Комитет образования ЕАО
Областное государственное профессиональное
образовательное бюджетное учреждение
«Сельскохозяйственный техникум»
Методическая разработка урока:



Подготовил:
Преподаватель истории
Яковлева Екатерина Юрьевна
с. Ленинское, 2015г.
Пояснительная записка
Тема «Великая Отечественная война» открывает широкие возможности для обсуждения: это проблема жизни на оккупированных территориях, проблема героев и символов Великой Отечественной войны, взаимодействия солдат и полководцев, проблема соотношения правды и вымысла о войне в художественной литературе. К данному уроку учащиеся заканчивают написание исследовательских проектов «След войны в истории моей семьи». Урок опирается на конкретные теоретические знания и практические умения учащихся работать с текстом документа, со справочной и дополнительной литературой, участвовать в беседе, делать выводы. При планировании урока были учтены особенности развития студентов, их умение обосновывать тему, осознание цели, умение делать вывод, умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников, умение работать в группах. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе. Использование методики критического мышления дает возможность каждому студенту почувствовать свою значимость на уроке, приобрести уверенность в своих действиях, учит межличностному общению. На уроке рассматриваются актуальные проблемы для подростка в современном мире (через историческую призму): духовное величие человека, перенесшего суровые испытания, самоотверженность и мужество.
Ведущими формами, методами и приемами урока являются групповая работа, поисковый метод, исследование текста документа, составление кластеров, работа с терминами, использование ИКТ.
План – конспект урока
Тема « Человек на войне»
Цели урока
Образовательные:
сформировать у учащихся представление об основных событиях Великой Отечественной войны;
раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этой войне;
постановка проблемы перед учащимися: влияние правды войны, ужасов войны на мышление человека, мораль и нравственные нормы.
Воспитательные:
показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру;
воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению через наглядное и образное воссоздание событий Великой Отечественной войны.
Развивающие:
развивать логическое мышление, расширять кругозор;
закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом, формирование у учащихся навыков работы с документами, мемуарными материалами, краеведческими материалами, а также с текстами художественных произведений;
учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
Задачи:
1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества, показать на конкретных примерах, что источником героизма являлась внутренняя стойкость, сила духа;
2) воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины;
4) сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Оборудование урока:
компьютер;
интерактивная доска; карта «Вторая мировая война» документы; иллюстративный материал; мультимедийная презентация.
«Мы должны поклониться до земли
нашему советскому человеку.
Повсюду и везде он делал все,
от него зависящее, чтобы приблизить
час победы над фашизмом»
(Г.К.Жуков)
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит песня «Священная война».
II. Определение темы урока, цели и задачи.
III. Основная часть
IV. Итог урока
V. Домашнее задание
I. Организационный момент.
Преподаватель: Героизм на фронте и в тылу, массовый героизм советского народа стали одной из главных предпосылок победы над фашизмом. Война стала не только суровым испытанием, но и временем нравственного выбора для каждого человека. Особенно для тех, кто оказался в плену.
Звучит музыка. Преподаватель зачитывает стихотворение:
Пройдут года. Мы станем стариками,
Падет на лоб волос седая прядь,
Но будем мы дрожащими руками
Страницы жизни прожитой листать.
Не раз огнем жестоким загорятся
Глаза бойца, и судорога сведет
Ладонь в кулак, ему уж не разжаться,
Когда вдруг злая ненависть придет.
Открой страницу в сердце изболевшем
И сразу вспомнишь горькую аппель.
Стоишь в строю, дрожащий, посиневший,
Одетый в полосатую шинель.
Кто позабудет жуткую картину
Повешенье у лагерных ворот,
Когда палач веревкою змеиной
Несчастной жертве шею обовьет?
А крематорий… Говорить нет силы
Кто только может, право, подсчитать
Всех тех, кому здесь выдернули жилы
И скольким здесь пришлось жизнь кончать!
Хлысты, резина, палки – что хотите,
Везде побои, слезы, смерть и кровь.
Вы в памяти все это сохраните,
Как сохранили первую любовь.
В 20 веке человечество пережило две мировые войны. Что объединяет эти войны, что характерно для войны вообще?
Ответы студентов.
Преподаватель обобщает ответы студентов.
Студенты заранее получили задания. Темы выступлений были ими выбраны с учетом их интересов.
Кластер к уроку
Человек на войне


Плен
Оккупация
Фронт
Тыл
II. Определение темы урока, цели и задачи.
Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. Но воюют прежде всего люди. В который раз попытаемся понять их. И не только маршалов и генералов, но и простых солдат, мирных граждан. Потому что война – это не только военные действия, поражения и победы на поле боя, но и экономика, дипломатия, национальные традиции амбиции вождей – без них мы вряд ли поймём: что, как и почему происходило. И на протяжении всей войны люди пытались приспособиться, жить и выжить. Как им это удалось? Это сегодня нам и предстоит выяснить.
III Основная часть
1. Оккупация.
1418 дней длилась война. Как пережили её люди? Какими они были в начале войны, какими становились в течение войны, какими вернулись с фронта к мирной жизни?
Сегодня мы попытаемся определить место и роль человека на фронте, в тылу, в оккупации и в плену. На каждом этапе урока будем делать вывод, работать с тетрадями и заполнять кластер.
Работа с пунктом плана «Оккупационный режим». Работа с документом «Из директивы от 23 июля 1942 года А. Гитлера А. Розенбергу о введении в действие Генерального плана «ОСТ». «В результате стремительного наступления гитлеровцев ими была занята огромная территория, где до войны проживало 40% населения страны. На этой территории был установлен так называемый «Новый порядок».
Что же нес нацизм народам нашей страны? Что такое оккупация? Как относились к оккупационному режиму советские люди?
Сообщение студента.
Работа со схемой «новый порядок» на оккупированных территориях. (приложение №1)
2.Человек на фронте и в тылу
Преподаватель: Солдат – это человек, который в условиях войны призван ходить в атаку, осуществлять планы командования, погибать. А как вы считаете, какие чувства, факторы, моральные стимулы могли поднять солдат в атаку в кромешном аду? За что же, в конечном счете, воевали наши солдаты? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью?
Великая Отечественная война была для советского народа и Вооруженных Сил государства самым трудным и драматическим, но вместе с тем и героическим временем. В годы жестоких военных испытаний с невиданной силой проявились веками глубоко укоренившиеся в народе чувства национальной гордости и беспредельной преданности Отчизне; сыновняя любовь к земле отцов и дедов слилась с глубоким осознанием высокой личной ответственности за ее судьбу. Высокий моральный дух и патриотизм советских людей явились решающим фактором обеспечения прочного единства фронта и тыла, ставшего одним из важнейших источников достигнутой великой победы.
Любовь к Родине, стремление отстоять независимость страны, не дать разорить свою землю, свой дом формировались веками. С началом войны патриотизм усилился. Это было вызвано тем, что большинство граждан считало естественным и законным сложившийся в стране социально-политический строй, закрепленный Конституцией СССР, были наглядны и очевидны вошедшие в быт социальные достижения: бесплатные образование, медицинское обслуживание, жилье, отсутствие безработицы, уважение к людям труда, их производственным достижениям и т. п. И, что бы ни говорили сегодня, тогда народ в массе своей поддержал партийное и государственное руководство Советского Союза. Именно в этом смысле правомерно говорить о морально-политическом единстве граждан СССР, лежавшем в основе прочного союза между фронтом и тылом, сплочения советского общества перед грозной опасностью со стороны фашистской агрессии.
Мы привыкли к выражению «трудовой подвиг». Что стоит за этим понятием? Можно ли назвать героем человека, который в трудностях повсеместного быта войны не утратил нравственную стойкость, не изменил себе?
Фронта не было бы без тыла. Человек на фронте находился постоянно на краю гибели, но в тылу жилось не легче. О трудных тыловых буднях нам сообщают факты истории. Героическим трудом жители нашей области приближали Победу. Труженики делали всё для фронта, для Победы. В тылу трудно было не толь взрослым, но и детям.
Сообщение студента.
Преподаватель: Для того, чтобы победить столь опасного врага, необходимо было объединить силы и судьбы миллионов советских людей от простого колхозника до знаменитых деятелей науки и культуры.
Я предлагаю поработать в группах. Ваша задача: исследовать и охарактеризовать вклад различных категорий советских людей в общую победу.
Задания для группы ( Приложение №2): работа с текстом учебника & 17
3. Человек в плену.
Сейчас мы будем говорить о трагической судьбе военнопленных. По данным германского командования, за годы войны в немецком плену побывало более 5700000 советских военнослужащих. Вспомните, каким образом советские солдаты и офицеры оказывались в плену.
Почему и как мог человек попасть в плен? Всегда ли это от него зависело?
Подтвердите выдержками из документов, художественной и научной литературы особую жесткость немцев в отношении советских военнопленных. Чем объяснялось такое отношение?
Война – экстремальная ситуация, в которой люди раскрываются по-разному, подчас самым неожиданным для себя образом. Кто-то в плену становился героем, кто-то – предателем. Всегда ли, на ваш взгляд, человек может противостоять обстоятельствам? От чего это зависит?
Сообщение ученика.
Работа с пунктом плана урока «Сотрудничество с врагом»
Преподаватель: Наряду с постоянно растущей ненавистью к оккупантам, сопротивлением населения немецким властям, как и в любой войне, имело место сотрудничество с врагом. На западе это явление называли коллаборационизм.
Работа с текстом п.3
Вопросы:
1.Каковы причины сотрудничества с врагом?
2.Что обещали опытные пропагандисты рейха?
3.Что можно сказать о численном составе коллабрационистов?
4.Что вам стало известно о личности одного из них – генерала А.А. Власова?
5.Выскажите свое отношение к коллаборационистам.
6. Сделайте общий вывод.
IV. Итог урока:
Наш долг - помнить о страшных испытаниях, которые пришлось пережить украинскому народу в годы Великой Отечественной войны, о людях, которые жили в это страшное время, о том, что всё меньше остаётся живых свидетелей этой страшной трагедии. А мы, живущие на планете, обязаны сохранить этот волшебный мир для будущих поколений. И знать, какой ценой завоёван этот мир нужно не мёртвым, это нужно живым.
V. Домашнее задание
Какую роль сыграли женщины в годы Великой Отечественной войны. (написать сообщение, сделать презентацию)
Приложение 1.
Схема к пункту плана «Оккупационный режим»
«Новый порядок» на оккупированных территориях |
Городские и районные управы |
В селах и деревнях – назначенные старосты из местных жителей |
Холокост – систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов людей: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации и жестоким убийствам. Жертвами холокоста считаются те, «кто жил на оккупированных территориях в условиях нацистского режима и уничтожен в местах массовых расстрелов, в лагерях, гетто, в тюрьмах, в убежищах, в лесах, а также убит при попытке сопротивления в подполье.
|
Еврейское население – в гетто |
Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом для евреев. Цыган, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно по разным данным от 33 тысяч до 100 тысяч человек. |
Карточная система, исключая семьи красноармейцев и евреев |
Трудовая повинность Каторжный режим труда |
Угон на принудительные работы в Германию |
Жестокая система наказаний |
За годы войны от голода и эпидемий на оккупированной территории погибли свыше 4млн. человек, свыше 7,4 млн. фашисты расстреляли (из них 220 тыс. детей), около 2.2 млн. погибли на немецкой каторге |
Приложение 2.
Задания для творческих групп по изучению раздела «Тыл»
Задание для первой группы: работая с текстом п.1 &17 «Победа ковалась и в тылу», исследуйте и охарактеризуйте героические и трагические факты трудового подвига советских людей в тылу врага.
Задания для второй группы: работая с текстом п.2& 17 «Оружие – фронту!», исследуйте и охарактеризуйте факторы, позволившие в рекордно короткие сроки, преодолев все трудности обогнать немцев по производству оружия и военной продукции.
Приложение 3.
Дифференцированные тестовые задания
по теме «Начало Великой Отечественной войны».
п/п | 1 вариант | 2 вариант |
1 | Дата начала Великой Отечественной войны………. | Дата начала 2 мировой войны……………………… |
2 | На каком направлении силы немцев превосходили силы СССР ………………………… | К какому сроку фашисты планировали захватить СССР по плану «Барбаросса»………….. |
3 | 1 воздушный таран совершил летчик…………………….. | Знаменитый снайпер,защитник Сталинграда………………. |
4 | Сколько немецких групп армий наступало на СССР в начале ВОВ………………………….. | Союзники Германии в войне с СССР……………………….. |
5 | Дата начала блокады Ленинграда……………………. | Сколько дней длилась блокада Ленинграда………………. |
6 | Соотнесите имена и события: 1. Таня Савичева | А) Оборона Москвы | 2. П. Гаврилов | Б) Блокада Ленинграда | 3. В. Талалихин | В) Оборона Бреста |
| Соотнесите даты и события: 1. 23 июня 1941 г. | А) подписание плана «Барбаросса» | 2. 10 июля 1941 г. | Б) Создание Ставки Главного Командования | 3. дек. 1940 г. | В) Образование Ставки Верховного Командования |
|
7 | Эвакуация – это……………… | Мобилизация – это…………… |
8 | Председатель Ставки Верховного Командования - ……………… | Немцы в первые недели ВОВ проходили в сутки до ……….км. |
9 | Характер войны со стороны Германии ………………….. | Характер войны со стороны СССР……………… |
10* (на оценку «5») | Самые маленькие нормы хлеба в блокадном Ленинграде в декабре 1941 – январе 1942 гг. ………………………………… | Где в СССР не проходила мобилизация в начале войны………………………… |
Ответы
на тестовое задание по теме «Начало Великой Отечественной войны»
п/п | 1 вариант | 2 вариант |
1 | 22 июня 1941 г. | 1 сентября 1939 г. |
2 | «Центр» | К осени 1941 года |
3 | П. Чиркин | В. Зайцев |
4 | 3 | Румыния, Венгрия, Финляндия, Италия |
5 | 8 сентября 1941 г. | 900 дней и ночей |
6 | 1- Б 2- В 3 - А | 1 – Б 2 - В 3 - А |
7 | Вывоз людей и имущества из опасных местностей. | Перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность |
8 | Сталин | 30 км |
9 | захватнический | освободительный |
10* | Рабочие – 250 гр., остальные – 125 гр. | Средняя Азия и Дальний Восток |
Приложение 4.
НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ВСЕ ОШИБКИ
«Война ..»
… Вторая мировая война была самой масштабной и разрушительной в истории человечества.
Вторая мировая война продолжалась 4 (6) лет, в нее было втянуто 61 государство с населением 1700 млн. человек, военные действия шли на территории 40 государств, в армию было мобилизовано 110 млн. человек, потери убитыми составили около 60 млн. человек.
Решающий вклад в победу над нацистской Германией и милитаристской Японией, наряду с Англией, внесли страны антигитлеровской коалиции С Ш А и Италия. Британские Вооруженные силы отстояли свободу и независимость всего мира в решающих битвах Второй мировой войны: Московской, Сталинградской, битвы на Курской дуге, битвы за Берлин, за Лондон и Вашингтон…
По своим масштабам англо-германский фронт в течение всей Второй мировой войны являлся главным. Именно здесь вермахт потерял более 73% личного состава, до 75% танков и артиллерийских орудий, более 75% авиации. На британо-германском фронте на различных этапах войны с обеих сторон находилось 8-12,8 млн. человек, 84-163 тыс. орудий и минометов, 5,7-20 тыс. танков и САУ, 6,5-18,8 тыс. самолетов. Наибольшие потери в войне понесли следующие страны: Германия ( Китай) — 35 млн. погибших, США (СССР) — около 27 млн. человек, Польша — около 5,6 млн., Югославия — 1,8 млн. человек.
В ходе 4 летней вооруженной борьбы (1418 дней и ночей ) здесь были разгромлены и пленены основные силы фашистского блока: 607 дивизий вермахта и его союзников.
Значительную роль в достижении Победы сыграло военное искусство военачальников — Г.К. Жуко.. К.К. Роко…., И.С. Коне.., A.M. Василе…, И.Д. Черня.., и др.
Важнейшим итогом войны был прежде всего разгром держав, которые встали на путь откровенной агрессии, пренебрегли нормами международного права, попытались вернуть человечество к временам варварства и диктата грубой силы.