СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Источники права»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка может быть использована при изучении нового материала по теме: "Источник права" . Содержит приложения в том числе тест по проверке усвоения материала обучающимися

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Источники права»»

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Источники права»


Автор разработки: Кочетова Л. Н; учитель обществознания высшей квалификационной категории

Тип урока: комбинированный с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Вид урока: изучения нового материала

Цели урока: рассмотреть сущность источников права, сформировать представление учащихся о том, какими способами и где формируются правовые нормы, дать представление об источниках права и их видах

Оборудование:

- компьютер

- проектор и экран

- компьютерная презентация по теме урока

- дидактический материал


Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивационный этап.

Актуализация знаний.

Проверить готовность к уроку.

Работа по вопросам на страницы 194.

Проблемные вопросы:

  1. Может ли школьный учебник стать источником права?

  2. Может ли естественное право стать источником позитивного права?

  3. Почему нормативные акты имеют разную силу?

  4. Почему Конституция находится на вершине иерархии нормативных актов?

 

Озвучивается  тема «Источники права»  и план урока.

  1. Источник права и пути формирования.

  2. Основные формы права.

  3. Виды нормативных актов

  4. Законотворческий процесс

Проверка необходимых принадлежностей на парте.

Работа с учебником на стр. 194.

 Пытаются аргументировано дать ответы на поставленные вопросы.

  1. Нет, не может.

  2. Естественное право становится юридической реальностью,  пройдя важные этапы. Оно возникает не в результате целенаправленной правотворческой деятельности уполномоченных субъектов, а считается производным от самой природы человека (как, например, право на жизнь, честь, достоинство, личную неприкосновенность). Оно органично присуще человеку, появляется вместе с обществом и существует независимо от признания или не признания государством. На сегодняшний день нормы естественного права получают государственное признание и закрепляются в официальных источниках, например, в Конституции. Посредством такого признания нормы естественного права становятся гарантированными государством.

  3. В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры. Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

  4. Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Основным юридическим свойством Конституции РФ является ее верховенство в системе законодательных актов государства. Именно верховенство определяет и все другие юридические свойства Основного Закона. Это свойство конституировано в самом тексте Основного Закона. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что "Конституция Российской Федерации имеет высшую - юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".

  5. Правом законодательной инициативы обладают, члены парламента и правительство, глава государства. Лица, не обладающие указанным правом, также могут осуществлять законодательную инициативу, но опосредованно, через субъектов, которым оно гарантировано законом.

 

Записывают тему и план урока.

II. Изучение нового материала

1.Источник права и пути формирования

 

Рассказ сопровождается демонстрацией  презентации «Источники права» (приложение №1),   и последующим  комментированием.

Практически в каждом своем действии, осознавая это или нет, соблюдаем или нет, но  мы сталкиваемся с правовыми нормами и их применением в повседневной жизни. Право и его нормы оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они отличаются по степени важности и значимости для нас.

Правовая норма – это всего лишь правило поведения, то есть абстракция, не существующая сама по себе. Для того чтобы правило поведения, установленное государством, выполняло свои функции, оно должно быть выражено в доступной для восприятия форме. Но этого мало, форма выражения правовых норм должна с достоверностью свидетельствовать о том, что правило поведения установлено государством или подлежит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.

«Форма права» и «источник прав» – разные понятия.

Источник права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие (корень, из которого растет дерево, называемое правом).

Источником права являются объективная реальность, то есть развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе централизованных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

Форма права – это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.

После формулирования и объяснения понятий выводим понятие:

- источника права;

- правовая норма;

После этого прошу учащихся привести примеры источников права.

 

1. Записывают в тетрадь основные вопросы  урока.

2. Осознают, запоминают  материал урока.

3. Учатся самостоятельно делать выводы.

 

Примерами источников права могут быть: законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н. э.), законы Драконта (Афины, VII в. до н. э.)

Примером нормы права может стать: ст.2 Семейного кодекса России. «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам».

2. Основные формы права.

 

Самостоятельная работа с учебником.

Стр. 194-197.

Прочитать и выделенные в тексте фрагменты об источниках права (правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественно право, нормативный договор), письменно поставить 2-3 вопроса к каждому фрагменту. 

 

Для первичного закрепления работаем в парах и заполняем 1-3 столбик таблицы (приложение №2), 4 столбик заполнить самостоятельно дома.

  1. Правовой обычай. Что такое правовой обычай? Когда возник? Какова роль в современной юридической системе?

  2. Судебный прецедент. Что понимается под судебным прецедентом? В каких странах судебный прецедент является одним из источников права? Используется ли судебный прецедент как источник права в современной России?

  3. Нормативно-правовой акт. Что такое нормативно-правовой акт? Каковы отличительные признаки по сравнению с правовым обычаем и судебным прецедентом? Почему для него характерен особый юридический язык?

  4. Естественное право. Что понимается под естественным правом? Почему естественное право занимает ведущее место в иерархии источников права?

3. Виды нормативных актов

 

Нормативно – правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

Отличительные черты.

  1. Исходит от государства; общеобязательность, гарантированность со стороны государства.

  2. Возможность оперативно издать, изменить или отменить нормативно – правовой акт.

  3. Особый юридический язык, формулировки точны и понятны, однозначное толкование.

  4. Подлежит официальному опубликованию.

«Для того чтобы понять как же мы, обеспечивая защиту своих прав и интересов, можем грамотно пользоваться законодательными актами, нам необходимо выстроить иерархию правовых актов в Российской Федерации»

Вопрос классу: «Какие законодательные акты Российской Федерации вы знаете»

    После ответов учащихся обращаю их внимание на экран, где появляется таблица с видами нормативных актов и ветвями их подразделений».

1) законы.

Закон – это нормативный акт, принятый в особом законном порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

З а к о н ы:

а) могут приниматься только одним органом – парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране;

б) принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой;

в) регулируют наиболее важные отношения в обществе.

Законы делятся на три группы:

1) основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства;

2) конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету конституции;

3) текущие (обычные) законы, принимаемые для регулирования всех остальных важных вопросов жизни общества.

2) подзаконные акты.

1) Указы (их издает президент).

2) Постановления правительства.

3) Инструкции министерств и ведомств.

4) Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации.

5) Нормативные акты губернаторов краев, областей.

6) Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик).

7) Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты.

Первичное закрепление:

Задание. Расположите в иерархическом порядке законы:

Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс,  Федеральный закон «Об образовании», Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Закон «Об акционерных обществах», Закон субъекта Федерации, Постановления Правительства РФ, приказ директора школы.

1. Записывают в тетрадь основные вопросы  урока.

2. Осознают, запоминают  материал урока.

3. Учатся самостоятельно делать выводы.

 

В тетради по ходу работы схема:

Законы

Конституция РФ

 

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы

Законы субъектов РФ

Подзаконные акты:

- приказы и распоряжения Президента

 

- постановления Правительства

- инструкции и постановления министерства

- инструкции и постановления органов исполнительной власти

-нормативные акты органов местного самоуправления

 

 

4. Законотворческий процесс

В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативно-правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативно-правового акта процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии

Стадии законотворческого процесса

1.     Законодательная инициатива

2.     Обсуждение законопроекта

3.     Принятие закона

4.     Подписание закона

5.     Опубликование закона.

Данный вопрос рассматривался по предмету « Право»- «Законодательный процесс в Российской Федерации» (Правотворчество).

Законотворческий процесс – это процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона.

Правотворчество – деятельность государственных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене правовых норм.

Каждый обучающийся получает дополнительный материал. Приложение №3

III. Первичное закрепление и осмысление изученного материала.

  1. Обобщающая беседа.

Что в правоведение принято называть источником права?

Дайте характеристику источников права.

  1. Мини-тест (Приложение №4)

Обучающиеся отвечают на вопросы, используя конспекты урока.

 

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Что нового вы узнали для себя?

Понятна ли вам эта тема? Где вам пригодятся полученные на уроке знания? Что еще хотели бы узнать?

Ученики отвечают на вопросы.

Анализируют, все ли вопросы им понятны, нет ли пробелов.

Определяют эмоциональное состояние на уроке.

V. Домашнее задание.

Домашнее задание: работа с конспектом, презентацией к уроку.Учебник Л.Н. Боголюбов «Обществознание» 10 класс § 19 прочитать, ответить на вопросы устно. Стр. 206 задание  2 и 3 письменно.

Записывают домашнее задание

 

Приложение №1

Вид источника права

Происхождение

Характеристика

Примеры

Правовой обычай

Самая древняя форма права, формировалась на протяжении многих веков, закреплялась государственной властью

Вошедшее в привычку народа правило, которому государство придаёт общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение

1.Обычай делового оборота (ст. 5 ГК) – это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деловой оборот в этом смысле рассматривается как сложившаяся система правил о передаче имущества, денег, информации, оказании услуг.

2. Дипломатический этикет – встреча высокопоставленных делегаций сопровождается правилами церемониального характера.

Судебный прецедент

Появился в Англии.

Решения, которые вынесены палатой лордов, составляли обязательные прецеденты для всех судов и для самой палаты лордов.

Решение суда (судебный прецедент) или должностного лица (административный прецедент) по конкретному делу, которым руководствуются в дальнейшем при разрешении схожих проблем. Такое решение становится нормативным, то есть приобретает общеобязательный характер.

В 1997 г судья окружного суда США Южного округа Нью-Йорка при рассмотрении дела по обвинению в интеллектуальном пиратстве редакции российской эмигрантской газеты “Курьер” использовал свыше 35 дел по аналогичным вопросам, на основе прецедентов было принято решение в пользу истца.

Нормативно – правовой акт

Появление связано с возникновением государства. Первые из дошедших до наших времен писаных законов были изданы в Шумере в XXI веке до н.э. Наиболее известны законы вавилонского царя Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг. до н.э.)

Юридический документ, который принимается в особом порядке уполномоченным на то должностным лицом или государственным органом. Он содержит общеобязательные для исполнения нормы и имеет, по мнению многих юристов, преимущества в сравнении с другими источниками права.

Конституция РФ., Закон о местном самоуправлении, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс и др.

Естественное право

Появляется с рождением человека. Возникло объективно, из самой природы человека.

Прирожденные и неотчуждаемые права человека, которые признаны государством и закреплены в его конституции и других законах

Право на жизнь, право на свободное определение своей судьбы, право на личное достоинство, право на личную неприкосновенность и т. д. – эти естественные права стали источником позитивного права – Декларация независимости США (1776 г.), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

 

Приложение №2

 В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативно-правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативно-правового акта процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии:

1. Законодательная инициатива – это процедура внесения проекта нормативно-правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией. Это право порождает у законодательных органов обязанность рассмотреть законопроект. Но предварительно происходит его экспертиза с точки зрения актуальности предмета регулирования, задач и целей законотворчества на данном этапе, просчитывается также экономическое обоснованность принятия акта. При положительном заключении как правило комитет по законодательству Государственной Думы РФ официально включает проект нормативно-правового акта в повестку дня заседания Государственной Думы.

2. Обсуждение законопроекта – это стадия законотворческого процесса, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада инициатора внесения законопроекта (субъекта права законодательной инициативы). Документ должен приобрести необходимое качество, должны быть устранены пробелы и неточности. Обычно обсуждение законопроекта предполагает два или более его чтений. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки. На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок.

3. Принятие закона достигается с помощью голосования в третьем чтении простым или квалифицированным большинством голосов. Федеральные конституционные законы принимаются абсолютным большинством обеих палат парламента, федеральные законы принимаются числом голосов – более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Дальнейший ход процесса принятия закона зависит от того, подлежит ли закон обязательному рассмотрению Советом Федерации или нет. Если не подлежит, то считается одобренным по истечении четырнадцати дней и направляется на подписание Президенту. Если подлежит, то необходимо, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации (для принятия федерального конституционного закона). В случае расхождения позиций Государственной Думы и Совета Федерации по принятию федерального закона, возможно, преодолеть вето верхней палаты, если за законопроект проголосует не менее двух третей депутатов нижней палаты парламента.

4. Подписание закона главой государства. В течение четырнадцати дней Президент РФ подписывает и обнародует одобренный закон (федеральный и федеральный конституционный). При использовании Президентом РФ права вето обе палаты парламента могут преодолеть его, приняв закон в прежней редакции абсолютным большинством голосов. В этом случае Президент РФ обязан подписать закон в течение семи дней.

5. Опубликование закона. Федеральные и федеральные конституционные законы подлежат подписанию главой государства и вступают в действие (приобретают юридическую силу) по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в юридическую силу. Официальными изданиями, в которых публикуются законы в Российской Федерации, являются «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета». Неопубликованные законы в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не применяются.

Итак, законотворческий процесс начинается с принятия решения о подготовке проекта. До начала подготовки проекта важны предварительные работы, связанные с выявлением потребности в принятии акта и целями правового регулирования. По каждому проекту закона перед началом его разработки подготавливают специальную справку о действующем нормативно-правом регулировании данного вопроса в России и за рубежом. На начальном этапе работы над законопроектом вырабатываются основные положения будущего акта, которые должны обеспечить решение поставленных задач. На стадии подготовки первоначального текста образуются обычно специальные комиссии парламента, ответственные за законопроект. Кроме того, на этой стадии обязательным является проведение юридической экспертизы. Предварительное обсуждение связано с привлечением широкого круга заинтересованных субъектов. Важнейшие законопроекты могут быть вынесены на референдум. После учета замечаний и предложений проект окончательно редактируется. На втором этапе уже законопроект проходит перечисленные стадии официального этапа принятия закона.

Приложение №3

Тест

1. Что относится к источникам права?

1) положение   о военной службе                          2) записки  военачальника

3) письмо Министру обороны от служащих        4) приказ министра внутренних дел

2. Назовите достоинство нормативно-правового акта как источника права:

1) возникновение его не сверху, а снизу; наличие способности полнее выражать волю и потребности народа;

2) является результатом логики и здравого смысла, понятен всем и не нуждается в разъяснении;

3) устная форма, донесение информации доступным языком;

4) позволяет точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, являясь письменным источником права.

3. Постановления Правительства РФ относятся к:

1) законам;                                                 2) подзаконным актам;

3) законотворческой деятельности;        4) всему перечисленному.

4. Самым ранним источником права был (а):

1) Конституция;                                      2) юридический прецедент;

3) обычай;                                                 4) судебник.

5. Какие нормативные правовые акты издает Президент Российской Федерации?

1) Законы;                                                 2) Указы и распоряжения;

3) Постановления и приказы;                4) Законы, постановления, приказы, инструкции.

6. Самым редко используемым источником права в РФ является:

1) Правовой обычай;                               2) Правовой прецедент;

3) Нормативный договор;                      4) Нормативный правовой акт

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!