СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урок литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения Листопадничек»





Урок литературного чтения

3 класс

«Школа России»




Особенности жизни героев в разные времена года.
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».













Учитель начальных классов

МБОУ «Куйтунская ООШ»

Кохановская Н.П.


Методическая разработка урока литературного чтения


Тема урока: Особенности жизни героев в разные времена года.

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Цель урока: Познакомить учащихся с произведением писателя

И.С. Соколова – Микитова об окружающей природе.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С.Соколова – Микитова и его рассказом «Листопадничек».

2. Оживить в памяти детей личные наблюдения за природой.

II. Развивающие:

  1. Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

2. Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности.

3. Развивать выразительное чтение, совершенствовать навык беглого чтения; память, речь.

III. Воспитывающие:

1. Учить видеть и понимать окружающую природу, вызвать желание общаться и любоваться ею.

2. Воспитывать любовь к матери, родному дому;

Оборудование: компьютер, презентация; портрет писателя; выставка книг писателя; учебник литературное чтение 3 класс; рассказ «Листопадничек»; пословицы; скороговорки; план работы с синквейном; иллюстрации с изображением осенней природы; картинки животных; карточки с заданиями.

Тип урока: изучение нового материала




Ход урока:

  1. Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Дорогие ребята, приветствую вас!

Громко прозвенел звонок, начинается урок.

Девиз: «Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно включайся в работу дружок!»

- Ребята, а вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступим к работе.

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: Изучение какого раздела мы начали на прошлом уроке? («Люби живое»). (2 слайд )

- С рассказом какого писателя мы познакомились? (познакомились с рассказом-воспоминанием М.М. Пришвина «Моя Родина»).

- Давайте вспомним: о каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? (опрос по цепочке)

Игра: «Доскажи словечко»

- Мать моя вставала…(рано);

- Мать угостила меня… (чаем с молоком);

- Это угощение решило мою жизнь в …(хорошую) сторону;

- Я начал вставать до… (солнца);

- Потом и в городе я вставал … (рано);

- После чаю я … (ходил на охоту);

- Моя охота была в … (находках);

- Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими сокровищами жизни).

- Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в этом рассказе?

- Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля?

- («Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»).

- Прочитайте отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них (индивидуально; в парах).


  1. Подготовка к изучению нового материала

1. Беседа. (3 слайд )

Учитель: О чём мы сегодня будем говорить и читать?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (осень)

- Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени.

(листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (листопад) (3 слайд)

- Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (высказывания детей)

- Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме? (линяют; запасают корм; рождают детёнышей)

- Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами? (4 слайд )

Игра «Кто как готовится к зиме?»

1. Белка, бобр, мыши;

2. Медведь, ёж, барсук;

3. Лиса, волк, заяц.

( I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;

II группа: животные ложатся в спячку;

III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).

- У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (высказывают мнения)

2. Учитель: Догадайтесь, о каком животном идёт речь? (5 слайд)

«Узнай меня!»

( заранее подготовленный ученик читает отрывок)

Ученик:  «У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово и меня не так  просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных  способа защиты: маскировка и ноги.

Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие.

Первые - настовички, вторые - летнички и есть ещё третьи.

Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья».

Учитель: Кто же это? (зайцы) (6 слайд)


Проблемный вопрос:

Учитель: Ребята, кто из вас знает, как называют зайцев, родившихся осенью? (высказывают предположения) (6 слайд)

- Я предлагаю вам послушать стихотворение. (6 слайд)

У нас в семье большая радость

Пусть листья падают, летят,

В канавке, тёплой под осинкой

Три листопадничка лежат.

(зайцев называют листопадничками) (6 слайд)

Учитель: Верно, молодцы, ребята!

- Я вам предлагаю послушать ещё один отрывок и определить о ком идёт речь? (7 слайд)

Ученик 2: «Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мной за мою работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются строительные неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи.
Семья у меня очень дружная. Мои малыши очень шустрые. Уже через два дня после рождения так и норовят выбраться из гнезда. Я отлично плаваю и ныряю. А ещё у меня замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и  сигнальное приспособление, и регулятор температуры».

Учитель: Кто это? (это бобры) (7 слайд)

- Кто же наши гости? Как их зовут? (бобр и заяц)


3. Вопросы – предположения: (8 слайд)

- Рассмотрите иллюстрацию и выскажите свои предположения о героях произведения?

- Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этими героями?

- Каков жанр этого произведения?


IV. Изучение нового материала

1. Объявление темы урока

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое», певцом русской природы И.С. Соколовым – Микитовым и его произведением «Листопадничек».

2. Рассказ о писателе. (9 слайд)

И.С. Соколов-Микитов (1892—1975)

«Я занимаюсь литературным трудом. Основой и радостью этого труда всегда оставалась и остаётся любовь к людям, к родной стране, к её природе, к живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно».

(писал незадолго до смерти И.С. Соколов – Микитов)

- Русский писатель, натуралист и путешественник. Про­жил большую и богатую событиями жизнь.

- Родился в урочище Осеки под Калугой.

- Детство его прошло в тихой лесной деревеньке на Смоленщине.

- Особую роль  в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитьевич.

"Глазами отца я видел раскрывшийся передо мной величественный мир  русской природы. Чудесными казались тропинки, широкий простор полей, высокая синева небес с застывшими облаками."

От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.

- «Из светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей жизни».

- В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны.

- В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром,

поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи «Илья Муромец».


- Участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Много путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане.


- Из очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий.


- Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя в берлоге, и на волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на зайца с гончими. Главной добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень правдивые, дышащие теплом любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим меньшим братьям. ( выставка книг)


 

«В моих рассказах я не выдумывал героев, оставляя обычно подлинные имена. В писаниях моих нет изображения увлекательных приключений и подвигов. Я писал о том, что видел своими глазами и что слышали мои уши»

(И.С. Соколов-Микитов)


3. Работа над скороговоркой (11 слайд)

Учитель: Герои приготовили нам разминку.

Бобры храбры идут в боры,
Бобры для бобрят добры.

- Прочитайте с интонацией:

  • утвердительной,

  • вопросительной,

  • с ускорением,

  • очень быстро.

4. Словарная работа (12 слайд)

Учитель: Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов:

долговязый – высокий, худощавый, нескладный;

плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;

запрудили – перегородили реку плотиной;

штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

V. Первичное ознакомление с текстом.

1. Чтение текста

- Учителем; чтение по цепочке; самостоятельно.

2. Первичное восприятие.


Учитель: Понравилась ли вам история о зайчике?

- Совпали ли ваши мнения до и после прочтения?

- Почему автор дал такое название произведению? Можно ли его было озаглавить иначе?

Физкультминутка

Давайте и мы с вами пофантазируем:

Мы сейчас все дружно встанем

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх и лапки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы, мои зайчишки!


VI. Анализ литературного произведения

1. Работа над текстом. (13 слайд)

Учитель: В какое время года появились зайчата? (осенью)

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

(Зайчик мечтал полетать. Он видел, как учатся летать журавлята и хотел научиться летать).

- О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа? (журавлей, медведей, ежей, змей, бобров).

- Как вели себя другие звери? (Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи).

- Чего испугались «листопаднички»? (Они испугались того, что могут замёрзнуть на болоте).

- Как их успокоила старая зайчиха? (Она объяснила им, что скоро вырастет на них тёплая белая шёрстка и им будет тепло и уютно).

- Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны? (Нет).

2. Выборочное чтение. (14 слайд)

Учитель: С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки? (Зайчонок встретил бобров, которые строили плотину).

- Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.

- Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? (Зайчонок остался в бобровой хатке. Он стал нянькой у бобрят).

- Почему зайчонок остался у бобров? (Зайчонок не умел плавать, а выход был один – под водой).


3. Чтение – поиск. (15 слайд)

- Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чём он вспоминал?

(За долгую зиму большого страху натерпелся Листопадничек-зайчонок. Часто вспомнил он своё тёплое гнездо, старую мать-зайчиху).

- Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.

- А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.


4. Работа в парах (16 слайд)

-Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике

на стр. 60, 63.

5. Характеристика героя. (17 слайд)

- Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.

- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

- любознательный (задаёт вопросы бобрам);

- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

- добрый (помогал нянчить бобрят);

- заботливый (кормит бобрят);

- смелый (научился плавать);

- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).




- Дайте характеристику бобрам: (18 слайд)

- трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу)

- запасливые (готовят корм на зиму)

- гостеприимные (приютили зайца)

- заботливые (волнуются за бобрят)

- смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении)

- чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок)


  1. Закрепление изученного материала

1. Учитель: Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите. (19 слайд)

(Это сказка, т.к. животные разговаривают, путешествуют).

- Какая эта сказка? (авторская)

-

рассказ

Изобразим схему нашей сказки. Вы должны выбрать нужные элементы: (20 слайд)


Сказка














  1. Работа в группах:

1 группа: Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек». (21 слайд)

(лиса, слон, осёл, пони, кот, енот, аист, оса, пчела, пёс, ласточки).

2 группа: Составляет синквейн о зайчике. (22 слайд)

(работа в тетрадях; на слайд выносится план работы с синквейном).

1 – существительное;

2 – 2 прилагательных;

3 – 3 глагола;

4 – ключевое предложение из текста;

(ученики зачитывают варианты ответов)

Ученики: Зайчик

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

3 группа: работа по карточкам (23 слайд)

«Вставьте подходящее слово из текста»:

(задание на карточках)

  • Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке).

  • Остался Листопадничек в бобровой (хатке).

  • Любят (бобры) чистоту и порядок.

  • За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.

  • Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).

  • Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде) Листопадничек.


VIII. Итог урока

- Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?

- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

- Почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?

Учитель: Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.

- Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему?

Пословицы: (24 слайд)

- Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

  • Много спать – дела не знать.

  • Дома и стены помогают.

  • Всякий кулик своё болото хвалит.

  • Чужая сторона – дремучий бор.

  • В гостях хорошо, а дома лучше!

  • Друзья познаются в беде.

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)


IX. Домашнее задание, выставление оценок. (25 слайд)

- Придумать продолжение этой истории. Какие ещё приключения могли бы произойти с зайчонком?

- Нарисуйте понравившийся эпизод сказки.

  1. Рефлексия. (26 слайд)



  • Я узнал на уроке ... .

  • Мне было интересно потому, что ... .

  • Меня удивило ...

  • Я бы хотел ….

  • Я сделал(а) вывод, что…

Учитель: Мне понравилось с вами общаться и думаю, наш урок пойдёт вам на пользу.

В заключении мне бы хотелось прочесть слова Н. Рыленкова (27 слайд)

«Читайте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания в повседневных заботах. И пусть чтение книг И.С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»!

- Спасибо за урок. (28 слайд)
































Просмотр содержимого презентации
«Презентация и конспект урока по литературному чтению (3 класс)»

Особенности жизни героев в разные времена года.  И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Особенности жизни героев в разные времена года. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

«Люби живое»  «Доскажи словечко»  Мать моя вставала Мать угостила меня Это угощение решило мою жизнь в сторону. Я начал вставать до Потом и в городе я вставал . После чаю я Моя охота была в Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с рано. чаем с молоком. хорошую солнца. рано ходил на охоту. находках. великими сокровищами жизни.

«Люби живое»

«Доскажи словечко»

  • Мать моя вставала
  • Мать угостила меня
  • Это угощение решило мою жизнь в сторону.
  • Я начал вставать до
  • Потом и в городе я вставал .
  • После чаю я
  • Моя охота была в
  • Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с

рано.

чаем с молоком.

хорошую

солнца.

рано

ходил на охоту.

находках.

великими сокровищами жизни.

Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья

Кто как готовится к зиме? запасают себе на зиму корм Белка, бобр, мыши ложатся в спячку Медведь, ёж, барсук не запасают корм, не ложатся в спячку Лиса, волк, заяц

Кто как готовится к зиме?

запасают себе на зиму корм

Белка, бобр, мыши

ложатся в спячку

Медведь, ёж, барсук

не запасают корм,

не ложатся в спячку

Лиса, волк, заяц

«Узнай меня!» «У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово и меня не так  просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных  способа защиты: маскировка и ноги. Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие. Первые - настовички, вторые - летнички и есть ещё третьи. Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья».

«Узнай меня!»

«У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово и меня не так  просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных  способа защиты: маскировка и ноги.

Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие.

Первые - настовички, вторые - летнички и есть ещё третьи.

Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья».

Как называют зайцев, родившихся осенью? У нас в семье большая радость Пусть листья падают, летят, В канавке, тёплой под осинкой Три листопадничка лежат. Листопаднички

Как называют зайцев, родившихся осенью?

У нас в семье большая радость

Пусть листья падают, летят,

В канавке, тёплой под осинкой

Три листопадничка лежат.

Листопаднички

«Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мной за мою работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются строительные неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи. Семья у меня очень дружная. Мои малыши очень шустрые. Уже через два дня после рождения так и норовят выбраться из гнезда. Я отлично плаваю и ныряю. А ещё у меня замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и  сигнальное приспособление, и регулятор температуры».

«Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мной за мою работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются строительные неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи.

Семья у меня очень дружная. Мои малыши очень шустрые. Уже через два дня после рождения так и норовят выбраться из гнезда. Я отлично плаваю и ныряю. А ещё у меня замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и  сигнальное приспособление, и регулятор температуры».

Вопросы – предположения

Вопросы – предположения

  • Рассмотрите иллюстрацию и выскажите свои предположения о героях произведения?
  • Что могло бы произойти осенью с этими героями?
  • Каков жанр произведения?
И.С. Соколов-Микитов  ( 1892—1975 )   «Я занимаюсь литературным трудом. Основой и радостью этого труда всегда оставалась и остаётся любовь к людям, к родной стране, к её природе, к живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно». (писал незадолго до смерти И.С. Соколов – Микитов)

И.С. Соколов-Микитов ( 1892—1975 )

«Я занимаюсь литературным трудом.

Основой и радостью этого труда всегда оставалась и остаётся любовь к людям, к родной стране, к её природе, к живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно».

(писал незадолго до смерти И.С. Соколов – Микитов)

Скороговорка Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры. Прочитайте с интонацией:

Скороговорка

Бобры храбры идут в боры,

Бобры для бобрят добры.

Прочитайте с интонацией:

  • утвердительной,
  • вопросительной,
  • с ускорением,
  • очень быстро.
Словарная работа Долговязый высокий, худощавый, нескладный; Плотина сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды; Запрудили перегородили реку плотиной; Штукатур мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

Словарная работа

  • Долговязый

высокий, худощавый, нескладный;

  • Плотина

сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;

  • Запрудили

перегородили реку плотиной;

  • Штукатур

мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

Работа над текстом

Работа над текстом

  • В какое время года появились зайчата?
  • Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
  • О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа?
  • Как вели себя другие звери?
  • Чего испугались «листопаднички»?
  • Как их успокоила старая зайчиха?
  • Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны?
Чтение-поиск Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чём он вспоминал? Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться. А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения. лиса рысь росомаха выдра

Чтение-поиск

  • Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чём он вспоминал?
  • Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.
  • А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.

лиса

рысь

росомаха

выдра

Характеристика героя Листопадничек  Мечтатель, фантазёр  Непослушный  Любознательный  Терпеливый  Добрый  Заботливый  Смелый  Любящий мечтает улететь в тёплые края убежал из дома, ослушался маму задаёт вопросы бобрам всю зиму жил в хатке у бобров помогал нянчить бобрят кормит бобрят научился плавать вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев

Характеристика героя

Листопадничек

  • Мечтатель, фантазёр
  • Непослушный
  • Любознательный
  • Терпеливый
  • Добрый
  • Заботливый
  • Смелый
  • Любящий

мечтает улететь в тёплые края

убежал из дома, ослушался маму

задаёт вопросы бобрам

всю зиму жил в хатке у бобров

помогал нянчить бобрят

кормит бобрят

научился плавать

вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев

Бобры строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки, замазывают крышу илом; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу  трудолюбивые  запасливые  гостеприимные  заботливые  смелые  чистоплотные готовят корм на зиму приютили зайца волнуются за бобрят выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении любят чистоту и порядок

Бобры

строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки, замазывают крышу илом; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу

  • трудолюбивые
  • запасливые
  • гостеприимные
  • заботливые
  • смелые
  • чистоплотные

готовят корм на зиму

приютили зайца

волнуются за бобрят

выгнал выдру из хатки;

помогает зайчику при наводнении

любят чистоту и порядок

Работа в группах Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек» лиса слон ласточки пчела кот осёл енот оса пони аист пёс

Работа в группах

Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек»

лиса

слон

ласточки

пчела

кот

осёл

енот

оса

пони

аист

пёс

Cинквейн о зайчике 1 строчка– 1 существительное 2 строчка – 2 прилагательных 3 строчка – 3 глагола 4 строчка – ключевое предложение из текста Зайчик Любознательный, трусливый Заботится, боится, ныряет  По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Cинквейн о зайчике

1 строчка– 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – ключевое предложение из текста

Зайчик

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

«Вставьте подходящее слово из текста» Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Остался Листопадничек в бобровой хатке. Любят бобры чистоту и порядок. За долгую зиму большого страху натерпелся зайчонок. Обрадовался Листопадничек, прижался к матери . Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек.

«Вставьте подходящее слово из текста»

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке.

Остался Листопадничек в бобровой хатке.

Любят бобры чистоту и порядок.

За долгую зиму большого страху натерпелся зайчонок.

Обрадовался Листопадничек, прижался к матери .

Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек.

Подбери пословицу

Подбери пословицу

  • Много спать – дела не знать.
  • Дома и стены помогают.
  • Всякий кулик своё болото хвалит.
  • Чужая сторона – дремучий бор.
  • В гостях хорошо, а дома лучше!
  • Друзья познаются в беде.
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Придумать продолжение этой истории.
  • Какие ещё приключения могли бы произойти с зайчонком?
  • Нарисуйте понравившийся эпизод сказки.
Рефлексия

Рефлексия

  • Я узнал на уроке ... .
  • Мне было интересно потому, что ... .
  • Меня удивило ...
  • Я бы хотел(а) ….
  • Я сделал(а) вывод, что…
«Читайте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания в повседневных заботах. И пусть чтение книг И.С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»! Н. Рыленков

«Читайте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.

Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания в повседневных заботах.

И пусть чтение книг И.С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»!

Н. Рыленков

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!