Урок по теме: «Естественный отбор и его формы»
Цели: сформировать понятие естественный отбор как главная движущая сила всего эволюционного процесса, раскрыть его связь с борьбой за существование и возникновением адаптаций; формировать умение наблюдать проявления естественного отбора в данной местности, охарактеризовав разные формы такого отбора.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: беседа с элементами рассказа.
Оборудование: мультимедийная презентация «Естественный отбор».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Письменная фронтальная работа.
Перечислите основные формы борьбы за существование.
Приведите собственные примеры борьбы за существования: а) внутри вида; б) между видами; в) с неблагоприятными условиями среды.
Какие факторы говорят о «давлении жизни?
Устное обобщение ответов на вопросы.
III. Изучение нового материала.
1. Понятие «Естественный отбор».
Вводная беседа об открытии Ч. Дарвина принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюции.
Запись в тетрадь.
Естественный отбор – результат борьбы за существование, выражается в преимущественном выживании и оставлении потомства наиболее приспособленными особями и гибели наименее приспособленных.
Схема «Естественный отбор»
Наследственная изменчивость
(мутации, комбинативная изменчивость)
Неоднородность популяции
(появление особей с многообразием признаков)
Борьба за существование (в разных ее проявлениях)
«Поражение» наименее приспособленных особей, «Победа» наиболее приспособленных
имеющих неблагоприятные признаки особей, имеющих важные благоприятные
признаки
Избирательная Не имеют шансов Выживание и преимущественное
элиминация для продолжения рода участие в размножении
Устранение от Благоприятные признаки передаются
размножения потомкам
Неблагоприятные признаки не передаются
потомкам
Элиминация – гибель организмов вследствие различных абиотических и биотических факторов внешней среды.
Избирательная элиминация – гибель части особей популяции менее приспособленных.
Характеристика естественного отбора:
Фактор отбора – природная среда со своими условиями.
Необходимая предпосылка – наследственная изменчивость.
Генетическая сущность – неслучайное сохранение в популяции определенных генотипов и избирательное участие в передаче генов следующему поколению.
Результат естественного отбора – преобразование генофонда популяции, формирование приспособленностей.
Следствие – увеличение разнообразия форм организмов; последовательное усложнение организации в ходе эволюции; вымирание наименее приспособленных.
Характер – направленный, он всегда направлен в сторону большей приспособленности к условиям среды обитания.
2. Генетическая сущность естественного отбора.
Беседа. Самостоятельное комментирование учащимися генетической сущности естественного отбора.
Обобщение: генетическая сущность естественного отбора заключается в избирательном сохранении в популяции определенных генотипов. Т.о., естественный отбор – избирательное воспроизведение генотипов, которые в наилучшей степени отвечают сложившимся условиями жизни популяции.
Естественный отбор изменяет состав генофонда, «убирая» из популяции особей, признаки и свойства которых не дают преимущества в борьбе за существование. В результате отбора генетический материал «передовых» особей начинает все больше и больше влиять на генофонд популяции.
3. Приспособленность организмов (адаптации).
Беседа с элементами рассказа.
Запись в тетрадь:
Примеры адаптаций:
Покровительственная окраска;
Покровительственная форма тела;
Поза покоя при замирании в момент опасности;
Яркая предостерегающая окраска;
Мимикрия;
Отпугивающее поведение (скунс, богомол);
Приспособления растений к жизни в среде с повышенной влажностью;
Приспособления растений к жизни в среде с повышенной сухостью почвы и воздуха;
Приспособление растений к разным способам опыления;
Приспособления растений к ловле насекомых.
Вывод: отбор – основная причина возникновения разнообразных приспособлений живых организмов к среде. Приспособленность относительна, так как условия среды обитания часто изменяются быстрее, чем формируются приспособленности.
4. Формы естественного отбора.
Беседа с элементами рассказа.
Запись в тетрадь.
Формы естественного отбора:
Стабилизирующий отбор.
Происходит длительное время в практически неменяющихся условиях жизни. В популяции сохраняются виды организмов с достаточным набором определенных признаков, характерных именно для конкретной среды. (Пример: губки, головоногие). Анализ рис.75.
Движущий отбор (направленный). Анализ рис.76.
Дизруптивный (разрывающий) отбор.
Благоприятствует более чем одному фенотипу и направлен против средних промежуточных форм. Он как бы разрывает популяцию поданному признаку на несколько групп. Характерен полиморфизм. Пример: выживание в зимний период «красных», а в летний период «черных» форм двухточечных божьих коровок.
IV. Закрепление.
Беседа о творческой роли естественного отбора.