СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Естественный отбор и его формы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для 9 класса по теме "Естественный отбор и его формы"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Естественный отбор и его формы"»

Урок по теме: «Естественный отбор и его формы»

Цели: сформировать понятие естественный отбор как главная движущая сила всего эволюционного процесса, раскрыть его связь с борьбой за существование и возникновением адаптаций; формировать умение наблюдать проявления естественного отбора в данной местности, охарактеризовав разные формы такого отбора.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: беседа с элементами рассказа.

Оборудование: мультимедийная презентация «Естественный отбор».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Письменная фронтальная работа.

  1. Перечислите основные формы борьбы за существование.

  2. Приведите собственные примеры борьбы за существования: а) внутри вида; б) между видами; в) с неблагоприятными условиями среды.

  3. Какие факторы говорят о «давлении жизни?

Устное обобщение ответов на вопросы.

III. Изучение нового материала.

1. Понятие «Естественный отбор».

Вводная беседа об открытии Ч. Дарвина принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюции.

Запись в тетрадь.

Естественный отбор – результат борьбы за существование, выражается в преимущественном выживании и оставлении потомства наиболее приспособленными особями и гибели наименее приспособленных.

Схема «Естественный отбор»


Наследственная изменчивость

(мутации, комбинативная изменчивость)


Неоднородность популяции

(появление особей с многообразием признаков)


Борьба за существование (в разных ее проявлениях)


«Поражение» наименее приспособленных особей, «Победа» наиболее приспособленных

имеющих неблагоприятные признаки особей, имеющих важные благоприятные

признаки


Избирательная Не имеют шансов Выживание и преимущественное

элиминация для продолжения рода участие в размножении


Устранение от Благоприятные признаки передаются

размножения потомкам


Неблагоприятные признаки не передаются

потомкам

Элиминация – гибель организмов вследствие различных абиотических и биотических факторов внешней среды.

Избирательная элиминация – гибель части особей популяции менее приспособленных.

Характеристика естественного отбора:

  1. Фактор отбора – природная среда со своими условиями.

  2. Необходимая предпосылка – наследственная изменчивость.

  3. Генетическая сущность – неслучайное сохранение в популяции определенных генотипов и избирательное участие в передаче генов следующему поколению.

  4. Результат естественного отбора – преобразование генофонда популяции, формирование приспособленностей.

  5. Следствие – увеличение разнообразия форм организмов; последовательное усложнение организации в ходе эволюции; вымирание наименее приспособленных.

  6. Характер – направленный, он всегда направлен в сторону большей приспособленности к условиям среды обитания.


2. Генетическая сущность естественного отбора.

Беседа. Самостоятельное комментирование учащимися генетической сущности естественного отбора.

Обобщение: генетическая сущность естественного отбора заключается в избирательном сохранении в популяции определенных генотипов. Т.о., естественный отбор – избирательное воспроизведение генотипов, которые в наилучшей степени отвечают сложившимся условиями жизни популяции.

Естественный отбор изменяет состав генофонда, «убирая» из популяции особей, признаки и свойства которых не дают преимущества в борьбе за существование. В результате отбора генетический материал «передовых» особей начинает все больше и больше влиять на генофонд популяции.


3. Приспособленность организмов (адаптации).

Беседа с элементами рассказа.

Запись в тетрадь:

Примеры адаптаций:

  • Покровительственная окраска;

  • Покровительственная форма тела;

  • Поза покоя при замирании в момент опасности;

  • Яркая предостерегающая окраска;

  • Мимикрия;

  • Отпугивающее поведение (скунс, богомол);

  • Приспособления растений к жизни в среде с повышенной влажностью;

  • Приспособления растений к жизни в среде с повышенной сухостью почвы и воздуха;

  • Приспособление растений к разным способам опыления;

  • Приспособления растений к ловле насекомых.

Вывод: отбор – основная причина возникновения разнообразных приспособлений живых организмов к среде. Приспособленность относительна, так как условия среды обитания часто изменяются быстрее, чем формируются приспособленности.


4. Формы естественного отбора.

Беседа с элементами рассказа.

Запись в тетрадь.

Формы естественного отбора:

  1. Стабилизирующий отбор.

Происходит длительное время в практически неменяющихся условиях жизни. В популяции сохраняются виды организмов с достаточным набором определенных признаков, характерных именно для конкретной среды. (Пример: губки, головоногие). Анализ рис.75.

  1. Движущий отбор (направленный). Анализ рис.76.

  2. Дизруптивный (разрывающий) отбор.

Благоприятствует более чем одному фенотипу и направлен против средних промежуточных форм. Он как бы разрывает популяцию поданному признаку на несколько групп. Характерен полиморфизм. Пример: выживание в зимний период «красных», а в летний период «черных» форм двухточечных божьих коровок.


IV. Закрепление.

Беседа о творческой роли естественного отбора.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!