Черемухина Любовь Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ "Водоватовская СШ"
Класс 11
Элективный курс: «Основы лингвистического анализа текста»
Тема:
«Грамматические нормы русского языка»
Цели:
Систематизировать знания о грамматических нормах русского языка.
развивать аналитические умения: анализировать, обобщать, делать
выводы;
развивать монологическую речь учащихся;
развивать коммуникативные умения при работе в парах, в группах воспитывать бережное отношение к русскому языку;
продолжить подготовку к ЕГЭ.
Тип урока: урок проверки и коррекции знаний и умений .
Оборудование: доска, компьютер, мультимедийная установка, презентация
Power Point, раздаточный материал.
Ход урока.
Организационный момент.
Добрый день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и друг другу. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Садитесь.
Закрепление темы прошлого урока
На прошлом уроке мы работали над ликвидацией пробелов при выявлении морфологических ошибок (задание №7 в КИМах ЕГЭ). Проверим на сколько вы усвоили материал
Выберите правильный вариант ответа
Наступила война | Началась война |
Придавать значение | Дать значение |
Предпринять меры | Принять меры |
Вызвать внимание | Вызвать интерес |
Оказать заботу | Проявить заботу |
Писатель написал | Писатель создал |
Решить задачу | Осуществить задачу |
Пользоваться интересом | Вызвать интерес |
Выдать замечание | Сделать замечание |
Мой автопортрет | Автопортрет |
Снизить цены | Сделать низкими цены |
Совершать ошибки | Впадать в ошибки |
Повышение кругозора | Расширение кругозора |
Сообщить информацию | Сказать информацию |
| |
| |
| |
| |
| |
Правильный вариант ответа
Придавать значение
Принять меры
Вызвать интерес
Проявить заботу
Писатель создал
Решить задачу
Вызвать интерес
Сделать замечание
Автопортрет
Снизить цены
Совершать ошибки
Расширение кругозора
Сообщить информацию
Слово учителя по теме урока.
Тема сегодняшнего занятия «Грамматические ошибки русского языка» Этой теме посвящено задание № 8 в Кимах единого государственного экзамена. Задание довольно сложное и вызывает множество затруднений , но тем не менее , если вы выполните его правильно , то получите целых 5 баллов к своему результату.
Теоретическую часть задания мы разбирали уже не на одном уроке, и в результате у нас получился вот такой буклет с основным теоретическим материалом, что будет опорой при работе на уроке. А сейчас поделитесь этими буклетами с нашими гостями
Наша задача на сегодня – применить теорию на практике. Свои результаты заносите в оценочные листы. А на доске у нас есть пирамидка, по которой вы должны взобраться к концу урока на самую вершину по результатам каждого этапа урока. То, на какую ступеньку вы поднимитесь, и будет вашим показателем. (Учитель раздаёт оценочные листы)
Проверка знаний учащимися фактического материала и умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях
Теперь давайте повторим типы грамматических ошибок и проверим ваше умение их определять
Задание №1 «Пишу шпаргалку»
Виды грамматических ошибок | Предложения с ошибкой |
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом нарушение связи между подлежащим и сказуемым нарушение в построении предложения с несогласованным приложением ошибка в построении предложения с однородными членами неправильное построение предложения с деепричастным оборотом неправильное построение предложения с причастным оборотом неправильное построение предложения с косвенной речью неправильное построение сложного предложения | а). Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе. (Причастие ищущим относится не к существительному героев, а к числительному, поэтому оно должно согласовываться с числительным в ед. числе и дательном падеже). Верный вариант предложения: Одному из героев романа, ищущему смысл жизни… б). Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. (В этом предложении производный предлог благодаря употреблён не с дательным падежом, а с родительным.) Верный вариант: Благодаря искусству Микеланджело. в). Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога. (Нарушены нормы управления: хотел вникнуть куда? познать что). Правильный вариант: Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их. г). Сюжет романа «Руслана и Любмилы» типично сказочный. д). Те, кто владеет информацией, владеет ситуацией е) М.Ю Лермонтов пишет в своем стихотворении, что «не жду от жизни ничего я» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
б | д | г | в | | а | е | |
Проверим правильность заполнения таблички на слайде, выставим балл в оценочный лист. Кто поднимается на следующую ступень нашей пирамиды? (на следующую ступень поднимаются те. Кто набрал 3-6 баллов)
вот мы и вспомнили некоторые примеры ошибок. Но хочется обратить особое внимание на две наиболее трудные ошибки. Заглянем в наш буклет на пункт №4 Употребление деепричастного оборота. Что же нужно знать, чтобы не допускать ошибки. (Дети зачитывают пункт №4 в буклете)
Задание II. «Работаю по алгоритму». Укажите грамматически правильное продолжение предложения. (Рассуждайте по алгоритму: подчеркните грамматические основы, определите, может ли подлежащее выполнить добавочное действие, обозначенное деепричастием, обведите кружком правильный ответ).
Вариант 1
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Используя метафоры и сравнения,
текст становится эмоциональнее, ярче.
достигается эмоциональность и образность описания.
нам интереснее читать текст.
автор делает текст живым и ярким.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
в аудитории началась дискуссия.
у меня возник интерес к этой проблеме.
требуются конкретные проблемы.
мы касались главным образом его словарного запаса.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Преодолевая барьер,
выполняется самый красивый элемент.
его высота может быть разной.
лошадь в прыжке пролетает несколько метров.
наездником должны соблюдаться определённые правила.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя стихотворный текст,
мною был неверно определён размер.
помните об особенностях поэтической речи.
у нас завязался спор.
учениками часто не учитывается ритм.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая растения Средней полосы,
у меня появился интерес к этой проблеме.
некоторые из них используются для озеленения участков.
они были собраны в гербарий.
обратите внимание на их отличие от растений из других зон.
Задание III. «Работаю по алгоритму». Укажите грамматически правильное продолжение предложения. (Рассуждайте по алгоритму: подчеркните грамматические основы, определите, может ли подлежащее выполнить добавочное действие, обозначенное деепричастием, обведите кружком правильный ответ).
Вариант 2
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Составляя предложение,
мне было сделано замечание.
обдумывается его структура.
учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.
должен учитываться стиль речи.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Стараясь убедить читателей,
автор иногда бывает слишком прямолинеен.
многое зависит от того, какие примеры вы приводите.
автору не всегда это удаётся.
часто достигается обратный результат.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Повторяя одни только старые истины,
это вряд ли приведёт к открытию.
логическим путём выводятся новые законы.
невозможно открыть новое.
нет постижения нового.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Начав заниматься музыкой,
у вас остаётся мало времени на развлечения.
в значительной степени развиваются творческие способности.
у меня появилось много новых знакомых.
я познакомился с нотной грамотой.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Закаляя характер,
учитываются отношения с окружающими людьми.
не потакайте своим слабостям.
меняются принципы, мысли, желания.
мне помогли в этом родители.
А теперь пересядем на соседние парты, проверьте, нет ли ошибок, результат своей проверки внесите в оценочный лист. Кто поднимается на следующую ступень нашей пирамиды? (на следующую ступень поднимаются те, кто набрал 3-5 баллов)
Вариант I | Вариант II |
№ 1 – 4 № 2 – 4 № 3 – 3 № 4 – 2 № 5 – 4 | № 1 – 3 № 2 – 1 № 3 – 3 № 4 – 4 № 5 – 2 |
Еще раз заглянем в наш буклет в пункт №7. На что нужно обратить внимание, чтобы не допускать ошибки. (Дети зачитывают пункт №7 в буклете).
Задание №3 «Я корректор»
Самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой. (Приложение слайд №5).
Самостоятельная работа.
Укажите номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотам.
У картины есть одна особенность, которая отличает её от других шедевров этого ряда.
Надя повела ребят светлым коридором, окна которого выходили в город.
У каждого должен быть друг, с которым можно поговорить обо всём на свете.
Юпитер- это планета-гигант, которая содержит в себе более 2/3массы всей нашей планетной системы.
Мне знакомы эти дворы, где весной так сладко пахнет сиренью.
Приходится строить специальные телескопы, объектив которых состоит из линзы и зеркала.
Совокупность разных организмов и неживых компонентов среды, которые тесно связаны между собой потоками вещества и энергии, называется экосистемой.
С первых же дней войны на территории, которая была оккупирована вражескими войсками, начали стихийно возникать партизанские отряды.
Непривычным для читателя был и язык поэмы, в которой звучали совершенно новые ритмы.
Труднее было ликвидировать безграмотность в республиках, где русский язык был иностранным.
Укажите номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Номера правильных ответов (2, 3, 5, 6, 9, 10 СЛАЙД №___.
А теперь пересядем на соседние парты, проверьте, нет ли ошибок, результат своей проверки внесите в оценочный лист. Кто поднимается на следующую ступень нашей пирамиды? (на следующую ступень поднимаются те, кто набрал 3-6 баллов)
Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях
• Задание №4 «Я эксперт»
Перед вами текст. Прочитаем его. Грамотно ли он написан? Можете ли вы мне назвать количество неверных предложений? А вот правильно выявить эти предложения и представить их в верном варианте ваша задача. Работаем в группах.
1) Готовясь к уроку, мне попалась книга Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». 2) В ней писатель, размышляя о сохранении чистоты родного языка, советует каждому начинать с себя и даёт хорошие рекомендации. 3) Правильная речь играет большое значение в создании образа человека. 4) Читая произведения наших классиков, у нас создаётся представление о литературной речи. 5) Прикладывая определённые усилия, можно научиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи.
Верный вариант ответов: количество-3;
Готовясь к уроку, я прочитал книгу Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Правильная речь имеет большое значение в создании образа человека
Когда мы читаем произведения наших классиков, у нас создаётся представление о литературной речи
А теперь проверим нет ли ошибок, результат своей проверки внесите в оценочный лист. Кто поднимается на следующую ступень нашей пирамиды? (на следующую ступень поднимаются те, кто набрал 3-6 баллов)
Подведение итогов урока
Итоговый тест
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК Таблица баллов
| Максимальное количество баллов | Количество баллов, набранных на уроке |
Задание I. «Пишу шпаргалку» | 4 | |
Задание II. «Работаю по алгоритму» | 5 | |
Задание III. «Я корректор». | 6 | |
Задание IV. «Я эксперт» | 6 | |
Всего баллов | 21 | |
Оценка | «5» | |
Шкала перевода балла в оценку
«5» – 19 – 21 баллов
«4» – 16 – 18 баллов
«3» – 10 – 15 баллов
Подведём итоги. Узнали ли вы что-то новое и полезное на уроке? Выполнили ли мы с вами поставленные цели и задачи? Какие пробелы в своих знаниях вы обнаружили в ходе урока?
Задание на дом.
Найти предложения с грамматическими (синтаксическими) ошибками.
Выписать эти предложения в тетради. Ошибки подчеркнуть. Определить тип синтаксических ошибок в карточках
ВАРИАНТ №1
Найти предложения с грамматическими (синтаксическими) ошибками.
Выписать эти предложения в тетради. Ошибки подчеркнуть. Определить тип синтаксических ошибок в карточках
В бараке стояло пять лошадей.
Но он уже понимал выпавшую на его долю ответственность
Об этом нам рассказал не кто иной, как Светлана.
Забастовки произошли в двухстах восьмидесяти одном городе.
Ответ учащегося показывает о его умении анализировать и обобщать материал.
Компьютеры нового поколения не такие громоздкие, чем прежние.
Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас.
Много молодёжи пришли на вечер танцев.
В рассказе Чехова «Злоумышленник» речь идёт совсем не о пустяковых проблемах.
Библиотеку переселили в более худшие помещения.
ВАРИАНТ №2
Найти предложения с грамматическими (синтаксическими) ошибками.
Выписать эти предложения в тетради. Ошибки подчеркнуть. Определить тип синтаксических ошибок в карточках
Отправитель просит ответить сразу по получении письма.
Никто из пришедших не поздоровались с ней.
Копаясь в старых бумагах, я нашёл интереснейшие письма.
Их заслуги велики и бесспорны.
Поколение наших отцов дедов победили фашизм.
О чём мечтал Мцыри, живя в монастыре?
Применяя данное лекарство, состояние здоровья послеоперационных больных нормализуется быстрее, чем обычно.
Никто из сестёр, даже старшая, не знал о случившемся.
Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним.
Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах.
ВАРИАНТ №3
Найти предложения с грамматическими (синтаксическими) ошибками.
Выписать эти предложения в тетради. Ошибки подчеркнуть. Определить тип синтаксических ошибок в карточках
Охотники уничтожили пятьдесят четыре волков.
За дюнами находится обширная площадь земли, расположенная ниже уровня моря и отдалённая от него дамбами.
Журнал «Наука и жизнь» издавались в течении многих лет.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём.
Нельзя не сочувствовать борцам за чистоту языка.
Учитель проэкзаменовал двадцать два ученика
Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами.
Идя домой через липовую аллею, Григорий медленно вдыхал и наслаждался волшебными ароматами.
Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах.
На самом берегу моря раскинулся Батуми.
ВАРИАНТ №4
Найти предложения с грамматическими (синтаксическими) ошибками.
Выписать эти предложения в тетради. Ошибки подчеркнуть. Определить тип синтаксических ошибок в карточках
Утром в трёх километрах от города приземлился пассажирский самолёт.
Никогда не забудут ужасов войны те, кто её пережил.
Кресло-качалка отремонтирована и торжественно выставлено на середину террасы.
Из-за сильных дождей возможно наводнение.
Посёлок расположен в четырёхстах километрах от железной дороги.
Большинство студентов успешно защитило курсовой проект.
Для переселенцев построено три новых дома.
Потери составили более сорока трёх килограммов.
В вольере содержались обезьяны и шимпанзе.
На свободу русского народа пытались посягнуть множество опасных врагов.
Правильные ответы.
Вариант №1.
Библиотеку переселили в более худшее помещение.
Ответ учащегося показывает о его умении анализировать и обобщать материал.
Компьютеры нового поколения не такие громоздкие, чем прежние.
Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас.
Много молодёжи пришли на вечер танцев.
Вариант №2.
Никто из пришедших не поздоровались с ней.
Поколение наших отцов и дедов победили фашизм
Применяя данное лекарство, состояние здоровья послеоперационных больных нормализуется быстрее, чем обычно..
Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним.
Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах.
Вариант №3.
Охотники уничтожили пятьдесят четыре волков.
Журнал «Наука и жизнь» издавались в течение многих лет.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём.
Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами.
Идя домой через липовую аллею, Григорий медленно вдыхал и наслаждался волшебными ароматами.
Вариант №4.
Кресло-качалка отремонтирована и торжественно выставлено на середину террасы.
Большинство студентов успешно защитило курсовой проект.
Для переселенцев построено три новых дома.
В вольере содержались шимпанзе и обезьяны.
На свободу русского народа пытались посягнуть множество опасных врагов.
7. Рефлексия: (2-3 минуты) ( итог урока) Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности),
Выполните рефлексию своей деятельности:
Оцените себя по пятибалльной системе.
1.Я знаю типы грамматических ошибок
2.Яумею определять тип грамматической ошибки
3.Я недостаточно хорошо знаю типы грамматических ошибок
4.Я недостаточно хорошо определяю тип грамматической ошибки
Итог урока 1. Сегодня я узнал … . 2. У меня получилось … . 3. Было интересно …. 4. Теперь я умею … .
Группы получают карточки.
Строят логичное доказательное высказывание