СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку "Слова с несколькими значениями"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для формирования представление о многозначных словах и особенностях их употребления в речи.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку "Слова с несколькими значениями"»

Класс: 2

Тема: Слова с несколькими значениями.

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

Форма урока: урок-исследование.

Методическая цель: отрабатывать организацию групповой формы работы учащихся на уроке.

Дидактическая цель: создать условия для формирования представление о многозначных словах и особенностях их употребления в речи.

Цель урока:

Ученик научится: подбирать слова с общим значением к каждой группе.

Ученик получит возможность научится: находить многозначные слова в предложении, составлять предложения с многозначными словами.

Задачи:

  • Расширить и уточнить словарный запас учащихся за счет включения в него многозначных слов;

  • Обратить внимание детей на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова;

  • Упражнять детей в отработке действий работы со словарем.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения, перевод внешней речи на внутренний план; осознание внутренней потребности включения в учебную деятельность; осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные:

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным алгоритмом; выполнять учебное задание, используя алгоритм работы со словарём; выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.

Познавательные: осуществлять поиск информации, пользуясь различными источниками; формировать умение строить речевое  высказывание в устной  форме.

Коммуникативные: работать в паре, группе; презентовать результаты своей деятельности; высказывать свою точку зрения; договариваться с людьми; вырабатывать совместные решения.

Предметные:

- сформировать первичные представления о многозначности слов, особенностях их употребления в речи;

- подбирать слова с общим значением к каждой группе.

Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые, практические.

Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия: значение слова, многозначные слова, группы слов

Организация пространства:

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Оборудование:

  1. ТСО: компьютер, проектор.

  2. Раздаточный материал:

орфографический, толковый словари, иллюстрации, карточки для групповой работы, работы в парах, индивидуальной работы.

  1. ЦОРы: презентация «Слова с несколькими значениями» (Приложение 1, папка на электронном носителе)







Используемые технологии


Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия) на которых технология применяется

1

Технология групповой деятельности, работа в парах. Групповая деятельность – это коммуникативная деятельность, способствующая развитию навыков сотрудничества, коммуникации, навыка разрешения проблем.

Содержате

льно-процессуаль

ный этап


2

Проблемное обучение - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Мотивационно-целевой этап


3

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа

Содержате

льно-процессуаль

ный этап


4

Элемент технологии критического мышления

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер – графический прием систематизации материала.

Рефлексивно-оценочный этап




Технологическая карта урока

Этап урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивационно-целевой

Цель: организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности; создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность; организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания о многозначных словах


1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Мотивирует на работу на уроке

- Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

-Сейчас урок русского языка, а это наверное самый сложный предмет из всех в начальной школе.

- А вы любите преодолевать трудности?

-Поднимите руку те, кто уверен, что справится со всеми трудностями на нашем уроке?

«Три лица». Слайд. Приложение 4

На столах у учащихся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

- Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

- Сегодня нам предстоит превратиться в настоящих ученых и исследовать тайны нашего родного языка. И девизом нашего сегодняшнего урока будут слова, которые вы видите на доске.

На доске и слайде плакат с девизом:

Девиз урока.

"Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”

2. Минутка чистописания.

Организует минутку чистописания, индивидуальную работу по карточкам с разноуровневыми заданиями

- Для того, чтобы красиво писать в тетради, подготовим наши пальчики.

Этот пальчик хочет спать,

этот пальчик лег в кровать,

этот пальчик прикорнул,

этот пальчик уж заснул,

этот пальчик задремал

– Поочередно загибать каждый пальчик от мизинца до большого.

Задремал, а тут же встал

- Большой палец загнуть и сразу выпрямить.
Просыпаться нам пора-

Большой палец ритмично сгибается-разгибается
Встали пальчики, Ура!

- Все пальцы разжимаются, открывая ладони.

- Запишите в тетради число, слова «Классная работа».

Тридцатое января.

Классная работа.

Проводит инструкцию по работе с карточками

Разноуровневые задания. Белые карточки. (Приложение 1)

- Прочитайте слова на доске. Какое слово лишнее? Почему? (Сон – начинается с буквы «эс», а не «г».)

На доске:

Галоши, гусеница, сон, Гриша, гном.

- Что Вы можете сказать о букве «гэ»? (Согласная, обозначает звонкие звуки: твёрдый [г] и мягкий [г']. Звуки звонкие, парные: [г] - [к], [г'] - [к'].)

- Потренируемся писать эту букву.

Видео (Приложение 1, папка на электронном носителе)

На доске:

Гг Гг Гг Гя гя Гл гл Гр гр

- Запишите слова с этой буквой.

Галоши, гусеница, Гриша, гном. Слайд

- Разделите слова на слоги. Поставьте знак ударения.

Проверка Слайд

- Назовите слова, в которых все согласные буквы обозначают твёрдые согласные звуки.

Звуко-буквенный анализ слова «Гриша» с помощью сигнальных карточек.

- Объясните, почему слово Гриша написано с большой буквы, а остальные – с маленькой.

3.Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Организует работу в парах

- Наконец, давайте же узнаем, что предстоит нам сегодня узнать.

В конвертах у детей стихотворение И. Токмаковой.

- Возьмите синие карточки. Прочитайте стихотворение.

Приложение 2

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт…

- Объясните, что за чудеса? Разве у ботинок есть язык, которым он лакает молоко, или у картошки есть глаз, а у бутылки горлышко?




- Какой вывод мы можем сделать?

- Давайте сформулируем тему нашего урока. Как вы думаете чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Сегодня мы попытаемся выяснить, почему происходит так, что у одного слова появляется несколько значений.




Приветствуют гостей. Настраиваются на урок.






Выполняют задания учителя.























Выполняют гимнастику для пальцев рук.

















Записывают число, классная работа.



Отдельные учащиеся работают по карточкам.

Читают слова, называют лишнее.



Дают характеристику букве и звуку.

Прописывают букву и буквосочетания.


Записывают слова


Делят на слоги, ставят ударение.



Выполняют звуко-буквенный анализ слова.























Дети пытаются объяснить. Возникают затруднения в формулировании значений слов.)

Делают вывод: одним и тем же словом мы называем разные слова.

Формулируют тему и цель урока.

2.Содержате

льно-­процессуаль

ный

Цель:

определение средств устранения затруднения (алгоритмы, словари и т. д.); знакомство с новыми способами действия; организовать формирование умения обращать внимание на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова; развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.

1.Построение проекта выхода из затруднения

Организует работу учащихся по исследованию проблемы ситуации.

(На слайде картинки кисти руки, кисти винограда, кисти для покраски.)

- Посмотрите на иллюстрации, что на них изображено? Запишем эти словосочетания.

Корректирует ответы, добавляя слово кисть.

- Есть ли что-то общее в этих предметах?

- Чтобы точно убедиться в этом нам следует обратиться за помощью к словарям. У вас на столах лежат орфографический словарь, где вы можете увидеть, как правильно написать любое слово, толковый словарь, где описано значение каждого слова. Все слова в словарях расположены в алфавитном порядке.

Работа в парах

- Сейчас я попрошу пары, у которых толковые словари найти и прочитать значения слова «кисть», а остальных найти слово «кисть» в орфографическом словаре.

- Сколько же значений имеет слово «кисть»? Прочитайте несколько из них.

- Ребята, нашли ли вы слово кисть в орфографическом словаре? А как вы думаете почему?

- А как называются слова с несколькими значениями?

- Как вы думаете, когда мы можем говорить, что слово многозначное?

- А если у слова одно значение, как мы его называть?

- Давайте еще раз уточним общее значение всех слов.

(Кисть – это соединение нескольких частей (пальцев, щетинок кисти, виноградин) в одно целое).

- Пора немного отдохнуть, чтобы успешно продолжить наше исследование.

Физминутка.

Видео (Приложение 1, папка на электронном носителе)

Организует и проводит физминутку

2.Первичное закрепление

Устанавливает осознанность ситуации, организует работу в группах

Работа в группах. Раздать задания и толковые словари

- Возьмите, пожалуйста, задание из красного конверта. Прочитайте предложения. Подумайте, почему разные предметы названы одним словом. Что в них общего?

- Каждой группе необходимо воспользоваться толковыми словарями и найти значение слов хвост (для 1-й группы), иголка (для 2-й группы), молния (для 3-й группы), коса (4-я группа), лук (5-я группа)

На слайдах и в красных конвертах картинки и предложения. Приложение 3

Предположения групп

Спишите, подчеркните многозначные слова. Каждая группа свое слово. Взять из конверта карточки с предложениями.

3.Самостоятельная работа с коллективной проверкой (зачитывание предложений) Раздать словарные статьи. Приложение 5

Организует самостоятельную работу

Работа по учебнику с. 21 упр. 29. Слайд

Какая часть общая. Нос часть лица человека. Сходство формы







Записывают словосочетания: кисть винограда, кисть руки, кисть для покраски

(ответы детей).








Работают со словарями





Отвечают: в этом слове мы не можем допустить ошибку.

Отвечают: когда оно называет предметы с общим значением



Отвечают: кисть – это соединение нескольких частей (пальцев, щетинок кисти, виноградин) в одно целое.


Выполняют физические упражнения




Работают со словарями, объясняют почему разные предметы названы одним словом








Списывают предложения, подчеркивают многозначные слова.


Составляют предложения, используя словарную статью. Затем желающие зачитывается по одному предложению

3.Рефлексивно-оценочный

Цель:

организовать подведение итогов урока, выявление уровня усвоения нового материала.


1.Рефлексия

Организует рефлексию

- Что же удивительного мы узнали сегодня на уроке?

- А сейчас мы продолжим работу с кластером, который мы начали составлять вчера, добавим в него, то, что узнали сегодня на уроке. Проверка по образцу Слайд

- Как же мы ответим на вопрос, который задали в начале урока? Почему происходит так, что у одного слова появляется несколько значений?

- Сегодня, вы проделали огромную работу по исследованию многозначных слов. Что помогало вам находить решения в проблемных ситуациях?

Упражнение «Три лица». Приложение 4 Слайд

Сравнение с началом урока.

Оценки

2.Домашнее задание. (1 мин.)

- правило с. 20

- с 20 упр. 26

- для желающих: найти в художественной литературе (сказках, рассказах и т .п.) использование многозначных слов и выписать данный отрывок.





Составляют кластер.



Приложение 1

Прочитайте стихотворение.

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт…

Приложение 2

Разноуровневые задания

Правописание безударных гласных. Ударение

Задания уровня А

Вставь пропущенные буквы. Поставь знаки уда­рения.

Море - м...ря, грач - гр...чи, шар - ш...ры, лес — л...са, дождь - д...жди, след — сл...ды, волны - в...лна, кит - к..лы.

********************************************************************

Задания уровня Б

Вставь пропущенную букву, рядом запиши проверочное слово.

К__тёнок - ____________ гл__зок - _________

К__нёк - ______________ зв__рёк- _________

Л__сок - ______________ ст__ловая - _________

Больница - ____________ ч__сы - _____________

********************************************************************

Задания уровня В

Прочитай. Исправь ошибки (их 9).

Молодой лесьник илья соловьёв охраняет лес. Жыльё лисника – крошечная сторошка. Она стаит в глуши у ручя. Он отлично знает лисьи и заячьи слиды.

********************************************************************

Задания уровня Г

Вставь в слова пропущенные буквы, впиши их в клеточки. Если ты напишешь их правильно, то узнаешь название морского военного судна.

  1. Ф ру...ты.

  2. В...рона.

  3. Д...кабрь.

4. К...ртофель.

5. Б...рёза.

6. К...никулы.

7. Воскресен...е.












Приложение 3

  1. У кота пушистый хвост. На хвосте самолёта видна звезда.





  1. Мама шьёт иголкой. У сосны не листья, а иголки.


  1. В небе сверкнула молния. Молния на куртке расстегнулась.

____________________________________________________________________



  1. У Кати длинная коса. Папа косой косит траву.



  1. Лук растёт на грядке. Лук стреляет стрелами.




Приложение 4



Приложение 5

Толковый словарь Ожегова

НОС, а (у), о носе, в (на) носу, мн. ы, ов, м.

  1. Орган обоняния, находящийся на лице человека, на морде животного.

Даже на нос не налезет (об одежде: очень мал; разг.). Встретиться носом к носу (почти столкнувшись; разг.).

  1. Передняя часть судна, летательного аппарата (а также некоторых транспортных и боевых средств). Н. лодки, корабля, самолёта. Н. танка.

Носовая часть палубы.

3. Клюв птицы.

Дятел стучит носом.

4. То же, что носок (во 2 знач.).

Туфли с острым носом. Не видит, что творится у него под носом.

Источник: https://gufo.me/dict/ozhegov/%D0%BD%D0%BE%D1%81

Толковый словарь Даля

НОС

1. Часть лица человека и некоторых животных, которой основою служат выдавшиеся вперед верхние скулы; внешнее орудие обонянья. Снаружи носа отличают: переносье, хребтик и горбок, кончик, крылья, перегородку и ноздри.

Горбатый нос себе на уме. Этот нос на просторе (на славу) взрос! Нос баклушей, толстый. Носик тоненький. Носишка с пуговку. Эка носина, с соборное гасило! Осетрий носища. Кусочек с коровий носочек. Он носом слышит, где обед готовят.

2.Птичий нос, клюв (клев), роговые губы, в верхней из коих ноздри.

Ранняя птичка носок прочищает (наклевавшись), поздняя глаза продирает.

3.У водоходных судов противопол. корма; перед, передняя часть;

4.Выдавшаяся часть предмета вообще.

Тупоносые сапоги. Носок сахарной головы
Источник: https://gufo.me/dict/dal/%D0%BD%D0%BE%D1%81




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!