Методическая разработка урока русского языка
Тема: “Имя существительное”
Цели урока:
Обобщение и углубление знаний об именах существительных
Развитие умений распознавать:
одушевленные и неодушевленные существительные
существительные мужского, женского и среднего рода
существительные единственного и множественного числа
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент (3-4 минуты)
Приветствие учащихся
Эмоциональный настрой на урок
Запись числа и классной работы
II. Мотивационный этап (5 минут)
Отгадывание загадки: “Давно живу я в мире этом, даю названия предметам”
Постановка целей урока
Знакомство с планом работы
III. Актуализация знаний (7 минут)
Чистописание с элементами грамматического задания
Работа со словами: ястреб, голубь, лебедь, дрозд
Определение пропущенных букв
Объяснение правописания
Определение части речи
IV. Введение в тему урока (5 минут)
Знакомство с персонажем - дедушкой Имя Существительное
Обсуждение основных характеристик имени существительного
Вопросы для обсуждения:
Что такое имя существительное?
На какие вопросы отвечает?
Какие признаки имеет?
V. Словарная работа (8 минут)
Работа со словарными словами
Деление на одушевленные и неодушевленные существительные
Постановка ударения
Подчеркивание орфограмм
Взаимопроверка
VI. Закрепление материала (10 минут)
Игра “Найди лишнее слово”
Работа в группах:
Чулки, носки, яблоки, сад
Чистота, сапоги, груши, рельсы
Медали, село, камни, острова
Школьники, скрипки, утро, столы
Папа, волны, ключи, перья
Определение рода существительных
VII. Физкультминутка (2 минуты)
VIII. Практическая работа (10 минут)
Анализ стихотворения
Выделение имен существительных
Морфологический разбор 2 существительных
IX. Рефлексия (3 минуты)
Подведение итогов урока
Оценка достижений
Самоанализ работы
X. Домашнее задание (1 минута)
Составить небольшой текст, используя имена существительные
Подготовить 5 примеров одушевленных и 5 примеров неодушевленных существительных
Методические рекомендации:
Использовать наглядные материалы
Организовать работу в парах и группах
Включать игровые элементы
Создавать ситуации успеха
Обеспечить дифференцированный подход
Критерии оценивания:
Правильность выполнения заданий
Умение различать виды существительных
Грамотность речи
Активность на уроке
Качество выполнения самостоятельной работы
Возможные трудности:
Смешение одушевленных и неодушевленных существительных
Затруднения при определении рода
Ошибки в правописании словарных слов
Способы преодоления трудностей:
Дополнительные упражнения
Индивидуальные консультации
Работа с наглядными материалами
Повторение правил
Взаимопомощь учащихся
Материалы к уроку:
Презентация
Карточки с заданиями
Словарные слова
Текст для анализа
Материалы для рефлексии