СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по окружающему миру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является 24 уроком по курсу «Окружающий мир» 1 раздела «Наша планета Земля» 2 класса, УМК 2100. Урок открытия новых знаний, проведен по технологии системно-деятельностного подхода. Образовательные задачи урока соответствует требованиям программы по окружающему миру для 2 класса начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по окружающему миру.»

Конкурсная работа

учителя начальных классов

МОУ СШ № 38 г. Волгограда

Филоненко Натальи Михайловны





Номинация «Урок – вершина мастерства» педагогическая деятельность учителя в условиях введения и реализации ФГОС НОО.



Методическая разработка урока по окружающему миру.

Тема урока: Реки.

Учебник: Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Часть 1. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан – М.: Баласс, 2012.

УМК «Школа 2100»



Тема урока: "Реки "

Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

Задачи:

  1. Актуализировать знания обучающихся по изученному из раздела «: Что изображают на глобусе и карте»

  2. Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью.

  3. Научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать.

  4. Учить бережно относиться к природе.

  5. На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.

  6. Организовать самооценку обучающихся.

Планируемые метапредметные результаты

Личностные: отношение к учению, произвольному поведению, уважительное отношение к собеседнику.

Регулятивные: умение формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, работать в группе, сотрудничество.

Планируемые предметные результаты: понимать значение рек, знать особенности рек (исток, устье, берега и т.п.), причины течения рек, их полноводность,

уметь находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, бережно относиться к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний



Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.







Основные дидактические методы:

  • проблемные методы обучения;

  • частично-поисковый;

  • объяснительно-иллюстративный;

  • принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.



Ресурсы:

  • для учителя - презентация;

  • прозрачный лоток;

  • песок;

  • карточки с заданием;

  • для учеников – учебник («Окружающий мир» (1 часть), учебник / А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан.- М. Баласс/ учебник 2012)



Содержание и технология урока:

Этапы урока;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД


1.Оргмомент.

Цели: - актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Слайд1.

Карта полушарий




- С давних пор из века в век

Узнать стремился человек

Как труден путь, что там вдали?

И снаряжал он корабли,

И опускался до глубин,

И поднимался до вершин.

Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал.

За знанья жизнь отдать он мог…

А с вами мы начнём урок.



Осознанно входят в пространство учебной деятельности











Личностные



Коммуникативные















2. Актуализация знаний обучающихся и формулирование темы урока.

Цели: актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы;

- организовать фиксирование уч-ся индивидуального затруднения



Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по нашей планете. Откроем её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы отправимся в небольшую экспедицию.

- Ребята, а кто знает, что такое экспедиция?

- Обратимся к толковому словарю.



Цель нашей экспедиции- проверить умения работы с картой, познакомиться с новыми географическими объектами, одним словом приобрести новые знания.

Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся на уроке.

-Что такое океаны?


-Что окружено со всех сторон океанами?



Слайд 2

Отправимся мы в экспедицию на кораблях. Свой маршрут вы узнаете, выполнив задания.

(Работа в группах)

Карточка:

-назови материк

-назови океан

-назови и разукрась указанный участок. Можно пользоваться картой в учебнике на стр.128-129.







Правильно ли справились с заданием ребята?



-Почему вы решили использовать именно этот цвет?



- Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок?






В толковом словаре Ожегова экспедиция- это поход или поездка группы, с каким – то заданием.








Главные хранители водного запаса Земли


Материки







Ответы детей.



река-это не суша, а вода



разговор пойдет о реках



Познавательные

(информационные - извлечение информации)



Коммуникативные

3. Постановка проблемного вопроса.

Цели:

-выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Тема нашего урока: Реки. Слайд 3








-А что вы знаете о реках? Посовещайтесь в группе и дайте ответ.


Слайд 4

Отметьте это на вашей карточке




-Какие вопросы у вас возникли? Слайд 5



Река-это большое количество воды. Она течет.



Не можем это сделать, т.к. не хватает знаний




-почему течет вода?

- откуда и куда течет река?

-откуда в реке берется вода?




Познавательные

(логические- анализ объектов с целью выделения признаков)

Регулятивные

(принятие цели и постановка задач урока)









Регулятивные (составление плана и последовательности действий)


4. Совместное открытие нового знания.


Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий.




































































5.Первичное закрепление.

Цели:

- организовать выполнение уч-ся самостоятельной работы на новое знание;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Работа в группах.





6.Включение в систему знаний и повторение.

Цели:

-организовать освоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

-Чтобы говорить о реках, надо познакомиться со всеми частями реки. Слайд 6


-Какие части реки вы заметили?

Слайд 7

Слайд 8

-Как называется место сбора всех вод реки?


-Он включает в себя все мелкие речки и речушки, ручейки и родники.

-Как определить правый и левый берега реки?




А у вас есть своя версия на вопрос, почему течет вода?


- Сколько разных версий прозвучало. Нужно разобраться. Попробуем проделать небольшой опыт.

Я лью воду из стакана в лоток.

-Почему вода течет в лоток из стакана?

-как сделайте так, чтобы вода в лотке начала медленно двигаться с одной стороны в другую. Что для этого надо сделать с лотком?



-Как можно ответить на наш вопрос: почему течет река?




-Какие высокие участки суши вы знаете?


- А сейчас попробуйте ответить на вопрос: откуда и куда течет река?

-Прежде, чем ответить на вопрос, давайте обратимся к карте на стр. 130-131. На северо-востоке протекает река, называется женским именем.

-Что это за река?


- Мы с вами определили, что река течет с высокого места в низкое. Определите, где будет находится высокое место, а где низкое?

- Как определить, что выше уровень гор, или уровень океана?

- Какой ответ даем на наш вопрос?





- На все ли вопросы мы ответили?


- Хорошо, давайте вспомним, почему вода на земле не исчезает?

Слайд 9


-Но реки текут не только во время дождя. Давайте понаблюдаем за водой во время опыта. Я приготовила песок и лейку. Лейка будет изображать дождь.

-Почему вода появилась из-под горки песка не сразу?

-Почему, когда я перестала лить воду, она продолжает сочиться?

-Откуда же еще река получает воду?


- Можете ли вы теперь ответить на вопрос, почему в реке всегда есть вода?


-Постоянно ли в реке находится вода?


Физминутка

А сейчас давайте отдохнем.



- Вернемся к нашим первым заданиям. Обозначьте места, где берут начало ваши реки и куда они впадают.


Работа в группах.

















-Как вы думаете, может ли маленький ручеек быть сильным и могучим? Может ли он менять земную поверхность?


Тогда я советую прочитать необычную сказку о ручейке на стр.108.

-Что вы узнали нового?


- Какое значение имеют реки?

На территории России протекает более 2,5 млн. крупных рек и маленьких речушек. В России крупнейшими являются Обь, Амур, Лена, Енисей. Но символом России является великая русская река ВОЛГА.

Слайд 10.

- А что слышали вы об этой реке?



















Исток, устье, притоки, берега, водораздел



Бассейн




Если плыть по течению, то слева - левый берег, а справа- правый берег



Ответы детей.







на воду действует притяжение земли



необходимо немного наклонить лоток. И опять будет действовать притяжение земли



Река течет под воздействием притяжения Земли, с более высоких участков по наклону в низкие участки


горы и возвышенности








Лена







Реки начинаются в горах, на возвышенностях -исток и заканчиваются внизу на уровне моря, океана –здесь устье.



нет откуда в реке берется вода?


-Круговорот воды в природе











-Тают ледники

Из подземных источников


Да. Она получает воду из ледников, от осадков и подземных источников









Работа в группах
















Предположения детей




Ручеек очень сильный. Он может образовать овраг











Рассказ о реке Волге Мартынова К . Ласковыми словами «красавица», «матушка», «главная улица» России называет наш народ великую русскую реку Волгу — самую длинную и многоводную в Европе. Это равнинная река. Длина ее от истока до устья 3 531 км. Это расстояние примерно равно расстоянию от Москвы до Северного полюса.

Кошелев М. Волга берёт начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м. Исток Волги расположен в Осташковском районе Тверской области. На окраине болотца имеются несколько родников, объединённых между собой в небольшой водоём, один из которых считается истоком реки Волги. Вокруг родника построена часовня, к которой ведёт мостик. Из водоёма Волга вытекает обыкновенным ручейком шириной 50-100 см и глубиной до 30 см. Вода в ручейке имеет красно-чёрный оттенок.

Дзусов И. Волга принимает около 200 притоков. Слайд 11.

Основное питание Волги осуществляется снеговыми (60% годового стока), грунтовыми (30%) и дождевыми (10%) водами.

Волгу делят на три части: верхняя Волга, средняя Волга и нижняя Волга – здесь проживаем мы.

Слайд 12.

Данилова Я. В наше время река играет большую роль в России, на ней расположены большое количество гидроэлектростанций, сама же река необходима для различных морских грузоперевозок, которые сейчас успешно осуществляются.

Исмаилов А. Я хочу рассказать о происхождении названия реки Волга в древности ее называли Ра, в средние века - Итиль, или Этель, считается, что наиболее вероятно происхождение «Волга» от праславянского слова, означающего волглый — волога — влага, таким образом возможный смысл названия Волги — как «вода» или «влага», если можно выразиться то подходит и «большая вода», благодаря огромным размерам реки



Познавательные






Регулятивные (удержание цели урока)










Коммуникативные (планирование сотрудничества)













Логические универсальные действия:

- установление причинно-следственных связей






































Познавательные

Коммуникативные



Регулятивные (контроль, оценка)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)









Коммуникативные

Познавательные


6.Рефлексия

Цели:

- организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности


Контрольно – оценочный этап


Формировать умение оценивать себя

-Экспедиция подошла к концу. Возвращаемся домой.

- Что вы нового узнали о реке, путешествуя сегодня на уроке?

-Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где? Как?


Слайд13.

Упражнение «Укрась торт».

- Я доволен своей работой на уроке – красный цвет.

Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый цвет.

- Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет.




Ответы детей.



Ответы детей.




Самооценка



Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Регулятивные



6.Выбор домашнего задания

Варианты:

- творческая работа: подготовить сообщения на тему «Значение реки Волга»

- задания в тетради
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!