Методическая разработка
урока литературы в 10 классе с использованием технологии интерактивного обучения (групповая и межгрупповая деятельность учащихся)
Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 1 Чулымского района Коржова Н. М.
Пояснительная записка
Данная разработка представляют собой один из примеров внедрения в образовательный процесс технологии интерактивного обучения (групповая и межгрупповая работа) как наиболее рационального пути обучения, это позволяет решить три задачи: учебно-познавательную, коммуникационно-развивающую и социально-ориентационную. На уроке, реализуется идея совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Данная технология использовалась на уроках в старших классах при изучении тем, предполагающих освоение большого объема материала. В процессе работы учащиеся научились: оперативно мыслить, анализировать языковые ситуации, вырабатывать самостоятельные решения, кратко и четко излагать свои мысли, работать в сотрудничестве для достижения общей цели.
Урок литературы в 10 классе
«Родион Раскольников и его «двойники»
в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Цели урока: 1) выявить роль «двойников» - Лужина и Свидригайлова – в понимании отрицательных элементов идеи Раскольникова;
развивать навыки монологической речи, умение систематизировать и обобщать материал, умение работать в группе.
воспитание непримиримого отношения к насилию, жестокости; воспитание чувства коллективизма.
Ход урока:
Слово учителя
Безусловно, композиционным центром романа является фигура Раскольникова, но каждый персонаж (и случайный прохожий, и лошадь) – частичка его личности. Сегодня мы будем говорить о так называемых «двойниках» Раскольникова - Лужине и Свидригайлове. Не случайно Свидригайлов говорит: «Между нами есть какая-то общая точка…Мы одного поля ягоды». Наша задача – обнаружить это сходство и выяснить значение образов-«двойников» в раскрытии образа Раскольникова.
Каждый из героев совершает на протяжении действия романа ряд поступков, а каждый поступок имеет свою причину, то есть мотив, цель и, естественно, средства ее достижения. По этой схеме мы и будем оценивать героев и их поступки.
| Мотивы | Средства | Цель |
Лужин | | | |
Раскольников | | | |
Свидригайлов | | | |
Накануне каждая группа получила задание выбрать те фрагменты текста, которые могут более точно проиллюстрировать поступки героев; на основании этих фрагментов сделать
выводы и представить эти выводы вниманию класса. Данные заносятся в схему, расположенную на доске. Последовательность изложения материала роли не играет.
Начнем с Раскольникова, так как мотивы, средства, цель этого персонажа нам более менее известны.
Выступления участников групп с итогами работы
Выступление первой группы с характеристикой образа Раскольникова
Средства Раскольников совершил убийство старухи-процентщицы, Лизаветы и, возможно, совершил неродившегося ребенка, насилие, игнорировал нравственные принципы, позволив себе «кровь по совести».
Подчеркнутое помещается в таблицу.
Мотив
Основных мотивов преступления –2. Первый – социальный ( бедность), второй – философский (идея, мысль об особых людях, которые выведут основные массы на правильный путь; ради этой идеи они могут убрать с дороги других; им одним дано право вершить прогресс, творить историю
- история оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи). Но! Бедность как причину убийства отвергаем, так как герой так и не воспользовался украденными вещами, и сам герой говорит: «Знаешь, Соня, что я тебе скажу; если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был». «Не для того, чтобы матери помочь я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!»
Цель
Цель была другой – вовсе не такой благородной. На вопрос Сони «Что же делать?» - Раскольников отвечает: «Что делать? Сломать, что надо, раз, навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!… Вот цель!». Цель Раскольникова – обрести власть Наполеона, величие вершителя судеб; выполнение назначения Мессии, ведущего человечество к счастью; слава, известность.
Выступление второй группы с характеристикой образа Лужина
Мотив Все свои действия Лужин мотивирует теорией, которой можно дать название «теория целого кафтана» ( текст 5 главы 2 части: « Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби»…»).
С одной стороны, конечно, если вдуматься, цель Лужина высокая – улучшить всеобщее благосостояние, но это только обман, притворство. На самом деле Лужин заботится лишь о личном благосостоянии.
Цель
Свои истинные цели он высказывает в 3 главе 2 части – «безгранично и всецело владычествовать…»
Средства
Одним из средств достижения этой цели являются для него деньги. Деньги, в свою очередь, дают возможность манипулировать «слабыми». Для него это – Дуня. В письме к ней он позволяет себе унижать брата в глазах сестры, занимает позицию оскорбленного в своих чувствах жениха, позволяет себе ставить условия своей невесте, не считаясь с ее привязанностями и желаниями. Во время визита к Дуне намеренно унижает ее и Раскольникова. Упрекает ее в неблагодарности, попрекает испорченной репутацией, теми издержками, которые он, якобы, понес, когда организовывал поездку в Петербург ( текст главы 2 части 4)
Но вся сущность Лужина проявляется во время поминок Мармеладова, когда он клевещет на Соню (текст – главы 1, 3 часть 5). Он способен на подлость, донос, чтобы обрести право решать судьбы других людей, продемонстрировать свою силу над «слабым».
Выступление группы, работающей над образом Раскольникова,
«Реакция Раскольникова на теорию и поступки Лужина»
Острый, проницательный ум Раскольникова схватывает диалектическую суть теории, то, чего наслаждающийся и упивающийся собой Лужин не хочет видеть.
«А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…». Это открытие не только для оскорбленного, взбешенного Лужина, это открытие и для Раскольникова. И оно невыносимо тяжело. Последствия теорий оказываются одинаковыми. Значит, его к убийству привели те же мотивы («возлюби самого себя»). Раскольников вдруг понял, насколько бесчеловечно эгоистическое самоутверждение за счет других. По сути дела Лужин излагает ту же теорию, что и Раскольников, но в несколько иной интерпретации.
Выступление третьей группы с характеристикой образа Свидригайлова
Средства Свидригайлов совершает множество злодейств: насилие по отношению к Марфе Петровне, племяннице немки Ресслих, слуге Филиппу, наконец, к Дуне; собирается жениться на 16-летней девочке, пользуясь безвыходным положением ее семьи.
Мотив
Свидригайлов излагает свою теорию спокойно и ненавязчиво. Сам он признается: «Я человек развратный и праздный». Он скучает: «Я бы, может, теперь в экспедицию на Северный полюс поехал,…и пить мне противно, а кроме вина ничего больше не остается. Пробовал. А что, говорят, Берг в воскресенье в Юсуповом саду на огромном шаре полетит, попутчиков за известную плату приглашает, правда?». Он объясняет свое поведение тем, что, по его мнению, между добром и злом нет определенных границ, все зависит от того, с какой точки зрения на все посмотреть:
«…изверг ли я или сам жертва? Ведь предлагая моему предмету (Дуне) бежать со мной в Америку или в Швейцарию, я, может, самые почтительнейшие чувства при сем питал… Разум-то ведь страсти служит». Нравственные критерии для него относительны, ион понимает терзания Раскольникова, но, по его мнению, «это глупо, незачем смущаться», «понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то?»
Цель
Основная цель его – «поддержать пылающий огонек в крови», «весело пожить».
Свидригайлов признает раскольниковскую идею своей, освобождает ее от ненужного, на мой взгляд, романтизма: «Единичное злодейство позволительно, коли цель хороша».
О возможности какого-то просветления говорит его любовь к Дуне. Она пробудила в нем чувства более сильное, чем животное влечение к женщине. Он словно стремится искупить свои прежние преступления: устраивает судьбу Сони и детей Катерины Ивановны, спасает от когтей сводни свою невесту-девочку.
Свидетельствуют о пробудившейся совести и кошмары Свидригайлова. Он видит в своих страшных снах детей, убитых жестокостью, отравленную им Марфу Петровну, оскорбле6нную им самим племянницу Ресслих, которая предстает перед ним в ореоле мученицы. Этот человек с черной душой, привыкший причинять страдания другим ради удовлетворения своих страстей, даже такой человек не может безнаказанно совершать преступления. Рано или поздно он останется в пустоте с ощущением полнейшей беспросветности, когда жить уже больше невозможно. Даже добрые дела не возродят больную душу. Нравственно опустошенному Свидригайлову остается только закончить жизнь самоубийством.
Выступление группы, работающей с образом Раскольникова,
«Реакция Раскольникова на теорию Лужина»
Раскольников, как в кривом зеркале, видит в Свидригайлове самого себя. Рассказ Аркадия Ивановича о «визитах» погубленных ими людей говорит Раскольникову о том, что и он, убив старуху и Лизавету, никогда не сможет освободиться от мыслей о них.
«Арифметика», согласно которой можно убить одну, вредную старуху, а затем сделать сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергаются опытом Свидригайлова.
- А теперь, для того чтобы назвать эту «общую точку», объединяющую персонажей, давайте обратимся фрагменту текста «Сон Раскольникова» из эпилога романа.
Здесь можно сформулировать выводы, используя схему и комментарий к ней О. И. Любимова из журнала «Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины», №1, 1990г. (см. Приложение)
«Все герои заражены так называемыми «трихинами», это микроскопические существа, заражающие людей вирусом себялюбия, отчуждения и жестокости. Лужин маниакально служит
«миллиону», Свидригайлов с «разожженным угольком в крови» отличается прежде всего развратной похотью и анархическим действием, а Раскольникову надо было лишь
«мысль разрешить». Но и мысль эта , и сугубо свидригайловское, покупаются, в сущности, одной и той же ценой: платят за них одни и те же – «слабенькие». Дуня – из слабеньких. Каждый из героев хочет навязать Дуне свою волю. Три стрелки, пораженные трихинами, замыкаются на этой общей точке. И даже отталкиваются. Что же происходит?
«Знаешь, выстрелишь, зверок хорошенький», - говорит Дуне Свидригайлов, когда она наводит на него пистолет. И не ошибается: та Дуня, которая видит смысл своей жизни в страдании и жертвенности, стреляет в него… даже два раза».
Так что же заключается в характере Дуни?. Сострадание, человечность, но уже пораженные язвами насилия. И в самую нравственную человеческую среду проникли «трихины». Люди же, зараженные ими, ужиться друг с другом не могут: ни Раскольников, ни Лужин, ни Свидригайлов друг с другом, ни они вместе с Дуней. В этом и преграда движению влево трех стрелок, и угроза им. В этом – предостережение человечеству».
- Характерным признаком любого реалистического произведения является историзм. Не случайно писателей-реалистов называют секретарями истории. Скажите, Ф. М. Достоевский сконцентрировал все эти три образа в пределах одного произведения условно, или люди, подобные Лужину, Свидригайлову, Раскольникову активизируются при определенных исторических обстоятельствах?
Чья теория приобрела наибольшую популярность в современных исторических условиях?
Как противостоять насилию, которое проповедует каждый из героев?
Подведение итогов урока, рефлексия.
Лидеры групп оценивают вклад каждого участника группы в общую работу, используя лист учета качества работы
Ф и | Участие в обсуждении внутри группы | Выступление с итогами работы группы | Участие в обсуждении между группами | Другая деятельность | Итог |
1. Тевлюкова В. | | | | | |
2. Зинаков Н. | | | | | |
3. Саваенко А. | | | | | |
Приложение
| Мотив | Средства | Цель |
Лужин | Забота о личном благосостоянии | Деньги Подлость Донос | «безгранично всецело владычествовать» | и |
| | Оскорбления | | |
| | (жертвы – Дуня, Соня, Раскольников) | | |
Раскольников | Социальный – бедность Философский – идея об особых людях | Убийство старухи- процентщицы, Лизаветы, неродившегося ребенка; совершил насилие, то есть переступил через нравственные нормы. | Обрести власть Наполеона, величие вершителя судеб; слава, известность |
Свидригайлов | От скуки: «Я человек развратный и праздный» | Злодейства (жертвы – Марфа Петровна, племянница Ресслих, слуга Филипп, Дуня… | «…поддержать пылающий огонек крови», «весело пожить» | в |