5 человек не умеют играть ни в шашки, ни в шахматы. 18 учащихся умеют играть в шашки, 20 – в шахматы. Сколько учащихся класса играют и в шашки, и в шахматы?


А – учащиеся класса; В – учащиеся класса, играющие в шашки; С – учащиеся класса, играющие в шахматы.


А





18+20 –Х+5=25

Х=18 (учащихся)

Ответ: В классе 18 учащихся играют и в шашки, и в шахматы.

Задача №2.

Каждый ученик в классе изучает либо английский, либо французский язык, либо оба языка. Английский язык изучают 25 человек, французский – 27 человек, а и тот, и другой – 18 человек. Сколько всего в классе учеников?


25+27-18=Х Х=34 (уч)

Задача №3.

В бригаде полеводов 25 человек. Среди них 20 человек – моложе 30 лет и 15 человек старше 20 лет. Может ли так быть?

Может, если 10 человек моложе 20 лет, 10 – в возрасте от 20 до 30 лет, 5 – старше 30 лет.



Домашнее задание: Учебник, параграф 6.2 (стр.288-293), задачник, часть1, стр.78, упр.28

Задачи:

  1. На листе бумаге начертили круг площадью 78 кв.см. и квадрат площадью 55 кв.см. Площадь пересечения круга и квадрата равна 30 кв.см. Не занятая кругом и квадратом площадь 150 кв.см. Найдите площадь листа. (253)

  2. В детском саду 52 ребёнка. Каждый из них любит либо пирожное, либо мороженое, либо то и другое. Половина детей любит пирожное, а 20 человек – пирожное и мороженое. Сколько детей любит мороженое? (46)

  3. Сколько в классе учащихся, если известно, что лыжным спортом увлекаются 28 человек, отличников в классе – 12, причём отличников-спортсменов, увлекающихся лыжами, 10? (не менее 30).


План урока

Класс: Дата:

Тема: Состав объектов. Системы объектов.


Цели: 1. Научиться разделять объекты на составные части.

2. Дать понятие системы.

3. Дать понятие системного эффекта (принципа эмерджентности)

4. Научиться строить схемы состава.

5. Закрепить знания практической работой.

Организационный момент Проверка присутствующих, наличия письменных принадлежностей, объявление темы урока.


ХОД УРОКА (комбинированный)

Разбор домашнего задания.

Задача №1

Каждый ученик в классе изучает либо английский, либо французский язык, либо оба языка. Английский язык изучают 25 человек, французский – 27 человек, а и тот, и другой – 18 человек. Сколько всего в классе учеников?


25+27-18=Х Х=34 (уч)

Задача №2

На листе бумаге начертили круг площадью 78 кв.см. и квадрат площадью 55 кв.см. Площадь пересечения круга и квадрата равна 30 кв.см. Не занятая кругом и квадратом площадь 150 кв.см. Найдите площадь листа. (253)

Задача №3

В детском саду 52 ребёнка. Каждый из них любит либо пирожное, либо мороженое, либо то и другое. Половина детей любит пирожное, а 20 человек – пирожное и мороженое. Сколько детей любит мороженое? (46)

Задача №4

Сколько в классе учащихся, если известно, что лыжным спортом увлекаются 28 человек, отличников в классе – 12, причём отличников-спортсменов, увлекающихся лыжами, 10? (не менее 30).


Основные тезисы урока.

Состав объектов.

В зависимости от ситуации объект может либо рассматриваться как единое целое, либо «распадаться» на более мелкие объекты. Например, если нужно подсчитать количество компьютеров в школе, то компьютер рассматривается как единое целое, а если нужно получить представление о возможностях компьютера, необходимо рассмотреть характеристики входящих в его состав устройств.

Можно построить схемы состава как отдельных объектов, так и множества объектов. Например, из чего состоят объекты множества «человеческие дома»?













Задание №1.

Представьте схемы состава множества объектов: абрикос, яблоня, кресло, колесо, грузовик.


Состояние сложного составного объекта определяется не только значениями его собственных признаков, но и признаками объектов-частей.

Подход к описанию сложного объекта, при котором рассматривают взаимодействие его составных частей, называется системным подходом.

Система – целое, состоящее из элементов, взаимосвязанных между собой.

Системы бывают: материальные, нематериальные и смешанные.

Главное свойство любой системы – это возникновение «системного эффекта»: при объединении элементов в систему у системы появляются новые свойства, которыми не обладал ни один из элементов в отдельности.

Всякая система представляет собой некоторый объект, который можно выделить из окружающей среды. Система взаимодействует с окружающей средой: среда оказывает влияние на систему, а система – на среду. Воздействия среды на систему называют входами (или входом) системы, а воздействие системы на среду – выходами или выходом системы. Например, ручная мясорубка: на входе – мясо и вращение ручки, а на выходе – фарш, сейф с кодовым замком: на входе – набор кода, на выходе – доступ внутрь. Величины, характеризующиеся входы или выходы системы, называются параметрами.

Решение задач (Задачник, часть I, стр.64-65 №№12,13)


Практическая работа (задачник, часть 1, стр. 62, упр. 1)


Домашнее задание: Задачник, часть 1, параграф 2.1.1 читать, пересказывать, стр.67, упр. 14 (письменно).




План урока

Класс: Дата:

Тема: Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.


Цели: 1. Понять как взаимодействуют система и окружающая среда.

2. Дать понятие «чёрного ящика».

3. Научиться определять функцию системы по значениям на её входе и выходе .

4. Научиться рассматривать компьютер как систему.

5. Закрепить знания практической работой.

Организационный момент Проверка присутствующих, наличия письменных принадлежностей, объявление темы урока.


ХОД УРОКА (комбинированный)

Разбор домашнего задания.

Задача.

В классе 35 учеников, каждый из которых любит футбол, волейбол или баскетбол, а некоторые – два или даже три из этих видов спорта. 24 ученика любят футбол, 18 – волейбол, 12 – баскетбол. При этом 10 учеников одновременно любят футбол и волейбол, 8 – футбол и баскетбол, а 5 – волейбол и баскетбол. Сколько учеников этого класса любят все три вида спорта?

Ответ: 4 ученика любят все три вида спорта.


Основные тезисы урока.

Выделив некоторую систему из окружающей среды, можно мысленно провести вокруг неё замкнутую границу, за пределами которой остаются не вошедшие в систему объекты. Эти объекты оказывают влияние на систему. Сама система тоже оказывает влияние на окружающую среду. При этом говорят, что система и среда взаимодействуют между собой.

Воздействия среды на систему называют называют входами системы, а воздействия системы на среду – выходами системы.





Например, дана система «лиственное дерево». Нужно определить входы и выходы данной системы.

Входы: вода, минеральные вещества, углекислый газ, солнечное излучение

Выходы: тень от кроны, кислород, древесина.

Для большинства реальных систем список входов/выходов бесконечен.

Очень часто человек не знает, как внутри устроена та или иная система. Человеку куда важнее знать, к каким результатам на выходе приведут определённые воздействия на входе системы. В таких случаях говорят, что система рассматривается как «чёрный ящик».

Представить систему в виде «чёрного ящика» - значит указать её входы и выходы, а также зависимость между ними.

? Укажите входы и выходы систем: стиральная машина, соковыжималка, утюг.

Задание №1.

Определите функцию системы:

Вход (х)

9

Ура

45

235

3100

Выход (у)

18

Не могу

90

?

6200


Y = 2 * X

Вход (х)

9

А

45

235

6201

Выход (у)

9

Не могу

9

10

?


Вход (х)

9

ХА

45

128

620

Выход (у)

1001

Не могу

101101

10000000

?


Вход (х)

9

А

256

235

1025

Выход (у)

4

Не могу

128

?

512


Вход (х)

9

А

7 «Б»

Ура!

2 окна

Выход (у)

0

1

1

?

4


Вход (х)

7 «А»

7 «Б»

256

Фыва

Картина

Выход (у)

1

0

0

?

3


Вход (х)

9

123

Принтер

Ми12лд

8 бит

Выход (у)

9

13

Питр

М1л

?


Вход (х)

9

Весна

Принтер

Ястреб

Монитор

Выход (у)

Не могу

е

и

я

?


Вход (х)

1

2

3

23

10000

Выход (у)

0

1

2

22

?


Вход (х)

1

2

3

4

19

Выход (у)

2

2

4

4

?




Персональный компьютер как система

H ard Ware - вычислительная система

Soft Ware









Аппаратный интерфейс – взаимодействие между устройствами компьютера; обеспечивается производителями этого оборудования.

























Программный интерфейс – совместимость программ между собой, а также программного обеспечения и информационных ресурсов, обеспечивается разработчиками программного обеспечения.

Персональный компьютер – система, включающая подсистемы аппаратного обеспечения, программного обеспечения и информационных ресурсов.

Домашнее задание: Учебник, параграф 9, 10, 13 читать, Задачник, часть 1, стр.67, упр. 14 (письменно).

Самостоятельная работа по теме: «Объекты. Системы объектов»

Вариант 1.

1. Определите основания классификаций:

Ель, сосна, кедр, пихта

Килограмм, метр, минута, вольт

Крот, комбайн, компьютер, кошка.


2. Найдите лишний объект, не принадлежащий множеству. Объясните выбор.

Минута, секунда, час, вечер, сутки

Грабёж, кража, землетрясение, поджог, нападение

Длина, отрезок, круг, квадрат, треугольник.


3. Представьте перечисленные объекты в виде системы взаимосвязанных элементов и нарисуйте схемы состава. Обозначьте входы и выходы систем:



Телефонный аппарат; зонтик; карандаш.



4. В классе 35 учеников. Из них 20 занимаются в математическом кружке, 11 – в биологическом, 10 ребят не посещают эти кружки. Сколько биологов увлекаются математикой?

5. В классе 38 человек. Из них 16 играют в баскетбол, 17 - в хоккей, 18 - в футбол. Увлекаются двумя видами спорта - баскетболом и хоккеем - четверо, баскетболом и футболом - трое, футболом и хоккеем - пятеро. Трое не увлекаются ни баскетболом, ни хоккеем, ни футболом. Сколько ребят увлекаются одновременно тремя видами спорта? Сколько ребят увлекается лишь одним из этих видов спорта?




Самостоятельная работа по теме: «Объекты. Системы объектов»

Вариант 2.

1. Определите основания классификаций:

берёза, осина, липа, тополь

вес, длина, время, напряжение

мышь, мошка, молоток, мякоть.


2. Найдите лишний объект, не принадлежащий множеству. Объясните выбор.

Стена, дверь, окно, картина, потолок

Комар, стрекоза, муха, сова, муравей

Тарелка, чашка, стол, кастрюля, чайник.


3. Представьте перечисленные объекты в виде системы взаимосвязанных элементов и нарисуйте схемы состава. Обозначьте входы и выходы систем:

Будильник, обеденный стол, холодильник.


4. На лужайке расположились 10 крокодилов. Крокодилов в галстуке было 6, из них 4  крокодила были больны. Сколько было на лужайке здоровых  крокодилов без  галстука?

5. Из 100 туристов, отправляющихся в заграничное путешествие, немецким языком владеют 30 человек, английским - 28, французским - 42. Английским и немецким одновременно владеют 8 человек, английским и французским - 10, немецким и французским - 5, всеми тремя языками - 3. Сколько туристов не владеют ни одним языком?


Самостоятельная работа по теме: «Объекты. Системы объектов»

Вариант 3.

1. Определите основания классификаций:

Мандарин, апельсин, солнце, оранжевый галстук

Совок, кирка, лопата, экскаватор

Колено, колесо, колхоз, коллектив.


2. Найдите лишний объект, не принадлежащий множеству. Объясните выбор.

Железо, медь, алюминий, вольфрам, металл

Улыбка, смех, ирония, хохот, шутка

Ромб, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник, трапеция.


3. Представьте перечисленные объекты в виде системы взаимосвязанных элементов и нарисуйте схемы состава. Обозначьте входы и выходы систем:



Газовая плита; пальто; грузовик.



4. В коробке было 10 круглых или шоколадных конфет. Круглых конфет было 8. Сколько в коробке было шоколадных конфет, если только 3 из них были круглыми?

5. Контрольная работа по математике состояла из задачи, уравнения и неравенства. Контрольную работу писали 40 человек. Правильно решили только задачу 2 ученика, только неравенство - 4 человека, только уравнение - 3 человека. Не решили только задачу 7 человек, только уравнение - 5 человек, только пример - 6 человек. Остальные выполнили всю работу правильно. Сколько таких учащихся?



Самостоятельная работа по теме: «Объекты. Системы объектов»

Вариант 4.

1. Определите основания классификаций:

Помидор, огурец, капуста, баклажан

Будильник, звонок, колокольчик, школьный звонок

Листопад, лиса, лишний, линейка.


2. Найдите лишний объект, не принадлежащий множеству. Объясните выбор.

Конфеты, печенье, зефир, шоколад, сладость

Вода, водичка, водяной, водоворот, водянка

Фигура, квадрат, круг, ромб, трапеция.


3. Представьте перечисленные объекты в виде системы взаимосвязанных элементов и нарисуйте схемы состава. Обозначьте входы и выходы систем:



Водопроводный кран; диван; легковой автомобиль.



4. Миша, Коля, Лева вместе прочитали 3 книги. Миша и Коля вместе прочитали 5  книг;  Миша и Лева вместе – 4 книги; Коля и Лева вместе – 3 книги. Миша прочитал 8 книг; Коля – 6 книг; Лева – 5 книг. Сколько книг прочитали дети?

5. В классе учатся 40 человек. Из них по русскому языку имеют «тройки» 19 человек, по математике – 17 человек и по физике – 22 человека. Только по одному предмету имеют «тройки»: по русскому языку – 4 человека, по математике – 4 человека и по физике – 11 человек. Семь человек имеют «тройки» и по математике и по физике, из них пятеро имеют тройки и по русскому языку. Сколько человек учатся без «троек»? Сколько человек имеют «тройки» по двум из трёх предметов?




15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс