Тема: Права и обязанности граждан
Цели и задачи: познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан и принципами, которые лежат в их основе, группами гражданских прав.
Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять сущность правового статуса человека; определять принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина; находить нужную правовую информацию в различных источниках; применять основные правовые термины и понятия права, естественные права, неотчуждаемые права, обязанности, анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку социальным и правовым явлениям с позиций, принятых в современном Российском обществе; метапредметные — 1) коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека, чувства ответственности за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах.
Тип уроков: открытия новых знаний.
Ход уроков
1.Организационный момент
2.Мотивационно-целевой этап
Вопросы к классу
1.Объясните смысл высказывания итальянского писателя X. Мандзони: «Действовать без правил — самое трудное и самое утомительное занятие на свете».
2.На с. 15 учебника приведен фрагмент «Сетикета» — правил поведения в Интернете. Один из пользователей, познакомившись с ними, сказал: «Я не увидел здесь ничего нового. Все это нормы нашей повседневной жизни». Прав ли он? Свое мнение обоснуйте.
(Проверка выполнения заданий.)
-Послушайте отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и ответьте на вопросы.
Пусть присяжные решают, виновен он или нет, — произнес Король в двадцатый раз за этот день.
Нет! — сказала Королева. - Пусть выносят приговор! А виновен он или нет - потом разберемся!
Чепуха! — сказала громко Алиса. — Как только такое в голову может прийти!
Молчать! — крикнула Королева, багровея.
И не думаю, — ответила Алиса.
Рубите ей голову! — крикнула Королева во весь голос.
Вопросы к классу
-Предположите, о чем мы будем говорить.
Тема уроков: «Права и обязанности граждан».
-На какие вопросы нам предстоит ответить?
План уроков
1.Права и свободы человека и гражданина.
2.Механизм защиты и реализации прав и свобод человек и гражданина.
3.Права ребенка и их защита.
4.Нет прав без обязанностей.
3.Введение в новый материал
Задание: вспомните, сколько раз задень вы употребили слова
«свобода» и «права».
Обсудим на наших уроках вопросы соотношения прав и свобод человека.
1. Права и свободы человека и гражданина
По своей природе и системе гарантий права и свободы гражданина не имеют принципиальных отличий. Термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора: свобода совести, мысли, слова, выбора профессии или рода деятельности и др. Термин «право» определяет конкретные действия человека: право избирать и быть избранным, право на участие в митингах и демонстрациях, на занятие государственных должностей, на образование, медицинскую помощь и т. п.
Существует и такое понимание свободы и прав человека:
Но свобода человека не означает вседозволенности.
Известна история о хулигане, утверждающем, что, будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движений вашего кулака ограничена положением носа вашего соседа».
Нельзя вести себя, руководствуясь принципом: «Раз я свободный человек, то могу делать все, что хочу». Не следует забывать и о границах, в рамках которых эта свобода должна проявляться.
Демократия — это свобода граждан осуществлять свой выбор, однако нельзя ущемлять интересы других людей. Например, одно из важных гражданских прав — свобода слова — подразумевает возможность любого человека выражать свое мнение. Но при этом в своей устной или письменной речи люди не должны подрывать репутацию других граждан.
Задание: работая в группах, придумайте ситуации, в которых ваши права не должны нарушать права других.
(Проверка выполнения задания.)
Следовательно, права, свободы и обязанности человека связаны между собой. Вместе они составляют правовой статус гражданина .
В современной политологии выделяют три основных поколения прав человека (по времени их возникновения и кругу распространения).
К первому поколению относят личные и политические права человека: право на жизнь, свободу, безопасность и собственность. Они появились в XVII—XVIII вв. и были направлены на защиту от произвола государства.
Второе поколение - социальные и экономические права - появились в XIX - начале XX в. Они связаны с усложнением техники, подразумевают ограничение хозяев предприятий при использовании труда наемных работников.
Третье поколение - коллективные права, защищающие интересы больших групп людей. Они возникли после Второй мировой войны. Мир становится «теснее», и локальные проблемы государства превращаются в глобальные проблемы всего человечества.
Международные документы, закрепляющие важнейшие права и свободы человека:
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) - состоит из 30 статей, в которых перечислены основные права;
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.);
Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.);
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
Правовой статус человека в нашей стране определяется в Конституции Российской Федерации (гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»).
Задание: работая с материалом на с. 18, 19 учебника заполните таблицу.
(Во время выполнения задания составляется таблица.)
Принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина
— Как вы думаете, на чем основаны права человека?
(Ответы учеников.)
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. «Человеческое достоинство ненарушимо» (Конвенция о защите прав человека и основных свобод).
Как вы понимаете, что такое человеческое достоинство.
Человеческое достоинство - это свобода выбора и проявление своего внутреннего мира, уважение и самоуважение человека. Унижение и потеря достоинства личности означают утрату внутренних ценностей, неуважение к ним. Цивилизованное общество развивалось, стремительно шагая к равноправию всех, и с течением времени государства приняли решение, что достоинство личности не будет определяться происхождением, богатством, образованием или социальным положением.
Задание: составьте словесный портрет человека с достоинством. Приведите примеры из жизни, в которых подчеркивалась бы значимость этого качества для конкретного человека.
(Проверка выполнения задания.)
Достойное поведение человека определяется положительными чертами характера, которые были привиты родителями в процессе воспитания, или развиты окружением (искренность, храбрость, преданность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, доброжелательность, терпение, настойчивость, независимость, благодарность, сильная воля и т. д.).
Права человека можно классифицировать по различным признакам.
Задание: изучите и прокомментируйте данные таблицы.
Творческое задание. Ответьте на вопросы.
В какой сказке и кто нарушил право зайца на неприкосновенность жилища? (Сказка «Лиса и заяц», лиса выгнала зайца из лубяной избы.)
Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение ? (Лягушка-путешественница, старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города.)
В какой сказке и кто нарушил право на свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Золотой ключик или Приключения Буратино», Карабас-Барабас.)
Кто пользовался правом на свободное передвижение, используя нетрадиционный летательный аппарат? (Баба-яга летала в ступе, Аладдин — на ковре-самолете, Гарри Поттер — на метле.)
Кто нарушил право на свободу и держал несовершеннолетнего мальчика в холодном плену? (Снежная королева.)
Кто пользовался правом иметь подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка».)
Разделившись на команды, обсудите, какие права человека и гражданина нарушил тот или иной сказочный персонаж или какими правами воспользовался. При ответе используйте выдержки из гл. 2 Конституции РФ. (Ученики получают раздаточный материал.)
Возможные персонажи:
Кощей Бессмертный из сказки «Царевна-лягушка» (нарушил право на свободу — держал в плену Василису Премудрую)',
лиса из сказки «Колобок» (нарушила право на личную неприкосновенность);
медведь из сказки «Теремок», волк из сказки «Три поросенка» (нарушили право на неприкосновенность жилища),
барон Мюнхгаузен, Карлсон, Колобок (воспользовались правом на свободу передвижения)
Буратино, Знайка (воспользовались правом на образование).
звери из сказки «Айболит» (воспользовались правом на медицинскую помощь),
. три поросенка, заяц из сказки «Лиса и заяц» (воспользовались правами на труд и частную собственность - построили избушки и владели ими).
(Проверка выполнения задания.)
2. Механизм зашиты и реализации прав и свобод человека и гражданина
Но важно не только иметь права. Необходимо уметь их защищать.
- Необходимо ли нам обсуждать эту проблему?
(Ответы учеников.)
Вы хорошо понимаете, что грамотного человека в области права достаточно трудно обмануть. В законах закреплены способы защиты прав человека и установлены процедуры, обеспечивающие восстановление справедливости и наказание тех, кто нарушает права.
Сегодня вокруг нас достаточно много несправедливости. А как было в давние времена?
Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.
Рабочий материал для первой группы
Из законов Хаммурапи (1750 г. до и. э.)
Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен. Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.
Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб. Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.
Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.
Вопросы для первой группы
Справедливы ли эти законы? Свое мнение обоснуйте.
Какие законы, известные вам из курса истории, отражают древний принцип талиона (око за око)?
Рабочий материал для второй группы
Суд древних германцев
Судьи у древних германцев выбирались из богатых и знатных людей, т. е. из «лучших».
Заподозренный в убийстве должен был очиститься от подозрений. Для этого ему было необходимо найти 72 свидетеля, которые поклянутся в его невиновности. Если же такого количества людей он набрать не сумеет, то ему надо пройти следующее испытание - опустить руку в кипящую воду и вытащить кольцо. Если рука заживет за неделю, то Бог показывает невиновность этого человека, а если нет, то он признается виновным и обязан отдать свое имущество.
В случае, если его имущества недостаточно, то он должен был вы полнить старинный обряд: собрать землю из углов своего дома и бросить через плечо на ближайшего родственника. После этого родственник был обязан помочь в выплате долга.
Вопросы для второй группы
-Что вам кажется справедливым в германском суде?
-Что вам кажется несправедливым? Свою позицию аргументируйте.
Рабочий материал для третьей группы
История суда в России
В прошлом многие конфликты разрешались бесхитростно. Истец и ответчик выходили на поляну и в присутствии судей начинали драться. Тот, кто одерживал верх, признавался правым. В Москве, например, такие судебные поединки случались и в XVI в. у Никольских ворот.
Сами понимаете, что правым оказывался обычно тот, у кого боевые навыки были лучше и сил побольше. Впрочем, с определенной поры истцу и ответчику было предоставлено право не сражаться самим, а нанимать для боя других людей.
Исходы таких поединков со временем стали противоречить представлению участников и наблюдателей о справедливости. В конце концов решать, кто прав, а кто виноват, стали специально уполномоченные люди. Чтобы решение спора не зависело от произвола начальника, судьи или любого другого человека, все правила поведения и различные запреты записали, а судей обязали руководствоваться только этими правилами.
Вопросы для третьей группы
Кажутся ли вам подобные способы урегулирования отношений справедливыми? Почему?
Какие изменения в правила восстановления справедливости были внесены после XVI в.?
(Проверка выполнения задания.)
Мы выяснили, что древние законы не были справедливыми, в них нередко закреплялось неравное положение людей в обществе: за один и тот же поступок следовали разные наказания. На определенном этапе развития общество стало нуждаться в специальных органах, которые должны были защищать права и интересы тех, кто оказался в беде.
Задание: изучите схему и дайте характеристику современной системы защиты прав человека.
(Проверка выполнения задания.)
Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа выступит в роли консультантов по вопросам защиты прав человека. Результаты работы представьте графически.
Задание для первой группы: представьте способы защиты прав человека на национальном уровне (в России).
Задание для второй группы: представьте способы защиты прав человека на международном уровне.
Задание для третьей группы: представьте способы защиты прав человека в Европейском союзе (региональный уровень).
3. Права ребенка и их защита
Задание: изучите текст рубрики «Учимся пользоваться своими правами» на с. 22 учебника и ответьте на вопросы.
В каком международном документе провозглашены права детей?
Каковы основные права детей?
(Проверка выполнения задания.)
Какие права и обязанности появляются в 14-летнем возрасте?
Права:
-Давать согласие на изменение своего имени и фамилии
-Выражать своё мнение, с кем из родителей (в случае расторжения их брака) ты хотел бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы;
-Быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
Когда тебе исполнится 14 лет, ты приобретёшь возможность:
-выбирать своё место жительства (с согласия родителей);
-совершать любые сделки (с согласия родителей) и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
-вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
-поступать на работу (на лёгкий труд не более четырёх часов в день) с согласия одного из родителей;
-обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге.
Задание: работая с материалом на с. 20 учебника, графически отобразите основные направления деятельности государства в области защиты прав человека.
(Составляется логическая схема.)
В игровой форме проверим наши знания. Игра называется «Защитим свои права».
Творческое задание. Разделитесь на две группы — «пострадавших» и «правозащитников». Первая группа определяет, в каких ситуациях были нарушены права ребенка. Вторая группа дает рекомендации: куда следует обратиться в данной ситуации, чтобы защитить свои права.
Правовые ситуации:
хулиганы отобрали на улице мобильный телефон у ребенка;
учитель на уроке оскорбил ученика;
два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;
неизвестные ограбили квартиру;
милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;
человека не приняли на работу без объяснения причины;
соседи по дому громко включают музыку, шумят, на просьбы уменьшить звук не реагируют;
одноклассник приходит в школу со следами побоев, а после уроков задерживается в школе, объясняя, что дома никого нет и ему нечем там заняться;
подростки отняли сумочку и пригрозили, что если вы расскажете кому-то об этом, то они вас найдут и накажут;
в поликлинике отказались оказывать необходимую медицинскую помощь.
(Проверка выполнения задания.)
Домашнее задание
§ 2
Какие группы прав выделены в тексте параграфа?
Как происходило признание прав человека в международном масштабе?
Каким образом обеспечивается защита прав ребёнка в Российской Федерации?
Задание 1 «В классе и дома»
Представь, что тебе предложили создать законы для нового государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране.