СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Сказка как литературный жанр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в форме проектной деятельности учащихся.Результат- составление опорной таблицы по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Сказка как литературный жанр"»

Урок литературного чтения

Класс: 4

Тема: Сказка как литературный жанр.

Форма: проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме.

Цель: развитие умения давать характеристику сказке как жанру, формулировку ее определению; определять виды сказок; в чем заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести, былины.

Задачи: научить анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами.

Ход урока:

I. Подготовительный этап.

Учитель: Сегодня на уроке мы создадим проект «Сказка как литературный жанр». Класс делиться на 3 группы по выбору:

  • «Аналитики»

  • «Иллюстраторы»

  • «Экспериментаторы»

II. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Слушая или читая сказку, вы постигаете её неповторимый, волшебный мир. Мы познакомились уже с несколькими разделами, связанными со сказками, у нас накопился большой материал. Для того чтобы умело использовать информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать.

Учитель: Какие формы систематизации вы можете предложить?

Дети: альбом, памятка, опорная таблица, игра.

Учитель: Мы сегодня попробуем составить опорную таблицу.

III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

- Цель нашего урока: систематизирование и обрабатывание имеющейся информации.

- Задача урока: создать опорную таблицу для сообщения о сказке как о жанре.

- Гипотеза: вероятно, сказка – это литературный жанр, который имеет свое определение и различные виды.

IV. Подготовка к созданию проекта.

  1. этап. Определение разделов проекта.

Проводится в виде мозгового штурма

Учитель: Что мы уже знаем о сказках?

Что бы вы хотели узнать?

Выброс на доску (заготовки для будущего проекта).

Сказка как литературный жанр

Что такое сказка

Отличие сказки от других схожих жанров

Виды сказок

Язык сказки

Признаки волшебной сказки

  1. этап Самостоятельной групповой работы

«Аналитики» выбирают из трех формулировок, что такое сказка единственно верную и обосновывают свой выбор.

Предлагаемые формулировки:

  • Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

  • Сказка – это научно-фантастическое произведение.

  • Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.

«Экспериментаторы» предлагают классификацию сказок по различным признакам:

    • по авторству и видам сказок

«Иллюстраторы» определяют виды сказок и располагают их в правильной форме на заготовке:

  • волшебные

  • о животных

  • бытовые

  • авторские

  • народные

Предлагаемые сказки:

«Пётр I и мужик» Русская народная сказка;

«Пётр и Петруша» Русская народная сказка;

«Марья и ведьмы». Русская народная сказка;

«Василиса Прекрасная». Русская народная сказка.

«Жизнь человека». Бразильская сказка;

Андерсен Г.Х. «Русалочка»;

Чуковский К. «Приключения Белой Мышки»;

Родари Д. «Эти бедные приведения».

  1. Оформление проекта

Вывешиваются заготовки на доску

Что такое сказка. «Аналитики»

Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Виды сказок. «Иллюстраторы»

волшебные

о животных

бытовые

богатырские

По авторству «Экспериментаторы»

авторские

народные

Признак волшебной сказки.

Группы работали над предложенными отрывками из сказок.

Условные обозначения: «Иллюстраторы»

  • сказочное существо

  • испытание

  • необычное место действия

  • превращение

  • сказочный предмет

  • повтор

Определение черт отличия сказки от других сходных жанров.

Учитель: Чем сказка отличается от былины и легенды?

Былина – стихотворная форма, песенный характер.

Легенда – Объяснение происхождения или существования какого-нибудь предмета или явления.

Сказочная повесть – большой объем, делится на главы, много героев, рассказано о многих событиях в жизни героев, события происходят в течение долгого времени.

Язык сказки.

Учитель: Назовите слова, которые присущи только сказкам. «Аналитики» называют, а «Экспериментаторы» называют произведение.

Слова могут быть такими: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него 3 сына; исполни мое первое задание, я там был мед, пиво пил…, долго сказка сказывается, да не скоро дело делается и др.

- Найдите сказочные слова и выражения из сказки «Пётр и Петруша».

(Долго ли, коротко ли…). Сказка «Марья и Ведьмы» (Жила-была в одной дальней деревне Марья; бродила-ходила Марья; девушек кликала-звала…). Сказка «Василиса Прекрасная» (В некотором царстве жил-был купец;

Купец овдовел и женился второй раз на вдовушке; стали жить-поживать да добра наживать).

  1. Этап защиты проекта.

Учитель: В результате подробной обработки различных видов информации у нас получилась опорная таблица для составления сообщения о сказке как о жанре.

(Ребята рассказывают по очереди с опорой на составленную таблицу).

V .Творческое задание. (д/з)

Учитель: Придумайте свою волшебную сказку, опираясь на данную схему.

VI Итоги урока.

Учитель:

- Какую цель и задачу мы ставили перед собой в начале урока? (Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию; создать в ходе разработки проекта опорную таблицу).

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?

- Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?

Дети отвечают в зависимости от результатов работы.

VII . Рефлексия .Цветограмма

Учитель: Какое чувство вызвал урок, отразите в цвете:

Зелёный – у меня всё получилось

Жёлтый – хотелось бы лучше

Красный – мне есть над чем поработать

Выставление оценок.

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!