СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме Отечественная война 1812 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме Отечественная война 1812 года к УМК издательства "Просвещение" под редакцией Торкунова А. В.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме Отечественная война 1812 года»

Методическая разработка урока истории в 9 классе

Тема урока «Отечественная война 1812 года»

Цели урока: сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне, воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа в Отечественной войне 1812 года.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание патриотизма, чувства гордости и сопричастности к истории нашего народа на примере героизма и самоотверженности исторических лиц; воспитание интереса к истории как науки; формирование уважительного и бережного отношения к истории нашего народа.

Метапредметные: самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации; уметь выделять причинно- следственные связи; владеть умениями работать с разными источниками информации; формулировать и обосновывать выводы.

Предметные: знать и понимать причины Отечественной войны 1812 года, причины победы России; давать оценку историческим личностям, событиям; уметь читать историческую карту; объяснять значение понятий.

Ресурсы урока: учебник «История России» под редакцией А.В.Торкунова, ПК и мультимедиа проектор, карта атласа, презентация

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Личностные

2. Актуализация знаний


1.Фронтальный опрос.

  • Каковы направления внешней политики России в начале 19 века?

  • Каковы были отношения России и Франции в начале 19 века?

  • Что заставило Россию заключить Тильзитский мир?

  • Какое значение имел Тильзитский мир для России, для Франции?

  • Почему, несмотря на заключённый мир между Россией и Францией мы говорим о вероятности войны?

2. Создание ситуации для самостоятельной формулировки темы урока детьми

- В 1811 г. Наполеон говорил: «Через пять лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее»

-Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?

1. Анализ внешнеполитической обстановки в мире накануне войны и формулировка вывода по итогам внешней политики:

Франция добилась господства в Европе и готовилась к войне с Россией

2.Осмысление полученной информации.

1. Формулирование темы урока

Отечественная война 1812 года

3. Запись темы урока в тетрадь

Коммуникативные

слушать собеседника, аргументировать свое мнение

Познавательные

определять, формулировать учебную задачу

Регулятивные

умение высказывать своё предположение,

умение определять и формулировать тему урока


3. Постановка проблемы


1. Создание проблемной ситуации.

-Чем закончилась Отечественная война?

-Что способствовало победе русской армии в этой войне?

-Существует три основные версии о причинах победы русской армии:

1) Главную роль сыграла плохая подготовка к русской кампании, чрезмерная самоуверенность Наполеона и суровость российского климата («зима»).

2) Храбрость русских солдат и небывалый патриотический подъем («остервенение народа»).

3) Блестящая тактика и военное искусство русских полководцев («бросить кость»)

1. Формулирование проблемного вопроса

«Благодаря чему отсталая крепостная Россия одержала победу над передовой Францией?»

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование проблемы урока, познавательной цели

Личностные

любовь к Родине, уважение к истории страны

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы


4. Планирование получения новых знаний


1. Памятка– алгоритм по изучению темы урока.

1. Причины и характер войны:

− причины войны;

− подготовка к войне, соотношение сил;

− план сторон.

2. Ход войны (основные этапы):

− повод к войне и ее начало;

− главные сражения.

3. Окончание войны, условия мира, итоги.

− значение и последствия войны

1. Работа с памяткой– алгоритмом 2.Коллективное формулирование причин войны

3. Запись в тетрадь

4. Выяснение характера войны

Для Наполеона война захватническая, для России – освободительная, Отечественная.

Регулятивные

умение применять памятку-алгоритм для решения учебных задач

Познавательные

установление причинно-следственных связей

Личностные

любовь к Родине, уважение к истории страны

Коммуникативные

умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы


5. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя о военных действиях с 12 июня по 16 августа 1812.

  • В 1812 году армию Наполеона называли армией «двунадесяти языков». Как вы думаете, почему возникло такое странное название?

  • Каково было соотношение сил русской и французской армий накануне войны?

  • Для чего русская армия была разделена на три части?

  • Как это кратко оформить в виде схемы?

2. Побуждает к самостоятельному добыванию и осмыслению знаний

  • Наполеон собирался разгромить русскую армию за 20 дней, но у него это не получилось. Почему?

  • Насколько оправданным был приказ М.Б Барклая де Толли об отступлении в первые месяцы войны? Чем это было вызвано?

  • Где произошло первое крупное сражение между французами и русскими армиями?

  • Почему русские медлили со сражением?

  • Что показало Смоленское сражение? Чего добилась или не добилась каждая армия?

  • Почему Александр I не спешил с назначением М.И.Кутузова главнокомандующим армией?

  • Какое сражение стало генеральным? Когда произошла Бородинская битва?


1.Работа с учебником § 4 «Отечественная война 1812 г.»

2. Работа с таблицей «Основные даты и события Отечественной войны»

3. Оформление схемы (соотношение русской армии и французской)

4. Осмысление полученной информации.


Личностные

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные

поиск информации в картах атласа;

умение высказывать своё предположение

Познавательные

анализ, сравнение,

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем


1. Постановка задачи: на основе презентации выделить

а) главные точки обороны русской армии

б) военачальников, навсегда вписавших свои имена в историю Бородинского сражения?

2.Контроль выполнения.

3. Корректировка выводов.


1. Сообщение-презентация ученика о Бородинском сражении (26 августа)

2. Мини сообщения о героических личностях Отечественной войны 1812

3. Осмысление полученной информации.

4. Работа с картой в учебнике

5. Работа с терминами


Коммуникативные

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные

умение высказывать своё предположение

Личностные

владение монологической и диалогической формами речи


1. Создание проблемной ситуации

- Какие из суждений кажутся наиболее верными на ваш взгляд?

А) Бородинская битва завершилась поражением русских;

Б) русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было успехом Кутузова;

В) Наполеону не удалось осуществить свои планы и уничтожить русскую армию в генеральном сражении;

Г) Бородино было поражением французов, которым не смогли в полной мере воспользоваться русские;

Д) Бородинская битва закончилась безрезультатно, судьба войны решалась в последующих сражениях;

Е) Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны дальнейшие победы русских.

1. Работа с карточками

2. Выступления учеников с защитой своей точки зрения

3. Формулировка выводов об итогах и значении сражения.


Познавательные

анализ, сравнение явлений, фактов,

установление причинно-следственных связей,

доказательств

Регулятивные

умение высказывать своё предположение

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы


1.Вступительное слово учителя о событиях 1.09.1812 – 7.10.1812.

2. Задание: Дайте оценку заявлению, сделанному Кутузовым: «С потерей Москвы не потеряна Россия».


1. Осмысление полученной информации.

2. Работа с таблицей

3. Формулировка выводов о роли и значении личности главнокомандующего в войне 1812 года.

Познавательные

построение речевого высказывания в устной форме,

поиск и выделение необходимой информации

1.Вступительное слово учителя о событиях 8.10.1812 – 25.12.1812.

2. Введение понятий «партизанская война». «ополчение», «народная война».


1. Участие в эвристической беседе.

2. Работа с терминами


Познавательные

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

Регулятивные

умение высказывать своё предположение

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог

6.Систематизация и обобщение знаний

1. Возвращение к проблеме, поставленной в начале урока «Благодаря чему отсталая крепостная Россия одержала победу над передовой Францией?»

2. Первичный контроль усвоения нового материала учащимися.

3. Подведение итогов урока. Выставление оценок

1 Решение проблемы урока

Россия одержала победу благодаря героическому подвигу народа, храбрости русских солдат и небывалому патриотическому подъему.

2. Устные ответы учащихся

Регулятивные

умение высказывать своё предположение

Личностные

умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Коммуникативные

умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы

7.Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, используя опорные слова


Сегодня я узнал…

Было трудно…

Мне показалось важным…

Было интересно…



Личностные

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

8. Домашнее задание


Эссе «О подвигах партизан» или параграф 4 и вопросы к нему; задания к документу; выучить новые термины

Записывают в дневники

Регулятивные

Самоконтроль, организация самостоятельного поиска ответов на вопросы


Самоанализ урока:

Отечественная война 1812 года - важнейшее событие в отечественной и мировой истории XIX века. Примеры героизма и мужества русского народа в войне имеют огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности молодого поколения, следовательно данный урок является одним из важнейших уроков в курсе истории XIX века.

Цели урока: сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне, воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа в Отечественной войне 1812 года.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание патриотизма, чувства гордости и сопричастности к истории нашего народа на примере героизма и самоотверженности исторических лиц; воспитание интереса к истории как науки; формирование уважительного и бережного отношения к истории нашего народа.

Метапредметные: самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации; уметь выделять причинно- следственные связи; владеть умениями работать с разными источниками информации; формулировать и обосновывать выводы.

Предметные: знать и понимать причины Отечественной войны 1812 года, причины победы России; давать оценку историческим личностям, событиям; уметь читать историческую карту; объяснять значение понятий.

Тип урока- комбинированный.

На этапе проектирования урока разработана технологическая карта, в которой представлены основные этапы урока: вводная (организационная) часть, актуализация знаний, постановка проблемы, планирование получения новых знаний, изучение нового материала, систематизация и обобщение знаний, рефлексия, организация домашнего задания. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Структура урока соответствует его целям и типу, соблюдается логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Распределение времени по этапам – рациональное.

Для организации познавательной деятельности использованы следующие формы работы: фронтальная (беседа, постановка проблемных вопросов); групповая (работа с учебником, составление таблицы); индивидуальная (выступления учащихся с сообщениями).

При планировании данного урока использована технология проблемного обучения. Познавательные задания способствовали частично-поисковой деятельности. Работа в основном направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению или активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

На уроке использованы активные методы обучения: объяснительно – иллюстративный; репродуктивный метод направлен на закрепление и формирование специфических исторических умений (памятка-алгоритм для характеристики войн).

На этапе рефлексии учащиеся сами оценивают свою работу на уроке, используя опорные слова:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Мне показалось важным…

Было интересно…

Ученику предоставляется право выбора уровня сложности домашнего задания (технология разноуровневого обучения), который в данный момент соответствует его ценностным установкам: эссе «О подвигах партизан» предполагает самостоятельное изучение темы или параграф учебника и вопросы к нему; задания к документу.

Считаю, что цели урока достигнуты.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!