Методическая разработка урока истории в 9 классе
Тема урока «Отечественная война 1812 года»
Цели урока: сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне, воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа в Отечественной войне 1812 года.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание патриотизма, чувства гордости и сопричастности к истории нашего народа на примере героизма и самоотверженности исторических лиц; воспитание интереса к истории как науки; формирование уважительного и бережного отношения к истории нашего народа.
Метапредметные: самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации; уметь выделять причинно- следственные связи; владеть умениями работать с разными источниками информации; формулировать и обосновывать выводы.
Предметные: знать и понимать причины Отечественной войны 1812 года, причины победы России; давать оценку историческим личностям, событиям; уметь читать историческую карту; объяснять значение понятий.
Ресурсы урока: учебник «История России» под редакцией А.В.Торкунова, ПК и мультимедиа проектор, карта атласа, презентация
Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Организационный | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Личностные |
2. Актуализация знаний | 1.Фронтальный опрос. Каковы направления внешней политики России в начале 19 века? Каковы были отношения России и Франции в начале 19 века? Что заставило Россию заключить Тильзитский мир? Какое значение имел Тильзитский мир для России, для Франции? Почему, несмотря на заключённый мир между Россией и Францией мы говорим о вероятности войны? 2. Создание ситуации для самостоятельной формулировки темы урока детьми - В 1811 г. Наполеон говорил: «Через пять лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее» -Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока? | 1. Анализ внешнеполитической обстановки в мире накануне войны и формулировка вывода по итогам внешней политики: Франция добилась господства в Европе и готовилась к войне с Россией 2.Осмысление полученной информации. 1. Формулирование темы урока Отечественная война 1812 года 3. Запись темы урока в тетрадь | Коммуникативные слушать собеседника, аргументировать свое мнение Познавательные определять, формулировать учебную задачу Регулятивные умение высказывать своё предположение, умение определять и формулировать тему урока |
3. Постановка проблемы | 1. Создание проблемной ситуации. -Чем закончилась Отечественная война? -Что способствовало победе русской армии в этой войне? -Существует три основные версии о причинах победы русской армии: 1) Главную роль сыграла плохая подготовка к русской кампании, чрезмерная самоуверенность Наполеона и суровость российского климата («зима»). 2) Храбрость русских солдат и небывалый патриотический подъем («остервенение народа»). 3) Блестящая тактика и военное искусство русских полководцев («бросить кость») | 1. Формулирование проблемного вопроса «Благодаря чему отсталая крепостная Россия одержала победу над передовой Францией?» | Познавательные самостоятельное выделение и формулирование проблемы урока, познавательной цели Личностные любовь к Родине, уважение к истории страны Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы |
4. Планирование получения новых знаний | 1. Памятка– алгоритм по изучению темы урока. 1. Причины и характер войны: − причины войны; − подготовка к войне, соотношение сил; − план сторон. 2. Ход войны (основные этапы): − повод к войне и ее начало; − главные сражения. 3. Окончание войны, условия мира, итоги. − значение и последствия войны | 1. Работа с памяткой– алгоритмом 2.Коллективное формулирование причин войны 3. Запись в тетрадь 4. Выяснение характера войны Для Наполеона война захватническая, для России – освободительная, Отечественная. | Регулятивные умение применять памятку-алгоритм для решения учебных задач Познавательные установление причинно-следственных связей Личностные любовь к Родине, уважение к истории страны Коммуникативные умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы |
5. Изучение нового материала | 1. Вступительное слово учителя о военных действиях с 12 июня по 16 августа 1812. В 1812 году армию Наполеона называли армией «двунадесяти языков». Как вы думаете, почему возникло такое странное название? Каково было соотношение сил русской и французской армий накануне войны? Для чего русская армия была разделена на три части? Как это кратко оформить в виде схемы? 2. Побуждает к самостоятельному добыванию и осмыслению знаний Наполеон собирался разгромить русскую армию за 20 дней, но у него это не получилось. Почему? Насколько оправданным был приказ М.Б Барклая де Толли об отступлении в первые месяцы войны? Чем это было вызвано? Где произошло первое крупное сражение между французами и русскими армиями? Почему русские медлили со сражением? Что показало Смоленское сражение? Чего добилась или не добилась каждая армия? Почему Александр I не спешил с назначением М.И.Кутузова главнокомандующим армией? Какое сражение стало генеральным? Когда произошла Бородинская битва? | 1.Работа с учебником § 4 «Отечественная война 1812 г.» 2. Работа с таблицей «Основные даты и события Отечественной войны» 3. Оформление схемы (соотношение русской армии и французской) 4. Осмысление полученной информации. | Личностные установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Регулятивные поиск информации в картах атласа; умение высказывать своё предположение Познавательные анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем |
| 1. Постановка задачи: на основе презентации выделить а) главные точки обороны русской армии б) военачальников, навсегда вписавших свои имена в историю Бородинского сражения? 2.Контроль выполнения. 3. Корректировка выводов. | 1. Сообщение-презентация ученика о Бородинском сражении (26 августа) 2. Мини сообщения о героических личностях Отечественной войны 1812 3. Осмысление полученной информации. 4. Работа с картой в учебнике 5. Работа с терминами | Коммуникативные умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные умение высказывать своё предположение Личностные владение монологической и диалогической формами речи |
| 1. Создание проблемной ситуации - Какие из суждений кажутся наиболее верными на ваш взгляд? А) Бородинская битва завершилась поражением русских; Б) русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было успехом Кутузова; В) Наполеону не удалось осуществить свои планы и уничтожить русскую армию в генеральном сражении; Г) Бородино было поражением французов, которым не смогли в полной мере воспользоваться русские; Д) Бородинская битва закончилась безрезультатно, судьба войны решалась в последующих сражениях; Е) Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны дальнейшие победы русских. | 1. Работа с карточками 2. Выступления учеников с защитой своей точки зрения 3. Формулировка выводов об итогах и значении сражения. | Познавательные анализ, сравнение явлений, фактов, установление причинно-следственных связей, доказательств Регулятивные умение высказывать своё предположение Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы |
1.Вступительное слово учителя о событиях 1.09.1812 – 7.10.1812. 2. Задание: Дайте оценку заявлению, сделанному Кутузовым: «С потерей Москвы не потеряна Россия». | 1. Осмысление полученной информации. 2. Работа с таблицей 3. Формулировка выводов о роли и значении личности главнокомандующего в войне 1812 года. | Познавательные построение речевого высказывания в устной форме, поиск и выделение необходимой информации |
1.Вступительное слово учителя о событиях 8.10.1812 – 25.12.1812. 2. Введение понятий «партизанская война». «ополчение», «народная война». | 1. Участие в эвристической беседе. 2. Работа с терминами | Познавательные извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров Регулятивные умение высказывать своё предположение Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог |
6.Систематизация и обобщение знаний | 1. Возвращение к проблеме, поставленной в начале урока «Благодаря чему отсталая крепостная Россия одержала победу над передовой Францией?» 2. Первичный контроль усвоения нового материала учащимися. 3. Подведение итогов урока. Выставление оценок | 1 Решение проблемы урока Россия одержала победу благодаря героическому подвигу народа, храбрости русских солдат и небывалому патриотическому подъему. 2. Устные ответы учащихся | Регулятивные умение высказывать своё предположение Личностные умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами Коммуникативные умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы |
7.Рефлексия | Оцените свою работу на уроке, используя опорные слова | Сегодня я узнал… Было трудно… Мне показалось важным… Было интересно… | Личностные способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
8. Домашнее задание | Эссе «О подвигах партизан» или параграф 4 и вопросы к нему; задания к документу; выучить новые термины | Записывают в дневники | Регулятивные Самоконтроль, организация самостоятельного поиска ответов на вопросы |
Самоанализ урока:
Отечественная война 1812 года - важнейшее событие в отечественной и мировой истории XIX века. Примеры героизма и мужества русского народа в войне имеют огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности молодого поколения, следовательно данный урок является одним из важнейших уроков в курсе истории XIX века.
Цели урока: сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне, воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа в Отечественной войне 1812 года.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание патриотизма, чувства гордости и сопричастности к истории нашего народа на примере героизма и самоотверженности исторических лиц; воспитание интереса к истории как науки; формирование уважительного и бережного отношения к истории нашего народа.
Метапредметные: самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации; уметь выделять причинно- следственные связи; владеть умениями работать с разными источниками информации; формулировать и обосновывать выводы.
Предметные: знать и понимать причины Отечественной войны 1812 года, причины победы России; давать оценку историческим личностям, событиям; уметь читать историческую карту; объяснять значение понятий.
Тип урока- комбинированный.
На этапе проектирования урока разработана технологическая карта, в которой представлены основные этапы урока: вводная (организационная) часть, актуализация знаний, постановка проблемы, планирование получения новых знаний, изучение нового материала, систематизация и обобщение знаний, рефлексия, организация домашнего задания. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Структура урока соответствует его целям и типу, соблюдается логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Распределение времени по этапам – рациональное.
Для организации познавательной деятельности использованы следующие формы работы: фронтальная (беседа, постановка проблемных вопросов); групповая (работа с учебником, составление таблицы); индивидуальная (выступления учащихся с сообщениями).
При планировании данного урока использована технология проблемного обучения. Познавательные задания способствовали частично-поисковой деятельности. Работа в основном направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению или активному поиску ответа на отдельные части проблемы.
На уроке использованы активные методы обучения: объяснительно – иллюстративный; репродуктивный метод направлен на закрепление и формирование специфических исторических умений (памятка-алгоритм для характеристики войн).
На этапе рефлексии учащиеся сами оценивают свою работу на уроке, используя опорные слова:
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Мне показалось важным…
Было интересно…
Ученику предоставляется право выбора уровня сложности домашнего задания (технология разноуровневого обучения), который в данный момент соответствует его ценностным установкам: эссе «О подвигах партизан» предполагает самостоятельное изучение темы или параграф учебника и вопросы к нему; задания к документу.
Считаю, что цели урока достигнуты.