Урок литературного чтения
3 класс
«Школа России»
Особенности жизни героев в разные времена года.
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Учитель начальных классов
МБОУ «Куйтунская ООШ»
Кохановская Н.П.
Методическая разработка урока литературного чтения
Тема урока: Особенности жизни героев в разные времена года.
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Цель урока: Познакомить учащихся с произведением писателя
И.С. Соколова – Микитова об окружающей природе.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С.Соколова – Микитова и его рассказом «Листопадничек».
2. Оживить в памяти детей личные наблюдения за природой.
II. Развивающие:
Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
2. Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности.
3. Развивать выразительное чтение, совершенствовать навык беглого чтения; память, речь.
III. Воспитывающие:
1. Учить видеть и понимать окружающую природу, вызвать желание общаться и любоваться ею.
2. Воспитывать любовь к матери, родному дому;
Оборудование: компьютер, презентация; портрет писателя; выставка книг писателя; учебник литературное чтение 3 класс; рассказ «Листопадничек»; пословицы; скороговорки; план работы с синквейном; иллюстрации с изображением осенней природы; картинки животных; карточки с заданиями.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Дорогие ребята, приветствую вас!
Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Девиз: «Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно включайся в работу дружок!»
- Ребята, а вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступим к работе.
Проверка домашнего задания
Учитель: Изучение какого раздела мы начали на прошлом уроке? («Люби живое»). (2 слайд )
- С рассказом какого писателя мы познакомились? (познакомились с рассказом-воспоминанием М.М. Пришвина «Моя Родина»).
- Давайте вспомним: о каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? (опрос по цепочке)
Игра: «Доскажи словечко»
- Мать моя вставала…(рано);
- Мать угостила меня… (чаем с молоком);
- Это угощение решило мою жизнь в …(хорошую) сторону;
- Я начал вставать до… (солнца);
- Потом и в городе я вставал … (рано);
- После чаю я … (ходил на охоту);
- Моя охота была в … (находках);
- Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими сокровищами жизни).
- Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в этом рассказе?
- Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля?
- («Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»).
- Прочитайте отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них (индивидуально; в парах).
Подготовка к изучению нового материала
1. Беседа. (3 слайд )
Учитель: О чём мы сегодня будем говорить и читать?
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (осень)
- Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени.
(листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).
- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (листопад) (3 слайд)
- Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (высказывания детей)
- Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме? (линяют; запасают корм; рождают детёнышей)
- Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами? (4 слайд )
Игра «Кто как готовится к зиме?»
1. Белка, бобр, мыши;
2. Медведь, ёж, барсук;
3. Лиса, волк, заяц.
( I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;
II группа: животные ложатся в спячку;
III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).
- У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (высказывают мнения)
2. Учитель: Догадайтесь, о каком животном идёт речь? (5 слайд)
«Узнай меня!»
( заранее подготовленный ученик читает отрывок)
Ученик: «У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово и меня не так просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных способа защиты: маскировка и ноги.
Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие.
Первые - настовички, вторые - летнички и есть ещё третьи.
Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья».
Учитель: Кто же это? (зайцы) (6 слайд)
Проблемный вопрос:
Учитель: Ребята, кто из вас знает, как называют зайцев, родившихся осенью? (высказывают предположения) (6 слайд)
- Я предлагаю вам послушать стихотворение. (6 слайд)
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат.
(зайцев называют листопадничками) (6 слайд)
Учитель: Верно, молодцы, ребята!
- Я вам предлагаю послушать ещё один отрывок и определить о ком идёт речь? (7 слайд)
Ученик 2: «Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мной за мою работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются строительные неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи.
Семья у меня очень дружная. Мои малыши очень шустрые. Уже через два дня после рождения так и норовят выбраться из гнезда. Я отлично плаваю и ныряю. А ещё у меня замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и сигнальное приспособление, и регулятор температуры».
Учитель: Кто это? (это бобры) (7 слайд)
- Кто же наши гости? Как их зовут? (бобр и заяц)
3. Вопросы – предположения: (8 слайд)
- Рассмотрите иллюстрацию и выскажите свои предположения о героях произведения?
- Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этими героями?
- Каков жанр этого произведения?
IV. Изучение нового материала
1. Объявление темы урока
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое», певцом русской природы И.С. Соколовым – Микитовым и его произведением «Листопадничек».
2. Рассказ о писателе. (9 слайд)
И.С. Соколов-Микитов (1892—1975)
«Я занимаюсь литературным трудом. Основой и радостью этого труда всегда оставалась и остаётся любовь к людям, к родной стране, к её природе, к живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно».
(писал незадолго до смерти И.С. Соколов – Микитов)
- Русский писатель, натуралист и путешественник. Прожил большую и богатую событиями жизнь.
- Родился в урочище Осеки под Калугой.
- Детство его прошло в тихой лесной деревеньке на Смоленщине.
- Особую роль в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитьевич.
"Глазами отца я видел раскрывшийся передо мной величественный мир русской природы. Чудесными казались тропинки, широкий простор полей, высокая синева небес с застывшими облаками."
От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.
- «Из светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей жизни».
- В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны.
- В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром,
поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи «Илья Муромец».
- Участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Много путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане.
- Из очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий.
- Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя в берлоге, и на волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на зайца с гончими. Главной добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень правдивые, дышащие теплом любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим меньшим братьям. ( выставка книг)
«В моих рассказах я не выдумывал героев, оставляя обычно подлинные имена. В писаниях моих нет изображения увлекательных приключений и подвигов. Я писал о том, что видел своими глазами и что слышали мои уши»
(И.С. Соколов-Микитов)
3. Работа над скороговоркой (11 слайд)
Учитель: Герои приготовили нам разминку.
Бобры храбры идут в боры,
Бобры для бобрят добры.
- Прочитайте с интонацией:
утвердительной,
вопросительной,
с ускорением,
очень быстро.
4. Словарная работа (12 слайд)
Учитель: Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов:
долговязый – высокий, худощавый, нескладный;
плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
запрудили – перегородили реку плотиной;
штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.
V. Первичное ознакомление с текстом.
1. Чтение текста
- Учителем; чтение по цепочке; самостоятельно.
2. Первичное восприятие.
Учитель: Понравилась ли вам история о зайчике?
- Совпали ли ваши мнения до и после прочтения?
- Почему автор дал такое название произведению? Можно ли его было озаглавить иначе?
Физкультминутка
Давайте и мы с вами пофантазируем:
Мы сейчас все дружно встанем
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
VI. Анализ литературного произведения
1. Работа над текстом. (13 слайд)
Учитель: В какое время года появились зайчата? (осенью)
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
(Зайчик мечтал полетать. Он видел, как учатся летать журавлята и хотел научиться летать).
- О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа? (журавлей, медведей, ежей, змей, бобров).
- Как вели себя другие звери? (Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи).
- Чего испугались «листопаднички»? (Они испугались того, что могут замёрзнуть на болоте).
- Как их успокоила старая зайчиха? (Она объяснила им, что скоро вырастет на них тёплая белая шёрстка и им будет тепло и уютно).
- Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны? (Нет).
2. Выборочное чтение. (14 слайд)
Учитель: С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки? (Зайчонок встретил бобров, которые строили плотину).
- Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.
- Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? (Зайчонок остался в бобровой хатке. Он стал нянькой у бобрят).
- Почему зайчонок остался у бобров? (Зайчонок не умел плавать, а выход был один – под водой).
3. Чтение – поиск. (15 слайд)
- Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чём он вспоминал?
(За долгую зиму большого страху натерпелся Листопадничек-зайчонок. Часто вспомнил он своё тёплое гнездо, старую мать-зайчиху).
- Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.
- А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.
4. Работа в парах (16 слайд)
-Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике
на стр. 60, 63.
5. Характеристика героя. (17 слайд)
- Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.
- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);
- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
- любознательный (задаёт вопросы бобрам);
- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
- добрый (помогал нянчить бобрят);
- заботливый (кормит бобрят);
- смелый (научился плавать);
- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).
- Дайте характеристику бобрам: (18 слайд)
- трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу)
- запасливые (готовят корм на зиму)
- гостеприимные (приютили зайца)
- заботливые (волнуются за бобрят)
- смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении)
- чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок)
Закрепление изученного материала
1. Учитель: Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите. (19 слайд)
(Это сказка, т.к. животные разговаривают, путешествуют).
- Какая эта сказка? (авторская)
- рассказ
Изобразим схему нашей сказки. Вы должны выбрать нужные элементы: (20 слайд)
Сказка
Работа в группах:
1 группа: Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек». (21 слайд)
(лиса, слон, осёл, пони, кот, енот, аист, оса, пчела, пёс, ласточки).
2 группа: Составляет синквейн о зайчике. (22 слайд)
(работа в тетрадях; на слайд выносится план работы с синквейном).
1 – существительное;
2 – 2 прилагательных;
3 – 3 глагола;
4 – ключевое предложение из текста;
(ученики зачитывают варианты ответов)
Ученики: Зайчик
Любознательный, трусливый
Заботится, боится, ныряет
По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.
3 группа: работа по карточкам (23 слайд)
«Вставьте подходящее слово из текста»:
(задание на карточках)
Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке).
Остался Листопадничек в бобровой (хатке).
Любят (бобры) чистоту и порядок.
За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.
Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).
Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде) Листопадничек.
VIII. Итог урока
- Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?
- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?
- Почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?
Учитель: Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.
- Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему?
Пословицы: (24 слайд)
- Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.
Много спать – дела не знать.
Дома и стены помогают.
Всякий кулик своё болото хвалит.
Чужая сторона – дремучий бор.
В гостях хорошо, а дома лучше!
Друзья познаются в беде.
- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)
IX. Домашнее задание, выставление оценок. (25 слайд)
- Придумать продолжение этой истории. Какие ещё приключения могли бы произойти с зайчонком?
- Нарисуйте понравившийся эпизод сказки.
Рефлексия. (26 слайд)
Я узнал на уроке ... .
Мне было интересно потому, что ... .
Меня удивило ...
Я бы хотел ….
Я сделал(а) вывод, что…
Учитель: Мне понравилось с вами общаться и думаю, наш урок пойдёт вам на пользу.
В заключении мне бы хотелось прочесть слова Н. Рыленкова (27 слайд)
«Читайте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания в повседневных заботах. И пусть чтение книг И.С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»!
- Спасибо за урок. (28 слайд)