Методическая разработка урока по математике в соответствии
с требованиями ФГОС по теме «Законы сложения»
Выполнила:
Хмура Татьяна Алексеевна,
учитель математики филиала
МБОУ Жуковская СОШ №2
им.Е.П.Новикова в п.Олсуфьево
Жуковка, 2020.
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка содержит конспект урока и технологическую карту, разработанную в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Технологическая карта урока предназначена для проведения урока по математике в 5 классе по теме «Законы сложения ». Это первый урок при изучении данной темы. Материал будет полезен для учителей, работающих в 5-х классах, так как технологическая карта урока является современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.
Данный урок проводится в 5 классе по учебнику «Математика, 5», автор С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. Урок проводится в малокомплектной школе, в классе 7 учащихся. Тип урока: урок открытия новых знаний. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная. Дидактические приёмы: «графический диктант», «телеграмма», «птичий базар». Используемое оборудование: моноблок, учебники по математике. В соответствии с ФГОС на каждом этапе урока формируются определённые УУД. В технологической карте описаны деятельность и действия учителя и учащихся на каждом этапе.
Методическая разработка содержит, в качестве приложения к технологической карте, задания к игре, дидактические карточки, маршрутные листы(листы самооценки)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет | Математика |
Класс | 5 |
УМК | Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2016 |
Тема урока | Законы сложения |
Тип урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний |
Цель урока | Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия, решать задачи, применяя правила сложения дробей. Воспитание умения внимательно слушать и работать с текстом, воспитание коммуникативных способностей, воспитание аккуратности, внимательности, настойчивости, развитие познавательного интереса к предмету; способствовать развитию устойчивого интереса к математике, развитие логического мышления |
Задачи урока | - образовательная: вырабатывать умение складывать обыкновенные дроби, применять законы сложения. - развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, логическое мышление, математическую речь; - воспитательная: воспитывать познавательный интерес, формировать устойчивые положительные мотивы. -создать условия для открытия новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиска ее решения; -обеспечить применение полученных знаний при решении задач; -создать на уроке атмосферу сотрудничества. |
Формы и виды деятельности (методические приёмы) | фронтальная работа, технология учебного исследования, самостоятельная работа, «графический диктант», «телеграмма», «птичий базар» |
Формируемые УУД | Предметные: -умение применять правило сложения дробей - научить выполнять сложение удобным способом; -умение оперировать математической логикой; -совершенствование практических навыков вычисления. Метапредметные:- умение применять знания на практике; - умение осуществлять анализ с выделением признаков; - умение работать с информацией; -умение оценивать продукт своей деятельности. Коммуникативные: - умение выслушивать мнение одноклассника и сопоставлять его со своим; - выдвигать гипотезу, - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность. Регулятивные: - проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Познавательные: -строить рассуждения на основе сравнения, выделяя общие признаки, излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; Личностные: - самостоятельность;самооценка, ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи. |
Основные термины и понятия | НОК, дополнительный множитель, наименьший общий знаменатель, переместительный закон сложения, сочетательный закон сложения |
Ресурсы для проведения занятия(оборудование, демонстрационный материал ) | Моноблок, раздаточный материал, маршрутные листы |
КОНСПЕКТ УРОКА
Эпиграф урока «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам» К.Маркс.
Девиз урока: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий»
План урока
1. Организация начала урока.
2. Подготовка к основному этапу урока. Постановка темы и целей урока.
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
4. Физкультминутка.
5. Первичная проверка понимания.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
7. Информация о домашних заданиях, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Здравствуйте ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждёт обязательно!
Давайте настроимся на плодотворную работу и у нас всё получится.
Я – умею мыслить и удивляться, обижаться и огорчаться
Я – умею думать и понимать, слушать и отвечать
Я – могу ошибаться
Я – умею учиться
Я – хочу учиться.
«В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам» К.Маркс.
Как вы понимаете эпиграф нашего урока? (только прилежные и трудолюбивые добьются успеха )
И сегодня девиз урока «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий»
Мы постараемся подняться с вами на горную вершину( в переносном, конечно, смысле) Горная вершина знаний – это цели нашего урока.
У вас маршрутные листы (оценочные листы) (Приложение №1). Сможем ли мы достичь вершины (выполним ли цель урока)?
2. Подготовка к основному этапу урока.Постановка темы и целей урока.
Перед тем как отправиться в путешествие нам надо собрать рюкзак. Положить в него снаряжение- знания, которые пригодятся нам в пути.
I.Снаряжение . Фронтальный опрос.
-Какая дробь называется обыкновенной?
-Что означает числитель и знаменатель дробей?
-Какая дробь называется правильной ?
-Какая дробь называется неправильной?
-Сократимая дробь – это …
-Несократимая дробь - это …
-Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
-Как сложить дроби с разными знаменателями?
II.Графический диктант (Приложение №2)( ответы заносятся в маршрутный лист) Самопроверка по эталону.
III.У подножия . Багаж знаний «Умею»,«Не умею»(Приложение №3)
Но чтобы двигаться дальше нам надо определить тему урока(горную вершину)и цели нашего путешествия.
IV. Наскальные рисунки. (Приложение № 4)(расшифровать) (Законы сложения, переместительный закон, сочетательный закон)
Тема нашего урока - Законы сложения (запись в тетрадь).
Давайте попытаемся сформулировать цели нашего урока (повторить законы сложения; доказать, что законы сложения переместительный и сочетательный применимы и для обыкновенных дробей; рассмотреть их применение при решении задач на вычисления).
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
А как вы думаете, применимы ли эти законы для обыкновенных дробей?
У доски один учащийся решает пример с дробями( дроби придумывают ученики, знаменатель до 10)
(остальные записывают в тетради)
2 +5 = 2+5= 5+2=5 + 2
9 9 9 9 9 9
Какой вывод можно сделать? (переместительный закон применим для обыкновенных дробей).
Кто сможет записать закон в буквенном виде?(записывают на доске и в тетрадях)
р + r= r+ p
q q q q
Сформулируйте переместительный закон(приём «Птичий базар» - хоровое произношение).
А теперь докажем, что сочетательный закон применим и для обыкновенных дробей.
У доски один учащийся, остальные записывают в тетрадь(дробь придумывают ученики, знаменатель до 5)
(1 + 3 ) + 2 = 1+3 + 2 =(1+3) +2 = 1+(3 +2 )= 1 + 3+2 = 1 + ( 3 + 2)
5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Какой вывод можно сделать? (сочетательный закон применим для
обыкновенных дробей).
Кто сможет записать закон в буквенном виде? (записывают на доске и в тетрадях)
(p + r ) + m = p + ( r + m)
q s n q s n
Теперь узнаем, правильно ли мы сформулировали законы сложения. Проверить гипотезу с помощью учебника стр.188-189.
Что нового ещё узнали? (Из законов сложения следует, что сумму нескольких дробей можно записывать без скобок; любые слагаемые в ней можно менять местами и заключать в скобки, этим пользуются для упрощения выражений)
Чтобы двигаться дальше, нам надо немного отдохнуть.
4. Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
5.Первичная проверка понимания.
Проверим применение законов на примерах.
Учебник стр. 189 № 847,№848(а, б, в) (фронтально)
№849,№850,852
а – на доске (взаимопроверка), б – с комментированием,
в – самостоятельно (самооценка)
Фронтально. Выберите закон сложения, который можно применить в данном случае(поднимите ручку или карандаш)(ручка - переместительный закон, карандаш – сочетательный закон, ручка и карандаш – переместительный и сочетательный законы).
(2 +5) + 8 =
17 17 17
4 + 2 + 6 =
21 21 21
2 + 7 + 1 =
49 49 49
6.Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Достигли ли мы с вами вершины (цели урока)?
Доказали, что законы сложения применимы и для обыкновенных дробей?
Можете сформулировать законы сложения ?
Научились применять эти законы при решении примеров?
Для чего, с какой целью рассматриваются эти законы? (Чтобы быстрее и удобнее найти значение выражений в целях экономии времени)
По маршрутным листам оцените себя: кто достиг вершины? кому нужна помощь? Ваша итоговая оценка? Обсуждение (самооценка,взаимооценка).
В чём трудность? (если есть) Причина неудачи? (если плохой результат). Чтобы вы себе пожелали по изученной теме запишите (приём «телеграмма» )
Выскажите своё мнение «сегодня на уроке» и оценить успешность своей деятельности (расположить человечка на соответствующей ступеньке лестницы)(Приложени№5)
Я –повторил…
Я- закрепил …
Я- узнал …
Я –научился…
7.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.
Читать п.4.7.стр.188-189,выучить формулировки законов сложения, выполнить
на выбор №№850(г,д,е,),852(г,д,е) или №№ 851(б,в),853(а,б,в)
При выполнении внимательно читайте задание, не забывайте ,что в ответе должна быть несократимая дробь.
Выставление оценок в дневник.
Рада была с вами пообщаться, до свидания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном образовательном процессе все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Урок «Законы сложения» первый урок из 4 уроков по данной теме.
Урок связан с предыдущими уроками по теме «Приведение дробей к общему знаменателю»,«Сложение дробей».
Полученные на уроке знания и умения будут работать на последующие уроки данной темы.
При подготовке к уроку были учтены программные требования ФГОС: соответствие целей и задач урока по новым стандартам и программе темы «Законы сложения»;на уроке использованы различные виды деятельности (фронтальный опрос, коллективная работа, индивидуальная и самостоятельная работа); воспитание культуры математической речи, умения высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге; структура урока соответствует структуре урока изучение новых знаний .
Уникальность этого урока - развивать умения работать с текстом (внимательно читать, выделять главное), анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать внимание и память, познавательный интерес через игровые моменты, взаимопроверку и самопроверку.
Тип урока выбран в соответствии с требованиями образовательного стандарта и особенностями преподавания уроков математики.
Были учтены особенности учащихся при подготовке к уроку: умение работать в группах; способность к позитивному сотрудничеству.
На уроке решались задачи по формированию УУД:
предметные: - умение применять правила сложения дробей, выполнять сложение удобным способом, умение оперировать математической логикой,
совершенствование практических навыков вычисления;
метапредметные:- умение применять знания на практике ,умение осуществлять анализ с выделением признаков, умение работать с информацией, умение оценивать продукт своей деятельности.
коммуникативные: - умение выслушивать мнение одноклассника и сопоставлять его со своим, выдвигать гипотезу, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
регулятивные: - проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
познавательные: - строить рассуждения на основе сравнения, выделяя общие признаки, излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
личностные: - самостоятельность; самооценка, ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи.
Управление учебной деятельностью школьников осуществлялось путем взаимоконтроля и самоконтроля, инструктажа и помощи учителя.
На уроке удалось решить поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения; избежать перегрузки и переутомления учащихся; удалось полностью реализовать все поставленные задачи; выполнены все планируемые задания; пройдены все этапы урока.
Данный урок позволил включить всех обучающихся в активную работу, обеспечить каждому обучающемуся посильное участие в решении проблем. В процессе работы у обучающихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их социализации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года
2.Федеральные государственные образовательные стандарты ООО
3.Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2016;
4.Математика. Дидактические материалы. 5 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2009–2012;
6.Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс. В двух частях / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2012;
7.Математика. Тематические тесты. 5 класс / П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О.Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009–2012
Приложение №1
Маршрутный (оценочный )лист.
Этапы маршрута | Прохождение маршрута | Количество баллов |
(Подготовка к основному этапу урока) 1.Снаряжение | -Какая дробь называется обыкновенной? -Что означает числитель и знаменатель дробей? -Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями? -Как сравнить дроби с разными знаменателями? -Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? -Как сложить дроби с разными знаменателями? - Приложение №2 «Графический диктант» | 1балл |
2.У подножия | «Умею» , «Не умею» | Не оценивается |
3.Наскальные рисунки (Расшифровать) Определить тему урока и цель Законы сложения Для чего, с какой целью рассматриваются эти законы? | НАЗЫОК ЯЖЕСЛОН а+б = б+а (а+б) + с = а+(б+с) | 2 балла |
(Усвоение новых знаний) 4.Восхождение на гору (совместно) Записать закон в буквенном виде для дробей | У доски один учащийся решает пример с дробями (остальные записывают в тетради) 2 +5 = 2+5= 5+2=5 + 2 9 9 9 9 9 9 р+ r= r+ p qqqq У доски один учащийся, остальные записывают в тетрадь (1 + 3 ) + 2 = 1+3 + 2 = 5 5 5 5 5 = (1+3) +2 = 1+(3 +2 )= 5 5 = 1 + 3+2 = 1 + ( 3 + 2) 5 5 5 5 5 (p + r ) + m = p + ( r + m) q s n q s n | Не оценивается Какой вывод можно сделать? Сформулируйте переместительный закон? Какой вывод можно сделать? Сформулируйте сочетательный закон |
Сверка маршрута (работа с учебником стр.188-189) | Правильно ли сформулировали законы? Что ещё узнали? | Из законов сложения следует, что сумму нескольких дробей можно записывать без скобок; любые слагаемые в ней можно менять местами и заключать в скобки |
4.Привал(физминутка) | | Не оценивается |
(Первичная проверка понимания ) 5.Река законов | №№ №849(в),№850(в),852(в) | 2 балла |
6.Дорога домой (Подведение итогов) | | Итоговая оценка |
7.Путевые заметки (Домашнее задание ) | | |
Приложение №2
Графический диктант.(да - ^, нет – v)
1. 5 - правильная дробь.
8
2. 11 - несократимая дробь.
22
3. 7 - несократимая дробь.
15
4. 12- правильная дробь.
19
5. 28 - неправильная дробь.
29
6. Числитель и знаменатель несократимой дроби – взаимно-простые числа.
7. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель меньше.
8. Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.
Ответы
Эталон ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
^ | v | ^ | ^ | v | ^ | v | ^ |
Приложение 3
Таблица «Багаж знаний»
Факт | Умею «Да» | Не умею «Нет» |
Находить НОД чисел. | | |
Находить НОК чисел. | | |
Приводить дроби к общему знаменателю. | | |
Складывать дроби. | | |
Сокращать дроби. | | |
Приложение №4
Таблица «Наскальный рисунок»
Наскальный рисунок | расшифровка |
НАЗЫОК ЯЖЕСИЛОН | |
а+б = б+а | |
(а+б) + с = а+(б+с) | |
Приложение № 5
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия ученика (ов) | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
1.Организация начала урока | Приветствие и настрой на работу Обсуждение эпиграфа и девиза урока | Включаются в деловой ритм урока | Фронтальная работа | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: самоопределение. Регулятивные: умение сосредоточится на восприятие новой темы | Учащиеся настраиваются на работу |
2.Подготовка к основному этапу | Знакомит с маршрутным листом урока | Отвечают на вопросы Выполняют «Графический диктант» Выдвигают гипотезу. Определяют тему урока и его цели, пользуясь словами – помощниками(повторим, изучим, узнаем, проверим). | Фронтальная работа, индивидуальная. Эвристическая беседа. Самопро верка по эталону. | Познавательные: применять знания на практике. анализировать, выделять существенные признаки. выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: высказывать своё мнение. взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Регулятивные: целеполагание, определять степень успешности выполнения работы. | Вспоминают законы сложения натуральных чисел, готовы к восприятию нового материала. Называют тему урока и ставят перед собой цели . самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; |
3. Усвоение новых знаний и способов действий | Проверить гипотезу с помощью учебника. Организует работу учащихся. Учебник, стр. 188-189 правило | У доски ученик доказывает законы сложения для обыкновенных дробей По учебнику проверяют выдвинутую гипотезу. проговаривают все вместе (птичий базар). | Коллективная работа. Эвристическая беседа. | Коммуникативные: работать в коллективе, организовывать взаимодействия, вырабатывать и принимать коллективное решение. Познавательные: выделять и анализировать полученную информацию, анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания Регулятивные: уметь осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Выделяют из текста нужную информацию. Прослеживают применение математических знаний с практической точки зрения. Проверяют выдвинутую гипотезу, обосновывают её. Знают законы сложения, умеют записывать для обыкновенных дробей. |
4. Физкульт минутка. | | Выполняют упражнения. | Коллективная работа | Личностные: Осознают свои эмоции | Учащиеся, отвлекаясь от задач, переходят к следующем этапу. |
5. Первичная проверка понима ния | Проверим применение законов на примерах. | Выполняют задания из учебника | Индивидуальная работа, фронтальная. | Познавательные применение теоретического материала при решении заданий. Регулятивные: планирование, прогноз Коммуникативные: умение согласовывать свои действия Личностные: самоопределение | Учащиеся готовы к применению законов сложения для удобного вычисления значений выражений. |
6.Подведение итогов урока. . Рефлексия. | Задает вопросы, какие знания получили, какие возникали затруднения. Предлагает оценить работу учащихся на каждом этапе. Предлагает высказаться «Сегодня на уроке я… и оценить успешность своей деятельности (расположить человечка лестнице успеха) | Вспоминают все этапы урока, делают выводы, выставляют себе оценки. Располагают человечка на лестнице успеха | Индивиду альная работа и коллективная (самооценка и взаимооцен ка) | Познавательные: анализируют, выделяют существенные признаки. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль, самостоятельно определяют причины своего успеха или неуспеха и планируют будущую деятельность | Осознание каждым учащимся, что усвоено и выявление возможных пробелов |
7. Домашнее задание. | п. 4.7, выучить формулировки законов сложения, выполнить на выбор №№850(г,д,е,),852(г,д,е) или №№ 851(б,в),853(а,б,в) Выставление оценок в дневник. Благодарит за работу на уроке. | Записывают задание в дневники. | Индивидуальная работа. | Регулятивные: Планирование учебной деятельности. | Узнают домашнее задание. |