2. Актуализация знаний обучающихся и формулирование темы урока. Цели: актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы; - организовать фиксирование уч-ся индивидуального затруднения | Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по нашей планете. Откроем её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы отправимся в небольшую экспедицию. - Ребята, а кто знает, что такое экспедиция? - Обратимся к толковому словарю. Цель нашей экспедиции- проверить умения работы с картой, познакомиться с новыми географическими объектами, одним словом приобрести новые знания. Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся на уроке. -Что такое океаны? -Что окружено со всех сторон океанами? Слайд 2 Отправимся мы в экспедицию на кораблях. Свой маршрут вы узнаете, выполнив задания. (Работа в группах) Карточка: -назови материк -назови океан -назови и разукрась указанный участок. Можно пользоваться картой в учебнике на стр.128-129. Правильно ли справились с заданием ребята? -Почему вы решили использовать именно этот цвет?
- Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок? | В толковом словаре Ожегова экспедиция- это поход или поездка группы, с каким – то заданием. Главные хранители водного запаса Земли Материки Ответы детей. река-это не суша, а вода разговор пойдет о реках | Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные |
4. Совместное открытие нового знания. Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий. 5.Первичное закрепление. Цели: - организовать выполнение уч-ся самостоятельной работы на новое знание; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Работа в группах. 6.Включение в систему знаний и повторение. Цели: -организовать освоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | -Чтобы говорить о реках, надо познакомиться со всеми частями реки. Слайд 6 -Какие части реки вы заметили? Слайд 7 Слайд 8 -Как называется место сбора всех вод реки? -Он включает в себя все мелкие речки и речушки, ручейки и родники. -Как определить правый и левый берега реки? А у вас есть своя версия на вопрос, почему течет вода? - Сколько разных версий прозвучало. Нужно разобраться. Попробуем проделать небольшой опыт. Я лью воду из стакана в лоток. -Почему вода течет в лоток из стакана? -как сделайте так, чтобы вода в лотке начала медленно двигаться с одной стороны в другую. Что для этого надо сделать с лотком? -Как можно ответить на наш вопрос: почему течет река? -Какие высокие участки суши вы знаете? - А сейчас попробуйте ответить на вопрос: откуда и куда течет река? -Прежде, чем ответить на вопрос, давайте обратимся к карте на стр. 130-131. На северо-востоке протекает река, называется женским именем. -Что это за река? - Мы с вами определили, что река течет с высокого места в низкое. Определите, где будет находится высокое место, а где низкое? - Как определить, что выше уровень гор, или уровень океана? - Какой ответ даем на наш вопрос? - На все ли вопросы мы ответили? - Хорошо, давайте вспомним, почему вода на земле не исчезает? Слайд 9 -Но реки текут не только во время дождя. Давайте понаблюдаем за водой во время опыта. Я приготовила песок и лейку. Лейка будет изображать дождь. -Почему вода появилась из-под горки песка не сразу? -Почему, когда я перестала лить воду, она продолжает сочиться? -Откуда же еще река получает воду? - Можете ли вы теперь ответить на вопрос, почему в реке всегда есть вода? -Постоянно ли в реке находится вода? Физминутка А сейчас давайте отдохнем. - Вернемся к нашим первым заданиям. Обозначьте места, где берут начало ваши реки и куда они впадают. Работа в группах. -Как вы думаете, может ли маленький ручеек быть сильным и могучим? Может ли он менять земную поверхность? Тогда я советую прочитать необычную сказку о ручейке на стр.108. -Что вы узнали нового? - Какое значение имеют реки? На территории России протекает более 2,5 млн. крупных рек и маленьких речушек. В России крупнейшими являются Обь, Амур, Лена, Енисей. Но символом России является великая русская река ВОЛГА. Слайд 10. - А что слышали вы об этой реке? | Исток, устье, притоки, берега, водораздел Бассейн Если плыть по течению, то слева - левый берег, а справа- правый берег Ответы детей. на воду действует притяжение земли необходимо немного наклонить лоток. И опять будет действовать притяжение земли Река течет под воздействием притяжения Земли, с более высоких участков по наклону в низкие участки горы и возвышенности Лена Реки начинаются в горах, на возвышенностях -исток и заканчиваются внизу на уровне моря, океана –здесь устье. нет откуда в реке берется вода? -Круговорот воды в природе -Тают ледники Из подземных источников Да. Она получает воду из ледников, от осадков и подземных источников Работа в группах Предположения детей Ручеек очень сильный. Он может образовать овраг Рассказ о реке Волге Мартынова К . Ласковыми словами «красавица», «матушка», «главная улица» России называет наш народ великую русскую реку Волгу — самую длинную и многоводную в Европе. Это равнинная река. Длина ее от истока до устья 3 531 км. Это расстояние примерно равно расстоянию от Москвы до Северного полюса. Кошелев М. Волга берёт начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м. Исток Волги расположен в Осташковском районе Тверской области. На окраине болотца имеются несколько родников, объединённых между собой в небольшой водоём, один из которых считается истоком реки Волги. Вокруг родника построена часовня, к которой ведёт мостик. Из водоёма Волга вытекает обыкновенным ручейком шириной 50-100 см и глубиной до 30 см. Вода в ручейке имеет красно-чёрный оттенок. Дзусов И. Волга принимает около 200 притоков. Слайд 11. Основное питание Волги осуществляется снеговыми (60% годового стока), грунтовыми (30%) и дождевыми (10%) водами. Волгу делят на три части: верхняя Волга, средняя Волга и нижняя Волга – здесь проживаем мы. Слайд 12. Данилова Я. В наше время река играет большую роль в России, на ней расположены большое количество гидроэлектростанций, сама же река необходима для различных морских грузоперевозок, которые сейчас успешно осуществляются. Исмаилов А. Я хочу рассказать о происхождении названия реки Волга в древности ее называли Ра, в средние века - Итиль, или Этель, считается, что наиболее вероятно происхождение «Волга» от праславянского слова, означающего волглый — волога — влага, таким образом возможный смысл названия Волги — как «вода» или «влага», если можно выразиться то подходит и «большая вода», благодаря огромным размерам реки | Познавательные Регулятивные (удержание цели урока) Коммуникативные (планирование сотрудничества) Логические универсальные действия: - установление причинно-следственных связей Познавательные Коммуникативные Регулятивные (контроль, оценка) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) Коммуникативные Познавательные |