Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть. Меня зовут________ и сегодня я проведу у вас урок математики. Девизом сегодняшнего урока будет цитата французского писателя Анатоля Франса «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.» Ребята, а кто мне скажет, что значит «Поглощать знания с аппетитом?» А еще? Вот и мы с вами будем поглощать знания с большим удовольствием! Потому, что они нам пригодятся в дальнейшем. Поэтому открываем тетради, записываем число, классная работа. Сегодня 17 февраля 2023 года, классная работа. | Высказывания детей: -весело, радостно, чтобы не было скучно, с удовольствием. Учащиеся записывают число, классная работа в тетрадь, готовятся к работе. |
-Ребята, а кто мне скажет, какой самый главный навык в математике, как вы думаете? Самый главный! -Вот я сейчас и проверю, как хорошо вы умеете считать с десятичными дробями и как вы поняли тему модуль числа. Мы сейчас с вами выполним математическую разминку. Работаем как обычно: устно считаем. 1) 5,2+6,7 = 11,9 2) 2,9+0,3 = 3,2 3) 9+0,3 = 9,3 4)[3]= 3 5) [-7]= 7 Итак, первый пример (11,9). Хорошо. И тд. Ребята, давайте с вами повторим, что мы изучали на прошлых уроках. А поможет нам в этом математический кроссворд, но кроссворд не обычный, в нем зашифровано ключевое слово, которое подскажет нам тему сегодняшнего урока. Ребята, кроссворд лежит у вас на партах. Приступаем к разгадыванию кроссворда. Итак, первый вопрос: 1.Что является координатой точки на координатной прямой? 2.Что является границей между положительными и отрицательными числами? 3.Эти числа нужны для обозначения целого. 4.Как называются числа, которые отличаются только знаком? 5.Как называется число со знаком плюс? 6.Как называются числа, которые мы используем при счете предметов? 7.Как называется число, показывающее положение точки на координатной прямой? 8.И последний вопрос: Как называются числа со знаком минус? Молодцы! Мы с вами разгадали кроссворд, тем самым повторили материал предыдущих уроков. Я вам в начале сказала, что в нем зашифровано слово, которое подскажет тему нашего урока. Какое это слово? Тема сегодняшнего урока: «Сложение рациональных чисел». Пишем в тетрадях тему сегодняшнего урока. Цель сегодняшнего урока: -научиться складывать рациональные числа. Ребята, а чтобы осуществить нашу цель, какие задачи мы должны решить? Во-первых, чтобы научиться складывать рациональные числа, что мы должны получить? Правило. Это будет первой задачей. А какая вторая задача? Совершенно верно! Вот они две задачи, которые нам с вами надо решить. Ребята, а как вы думаете, зачем нам вообще учиться складывать рациональные числа? Для чего нам это нужно? Т.е. это встречается в нашей жизни везде. | Высказывания детей: -Счет. -число; ноль; дроби; противоположные; положительное; натуральные; координата; отрицательные. - сложение. -температура, прогноз погоды, баланс телефона, прибыль-избыток, уровень моря и т.д. |
Перед тем, как сформулировать правила сложения рациональных чисел, давайте проведем исследовательская работу. Кстати, кто мне скажет, почему она будет исследовательской? Исследовательская работа лежит у вас на партах, положите ее перед собой. Читаем. Ребята, вам тут нужно будет решить 3 ситуации, и результатом этих ситуаций у вас получается 3 примера, приступаем. У вас есть минута. Вижу, что уже все готовы. Приступаем к проверке исследовательской работы. Ответы вы видите на слайде. У кого нет ни одной ошибки – поднимите руки, У кого одна ошибка, У кого 2 ошибки. Молодцы. Вы наверное все проанализировали примеры и уже готовы сформулировать правило. Но все-таки, я хотела бы узнать, как вы рассуждали. Открываем учебник, страница 204 и читаем правила сложения рациональных чисел. (Читает один ученик). Сейчас давайте разберем несколько примеров на доске. -8+3= -5 -3+5= 2 -2+(-5)= -7 -6+6= 0 Чтобы узнать, как вы поняли правила сложения рациональных чисел, давайте поработаем с карточками. Перед вами на партах лежат карточки. В тексте пропущены слова, вам нужно будет их дополнить. Приступаем. Кто закончил, можете положить ручки, чтобы я видела. Сейчас давайте проверим себя. Ответы на слайде. У кого без ошибок-поднимите руки. У кого одна ошибка? У кого две? Молодцы! -Что-то мы с вами засиделись. Встаем на физминутку. (Физминутка.) Немного размялись, сели, успокоились. | Высказывания детей: -мы будем исследовать, открывать правило сложения рациональных чисел. а)(-5)+(+3)=-2 б)(-5)+(-3)= -8 д)(-5)+(+5)=0 -выполнить задание исследовательской работы, открыть тайну сложения рациональных чисел. -Решите и проанализируйте задачи. 1.Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо: 1)найти модули слагаемых; 2)из большего модуля вычесть меньший; 3)перед полученным числом поставить знак слагаемого с большим модулем. 2.Чтобы сложить два отрицательных числа, надо: 1)найти модули слагаемых; 2)сложить модули слагаемых; 3)перед полученным числом поставить знак «-». 3.Сумма двух противоположных чисел равна нулю. Все ребята дружно встанем Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А теперь их развернем И к себе скорей прижмем. Разотрите все ладошки, приготовьте для хлопков, если правда – вы похлопайте, если ложь потопайте. Число 5 – целое 27 0 – натуральное число -5 + (-3) будет 8 Сумма противоположных чисел равна 0 Наш урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели, Все на доску посмотрели! |
Сейчас, давайте порешаем примеры из учебника. Упражнение № 952 стр.205. Открыли. Нам нужно заполнить таблицу. Работаем в книгах. Заполняем карандашом. (Дома нужно будет стереть то, что вы писали в книгах карандашом). Упражнение № 954.(пишем в тетрадях) К доске идет ……….. Остальные работаем на местах. № 954. 1) -9+6= -3 2) 4+(-1)= 3 3) -6+20= 14 4) 20+(-40)= -20 5) -2,3+1,4= -0,9 6) 1,6+(-4,1)= - 2,5 7) -0,8+1= 0,2 8) -1,8+1,8=0 | Учащиеся выполняют задания. |
Самостоятельная работа Чтобы убедиться, как вы поняли, правила сложения рациональных чисел проведем самостоятельную работу. На партах лежат листки с работами. Приступайте. (У вас есть 3 мин). Так, сейчас поменялись листочками с соседом по парте и начинаем проверку. Ответы на слайде. Сейчас оцениваем работу. | – Проверьте себя. Оцените работу. 6 правильных ответов - «5» 4,5 правильных ответов - «4» 3 правильных ответов - «3» |
Ребята, в листе самоконтроля есть координатная прямая вашего успеха. Вам нужно на этой координатной прямой нарисовать флажок в той точке, координата которой соответствует вашей работе на уроке по шкале от -5 до 5. Если у вас мало что получилось на уроке, то вы оцениваете свою деятельность отрицательным рациональным числом. Если же данная тема не вызвала у вас затруднения, то оцените свою деятельность положительным рациональным числом. Скажите, кто как себя оценил? Почему? Есть ли среди вас те, кто оценил себя отрицательным рациональным числом? Почему? Я считаю, что наша работа была плодотворной, вы работали активно, с интересом. Я желаю вам оставаться такими же любознательными и помнить, что знания математики вам всегда пригодятся в жизни. | Учащиеся выполняют задание. |