Методическая разработка
урока литературы в 9 классе с использованием технологии интерактивного обучения (групповая и межгрупповая деятельность учащихся)
Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 1 Чулымского района Коржова Н. М.
Пояснительная записка
Данная разработка представляют собой один из примеров внедрения в образовательный процесс технологии интерактивного обучения (групповая и межгрупповая работа) как наиболее рационального пути обучения, это позволяет решить три задачи: учебно-познавательную, коммуникационно-развивающую и социально-ориентационную. На уроке, реализуется идея совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Данная технология использовалась на уроках в старших классах при изучении тем, предполагающих освоение большого объема материала. В процессе работы учащиеся научились: оперативно мыслить, анализировать языковые ситуации, вырабатывать самостоятельные решения, кратко и четко излагать свои мысли, работать в сотрудничестве для достижения общей цели.
Урок литературы в 9 классе
по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов – поэт-мыслитель, поэт-гражданин» Цели: 1) познакомить учащихся с основными особенностями классицизма как литературного направления 2) в ходе анализа «Оды на день восшествия…» М. В. Ломоносова показать патриотический пафос и лирическую исповедальность автора
развивать навыки построения аналитических ответов, навыки конспектирования.
воспитание чувства патриотизма, уважения к своему историческому прошлому. Ход урока
Орг. Момент
Леция учителя «Особенности русского классицизма» 1)Политическая база - абсолютизм
Процесс централизации общественно-экономической жизни и политической власти в России начался давно, но только в конце 17 – начале 18 века совершился переход от самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией, от сословно-представительной монархии к чиновничье-дворянской империи. Уже в 17 веке русский царь именовался «великим государем», «великим князем всея Руси самодержцем». Но титул «великого государя» имел и патриарх, глава русской православной церкви. Петр 1 в 1721 году отменил патриаршество и присоединил к своему титулу еще один – император, означавший сосредоточение в его руках всей полноты власти в русском государстве и обществе.
Русский классицизм сформировался позднее европейского (1730 –1790), в нем нашли отражение идеи Просвещения – вера в силу науки, воспитания, образования.
Задачи литературы классицизма:
воспитание человека, владеющего своими страстями, опирающегося на веления долга и рассудка.
Воспитание сына Отечества, патриота, гражданина и борьба за общественное благо. Писатели 18 века понимали себя как врачеватели пороков.
Предмет литературы классицизма – человек «вообще» - абстрактный гражданин. Не учитывались социальные черты, исторические различия между людьми разных времен. В центре внимания – не человеческий характер, а только отдельные качества и свойства человека, пороки и добродетели. Ведущее начало в человеке – рассудок и воля, главный фактор формирования – воспитание.
Герои «говорящие фамилии», имена-вывески (Правдин, Милон, Скалозуб)
однолинейность
раскрытие персонажей через монологи и характеристики, а не через поступки
резкое деление героев на положительных и отрицательных
Типы конфликтов
рассудок – страсть долг – чувство
добродетель – порок
Жанры – «высокие» и «низкие»
Беседа с учащимися по найденной в Интернете информации по теме «М. В. Ломоносов – великий деятель культуры»
Личные качества
Каковы заслуги М. В. Ломоносова В истории? (ученый, мыслитель, филолог, поэт, гражданин)
«Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей» (А. С. Пушкин)
Ломоносов – отец русской литературы
Его заслуги:
обосновал нормы русской грамматики и литературного языка (создал «Российскую грамматику», разработал грамматические категории (литературный язык до В. В. Ломоносова отличался лексической пестротой, обилием обветшавших слов, пользоваться таким языком в сферах науки, а тем более поэзии было невозможно; М. В. Ломоносов пришел к выводу, что совершенствование русского литературного языка возможно лишь на основе сближения с народной речью).
довел до конца создание русского силлабо-тонического стихосложения (сущность его в следующем: русские стихи надо слагать «по природному нашего языка свойству»; в русские стихи можно вводить «двоесложные» и «троесложные» стопы; в русских стихах уместны не только женские, но также и мужские, и дактилические рифмы, которые целесообразно
«смешивать», то есть чередовать.
Сравните:
О коль велию радость аз есмь обретах:
Купидо Венерину милость принесох, Солнце лучи свои на мя спустило
И злу печаль во радость мне обратило.
Ночною темнотою покрылись небеса, Все люди для покою сомкнули уж глаза. Внезапно постучался у двери Купидон, Приятный перервался
В начале самом сон.
Стал основоположником идеального начала литературы, без которого не может существовать национальная литература – прославление Родины, царства свободы. С приходом в поэзию М. В. Ломоносова тема Отчизны Родины станет ключевой в русской литературе, а само чувство любви к Родине будет рассматриваться как важнейшая нравственная категория.
Утвердил в поэзии жанр оды, сообщив ей глубокое гражданско-патриотическое содержание
Знакомство с жанром оды
Ода – стихотворное лирическое произведение, в котором поэт торжественным, величавым языком («высоким штилем») выражал чувство восхищения, восторга значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явление природы.
Требования к оде:
посвящалась важным предметам
выражало восторженное чувство
торжественный тон, близкий к ораторской речи
лирический беспорядок, передающий взволнованность автора
обязательные части: приступ, изложение, заключение
язык должен быть украшен именами греческих и римских богов и героев.
М. В. Ломоносов реорганизовал этот жанр. Ода стала средством воплощения передовых общественных идеалов. Она отражала настроения русских людей 30-40 гг., начинавших осознавать Собственные нужды и нужды государства в целом. Первейшая забота здесь была связана с защитой и укреплением отечественных границ, цельности государства. Отсюда и прославление подвигов солдат, полководцев, изображение воинских побед, исторических событий.
Чтение и анализ «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»
Работа в группах по следующей схеме:
Определите тему каждой части (мы выделили 6 частей и концовку)
Докажите, что это произведение действительно ода, написанная в соответствии с правилами классицизма.
Прочитайте 3-4 строфы, с вашей точки зрения, особенно характерные для оды классицистической.
Отметьте в оде строфы и отдельные строки, которые стали общеизвестными, «крылатыми». Чем вы объясните причины их популярности. Выпишите их в тетрадь.
1часть. 1-2 строфы. «Приступ» - обращение к «возлюбленной тишине», прославление мира.
К кому обращается автор? Что подразумевает под этим словосочетанием «возлюбленная тишина»? Ода была в полном смысле написана на злобу дня: Елизавета Петровна собиралась вовлечь Россию в семилетнюю войну. Ее надо было предупредить не делать столь опрометчивого шага. Ведь ничего нет лучше на земле, чем мир. «Возлюбленная тишина» для М. В. Ломоносова – не только установление мира между народами, но и прекращение внутренних раздоров, монолитность и сплоченность всех слоев населения в их стремлении добиваться процветания России. Все это непосредственно зависело, сточки зрения М. В. Ломоносова, от характера государственного правления и прежде всего от личности монарха.
2часть. 3-4 строфы. Вступление Елизаветы на престол и установление ею тишины.
3часть. 5 – 12
5-6 «Лира восхищенна гласит велики имена» (предшественники) 7-10 строфы. Петр1.
Почему, ведь ода адресована Елизавете?
Будучи сыном своего века, М. В. Ломоносов верил в большие возможности «просвещенной монархии». Идеалом просвещенного правителя для него был Петр1. Но в отличие от западных просветителей, возвеличивавших правителей-«философов» на троне, М. В. Ломоносов отстаивал отечественный вариант правителя – работника на троне. Его Петр – реформатор, «стороитель, плаватель, в морях герой», «в поте, в пылу». Он воспевал Елизавете как «дщерь» Петра.
строфа. Екатерина1
строфа. Елизавета Петровна.
4часть. 13-23 строфы. Слава, польза, будущность России. 13 – о славе и позоре войн
14 – пространная держава благодарит Елизавету за мир 15 – богатство России, которые откроются в будущем 16 – ширь просторов России
– богатство натуры
Вывод: М. В. Ломоносов восторженно пел обширность России, ее природные богатства, трудолюбие и одаренность ее народа. Он страстно боролся за новую, могучую и величественную Родину, преуспевающую в науках и промышленности, способной стойко защищать свои рубежи и обеспечить мир своим гражданам.
5часть. Отступления
– ожидаемое торжество муз
- ожидаемое торжество мудрости
– изображение неведомых стран, которые откроет Россия или с которыми вступит в контакт 21 – мудрые деяния Елизаветы
22 – призыв к будущим российским ученым 23 – гимн пользе наук
- С кем же связывает М. В. Ломоносов надежды на процветание Родины – с волей монарха или с внутренними силами народа российского?
6 часть. 24 строфа. Концовка. Финальное прославление Елизаветы, пожелание ей успехов.
- Каков центральный образ оды? Что нужно для процветания родины? Какой хочет видеть свою Родину М. В. Ломоносов?
Вывод: герои – те, кто отдает себя, свои силы Отчизне. Мир – это условие для созидательного труда. Развитие науки – основное условие процветания Родины.
НАУКА