СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок входит в раздел "Возникновение и развитие жизни на Земле" Урок освоения новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ширяевская средняя общеобразовательная школа

Иловлинского муниципального района

Волгоградской области.





Методическая разработка урока по биологии

«Развитие жизни на Земле» 9 класс.


учитель биологии

Дядченко Татьяна Александровна






УМК: А.А.Каменский и др.

«Биология. Введение в общую биологию»












Х.Ширяевский

2021 г.












Пояснительная записка к уроку.

Федеральный государственный стандарт биологического образования ориентирован, прежде всего, на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями. Стандарт также ориентирован не только на «знаниевый», но и на деятельностный компонент образования, что позволит повысить мотивацию обучения и реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный на уроках опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Урок должен быть эмоциональным, прививать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; действия учителя и учащихся должны быть завершенными; на уроке должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; меняются виды деятельности обучающихся, оптимально сочетаются различные методы и приемы обучения; соблюдаются единые требования к уроку. При проведении данного урока используются следующие приемы: наглядный (учебный фильм); словесный, выполнение исследовательской работы, создание проблемной ситуации, работа с дополнительными источниками информации.

Избранные приемы направлены на формирование УУД.

Урок по теме «Развитие жизни на Земле» входит в раздел «Возникновение и развитие жизни на Земле». На изучение этой темы отведено 5 часов. По структуре данный урок относится к уроку открытия новых знаний, т.к. это первый урок по названной теме.


Сценарий урока.

Тема урока: «Развитие жизни на Земле».

Цели урока:

1.Образовательная: разрешение проблемного вопроса через формирование понятия о многообразии живого мира и условиях неживой природы, его обуславливающих.

2.Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.

3.Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.

Задачи урока:

1.Образовательные: учащиеся смогут выделять существенные признаки понятий: многообразие живого мира; сумеют определять зависимость организмов от условий неживой природы, выдвигать гипотезы и искать пути решения проблемы.

2.Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.

3.Продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности в поисках нужной информации.


Методы и методические приемы: наглядный (учебный фильм); словесный, выполнение исследовательской работы, создание проблемной ситуации, работа с дополнительными источниками информации.

Тип урока ( в соответствии с ФГОС) – открытие новых знаний.

Оборудование: ЦОР, учебники, дополнительная литература, индивидуальные рабочие листы, тесты, гербарии.

Формируемые УУД:

1.Познавательные- определение существенных признаков понятий: «многообразие органического мира», «условия неживой природы», самостоятельное формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

2.Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группах.

3.Регулятивные- умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик в рабочих листах, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, уметь сотрудничать в совместном решении проблем.

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме.

1.Самоопределение к деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне и поиск формулирования темы урока через решение проблемного вопроса. Для этого создается проблемная ситуация с помощью учебного фильма «Образование пробионтов».

Перед просмотром учитель просит учащихся перечислить уже известные им теории происхождения жизни.

Просмотр фильма и подготовка к ответу на проблемный вопрос: Как возникла жизнь на Земле, если она зародилась в водной среде?

2.Актуализация знаний и затруднений в деятельности.

На данном этапе запланирован анализ известной информации и ее преобразование, работа с рабочими листами. Работа с терминами «Эволюция», «Ароморфоз», «Идиоадаптация». Выявление причинно-следственных связей между неживой природой и расселением живых организмов на планете через метапредметные связи с географией. Формулирование темы урока.

Учащимся предлагается работа в парах. Используя гербарии, назвать ароморфозы и идиоадаптации, способствующие выходу растений на сушу. Используя фоторяд предложить учащимся назвать ароморфозы и идиоадаптации у животных.

3.Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта.

На данном этапе выполняется групповая исследовательская работа- заполнение таблицы. Для этого необходимо разделить класс на несколько групп ( у меня их три). Обучающиеся получают задания по исследованию трех эр. Просматривают учебные фильмы и заполняют таблицу в рабочих листах Используется и дополнительная литература. На данном этапе работы закрепляется умение обучающихся работать в группах, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой, а также умение оценивать других.

4.Физминутка. А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз, так постоять.

Наклонитесь вправо, влево,

И беритесь вновь за дело.


5.Первичное закрепление.

После выполнения работы в группах, представители от каждой группы заполняют общую таблицу, спроецированную на экран. После чего применяется самопроверка с помощью ключей, подготовленных учителем. На данном этапе урока осуществляется совместная познавательная деятельность и в группе и в сотрудничестве с учителем.


6.Самостоятельная работа. Самопроверка.

На данном этапе учитель направляет деятельность учащихся на выполнение тестового задания в рабочих листах. Затем следует взаимопроверка и выставление оценок в рабочих листах.


7.Рефлексия.

На данном этапе происходит самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.


8.Домашнее задание. На данном этапе учитель комментирует домашнее задание. Страницы учебника.

Ответить на вопросы: В древние времена моря кишели этими животными. Внешне они походили на мокриц, иногда гигантских, до 75 см в длину, покрытых трехдольным щитом (отсюда и название). Палеонтологи описали до 10 тыс. их видов. Вымершие 190 млн лет назад, эти животные сейчас имеют практическое значение. Найдя в осадочных породах отпечаток таких животных, геологи без труда определят возраст породы. Ведь каждому геологическому веку соответствуют свои виды этих животных.
О каких животных идет речь? Каково их систематическое положение? Когда появились первые представители этой группы животных? Когда они достигли расцвета? Когда вымерли?

(Речь идет о трилобитах – представителях типа Членистоногих подтипа трилобитов. Первые трилобиты появились, предположительно, в позднем протерозое. Наибольшего расцвета достигли в кембрии. Вымерли около 190 млн лет назад.)



Литература к уроку:


  1. Каменский А.А. и др. «Биология. Введение в общую биологию и экологию». М. Дрофа. 2013г. с.247-260;

  2. Беляев Д.И. «Общая биология» 10-11 кл. М. «Просвещение».2012 г. с.167-187

  3. Трайтак Д.И. «Биология. Справочные материалы.» М. «Просвещение» 1993 г.

Литература для учащихся:

1. Каменский А.А. и др. «Биология. Введение в общую биологию и экологию». М. Дрофа. 2013г. с.247-260;

2. Беляев Д.И. «Общая биология» 10-11 кл. М. «Просвещение».2012 г. с.167-187

3. Трайтак Д.И. «Биология. Справочные материалы.» М. «Просвещение» 1993 г.


Интернет-ресурсы:


  1. http://www.youtube.com/watch?v=BK02RUSk384&feature=player_embedded

  2. http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=6W9k1ytbybg

  3. http://www.youtube.com/watch?v=pNHG1dXzdZU&feature=player_embedded

  4. http://www.youtube.com/watch?v=Sh4327Mp2B8&feature=player_embedded




Проверочный тест

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.


Вариант 1

Максимальное количество баллов — 30


I. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Первыми живыми организмами на Земле были:

А) анаэробные гетеротрофы Б) анаэробные автотрофы

В) аэробные гетеротрофы Г) аэробные автотрофы

2. Опыты Л. Пастера доказали возможность:

А) самозарождения жизни Б) появления живого только из живого

В) занесения «семян жизни» из космоса Г) биохимической эволюции

3. Появление фотосинтеза привело:

А) к возникновению многоклеточности Б) к возникновению бактерий

В) к накоплению О2 в атмосфере Г) к возникновению полового процесса

4. В соответствии с гипотезой А. Опарина:

А) жизнь переносится с планеты на планету

Б) жизнь появилась одновременно с появлением Земли

В) жизнь зародилась на Земле в водах первичного океана

Г) жизнь на Земле существует вечно

5. Согласно представлениям о возникновении живого из не­живого в первичной атмосфере не было:

А) водорода Б) кислорода В) метана Г)воды


П. Расположите события в порядке их возникновения. (5 баллов)

А) появление многоклеточности Б) появление клеточной мембраны

В) появление ядра Г) появление полового процесса

Д) появление аэробного дыхания


III. Какие ароморфозы произошли в растительном и животном мире в течение палеозойской эры? Приведите 3-4 примера с пояснениями.(10 баллов)


IV. И Аристотель, и Опарин являлись сторонниками теории са­мозарож­дения, однако их взгляды на самозарождение сильно различались. Оха­рактеризуйте это различие. (10 баллов)






ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.


Вариант 2

Максимальное количество баллов — 30


I. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Первыми автотрофными организмами на Земле были:

А) анаэробные эукариоты Б) аэробные прокариоты

В) анаэробные прокариоты Г) аэробные прокариоты

2. Опыты Л. Пастера опровергли теорию:

А) появления живого из неживого

Б) появления живого только из живого

В) занесения «семян жизни» из космоса Г) божественного творения

3. Появление фотосинтеза привело:

А) к возникновению многоклеточности Б) к возникновению бактерий

В) к возникновению полового процесса

Г) к возникновению аэробного дыхания

4. Согласно представлениям о возникновении живого из не­живого пер­вые живые организмы появились:

А) 6 млрд. лет назад Б) 4,6 млрд. лет назад В) 3,5 млрд. лет назад Г) 2,6 млрд. лет назад

5. В соответствии с теорией вечности жизни:

А) жизнь переносится с планеты на планету

Б) жизнь появилась одновременно с появлением Земли

В) жизнь зародилась на Земле в водах первичного океана

Г) жизнь на Земле существует вечно


П. Расположите события в порядке их возникновения (5 баллов)

А) появление аэробного дыхания Б) появление клеточной мембраны

В) появление метаболизма Г) появление многоклеточности

Д) появление полового процесса


III. Какие ароморфозы произошли в растительном и животном мире в течение мезозойской эры? Приведите 3-4 примера с пояснениями. (10 баллов)


IV. Сравните теории абиогенеза и панспермии. При­ведите аргументы, подтверждающие и опровергающие каж­дую теорию. (10 баллов)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!