СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урок "Анализаторы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок- экзамен 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урок "Анализаторы"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Артинского городского округа

«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»













Методическая разработка

урок «Анализаторы»









Разработала:

Мелехова Ирина Александровна,

учитель биологии,

I квалификационная категория













Пояснительная записка

Данный урок является последним и обобщающим уроком в разделе «Сенсорные системы (анализаторы)» в курсе изучения биологии Человека 8 класса. В течение четырех уроков в качестве закрепления изученного материала обучающиеся проходили тестирование по изученному материалу. По итогам этих тестирований были выбраны пять успешных обучающихся. Они были назначены экзаменаторами на итоговом уроке, который проходил в виде экзамена. Данная форма проведения урока, на мой взгляд, наиболее удачна. Она способствуют развитию у обучающихся самостоятельности, ответственности и в свою очередь повышает качества знаний по предмету. Обучающим на уроке было предложено проверить свои знания в устном собеседовании с экзаменаторами и пройти письменное тестирование по данной теме. По итогам урока всем обучающимся выставлялась оценка, которая была определена как средний бал по результатам всех работ.



Технологическая карта урока



Организационная информация

Автор урока (Ф.И.О.)

Мелехова Ирина Александровна

Должность

учитель биологии

Образовательное учреждение

МАОУ АГО «АСОШ № 6»

Предмет

биология

Класс

8

Продолжительность

40 минут

Методическая информация

Тема урока

Анализаторы

Тип, вид урока

Урок развивающего контроля; экзамен.

Автор учебника

Н.И Сонин, М.Р. Сапин

Цели урока

Создать условия для обобщения и закрепления знаний по теме анализаторы

Задачи урока

1. Способствовать изучению учащимися информации о строении, значении, механизмах действия анализаторов.

2. Продолжить конкретизацию понятия «анализатор»

3. Создать условия для развития у учащихся умений распознавать на биологических рисунках, схемах части зрительного, слухового, вкусового анализатора, органа вкуса; выявлять взаимосвязи между строением анализаторов и выполняемых ими функций.

4. Способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом, схемами, рисунками; изменять форму предоставления информации (преобразовывать схему в текст, сопоставлять текстовую информацию с рисунком).

5. Создать условия для развития рефлексивных умений: сопоставлять свои ответы с ответами одноклассников, адекватно оценивать правильность работы, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Планируемые результаты:

Предметные



Метапредметные:

-личностные









-регулятивные









-познавательные

-коммуникативные

  • Характеризовать особенности строения и значение анализаторов.

  • Выявлять взаимосвязи между строением и функциями указанных анализаторов.

  • Распознавать на биологических рисунках и схемах части анализаторов.


  • Осознание необходимости изучения собственного организма; ценности знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

  • понимание правил безопасного поведения с целью сохранения и укрепления собственного здоровья.

  • Умение самостоятельно или с помощью учителя определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, рефлексивной деятельности.

  • Умение  определять понятия, анализировать информацию, делать обобщения, устанавливать аналогии и взаимосвязи;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • смысловое чтение, изменение формы предоставления информации;

  • умение структурировать знания;

  • умение создавать, применять и преобразовывать рисунки, схемы для решения учебных и познавательных задач

  • Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в паре;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Используемые педагогические технологии

Технология развития критического мышления

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Карточки с заданием, тестовые задания

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал)

Дидактический материал: рабочие листы для каждого учащегося.

Использованная литература, источники информации

http://biouroki.ru/crossword/biologiya-8-klass-sonin/kozha-mishci.html,

https://oge.sdamgia.ru/
















Основные этапы

организации

учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Метапредметные результаты

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1. Мотивация к учебной деятельности (вызов)

Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности: актуализация субъектного опыта, определение темы, содержательных рамок урока; целеполагание, фиксация новой учебной задачи.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- На предыдущих уроках мы с вами знакомились с сенсорной системой, к которой относятся анализаторы.

Перечислите известные вам анализаторы?

-Итак, ребята, нам сегодня предстоит вспомнить все, что мы знаем об анализаторах. Определите цель урока.

-На уроке  будет несколько видов работы. Вам предлагается поработать с экзаменаторами (5 экзаменаторов – 5 учащихся) в течение 1 минуты с каждым (Приложение 2,3,4,5) , а остальные в это время выполняют тест за своими рабочими местами (далее вы меняетесь местами). За каждую, выполненный вид работы вы зарабатываете балы, которые выставляются экзаменаторами в маршрутный лист. Из общего количества баллов, полученных на уроке будет складываться ваша отметка.

1. Вспоминают, какие анализаторы и органы чувств им уже известны.

2. Знакомятся с информацией о неизвестных анализаторах и определяют, о чём пойдёт речь на уроке.


1. Слушают учителя, высказывают мнения о теме урока, плане дальнейшей работы.

2. Беседуя с соседом по парте, определяют, ход работы.

3. Сообщают о том, что необходимо узнать об анализаторах на данном уроке.


1. С помощью учителя осознают цель урока, его содержательные рамки.

3. Предлагают план работы на уроке


Умение с помощью учителя определять цель своего обучения, ставить новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение планировать пути достижения цели.

2. Осуществление самостоятельной работы и взаимопроверки

упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях

1 Контроль работы экзаменаторов.

2. Контроль времени.

3. Контроль и наблюдение за выполнением тестовой работы обучающихся.






1. Вспоминают, из каких частей состоит анализатор, сообщают об этом экзаменаторам. 2. Изучают схему «Строение органа зрения, слуха, органа обоняния», анализируют полученную информацию, преобразуют схему в рассказ (изменяют форму предоставления информации).

3. Осознанно и произвольно формулируют речевое высказывание.

4. Разгадывают кроссворд.

5 Используя ранее полученные знания решают тест.


1. Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

2. Отвечая на вопросы (в случае беседы) аргументируют своё мнение.

3. Слушают друг друга, воспринимают суждения одноклассников.

4. Слушают высказвания одноклассников, дополняют их по необходимости.

6. Вступают в диалог с экзаменаторами


1. Осуществляют волевую саморегуляцию в случае появления затруднений при работе со схемой.

2. Сравнивая свои рассказы с суждениями одноклассников, рефлексируют свою деятельность.

3. Проявляют познавательную инициативу.

4.Фиксируют индивидуальное затруднение (или успех) при выполнении задания, осуществляют волевую саморегуляцию

Умение смыслового чтения, умение преобразовывать знаковую информацию, информацию-символ (схему) в словесное описание, умение устанавливать взаимосвязи;

умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;

умение формулировать определения понятий;

умение анализировать информацию с позиции новизны, делать выводы и обощения.

3. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

1. Предлагает учащимся проанализировать свою работу и продолжить предложения:

  • Сегодня на уроке я научился …, в этом мне помогли …

  • На мой взгляд, наиболее оптимальной была работа …

  • Сегодня на уроке самым сложным для меня было …

2. Сдают на проверку выполненный тест и маршрутные листы.

1. Проводят рефлексию собственной деятельности.

1. Выражают свои мысли с достаточной полнотой и чёткостью.

При желании озвучивают информацию.

1. Осуществляют оценку результатов работы на уроке.

2. Выявляют причины успеха (или неуспеха) в учебной деятельности.

Умение осуществлять самооценку своей деятельности в процессе достижения результата.




















Приложение 1



Фамилия, имя_______________________

Маршрутный лист

Знания по теме «Анализаторы»

Отметка  о владении данной информацией

  1. 1

Строение органа зрения


  1. 2

Строение органа слуха


  1. 3

Строение осязательного анализатора


  1. 4

Строение обонятельного анализатора и знание вкусовых зон языка


  1. 5

Строение анализаторов


  1. 6

Тест


Итого



Приложение 2



Назовите части глаза, обозначенные цифрами.



Приложение 2



Назовите части глаза, обозначенные цифрами.





12- «5»

11-10- «4»

9-7 – «3»



Приложение 3

Назовите части органов слуха, обозначенные цифрами и буквами



Приложение 3

Назовите части органов слуха, обозначенные цифрами и буквами


А- наружное ухо

Б- среднее ухо

В – внутреннее ухо

  1. Наружный слуховой проход

  2. Барабанная перепонка

  3. Молоточек

  4. Наковальня

  5. Стремечко

  6. Полукружные каналы

  7. Улитка

  8. Слуховая трубка (Евстахиева труба)



11-«5»

10-9-«4»

8-6-«3»

Приложение 4

Кроссворд «Кожно-мышечная чувствительность»

  1. Потоки идущие постоянно от мышц, сухожилий, суставных капсул, связок информирующих головной мозг.

  2. Рецепторы, воспринимающие температурные колебания.

  3. Рецепторы, находящиеся в мышцах, коже, надкостнице, во внутренних органах.

  4. Мышечное...

  5. Восприятие механического воздействия на кожу, прикосновение, давление и т.п.

  6. При сокращении или растяжении мышц, в специальных рецепторах возникает...

  7. Древнейший анализатор.

  8. Чувство человека, при помощи которого он ощущает положение частей своего тела в пространстве.





Приложение 4

Кроссворд «Кожно-мышечная чувствительность»

  1. Потоки идущие постоянно от мышц, сухожилий, суставных капсул, связок информирующих головной мозг.

  2. Рецепторы, воспринимающие температурные колебания.

  3. Рецепторы, находящиеся в мышцах, коже, надкостнице, во внутренних органах.

  4. Мышечное...

  5. Восприятие механического воздействия на кожу, прикосновение, давление и т.п.

  6. При сокращении или растяжении мышц, в специальных рецепторах возникает...

  7. Древнейший анализатор.

  8. Чувство человека, при помощи которого он ощущает положение частей своего тела в пространстве.

8-«5»

7-6 –«4»

5-4-«3»

Приложение 5

Каково строение органа обоняния?

Назовите вкусовые зоны языка







Приложение 5

Каково строение органа обоняния?

Назовите вкусовые зоны языка



8- «5»

7-6- «5»

5-4 – «3»





Приложение 6





Каково строение анализатора?

Анализатор

Орган

Рецепторы

Нерв

Мозг,

зона КБП

Зрительный





Обонятельный





Вкусовой





Слуховой





Осязательный



















Приложение 6



Анализатор

Орган

Рецепторы

Нерв

Мозг, зона КБП

Зрительный

Глаз + вспомогательный аппарат

Колбочки и палочки (сетчатка)

зрительный

Затылочная зона КБП

Обонятельный

Нос

Обонятельные рецепторные клетки эпителия носа

Обонятельный

Луковицы переднего мозга височная зона КБП

Вкусовой

Язык

Вкусовые почки

Лицевой, языкоглоточный

Промежуточный, лобная зона КБП

Слуховой

Ухо

Чувствительные волосковые клетки

Слуховой

Промежуточный, височная зона КБП

Осязательный

Кожа, мышцы

Болевые, давления, терморецепторы.

Центростремительный нейрон

Спинной мозг, теменная зона КБП



20-19 –«5»

18-16 – «4»

15-13- «3»

Приложение 7


Анализаторы и органы чувств

1 . Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки?

1) свет

2) прикосновение

3) растворённое вещество

4) звук

2.Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки?

1 ) вкус

2) запах

3) звук

4) свет




3. Что вос­при­мут изображённые на ри­сун­ке рецепторные клетки?

 

1) растворённое вещество

2) газообразное вещество

3) температуру

4) сухое вещество


4. Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки кортиева органа?

1 ) звук

2) свет

3) вкус

4) запах



5. Какую функцию выполняет зрачок глаза?

1) преобразует энергию света в нервный импульс

2) регулирует световой поток

3) фокусирует изображение на сетчатку

4) обеспечивает передачу нервных импульсов в ЦНС

6. В какой части глазного яблока происходит фокусировка изображения у людей с нормальным зрением?

1) в области жёлтого пятна

2) перед сетчаткой

3) за сетчаткой

4) в области слепого пятна

7.К какому цвету избирательно чувствительны колбочки сетчатки?

1) серый

2) белый

3) чёрный

4) красный

8. Воспринимают изменения положения тела в пространстве рецепторы, которые расположены

1) на коже

2) в улитке

3) в области носоглотки

4) в области полукружных каналов

9. Какое из перечисленных образований относят к оптической системе глаза?

1) слепое пятно

2) зрительный нерв

3) роговица

4) сосудистая оболочка

10. Слуховая труба среднего уха обеспечивает

1) колебания жидкости в улитке внутреннего уха

2) защиту от попадания в полость среднего уха микроорганизмов

3) выравнивание давления по разные стороны барабанной перепонки

4) передачу звуковых колебаний от барабанной перепонки к слуховым косточкам среднего уха

1 1. Где расположены рецепторы, позволяющие изображённому на рисунке гимнасту выполнять данные упражнения?


1) полукружные каналы

2) гипоталамус

3) сетчатка

4) улитка


12. Координируют движение и ориентацию в пространстве

1) продолговатый мозг и мозжечок

2) средний и передний мозг

3) мозжечок и кора головного мозга

4) спинной мозг и большие полушария переднего мозга

1 3. Какой цифрой на рисунке обозначена структура глаза, нарушение в ко­торой может стать одной из причин развития близорукости?







14. Отдел слухового анализатора, передающий нервные импульсы в голов­ной мозг, образован

1) слуховыми нервами

2) слуховой трубой

3) барабанной перепонкой

4) рецепторами, расположенными в улитке

15. Какие чувствительные реакции обеспечивает кора затылочной доли больших полушарий? 

1) зрительные

2) вкусовые

3) слуховые

4) обонятельные

16. Рецепторы, воспринимающие свет, находятся в

1) радужке

2) сетчатке

3) хрусталике

4) стекловидном теле

17. Бинокулярное зрение означает, что

1) человек страдает дальнозоркостью

2) глаз человека различает красный, зелёный и синий цвета

3) глаз человека способен оценить расстояние между предметами

4) человек воспринимает мир глазами в совокупности с другими органами чувств

18. Аккомодация — это

1) возбуждение зрительных рецепторов

2) вращение глаза при боковом расположении предмета

3) способность хрусталика изменять свою кривизну при изменении расстояния до предмета

4) изменение чувствительности рецепторов сетчатки

Ответы теста «Анализаторы и органы чувств»

1. 1

2.2

3. 1

4. 1

5. 2

6. 1

7. 4

8. 4

9. 3

10. 3

11.1

12. 3

13.2

14. 1

15. 1

16. 2

17. 3

18. 3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!