СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: " Анализатор слуха"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока в 9 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме :" Анализатор слуха. Строение и функции органа слуха"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: " Анализатор слуха"»

Обоснование методического комплекса урока

Тема урока: «Слуховой анализатор.

Строение и функции органа слуха»


Цель: познакомить обучающихся со строением и функциями слухового анализатора.

Задачи: Образовательные: создание условий для

  • актуализации и расширения знаний учащихся о строении анализаторов;

  • сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о слуховом анализаторе

  • изучить строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха, преобразование звуковой энергии в механическую ознакомления с нарушениями и заболеваниями органов зрения

  • дать понятие о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены слуха.

Воспитательные: создание условий для

  • сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • формировать культуру умственного труда

  • способствовать формированию навыков бережного отношения к своему здоровью.

Развивающие: создание условий для

  • содействовать формированию умений и навыков;

  • анализировать информацию, сравнивать, обобщать и делать выводы;

  • развивать внимание и память.


Планируемые результаты обучения


Предметные: обучающиеся должны знать значение слуха в жизни человека, различие в понятиях «орган слуха» и «слуховой анализатор»;

особенности строения и функции наружного, среднего и внутреннего уха; как преобразуется звуковая волна в наружном, среднем и внутреннем ухе; иметь понятие о причинах заболеваний слухового анализатора и их профилактике.

Метапредметные:

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, умение отделять главное от второстепенного, поиск и выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Коммуникативные: умение слушать учителя, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий.

Личностные: формирование познавательных интересов, личностного отношения к изучению материала, готовность делать осознанный выбор в отношении собственного здоровья.


Основные понятия: наружное ухо: ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка; среднее ухо: слуховые косточки, слуховая труба, перепонка овального и круглого окна; внутреннее ухо: костный лабиринт, перепончатый лабиринт, улитка, рецепторы слуха

Тип урока: комбинированный


Учебно-материальное обеспечение:

  • компьютер, мультимедийный комплекс;

  • электронная презентация;

  • видеоролик;

  • рабочий лист для каждого ученика;

  • раздаточный материал для рефлексии

Формы и методы обучения:

  • Фронтальная работа

  • Индивидуальная работа

  • Работа в парах

  • Методы, активизирующие мышление

  • Использование опорных схем

  • Самостоятельная работа

  • Эксперимент

  • Наглядный метод обучения.

На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элементами информационно-коммуникативной и здоровьесберегающей технологий.

Ход урока

1. Организационный момент подготовка учащихся к работе на уроке.

Учащиеся класса рассажены в четыре группы.

Раздача рабочих листов и материалов для изучения нового материала и рефлексии

Создание благополучной и доброжелательной атмосферы

2. Актуализация знаний

Слайд № 1 показ рисунков и различных цветов

Ребята как вы думаете, какой анализатор работает, когда вы видите эти рисунки?

Ответы учащихся

  • Фронтальный опрос по предыдущей теме: «Зрительный анализатор»

  • Что такое анализатор?

  • Из каких частей состоит зрительный анализатор?

  • Какая зона головного отвечает за зрение?

  • Из каких частей состоит орган зрения?

  • Какие функции выполняют части глаза?

  • Как называется рецепторы зрения?

  • Почему возникают дальнозоркость и близорукость?

  • Какие правила гигиены нужно соблюдать, чтобы не нарушать зрение?

3. Мотивация и целеполагание.

Ребята, пожалуйста закройте глаза.

Слайд № 2. Включается звуковой файл.

Учащиеся с закрытыми глазами слушают различные звуки природы

Ребята, какой анализатор у вас сейчас работает? Ответы учащихся.

Как вы думаете, что мы будем изучать на этом уроке? ( Слуховой анализатор)

Записывают тему урока с центрального слайда.

Постановка целей урока вместе с учащимися

  • сформировать знания о значении слуха в жизни человека;

  • рассмотреть строение и функции отделов органа слуха

  • способствовать формированию навыков гигиены слуха.





4. Изучение нового материала

Проблемный вопрос: цитата Фредерика Перльза «Если у Вас есть глаза и уши, значит , открыта вся красота мира»

Как вы понимаете это выражение? Ответы учащихся

Слайд № 3 «Строение слухового анализатора»

Демонстрация схемы строения слухового анализатора. Учащиеся записывают в тетради составные части слухового анализатора

Давайте выясним, строение органа слуха. Слайд № 4 «Строение органа слуха»

Работа в группах: все группы из пазлов собирают рисунок органа слуха

1 группа используя информацию в учебнике изучают строение и функции частей наружного отдела уха

2 группа изучают строение и функции частей среднего уха

3 группа изучают строение и функции частей внутреннего уха

Затем 1 представитель от каждой группы выходят к доске, показывает строение отдела уха и объясняет функции

Физкультминутка.

Известно, что ушная раковина насчитывает около 170 активных точек, связанных со всеми органами нашего тела

Сегодня, для улучшения нашего здоровья, мы сделаем массаж ушей.
- Начинаем массаж ушей с поглаживания и растирания ушных раковин.

- Берем мочки ушей большими и указательными пальцами и массируем с надавливанием спиралеобразно, медленно передвигаясь по краю уха вверх. Повторим этот прием 3 раза.

- Интенсивно оттягиваем мочку уха вниз несколько раз. Это упражнение поможет усилить наш иммунитет.

- Для укрепления слуха, руками прижимаем уши, не напрягаясь. Затем, резко отпускаем их. Повторим этот прием 4 раза.

Слайд № 5. Показ видеоролика «Механизм передачи звуковых волн»

После просмотра видеоролика учащиеся индивидуально в тетрадях составляют схему передачи звуковых волн. Проводят самопроверку по ответам на слайде № 6

Самонаблюдение. Слайд № 7. Зажмите нос, зажмите рот и проглотите слюну. Что вы при этом ощущаете? Ответы учащихся

Слайд № 8. Проблемные вопрос: Почему артиллеристы, стреляя из орудий, закрывают уши и открывают рот? Учащиеся делают выводы.

Слайд № 9 . « Гигиена слуха»

Я показываю вам фотографии, вы должны определить, какие действия на них происходят и чем они опасны для органа слуха

Беседа по профилактике заболеваний и сохранение здоровья органа слуха

5. Закрепление

Слайд 10 Выполнение теста « Да или нет».

Проводится взаимопроверка по ответам на доске

6. Оценка за урок . Слайд № 11

17- 20 баллов, оценка «5»

15-17баллов, оценка «4»

11-14баллов, оценка «3»

Меньше 11 баллов –вновь проанализируйте вопросы, которые вызвали у вас затруднения

6. Рефлексия. У вас на партах имеются веселые и грустные смайлики. Поднимите смайлик, который бы отражал ваше настроение

7. Домашнее задание. Слайд № 12

Изучите параграф на с. 80-83

Решайте кроссворд по теме: «Строение и функции органа слуха», который я вам раздала.