Урок №3
Класс: 7
Дата:
Тема: Права и обязанности граждан
Цели и задачи: познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан и принципами, которые лежат в их основе, группами гражданских прав.
Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять сущность правового статуса человека; определять принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина; находить нужную правовую информацию в различных источниках; применять основные правовые термины и понятия права, естественные права, неотчуждаемые права, обязанности, анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку социальным и правовым явлениям с позиций, принятых в современном Российском обществе; метапредметные — 1) коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека, чувства ответственности за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, тетрадь
Тип уроков: открытия новых знаний.
Ход уроков
1.Организационный момент
2. Повторение изученного материала:
- самостоятельная работа по карточкам
Ответить на вопросы: 1.
Социальные нормы- правила поведения людей установленные и одобряемые всем обществом.
Признаки социальной нормы:
1) это общие правила;
2) регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений;
3) возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
Проверка : Задание: заполните таблицу. –стр .9
Этапы возникновения социальных норм.
Привычка – стереотип поведения.
Обычай – правила или образцы действий
Ритуал – обычай, совершаемый специальными людьми в строгой последовательности.
Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.
Церемония – торжественный обряд, порядок совершения чего- либо.
3.Мотивационно-целевой этап
Вопросы к классу
1.Объясните смысл высказывания итальянского писателя X. Мандзони: «Действовать без правил — самое трудное и самое утомительное занятие на свете».
2.На с. 15 учебника приведен фрагмент «Сетикета» — правил поведения в Интернете. Один из пользователей, познакомившись с ними, сказал: «Я не увидел здесь ничего нового. Все это нормы нашей повседневной жизни». Прав ли он? Свое мнение обоснуйте.
(Проверка выполнения заданий.)
-Послушайте отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и ответьте на вопросы.
Пусть присяжные решают, виновен он или нет, — произнес Король в двадцатый раз за этот день.
Нет! — сказала Королева. - Пусть выносят приговор! А виновен он или нет - потом разберемся!
Чепуха! — сказала громко Алиса. — Как только такое в голову может прийти!
Молчать! — крикнула Королева, багровея.
И не думаю, — ответила Алиса.
Рубите ей голову! — крикнула Королева во весь голос.
Вопросы к классу
-Предположите, о чем мы будем говорить.
Тема уроков: «Права и обязанности граждан».
-На какие вопросы нам предстоит ответить?
План урока.
1.Права и свободы человека и гражданина.
2.Механизм защиты и реализации прав и свобод человек и гражданина.
3.Введение в новый материал
Задание: вспомните, сколько раз за день вы употребили слова
«свобода» и «права».
Обсудим на наших уроках вопросы соотношения прав и свобод человека.
1. Права и свободы человека и гражданина
По своей природе и системе гарантий права и свободы гражданина не имеют принципиальных отличий. Термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора: свобода совести, мысли, слова, выбора профессии или рода деятельности и др. Термин «право» определяет конкретные действия человека: право избирать и быть избранным, право на участие в митингах и демонстрациях, на занятие государственных должностей, на образование, медицинскую помощь и т. п.
Существует и такое понимание свободы и прав человека:
Но свобода человека не означает вседозволенности.
Известна история о хулигане, утверждающем, что, будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движений вашего кулака ограничена положением носа вашего соседа».
Нельзя вести себя, руководствуясь принципом: «Раз я свободный человек, то могу делать все, что хочу». Не следует забывать и о границах, в рамках которых эта свобода должна проявляться.
Демократия — это свобода граждан осуществлять свой выбор, однако нельзя ущемлять интересы других людей. Например, одно из важных гражданских прав — свобода слова — подразумевает возможность любого человека выражать свое мнение. Но при этом в своей устной или письменной речи люди не должны подрывать репутацию других граждан.
Задание: работая в группах, придумайте ситуации, в которых ваши права не должны нарушать права других.
(Проверка выполнения задания.)
Следовательно, права, свободы и обязанности человека связаны между собой. Вместе они составляют правовой статус гражданина .
В современной политологии выделяют три основных поколения прав человека (по времени их возникновения и кругу распространения).
К первому поколению относят личные и политические права человека: право на жизнь, свободу, безопасность и собственность. Они появились в XVII—XVIII вв. и были направлены на защиту от произвола государства.
Второе поколение - социальные и экономические права - появились в XIX - начале XX в. Они связаны с усложнением техники, подразумевают ограничение хозяев предприятий при использовании труда наемных работников.
Третье поколение - коллективные права, защищающие интересы больших групп людей. Они возникли после Второй мировой войны. Мир становится «теснее», и локальные проблемы государства превращаются в глобальные проблемы всего человечества.
Международные документы, закрепляющие важнейшие права и свободы человека:
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) - состоит из 30 статей, в которых перечислены основные права;
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.);
Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.);
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
Правовой статус человека в нашей стране определяется в Конституции Российской Федерации (гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»).
Задание: работая с материалом на с. 16-17, учебника заполните таблицу.
(Во время выполнения задания составляется таблица.)
Гражданские права | Политические права | Экономические права | Социальные права | Культурные права |
Право на жизнь, на свободу, на свободное передвижение, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство | Право на свободу слова, мысли, на участие в управлении государством | Право на труд, на заработную плату, право быть собственником, право наследования | Право на отдых, на образование, на здравоохранение, на жилище | Право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества |
Задание: Прочитать рубрику «Путешествие в прошлое» пар.2 стр. 17 .Какие выводы можно сделать из описанных событий?
( трагедия Хатыни и других деревень, судьба заключенных концлагерей, Нюрнбергский процесс принятие Всеобщей Декларации прав человека – 10 декабря 1948г.)
Принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина (запись в тетрадь)
I. Права человека нужно защищать совместными усилиями всех стран.
II.
1) всеобщий характер прав –все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
2) права человека неотчуждаемы –т.е. неотделимы от самого человека.
3) права человека неделимы – каждый человек обладает всей совокупностью прав, нельзя пользоваться одними правами и быть лишенным других.
— Как вы думаете, на чем основаны права человека?
(Ответы учеников.)
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. «Человеческое достоинство ненарушимо» (Конвенция о защите прав человека и основных свобод).
Как вы понимаете, что такое человеческое достоинство.
Человеческое достоинство - это свобода выбора и проявление своего внутреннего мира, уважение и самоуважение человека.
Унижение и потеря достоинства личности означают утрату внутренних ценностей, неуважение к ним. Цивилизованное общество развивалось, стремительно шагая к равноправию всех, и с течением времени государства приняли решение, что достоинство личности не будет определяться происхождением, богатством, образованием или социальным положением.
Задание: составьте словесный портрет человека с достоинством. Приведите примеры из жизни, в которых подчеркивалась бы значимость этого качества для конкретного человека.
(Проверка выполнения задания.)
Достойное поведение человека определяется положительными чертами характера, которые были привиты родителями в процессе воспитания, или развиты окружением (искренность, храбрость, преданность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, доброжелательность, терпение, настойчивость, независимость, благодарность, сильная воля и т. д.)
Творческое задание. Ответьте на вопросы.
В какой сказке и кто нарушил право зайца на неприкосновенность жилища? (Сказка «Лиса и заяц», лиса выгнала зайца из лубяной избы.)
Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение ? (Лягушка-путешественница, старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города.)
В какой сказке и кто нарушил право на свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Золотой ключик или Приключения Буратино», Карабас-Барабас.)
Кто пользовался правом на свободное передвижение, используя нетрадиционный летательный аппарат? (Баба-яга летала в ступе, Аладдин — на ковре-самолете, Гарри Поттер — на метле.)
Кто нарушил право на свободу и держал несовершеннолетнего мальчика в холодном плену? (Снежная королева.)
Кто пользовался правом иметь подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка».)
Какие права человека и гражданина нарушил тот или иной сказочный персонаж или какими правами воспользовался. При ответе используйте выдержки из гл. 2 Конституции РФ.
Возможные персонажи:
Кощей Бессмертный из сказки «Царевна-лягушка» (нарушил право на свободу — держал в плену Василису Премудрую)',
лиса из сказки «Колобок» (нарушила право на личную неприкосновенность);
медведь из сказки «Теремок», волк из сказки «Три поросенка» (нарушили право на неприкосновенность жилища),
барон Мюнхгаузен, Карлсон, Колобок (воспользовались правом на свободу передвижения)
- Буратино, Знайка (воспользовались правом на образование).
звери из сказки «Айболит» (воспользовались правом на медицинскую помощь),
. три поросенка, заяц из сказки «Лиса и заяц» (воспользовались правами на труд и частную собственность - построили избушки и владели ими).
2. Механизм зашиты и реализации прав и свобод человека и гражданина
Но важно не только иметь права. Необходимо уметь их защищать.
- Необходимо ли нам обсуждать эту проблему?
(Ответы учеников.)
Вы хорошо понимаете, что грамотного человека в области права достаточно трудно обмануть. В законах закреплены способы защиты прав человека и установлены процедуры, обеспечивающие восстановление справедливости и наказание тех, кто нарушает права.
Сегодня вокруг нас достаточно много несправедливости. А как было в давние времена?
Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.
Рабочий материал для первой группы
Из законов Хаммурапи (1750 г. до и. э.)
Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен. Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.
Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб. Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.
Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.
Вопросы для первой группы
Справедливы ли эти законы? Свое мнение обоснуйте.
Какие законы, известные вам из курса истории, отражают древний принцип талиона (око за око)?
Рабочий материал для второй группы
Суд древних германцев
Судьи у древних германцев выбирались из богатых и знатных людей, т. е. из «лучших».
Заподозренный в убийстве должен был очиститься от подозрений. Для этого ему было необходимо найти 72 свидетеля, которые поклянутся в его невиновности. Если же такого количества людей он набрать не сумеет, то ему надо пройти следующее испытание - опустить руку в кипящую воду и вытащить кольцо. Если рука заживет за неделю, то Бог показывает невиновность этого человека, а если нет, то он признается виновным и обязан отдать свое имущество.
В случае, если его имущества недостаточно, то он должен был вы полнить старинный обряд: собрать землю из углов своего дома и бросить через плечо на ближайшего родственника. После этого родственник был обязан помочь в выплате долга.
Вопросы для второй группы
-Что вам кажется справедливым в германском суде?
-Что вам кажется несправедливым? Свою позицию аргументируйте.
Рабочий материал для третьей группы
История суда в России
В прошлом многие конфликты разрешались бесхитростно. Истец и ответчик выходили на поляну и в присутствии судей начинали драться. Тот, кто одерживал верх, признавался правым. В Москве, например, такие судебные поединки случались и в XVI в. у Никольских ворот.
Сами понимаете, что правым оказывался обычно тот, у кого боевые навыки были лучше и сил побольше. Впрочем, с определенной поры истцу и ответчику было предоставлено право не сражаться самим, а нанимать для боя других людей.
Исходы таких поединков со временем стали противоречить представлению участников и наблюдателей о справедливости. В конце концов решать, кто прав, а кто виноват, стали специально уполномоченные люди. Чтобы решение спора не зависело от произвола начальника, судьи или любого другого человека, все правила поведения и различные запреты записали, а судей обязали руководствоваться только этими правилами.
Вопросы для третьей группы
Кажутся ли вам подобные способы урегулирования отношений справедливыми? Почему?
Какие изменения в правила восстановления справедливости были внесены после XVI в.?
(Проверка выполнения задания.)
Мы выяснили, что древние законы не были справедливыми, в них нередко закреплялось неравное положение людей в обществе: за один и тот же поступок следовали разные наказания. На определенном этапе развития общество стало нуждаться в специальных органах, которые должны были защищать права и интересы тех, кто оказался в беде.
Задание: изучите схему и дайте характеристику современной системы защиты прав человека.
- приложение СХЕМА
Закрепление.
Какие группы прав выделены в тексте параграфа?
Как происходило признание прав человека в международном масштабе?
Рефлексия
Домашнее задание
§ 2, читать, выучить определения.