Методическая разработка урока психологии
для учеников 1-3 класса
«Я глазами других»
Цель: Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о самих себе, повышение социально-психологической компетентности.
Задачи:
• Дать возможность услышать оценку себя другими детьми и сравнить ее со своей,
• Расширить представления детей о своих личностных качествах и качествах своих одноклассников.
• Сплотить коллектив детей с помощью общих игр.
Методическое оснащение: мяч, листы А4 по количеству участников, цветные карандаши, шариковые ручки, магниты.
Ход занятия:
Организация деятельности.
Дети садятся в круг.
«Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на уроке. Садитесь. Теперь посмотрите вокруг на своих одноклассников. Подумайте, какие они, какие у них есть черты характера. Похожи ли они на каждого из Вас?»
Перед тем как начать занятие я предлагаю поиграть в игру «Чем мы похожи?»
Разминка:
Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: - Актуализация представлений о своих чертах характера, сплочение коллектива
Необходимое время: 5 минут
Процедура проведения: Ведущий находится внутри круга и приглашает в круг кого-то из детей, основываясь на сходстве по внешнему признаку. Например: "Полина, выходи ко мне в круг, так как у нас с тобой одинаковая длина волос (или мы одного роста, или у нас одинаковый цвет глаз т. д.)". Полина таким же образом приглашает в круг кого-то еще из одноклассников. Игра продолжается, пока все участники не окажутся вместе в кругу.
«Мы все с вами чем-то похожи, но все же мы разные. В каждом из нас есть что-то особенное. Все ли свои качества вы видите в себе? Случалось ли вам, слышать о себе то, о чем вы даже не догадывались? Сейчас мы посмотрим, как мы видим друг друга со стороны».
Основная часть занятия:
Упражнение «Ассоциации»
Цель: - получение обратной связи от участников группы
- формирование навыков точного межличностного восприятия.
Необходимое время: 10 минут
Материалы: мяч.
Процедура проведения: Ведущий говорит какому-либо ребенку, чтобы он выбрал одноклассника, который ассоциируется у него с каким-нибудь сказочным персонажем или героем из мультика, и бросил ему мяч. Когда ребенок кидает мяч, он должен назвать персонажа, который напоминает ему данный участник. Следующий участник бросает мяч другому ребенку.
Упражнение «Комплименты»
Цель: - развитие способности видеть положительные черты других людей.
Необходимое время: 10 минут
Материалы: мяч
Процедура проведения: «Ребята посмотрите друг на друга. Подумайте, какие хорошие качества есть у ваших одноклассников, кто умеет делать что-то очень хорошо, кто совершил хороший поступок, а вы это заметили. (пауза) Давайте расскажем друг другу, что же мы увидели. Когда вы отмечаете, что-то хорошее в человеке и говорите ему об этом, вы говорите комплимент. У меня есть специальный мяч – мяч комплиментов. Мы будем кидать его друг другу и говорить, комплименты. Необходимо назвать своего товарища по имени и сказать, что хорошего вы в нем увидели. Я начну, Кирилл ты очень веселый»
Упражнение «Ладошка»
Цель: - увеличение сплоченности коллектива
- получение обратной связи от участников группы
Необходимое время: 15 минут
Процедура проведения: Желательно проводить в группах по 6 человек. Участники должны на листе бумаги обрисовать свою ладонь и подписать её. Можно разукрасить и украсить свою ладонь. Затем рисунки передаются по кругу. При получении рисунка на одном из нарисованных пальчиков дети должны подписать какое-либо качество, черту характера ее владельца. Рисунки вывешиваются на доску.
«Ребята, посмотрите на доску. Мы все с вами такие разные! Подойдите, посмотрите каждый на свою ладошку. Как вы считаете, все ли качества, которые видят в вас одноклассники, есть у вас? Какие черты, которые увидели в вас, вам нравятся больше всего? А меньше всего?
Заключение:
Необходимое время: 5 минут
Рефлексия занятия:
- Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
- С каким настроение вы уходите с занятия?
Список литературы:
1. Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" – Москва. 1999 год.
2. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина "Тренинг эффективного взаимодействия с детьми" – Санкт-Петербург, Речь, 2002 год