УРОК – 5 КЛАСС
ТЕМА: «Открытие методов исследования в биологии»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: ознакомиться с методами исследования в биологии.
Задачи:
- знать методы исследования
- характеризовать методы
- уметь отличать методы друг от друга и приводить примеры.
УУД:
использовать средства коммуникации для доказательства своей позиции;
сверять свои действия с целью занятия;
исправлять ошибки, возникающие в работе;
осуществлять исследовательскую деятельность;
проявлять устойчивую мотивацию к видам деятельности на занятии.
Планируемые результаты:
знать методы изучения природы;
ставить цель работы;
выбирать методы исследования;
осуществлять практическую деятельность исследования;
получать и уметь объяснять результаты работы.
Оборудование:
учебники, карточки, тетради, таблички, листы бумаги, монеты, пипетки, стаканы с водой, воздушный шарик, ложка, шпажка, палочка, линейка и школьные принадлежности.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, мои юные друзья! Как ваше настроение? (узнать настроение учащихся с помощью кистей рук: ладони – хорошее, тыльная сторона – не очень). Мне хочется на уроке улучшить настроение тем, у кого оно сегодня не очень. Давайте, проверим, ребята, кто из вас, что приготовил из учебных принадлежностей для нашего занятия? (Дети отвечают). Хорошо, спасибо!
Проверка домашнего задания
Учитель: Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету скажу вам: "Будет интересно!” Сегодня Вы побываете на необычном уроке… и поучаствуете в его проведении. Согласны? (Ответы детей). Но, прежде, повторим тему предыдущего урока и проверим домашнее задание. (Дети отвечают).
Учитель: Мы с вами знаем, что человек связан с окружающей его природой и его жизнь зависит от неё. Поэтому человеку необходимо знать природные объекты и явления, т.е. нужно изучать природу. И в связи с этим у меня возникает вопрос:
- Ребята, а вы хорошо знаете науки о природе? (Ответы детей). - Давайте повторим эти величественные науки и вспомним, что же они изучают. (Ответы детей).
Работа по теме урока
- Как вы думаете: а вообще интересно изучать природу? Почему? (Ответы детей).
- А вам известно, как правильно это делать? (Ответы детей).
- Что для этого необходимо знать человеку, чтобы изучать природу? (Ответы детей).
Учитель: Правильно, необходимо знать способы, которые помогают изучать природу. Какова цель сегодняшнего нашего урока? (Ответы детей: изучение природы, способы изучения природы, методы изучения природы).
- Что мы должны сделать, чтобы достичь этой цели? (Ответы детей).
Цель урока поставлена, давайте следовать к ней весь наш урок.
Учитель: Для этого я приглашаю 2 учащихся на подиум. Перед вами стоит простая задача: выполнить задание по карточке (приложение 1). Задача одноклассников – угадать, что ваши одноклассники делают и рассказать свои идеи и предположения. (Дети выполняют задание). Спасибо, ребята!
Учитель: Я ещё приглашаю к доске 2 учащихся, которые хорошо рисуют. Мы с вами поиграем в детей, которые не умеют писать. Ваша задача зарисовать то, что я буду говорить. Это надо сделать так, чтобы по рисункам можно было повторить текст (приложение 2).
- Ребята, можно ли вам понять, о чём шла речь по данным рисункам? (Ответы детей). Спасибо, ребята! Пусть ваши одноклассники оценят вашу работу аплодисментами.
Учитель проводит беседу с классом:
- Какими методами Вы пользовались для выполнения этих двух заданий? (Ответы детей).
- Откройте тетради. Запишите число, тему сегодняшнего урока.
- Сегодня нам необходимо на практике установить методы, необходимые для исследования биологии. (Записать в тетради понятие метода; в таблицу: первый метод – наблюдение второй метод – описание), (приложение 3, таблица).
Учитель: Работаем в группах.
А теперь, внимание! Я приглашаю к рабочему столу 1 ученика (перед учащимся лежит монета, пипетка и стакан с водой). Обращение учителя к ученику: «Возьми монету и выдвини гипотезу (предположение): сколько капель воды может поместиться на данной монете?»
Обращение учителя к классу: «А как думаете Вы?» (Ответы детей).
- Сейчас нам надо подтвердить или опровергнуть гипотезу. (Дети выполняют работы в группах и обсуждают). Проверим, чья гипотеза верна (ученики проделывают опыт: капают капли воды на монету; делают вывод, согласно гипотезе). Обсуждение результатов в классе.
- Ребята! Я знаю, что лимонный сок обесцвечивает чай. Верна ли моя гипотеза? Кто желает проверить? (желающий выходит к доске и проводит опыт). Обсуждение гипотезы.
- А сейчас посмотрите видеофрагмент, на котором проведён опыт. Ваша задача – назвать метод, который мы использовали. (Ответы детей). (Запись в тетради, в таблицу третий метод – эксперимент)
- Ребята, а сейчас подумайте, достаточно ли результатов одного эксперимента для того чтобы считать его научным фактом? (Ответы детей).
- А чем можно подтвердить или проверить наблюдения и эксперименты? (Ответы детей).
- Даю подсказку! Ответ вы найдёте на страницах вашего учебника. (Ответы детей). Обсуждение с классом…
Учитель: Я вновь приглашаю к доске 4 учащихся, которые хорошо выполняют любую работу.
- Сейчас я предлагаю вам взять предметы, находящиеся у меня на столе по выбору – воздушный шарик, ложка, шпажка, палочка и т.д. и сказать рост друга в шариках, длину стола в ложках, длину парты в палочках, а длину карандаша в шпажках.
Всем остальным ребятам измерить линейкой по выбору – учебник, дневник, парта, портфель и т.д., и записать в тетради в см длину этих предметов. (Дети выполняют задание).
- Ответьте на вопрос: Какой метод Вы использовали? (Запись в тетради, в таблицу четвёртый метод – измерение)
- А есть ли ещё какие-нибудь методы? (Ответы детей).
- Давайте попробуем вместе создать модель из бумаги за 1-2 минуты. (Дети выполняют задание из бумаги, лежащей на парте у каждого ученика).
- Ответьте на вопрос: Какой метод Вы использовали? (Ответы детей). (Запись в тетради, в таблицу пятый метод – моделирование)
Итак, сегодня на уроке мы изучили все методы исследования в биологии. Давайте их вспомним. Просмотр презентации 1. (Ответы детей).
- А теперь настала пора посетить биологическую лабораторию. Ознакомимся с приборами и инструментами (проводится игра угадай-ка на интерактивной доске; презентация 2) (Ответы детей). Всем спасибо!
Рефлексивно-оценочный этап
Учитель: Наш урок подошёл к концу…
- Давайте вспомним цель нашего урока. (Ответы детей).
- Достигли ли мы этой цели? (Ответы детей).
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
- Благодарю всех за активность и работу на этом занятии! А для обратной связи с вами я прошу вас, если вам понравился урок – обе руки вверх, не очень – одна рука вверх, не понравился – обе руки лежат на парте. Спасибо!
Домашнее задание
- Запишем домашнее задание на следующий урок.
Учитель: Спасибо за урок! До свидания! Желаю всем удачного дня!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1 (пантомима)
1 ученику
Изобразить ребёнка, который едет на велосипеде.
Изобразить ребёнка, который громко поёт песню.
2 ученику
Изобразить ребёнка, который пишет в тетради.
Изобразить ребёнка, хорошо выполняющего упражнения.
Приложение 2 (текст)
текст
В небе светило солнце. Ученик шёл по дороге. На пути он встретил собачку. Он зашёл в школу. Сел на стул за парту. Прозвенел звонок.
Приложение 3 (таблица для заполнения)
Метод | Описание | Пример |
| Создание копии объекта для изучения | создают карту дороги в школу |
| Опыт, проведённый в специальных условиях | проводят опыт в лаборатории |
| Определение количественных значений признаков изучаемого объекта с помощью технических устройств | замеряют рост растения |
| Визуально или с помощью приборов смотрим за различными объектами | изучают сезонные изменения в природе |
| Письменно или устно даётся характеристика объекта в результате наблюдения | наблюдают за раскрытием бутона цветка и делают записи в блокноте |