СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Права и обязанности граждан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал открытого урока

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Права и обязанности граждан"»

Тема: Права и обязанности граждан

Цели и задачи: познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан и принципами, которые лежат в их ос­нове, группами гражданских прав.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять сущность правового статуса человека; определять принципы, ле­жащие в основе прав и свобод человека и гражданина; находить нужную правовую информацию в различных источниках; приме­нять основные правовые термины и понятия праваестественные праванеотчуждаемые права, обязанности, анализировать, обоб­щать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку социаль­ным и правовым явлениям с позиций, принятых в современном Российском обществе; метапредметные — 1) коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: фор­мирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека, чувства ответственности за свои ре­шения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип уроков: открытия новых знаний.

Ход уроков

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

Вопросы к классу

1.Объясните смысл высказывания итальянского писателя X. Мандзони: «Действовать без правил — самое трудное и самое утомительное занятие на свете».

2.На с. 15 учебника приведен фрагмент «Сетикета» — правил поведения в Интернете. Один из пользователей, познакомившись с ними, сказал: «Я не увидел здесь ничего нового. Все это нормы нашей повседневной жизни». Прав ли он? Свое мнение обоснуйте.

(Проверка выполнения заданий.)

-Послушайте отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стра­не чудес» и ответьте на вопросы.

  • Пусть присяжные решают, виновен он или нет, — произнес Король в двадцатый раз за этот день.

  • Нет! — сказала Королева. - Пусть выносят приговор! А виновен он или нет - потом разберемся!

  • Чепуха! — сказала громко Алиса. — Как только такое в голову может прийти!

  • Молчать! — крикнула Королева, багровея.

  • И не думаю, — ответила Алиса.

  • Рубите ей голову! — крикнула Королева во весь голос.

Вопросы к классу

-Предположите, о чем мы будем говорить.

Тема уроков: «Права и обязанности граждан».

-На какие вопросы нам предстоит ответить?

План уроков

1.Права и свободы человека и гражданина.

2.Механизм защиты и реализации прав и свобод человек и гражданина.

3.Права ребенка и их защита.

4.Нет прав без обязанностей.

3.Введение в новый материал

Задание: вспомните, сколько раз задень вы употребили слова

«свобода» и «права».

  • Какие ассоциации у вас возникают при этих словах?

Обсудим на наших уроках вопросы соотношения прав и сво­бод человека.

1. Права и свободы человека и гражданина

По своей природе и системе гарантий права и свободы гра­жданина не имеют принципиальных отличий. Термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуаль­ного выбора: свобода совести, мысли, слова, выбора профессии или рода деятельности и др. Термин «право» определяет конкрет­ные действия человека: право избирать и быть избранным, право на участие в митингах и демонстрациях, на занятие государствен­ных должностей, на образование, медицинскую помощь и т. п.

Существует и такое понимание свободы и прав человека:

  • что хочу, то и ворочу;

  • долой любые законы и порядки — да здравствует свобода;

Но свобода человека не означает вседозволенности.

Известна история о хулигане, утверждающем, что, будучи сво­бодным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движений вашего кулака ограничена положением носа вашего соседа».

Нельзя вести себя, руководствуясь принципом: «Раз я свобод­ный человек, то могу делать все, что хочу». Не следует забывать и о границах, в рамках которых эта свобода должна проявляться.

Демократия — это свобода граждан осуществлять свой выбор, однако нельзя ущемлять интересы других людей. Например, одно из важных гражданских прав — свобода слова — подразумевает возможность любого человека выражать свое мнение. Но при этом в своей устной или письменной речи люди не должны под­рывать репутацию других граждан.

Задание: работая в группах, придумайте ситуации, в которых ваши права не должны нарушать права других.

(Проверка выполнения задания.)

Следовательно, права, свободы и обязанности человека свя­заны между собой. Вместе они составляют правовой статус гражданина .

В современной политологии выделяют три основных поко­ления прав человека (по времени их возникновения и кругу рас­пространения).

К первому поколению относят личные и политические права человека: право на жизнь, свободу, безопасность и собственность. Они появились в XVII—XVIII вв. и были направлены на защиту от произвола государства.

Второе поколение - социальные и экономические права - по­явились в XIX - начале XX в. Они связаны с усложнением техники, подразумевают ограничение хозяев предприятий при использовании труда наемных работников.

Третье поколение - коллективные права, защищающие ин­тересы больших групп людей. Они возникли после Второй ми­ровой войны. Мир становится «теснее», и локальные проблемы государства превращаются в глобальные проблемы всего человечества.

Международные документы, закрепляющие важнейшие права и свободы человека:

  • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) - состоит из 30 статей, в которых перечислены основные права;

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.);

  • Международный пакт о гражданских и политических пра­вах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., всту­пил в силу в 1976 г.);

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);

Правовой статус человека в нашей стране определяется в Кон­ституции Российской Федерации (гл. 2 «Права и свободы чело­века и гражданина»).

Задание: работая с материалом на с. 18, 19 учебника заполните таблицу.

(Во время выполнения задания составляется таблица.)

Принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина

— Как вы думаете, на чем основаны права человека?

(Ответы учеников.)

Все люди рождаются свободными и равными в своем досто­инстве и правах. «Человеческое достоинство ненарушимо» (Кон­венция о защите прав человека и основных свобод).

Как вы понимаете, что такое человеческое достоинство.

Человеческое достоинство - это свобода выбора и проявление своего внутреннего мира, уважение и самоуважение человека. Унижение и потеря достоинства личности означают утрату внутренних ценностей, неуважение к ним. Цивилизованное общество развивалось, стремительно шагая к равноправию всех, и с тече­нием времени государства приняли решение, что достоинство личности не будет определяться происхождением, богатством, образованием или социальным положением.

Задание: составьте словесный портрет человека с достоинством. Приведите примеры из жизни, в которых подчеркивалась бы зна­чимость этого качества для конкретного человека.

(Проверка выполнения задания.)

Достойное поведение человека определяется положительны­ми чертами характера, которые были привиты родителями в про­цессе воспитания, или развиты окружением (искренность, храб­рость, преданность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, доброжелательность, терпение, настойчи­вость, независимость, благодарность, сильная воля и т. д.).



Права человека можно классифицировать по различным при­знакам.

Задание: изучите и прокомментируйте данные таблицы.







Творческое задание. Ответьте на вопросы.

  • В какой сказке и кто нарушил право зайца на неприкосно­венность жилища? (Сказка «Лиса и заяц», лиса выгнала зайца из лубяной избы.)

  • Кто из сказочных героев воспользовался правом на сво­бодное передвижение ? (Лягушка-путешественница, старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города.)

  • В какой сказке и кто нарушил право на свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Золотой ключик или Приключения Буратино», Карабас-Барабас.)

  • Кто пользовался правом на свободное передвижение, ис­пользуя нетрадиционный летательный аппарат? (Баба-яга летала в ступе, Аладдин — на ковре-самолете, Гарри Пот­тер — на метле.)

  • Кто нарушил право на свободу и держал несовершеннолет­него мальчика в холодном плену? (Снежная королева.)

  • Кто пользовался правом иметь подсобное хозяйство и вы­растил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка».)

Разделившись на команды, обсудите, какие права человека и гражданина нарушил тот или иной сказочный персонаж или какими правами воспользовался. При ответе используйте выдерж­ки из гл. 2 Конституции РФ. (Ученики получают раздаточный материал.)

Возможные персонажи:

  • Кощей Бессмертный из сказки «Царевна-лягушка» (нару­шил право на свободу — держал в плену Василису Премудрую)',

  • лиса из сказки «Колобок» (нарушила право на личную непри­косновенность);

  • медведь из сказки «Теремок», волк из сказки «Три поросен­ка» (нарушили право на неприкосновенность жилища),

  • барон Мюнхгаузен, Карлсон, Колобок (воспользовались пра­вом на свободу передвижения)

Буратино, Знайка (воспользовались правом на образование).

звери из сказки «Айболит» (воспользовались правом на меди­цинскую помощь),

. три поросенка, заяц из сказки «Лиса и заяц» (воспользова­лись правами на труд и частную собственность - построили избушки и владели ими).

(Проверка выполнения задания.)

2. Механизм зашиты и реализации прав и свобод человека и гра­жданина

Но важно не только иметь права. Необходимо уметь их за­щищать.

- Необходимо ли нам обсуждать эту проблему?

(Ответы учеников.)

Вы хорошо понимаете, что грамотного человека в области права достаточно трудно обмануть. В законах закреплены спо­собы защиты прав человека и установлены процедуры, обеспе­чивающие восстановление справедливости и наказание тех, кто нарушает права.

Сегодня вокруг нас достаточно много несправедливости. А как было в давние времена?

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая груп­па получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.

Рабочий материал для первой группы

Из законов Хаммурапи (1750 г. до и. э.)

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен. Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек вы­бил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб. Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть со­седи разделят между собой.

Вопросы для первой группы

  • Справедливы ли эти законы? Свое мнение обоснуйте.

  • Какие законы, известные вам из курса истории, отражают древний принцип талиона (око за око)?




Рабочий материал для второй группы

Суд древних германцев

Судьи у древних германцев выбирались из богатых и знатных людей, т. е. из «лучших».

Заподозренный в убийстве должен был очиститься от подозрений. Для этого ему было необходимо найти 72 свидетеля, которые поклянутся в его невиновности. Если же такого количества людей он набрать не сумеет, то ему надо пройти следующее испытание - опустить руку в кипящую воду и вытащить кольцо. Если рука заживет за неделю, то Бог показывает невиновность этого человека, а если нет, то он признается виновным и обязан отдать свое имущество.

В случае, если его имущества недостаточно, то он должен был вы полнить старинный обряд: собрать землю из углов своего дома и бросить через плечо на ближайшего родственника. После этого родственник был обязан помочь в выплате долга.

Вопросы для второй группы

-Что вам кажется справедливым в германском суде?

-Что вам кажется несправедливым? Свою позицию аргумен­тируйте.



Рабочий материал для третьей группы
История суда в России

В прошлом многие конфликты разрешались бесхитростно. Истец и ответчик выходили на поляну и в присутствии судей начинали драть­ся. Тот, кто одерживал верх, признавался правым. В Москве, например, такие судебные поединки случались и в XVI в. у Никольских ворот.

Сами понимаете, что правым оказывался обычно тот, у кого боевые навыки были лучше и сил побольше. Впрочем, с определенной поры истцу и ответчику было предоставлено право не сражаться самим, а на­нимать для боя других людей.

Исходы таких поединков со временем стали противоречить представ­лению участников и наблюдателей о справедливости. В конце концов ре­шать, кто прав, а кто виноват, стали специально уполномоченные люди. Чтобы решение спора не зависело от произвола начальника, судьи или любого другого человека, все правила поведения и различные запреты записали, а судей обязали руководствоваться только этими правилами.

Вопросы для третьей группы

  • Кажутся ли вам подобные способы урегулирования отно­шений справедливыми? Почему?

  • Какие изменения в правила восстановления справедливо­сти были внесены после XVI в.?

(Проверка выполнения задания.)



Мы выяснили, что древние законы не были справедливыми, в них нередко закреплялось неравное положение людей в об­ществе: за один и тот же поступок следовали разные наказания. На определенном этапе развития общество стало нуждаться в спе­циальных органах, которые должны были защищать права и ин­тересы тех, кто оказался в беде.

Задание: изучите схему и дайте характеристику современной системы защиты прав человека.

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая груп­па выступит в роли консультантов по вопросам защиты прав че­ловека. Результаты работы представьте графически.

Задание для первой группы: представьте способы защиты прав человека на национальном уровне (в России).

Задание для второй группы: представьте способы защиты прав человека на международном уровне.

Задание для третьей группы: представьте способы защиты прав человека в Европейском союзе (региональный уровень).

3. Права ребенка и их защита

Задание: изучите текст рубрики «Учимся пользоваться своими правами» на с. 22 учебника и ответьте на вопросы.

  • В каком международном документе провозглашены права детей?

  • Каковы основные права детей?

(Проверка выполнения задания.)

Какие права и обязанности появляются в 14-летнем возрасте?

Права:

-Давать согласие на изменение своего имени и фамилии

-Выражать своё мнение, с кем из родителей (в случае расторжения их брака) ты хотел бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы;

-Быть заслушанным в ходе любого судебного или админи­стративного разбирательства.

Когда тебе исполнится 14 лет, ты приобретёшь возможность:

-выбирать своё место жительства (с согласия родителей);

-совершать любые сделки (с согласия родителей) и само­стоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

-вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

-поступать на работу (на лёгкий труд не более четырёх часов в день) с согласия одного из родителей;

-обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге.



Задание: работая с материалом на с. 20 учебника, графически отобразите основные направления деятельности государства в об­ласти защиты прав человека.

(Составляется логическая схема.)

В игровой форме проверим наши знания. Игра называется «Защитим свои права».

Творческое задание. Разделитесь на две группы — «пострадав­ших» и «правозащитников». Первая группа определяет, в каких ситуациях были нарушены права ребенка. Вторая группа дает ре­комендации: куда следует обратиться в данной ситуации, чтобы защитить свои права.

Правовые ситуации:

  • хулиганы отобрали на улице мобильный телефон у ребенка;

  • учитель на уроке оскорбил ученика;

  • два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;

  • неизвестные ограбили квартиру;

  • милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;

  • человека не приняли на работу без объяснения причины;

  • соседи по дому громко включают музыку, шумят, на прось­бы уменьшить звук не реагируют;

  • одноклассник приходит в школу со следами побоев, а после уроков задерживается в школе, объясняя, что дома никого нет и ему нечем там заняться;

  • подростки отняли сумочку и пригрозили, что если вы рас­скажете кому-то об этом, то они вас найдут и накажут;

  • в поликлинике отказались оказывать необходимую меди­цинскую помощь.

(Проверка выполнения задания.)



Домашнее задание

§ 2

  1. Какие группы прав выделены в тексте параграфа?

  2. Как происходило признание прав человека в международ­ном масштабе?

  3. Каким образом обеспечивается защита прав ребёнка в Рос­сийской Федерации?




Задание 1 «В классе и дома»

Представь, что тебе предложили создать законы для ново­го государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!