ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
БЕРЁЗОВСКИЙ ФИЛИАЛ
ГБПОУ ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ТЕХНИКУМ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ».
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий филиалом
________________ В.И. Матыцин
«____» _________ 2019 г
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тест как форма контроля на уроках русского языка
Преподаватель: Зотова Т.В.
Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательных, социально-экономических дисциплин и физического воспитания
Протокол № от « » ____________ 2019 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/И.И. Рязанцева
СОДЕРЖАНИЕ.
1.Введение…………………………………………………………………………………….. .3 1. Тест как форма контроля на уроках русского языка……………………………………… 4 1.1. Понятие теста……………………………………………………………………..…………4
1.2. Функции тестирования в педагогике………………………………………………………4
1.3. Классификация тестов в соответствии с этапами обучения……………………………...4
1.4. Типовая характеристика тестовых материалов…………………………………………..5 1.5. Организация и проведение тестового контроля…………………………………………..6
1.6. Этапы проведения тестирования…………………………………………………………..7
1.7. Использование различных тестов на уроках русского языка……………………………8
Заключение……………………………………………………………………………………...10
Литература………………………………………………………………………………………11
Приложение……………………………………………………………………………………..12
Введение
Выбранная мною тема «Тест как форма контроля на уроках русского языка» является актуальной на сегодняшний день.
В последнее время остро обозначились проблемы качества образования, идёт поиск надёжных средств, методов и технологий оценивания его результатов, соотносимых с международными стандартами.
Возрастают требования к качеству образования:
-
личностно-ориентированный и развивающий характер образовательных программ;
-
системность, целостность и вариативность содержания;
-
проблемность и диалогичность содержания;
-
ориентация субъекта на будущее содержание жизни.
Приходится констатировать, что качество подготовки выпускников не всегда отвечает современным требованиям. Система независимого тестирования, вошедшая в образовательную практику в середине 90-х, стала одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучении.
Тестовый контроль в отличие от традиционных форм обладает целым рядом достоинств:
-
эффективно оценивает знания, умения и навыки;
-
позволяет разрешить конфликтные ситуации;
-
способствует дифференциации обучающихся по уровню подготовки;
-
реализует не только контрольную функцию, но и обучающую, развивающую, гуманистическую организационную;
-
способствует развитию самоанализа и самоконтроля;
-
создаёт условия для сотрудничества обучающихся и педагогов.
Таким образом, необходимость проведения тестового контроля знаний, умений и навыков (ЗУН) на уроках русского языка понятна всем. Но в непосредственной учебной деятельности в связи с этим возникает ряд проблем:
1)проблема подбора дидактических материалов для тестовых заданий, позволяющих достаточно полно и эффективно осуществить проверку ЗУН с учетом принципа валидности (степени соответствия задания теста целям и задачам осуществляемого контроля);
2)проблема дифференциации, учёта сложности тестовых заданий;
3)проблема оценивания работ.
В данной работе предлагается рассмотреть возможное использование различных тестовых заданий на уроках русского языка, а также факультативах и индивидуальных занятиях.
Цель настоящей методической разработки - выработать систему использования различных форм тестового контроля знаний, умений и навыков по русскому языку, позволяющую объективно оценивать уровень подготовки учащихся, анализировать результаты работы по предмету и продумывать пути и способы корректирования знаний и умений учащихся.
Задачи:
-
изучить возможные для применения на уроках русского языка типы тестовых заданий.
-
работать над подбором и составлением различных тестовых заданий по основным темам и разделам русского языка в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся и требованиями программы.
-
тренировать умения и навыки учащихся в работе с тестами различных типов.
Данный материал может быть использован преподавателями при составлении тестов. В приложении представлены тестовые задания, применяемые на уроках русского языка.
1. Тест как форма контроля на уроках русского языка
1.1.Понятие теста
В английском языке слово ТЕСТ обозначает «испытание, проба, эксперимент, проверка». Примерно такое же толкование этому понятию даётся и в «Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова 2005 года издания: «Тест (спец.) - пробное задание, исследование, испытание».
В справочной литературе встречается несколько формулировок для обозначения понятия ТЕСТ. По мнению Д. С. Горбатова, наиболее применимо определение теста как «кратковременного, технически просто обставленного испытания, проводимого в равных для всех условиях и имеющего вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого». Иначе говоря, педагогический тест – это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащихся и состоящий из системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Структурными компонентами теста являются:
- тестовое задание – задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения;
- эталон – образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым.
1.2.Функции тестирования в педагогике.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
-
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений и навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
-
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
-
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
1.3. Классификация тестов в соответствии с этапами обучения.
Тесты могут быть использованы на любом этапе обучения:
- после изучения темы отдельного урока,
- в конце изучения крупной темы,
- как вариант контрольной работы по предмету.
В связи с этим, тесты делятся на тесты текущего и итогового контроля.
Рассмотрим тесты, предназначенные для проверки результатов успешности усвоения знаний, умений и навыков. В методической литературе они классифицируются по уровню усвоения учебного материала.
ТЕСТЫ
1-й уровень | 2-й уровень |
Опознания (задания альтернативных ответов) | Воспроизведения информации: |
Различения (задания множественного выбора) | 1)Тесты-подставки (задания -дополнения) |
Соответствия | 2)Конструктивные (задания свободного изложения) |
Итак, тесты первого уровня усвоения учебного материала подразделяются на тесты-опознания, различения, соответствия.
-
В тесте-опознании учащимся задается вопрос, требующий альтернативного ответа: «ДА» или «НЕТ», «ЯВЛЯЕТСЯ» или «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ», «ОТНОСИТСЯ» или «НЕ ОТНОСИТСЯ». Одна из альтернатив и является эталонной. (Образцы тестов различных уровней см. в Приложении №1)
-
Тесты-различения вместе с заданием содержат ответы, из которых учащиеся должны выбрать один или несколько правильных.
-
Тесты-соответствия связаны с выявлением соотношения между предлагаемыми элементами (термином и его определением, словом и его значением и т. д.). Задания на установления соответствия в основном проверяют ассоциативные знания учащихся, т.е. понимание ими связей между различными понятиями, явлениями, свойствами.
Проверку усвоения знаний на втором уровне можно проверить с помощью тестов – воспроизведения информации. Выполняя тест такого типа, учащийся должен вспомнить необходимые для ответа сведения и выполнить значительно более сложную, чем на первом уровне деятельность. Ответа на вопрос в задании не содержится.
По оформлению тесты воспроизведения информации подразделяются на тесты-подставки и конструктивные тесты.
На уроках русского языка тесты-подставки могут иметь в задании словесный текст или схему, таблицу, в которых пропущены слова, словосочетания или предложения, а также условные обозначения. Получив задание, учащийся должен воспроизвести в памяти необходимый материал и заполнить пропуски.
Задания конструктивных тестов не содержат ни намеков, ни подсказок. Они требуют от учащихся самостоятельного конструирования ответа: воспроизвести определение, дать характеристику.
Тест-подставку следует применять при проверке усвоения учебных элементов, когда надо помочь учащимся справиться с затруднениями по воспроизведению чисто формальных знаний, а также в случаях, когда учитель считает необходимым помочь учащимся воспроизвести сложные или только что изученные термины.
Конструктивный тест предоставляет большую свободу составления ответа.
1.4.Типовая характеристика тестовых материалов.
В практике проведения тестового контроля знаний обучающихся чаще всего используются следующие типы тестовых заданий: в закрытой и открытой формах.
1.Тестовые задания в закрытой форме состоят из задания и нескольких вариантов ответов, один (в некоторых случаях – несколько) из которых является правильным, трансформирующим основной текст задания в истинное утверждение. Остальные ответы являются неверными, т.к. преобразуют текст задания в ложное утверждение. Таким образом, к такому типу тестовых заданий относятся тесты первого уровня усвоения учебного материала, а именно, тесты-различения.
Для закрытой формы тестовых заданий чаще всего используется следующий вид инструкции для испытуемого: «Отметьте правильный ответ». Тестовый материал по русскому языку может быть организован таким образом, чтобы выполнение каждого задания представляло бы собой процесс решения практической задачи, а варианты правильных ответов – частные случаи существования общего примера, разбираемого в задании.
(Например:
Укажите слова, в которых количество твердых согласных ровно количеству гласных:
1.звонок
2.просека
3.уровнял
4.поклонник)
2.Тестовые задания в открытой форме – это задания на дополнения, требующие при выполнении самостоятельного формирования ответов: кратких (в виде слова, словосочетания, небольшого перечня слов) или развернутых. Таким образом, к данному типу тестовых заданий относятся тесты второго уровня усвоения – тесты воспроизведения информации.
Открытые задания со свободно конструируемыми ответами формулируются в произвольной форме. Тестовому заданию в открытой форме предшествует инструкция, объясняющая правила выполнения и оформления задания, например: «Дополните …», «Впишите в бланк ответов…» и т.п. В качестве правильного ответа на тестовое задание открытой формы имеет смысл выбирать широко известные из теории и практики русского языка понятия, категории, знание которых является базовым, обязательным.
1.5. Организация и проведение тестового контроля
Тестовый контроль ЗУН отличается по сложности подготовки к его проведению по сравнению с некоторыми другими способами. Преподаватели сейчас имеют возможность пользоваться готовыми тестами, разработанными специалистами: педагогами, психологами, исследователями и редакторами. Но, готовясь к тому или иному уроку, представляя реальных учеников с определенными способностями, интересом к предмету, иногда осознаёшь необходимость разрабатывать тесты самостоятельно. Что для этого требуется? Конечно же, время, заинтересованность, наличие пособий, литературы, из которой можно выбрать подходящий по теме материал, и представление о том, как правильно должен быть составлен тест. Для этого необходимо знать основные установки для разработки тестов и организации тестового контроля.
Итак, при создании теста закрытого типа (наиболее часто применяемого на уроках русского языка) учитываются следующие требования:
А) Задание должно быть свободно от двусмысленности и логически правильно. При формулировке задания не допускается обращение к субъективному мнению тестируемых.
Б) Основной текст задания и варианты ответов, включая неправильные, должны хорошо грамматически сочетаться между собой. Основной текст задания может представлять собой утверждение или вопрос.
В) Целесообразнее использовать строгие и единообразные приемы оформления текста тестовых материалов. Наличие каких-либо приёмов акцентирования тех или иных элементов текста (подчеркивание, выделение жирным шрифтом) имеет смысл только в тот период, когда учащиеся учатся работать с тестами. Впоследствии нужно вырабатывать у них умение самостоятельно видеть ключевые слова в задании, выбирать главное.
Создавая тест открытого типа, следует соблюдать существующий в методике составления тестов ряд общих требований:
А) Каждое задание должно быть нацелено на дополнение, воспроизведение наиболее значимого элемента, место для которого обозначается многоточием или прочерком.
Б) Текст задания должен отличаться простотой синтаксической конструкции и содержать минимальное количество информации, необходимой для верного выполнения задания.
При составлении тестов на установление соответствия нужно придерживаться следующих правил:
А) Элементы задающего столбца располагаю слева, а элементы для выбора – справа.
Б) Для каждого столбца ввожу определенное название, обобщающее все элементы столбца.
В) В некоторых тестах необходимо, чтобы правый столбец содержал хотя бы один или несколько неправильных ответов.
Г) В инструкции (она может быть и устной) поясняю, каким образом нужно выполнять задание. Например, соединить элементы каждого столбца, соответствующие друг другу, стрелками или расставить цифры (буквы) из левого столбца к соответствующим вариантам правого столбца.
Соблюдение данных требований позволяет повысить эффективность тестового контроля и обеспечить получение достоверных педагогических результатов.
Процесс составления тестов трудоемкий, но свои положительные моменты он имеет. Кроме того, с течением времени накапливается свой тестовый материал по различным темам и разделам, который можно использовать, при необходимости что-то изменяя или добавляя, в последующие годы в работе с другими учениками.
1.6. Этапы проведения тестирования.
Проведение тестирования (текущего и итогового) включает в себя следующие этапы:
1.Подготовительный этап .
Подобранные тестовые задания оформляются в виде карточек на листах бумаги (распечатываются на компьютере на листах формата А4) и тиражируются в необходимом количестве. Задания могут быть разработаны по вариантам. Каждый обучающийся получает одну карточку (лист с тестом). Если требуется особое оформление сведений о тестируемом или особое заполнение бланков, то можно дать образец на доске.
2.Организационный этап.
Тестирование начинается с рассказа преподавателя о цели работы и условиях её проведения. После этого предлагается заполнить в тестовых бланках или отдельных листах графы, в которых должны содержаться общие сведения (фамилия, имя, группа, дата проведения тестирования). В тех случаях, когда в тестах допущены опечатки, неясности и т.п., необходимо проконсультировать об этом учащихся. Перед началом работы ещё раз обращается внимание на особенности предлагаемого тестового задания и способ его выполнения. В кабинете русского языка на стенде есть памятка о правилах работы с тестами. (См. Приложение №3). Далее определяется время работы.
Но следует учитывать, что в группе находятся учащиеся с разным уровнем знаний и умений по предмету, то есть хорошо успевающие и слабо - успевающие. Есть ученики, которые быстро выполняют тест, иногда независимо от его сложности, а есть те, кто медленно выполняет работу, долго думает над каждым заданием. Поэтому, продумывая тестовые задания и определяя время на их выполнение, нужно учитывать особенности группы и отдельных учащихся. Некоторым сильным ученикам, которые обычно быстро справляются с тестом, можно предложить выполнить задание другого варианта или в тест включать дополнительное, усложненное задание.
3.Выполнение заданий тестирования.
Это самостоятельная работа учащихся. Задача преподавателя – обеспечить дисциплину , хорошую психологическую атмосферу, следить за временем выполнения работы.
4.Обработка тестов сводится к выявлению соответствия ответов учащихся эталонным ответам (ключу) и выставлению оценок.
Как оценить выполненные тестовые работы учащихся – одна из выше названных проблем. Действительно, пока ещё не существует в методической литературе нормативных документов, строго регламентирующих систему оценивания тестовых работ. Многое зависит от того, каков тест по своей сложности, объему, цели проведения. Поэтому иногда возникают сомнения в правильности выставляемых оценок. Конечно же, нет проблем, если работа выполнена безупречно. Но это, к сожалению, бывает не часто и далеко не у всех учеников. От чего я отталкиваюсь при оценивании? Например, тест состоит из 10 заданий. Оценка «5» ставится при правильном выполнении 10-9 заданий. «4» - при правильном выполнении 7-8 заданий, «3» - 5-6 заданий, менее 5-ти правильно выполненных заданий – оценка «2». Исходя из этого, можно так представить шкалу оценивания тестовых работ учащихся:
1)100-90% правильно выполненных заданий – «5»
2)89 -70% - «4»
3)69 – 50 – «3»
4) менее 50% правильно выполненных заданий – «2»
При проведении мониторинга было принято решение, что можно считать успешно выполненным тест с более 70% правильных ответов у сильных учеников и более 60% у слабоуспевающих.
5.Анализ результатов тестового контроля проводится на основе выставленных оценок, регистрации затраты времени на выполнение тестового задания и наблюдений за учащимися в ходе работы. Если большинство учащихся дали неправильные ответы по тестам, то это свидетельствует о необходимости оказания им помощи. Объявив поставленные оценки, провожу беседу по результатам контроля.
Обсуждение результатов тестирования в зависимости от его целей может варьироваться от краткого сообщения общих результатов до всестороннего анализа процесса тестирования. Важно проводить анализ оперативно, он должен носить диагностический характер, раскрывать главное – причины возникновения ошибок. Анализ должен быть эффективным средством корректирования, оказывать положительное влияние на учащихся, способствовать их совершенствованию.
1.7. Использование различных тестов на уроках русского языка.
Тип урока | Этап урока | Тип теста | Примечания |
1)Урок изучения нового материала | Итог урока или на этапе закрепления изученного материала. | Тест-опознание (задания с выбором ответа «ДА» или «НЕТ»), Тест-различение (закрытый тип) | Цель: проверить, насколько учащиеся поняли новый материал, выяснить, что вызывает особые затруднения. Предлагаемые на этом этапе тесты небольшие по объему, время выполнения – 3-5 мин. |
2)Урок закрепления нового материала | Проверка домашнего задания. | Тесты закрытого или открытого типа, тест на установление соответствия. | Цель: проверка знаний учащихся по новой теме, уровня усвоения новых терминов, понятий, правил, выяснение необходимости повторного объяснения или того, на что нужно обратить особое внимание. Тест рассчитывается на выполнение в течение 5-10 минут. |
3)Урок повторения и обобщения. | В конце урока как самостоятельная проверочная работа по изученной теме или разделу | Тесты любого типа по усмотрению учителя, а также можно использовать смешанные тесты. | Цель: проверить и проанализировать качество знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме. Время выполнения – 10-15 минут. |
4)Урок проверки ЗУН (контрольная работа) | Весь урок | Смешанные тесты, т. е включающие задания различных типов | Цель: проверить и оценить ЗУН учащихся по теме или разделу. |
5)Урок коррекции ЗУН. | В течение урока после проведенного анализа работ | Тесты такого типа, выполнение которых вызвало особое затруднение. | Цель: провести работу над ошибками, дать возможность учащимся ещё раз проверить свои знания, преодолеть возникшие трудности. |
Заключение
Использование тестового контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка актуально и очень важно в работе любого практикующего преподавателя, который стремится к улучшению качества знаний своих учеников. Эта область широка и многообразна. Не всё в предоставленной работе учтено и раскрыто. Остается широкое поле деятельности: совершенствование системы работы с тестами на уроках, улучшение качества подготовки учащихся к экзамену.
Следует сделать выводы о преимуществах и недостатках тестирования:
1) Преимущества:
Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается стандартизацией процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
Тестирование – более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.
Тест – это более объемный инструмент, поскольку может включать в себя задания по многим темам. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.
Возможность автоматизации проверки и уменьшения времени выполнения учащимися самих операций контроля приводит к снижению времени контрольной деятельности учащихся и учителя, что даёт возможность увеличить частоту и регулярность контроля.
2) Недостатки:
Тестовый контроль не способствует развитию устной речи учащихся, что является одной из главных задач преподавания русского языка в школе.
Есть вероятность случайного выбора правильного ответа на вопрос (задание) теста.
Разработка качественного тестового инструментария – длительный, трудоемкий процесс.
Данные, получаемые преподавателем во время тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по предмету, но часто не позволяют судить о причинах этих пробелов.
Таким образом, в тестировании есть как положительные, так и отрицательные стороны. Это нужно учитывать и стараться сделать так, чтобы недостатки при конкретной работе с тестами сводились к минимуму. Кроме того, следует учитывать и другие формы проверки уровня и качества знаний учащихся на уроках русского языка.
Для меня тесты не только контроль и оценка знаний и практических умений обучающихся, но и диагностика состояния обученности, выявление проблем в работе обучающихся с программным материалом на каждом этапе его изучения, выявление возможных затруднений при проведении лингвистического анализа, пробелов, смешения понятий.
Литература
-
Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1987.
-
Горбатов Д.С. Новый вид орфографического контроля. – Русский язык в школе. №2 1993.
-
Иванова С.В. Русский язык. Подготовка к экзаменам. Теория. Практика. Тесты. – М., 2001
-
Львова С. И. Настольная книга учителя русского языка.- М., 2007.
-
Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М., 2001.
Приложение:
1. Задание с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов:
Выберите верный ответ.
Какое слово является причастием?
1) Зелёный 2) зелень 3) зеленеющий 4)зеленоват
Правильный ответ: 3.
Оценивание: за правильный ответ - 1 балл, за неправильный - 0 баллов.
2.Задание на множественный выбор:
Выберите варианты ответов, которые считаете правильными.
Какими морфологическими признаками не обладает причастие?
1) Вид
2) Лицо
3) Падеж
4) Время
5) Род
6) Склонение
Правильный ответ: 2,6.
Оценивание: при указании всех правильных ответов ставится 1 балл, если допущена хотя бы одна ошибка 0 баллов.
3. Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов:
Выберите вариант ответа, который считаете правильным.
Причастие изменяется:
А) по лицам
Б) по числам;
В) по родам;
Г) по числам, падежам и родам (в единственном числе).
Правильный ответ: Г
Оценивание: за правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов
4.Задание с альтернативным ответом:
Если согласны с утверждением, отвечаете «Да», если не согласны - «Нет».
Причастия имеют следующие признаки:
№ | Утверждение | Да | Нет |
1 | В предложении относится к сказуемому | | |
2 | Бывают одушевлёнными и неодушевлёнными | | |
3 | Изменяются по падежам и числам | | |
4 | В предложении бывают только определением и реже сказуемыми | | |
5 | Бывают собственными и нарицательными | | |
6 | Обозначают признак предмета по действию | | |
7 | Отвечают на вопросы какой? какая? какие? какое? | | |
8 | Имеют склонение | | |
9 | Бывают настоящего и прошедшего времени | | |
10 | Относятся к 1,2,3 склонению | | |
Правильные ответы – 1, 3, 4, 6, 7, 9 - да; 2, 5, 8, 10 - нет.
Оценивание: если все правильно 2 балла, если допущена одна ошибка 1 балл, если 2 ошибки 0 баллов.
5. Задание на установление соответствия:
Установите соответствие.
Соотнесите слова и части речи:
1) двойник А) глагол
2 два Б) прилагательное.
3) удвоить В) числительное
4) двойной Г) существительное
Ответ: 1-Г, 2-В, 3-А, 4-Б.
Оценивание: за правильное соответствие 1 балл, если есть ошибка 0 баллов.
6. Задание на установление правильной последовательности:
Расположите правильно последовательность синтаксического разбора простого предложения.
Варианты ответов:
1. Грамматическая основа ( грамматические основы)
2. Вид предложения по цели высказывания.
3. Распространённое или нераспространённое.
4. Является ли предложение восклицательным?
5. Главные члены предложения.
6. Однородные члены предложения (если есть).
7. Второстепенные члены предложения (если есть).
8. Обращение (если есть).
Правильный ответ: 2, 4, 1, 3, 5, 7,6, 8.
Оценивание: если все правильно 2 балла, если допущена одна ошибка 1 балл, если 2 ошибки 0 баллов.
7. Задание на сортировку (ранжирование):
Проранжируйте информацию, предложенную в задании.
Расположите слова по возрастанию количества слогов:
Варианты ответов:
1 задание
2) непостоянные
3) морс
4) колокол
5) предложение
6)парта
Правильный ответ: 3, 6,4,1, 5, 2.
Оценивание: за правильное расположение 1 балл, если есть ошибка 0 баллов.
8. Задание на исключение лишнего:
Выпишите лишнее слово в ряду: касание, подросток, прилагательное, растение, сложение.
Правильный ответ: подросток, т.к. гласная корня ударная.
Оценивание: если все правильно 1 балл, если нет 0 баллов.
9. Задание на завершение предложения:
Продолжите предложение так, чтобы получилось сложносочинённое предложение: Ветки сирени смотрят мне в окно……...
Оценивание: если правильно 1 балл, если нет 0 баллов.
10. Задание на дополнение:
Заполните пропуски в предложениях, вставляя соответствующие слова – ответы.
Союзы связывают …………., а также предложения в тексте.
Ответ: однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного.
Оценивание: за правильное соответствие 1 балл, если есть ошибка 0 баллов.
11. Задание с неструктурированным ответом:
Расположите в правильной последовательности элементы сочинения рассуждения: аргументы, вывод, тезис.
Ответ: тезис, аргументы, вывод.
Оценивание: если все правильно 1 балл, если нет то 0 баллов.
12. Задание с лишними данными:
Вам даны слова для словарного диктанта по теме « Чередующиеся гласные в корне слова»: примирение, слагаемое, растение, угар, касаться, лесной, сложение, семафор, гореть, росли.
Укажите лишние, если они имеются.
Варианты ответов:
1) лишних слов нет
2) лишними являются угар, лесной.
3) лишними являются семафор, лесной.
4) лишними являются примирение лесной.
Оценивание: 3 балла если указан правильный ответ, 0 баллов если нет.
13. Задание с кратким ответом:
1. Запишите слово, в котором букв больше, чем звуков.
Эталонный ответ: классик - классик-7 букв, 6звуков.
Оценивание: 2 балла, если есть транскрипция и указано количество букв и звуков; 1 балл, если есть только транскрипция либо только указано количество букв и звуков.
14. Вопросы с противоречивыми данными:
Прочитайте текст и выполните задание.
Поспорили две ученицы:
- Существительное путь 2-го склонения,- утверждала одна.
- Нет, 3-го склонения,- не соглашалась вторая.
Каков правильный ответ.
Эталонный ответ: обе ученицы не правы: существительное путь относится к разносклоняемым существительным, в родительном, дательном и предложном падеже оно имеет окончание существительного 3-го склонения, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения.
Оценивание: 3 балла, если есть объяснение и примеры, 2 балла- только объяснение; 1 балл – только примеры.
15. Задание с недостаточными данными (многовариантные тестовые задания):
Восстановите словообразовательное гнездо, определив и записав начальное слово и дальнейшее образование новых слов.
Листопад, безлистный, лист, листовой, листок, листик, листочек.
Ответ: лист- листок - листочек
листик
листовой
безлистный
листопад
Оценивание: 3 балла, если задание выполнено верно; 2 балла- допущена одна ошибка; 1 балл – допущено 2 ошибки; 0 баллов – допущено более 2-х ошибок.
16