Тема: Новые темы, идеи, образы в поэзии второй половины ХХ века - начала XXI века. Авторская песня.
Цель урока: познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в нашей литературе и культуре.
План
1. Понятие «авторская песня».
2. Зарождение жанра в России.
3. Творчество Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы,
В. Высоцкого.
4. Актуальность жанра: Грушинский фестиваль – всероссийский фестиваль авторской песни.
На прошлом занятии мы говорили о творчестве поэтов 50-х-80-х годов двадцатого века, о направлениях в поэзии этих лет.
Сегодня мы продолжим разговор на эту тему, познакомимся с историей возникновения жанра авторской песни, поговорим о месте авторской песни в развитии литературного процесса страны, познакомимся с творчеством бардов как одним из направлений отечественной культуры, поговорим о творчестве Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, попробуем определить значимость и актуальность авторской песни в наше время.
Некоторые имена вам уже известны. Кто–то из вас сам исполняет песни известных бардов. Мы попытаемся разобраться в характерных особенностях их творчества.
1. Прочитайте лекцию.
Авторская песня, бардовская песня или поэтическая песня — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.
Кто же стоял у истоков авторской песни?
Как она зарождалась в России?
1937 год. Сейчас эта дата вызывает вполне определенные ассоциации. И думается, что в качестве противостояния этому страшному времени и появились первые авторские песни.
Этот же год. Осень. Москва. Два совсем еще мальчика - школьник Жора Лепский и студент-первокурсник ИФЛИ (Институт философии, литературы и искусства) Павел Коган пишут песню. Пожалуй, неожиданно даже для самих себя. И пишут именно "для себя". Время выбрало их. Пока есть четыре строчки, озарившие Когана:
Надоело говорить и спорить.
И любить усталые глаза.
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса.
Вот уже Жора подсаживается к роялю, и через несколько часов совместными усилиями появляется на свет песенка, которой суждено стать ПЕРВОЙ.
Не важно, была ли она прекрасной или средней. Наверное, было в ней много поэтических неточностей, спорных образов, детского романтизма. Но песня зажила своей, уже ни от кого не зависящей жизнью.
Один из ее авторов - поэт Павел Коган - погиб в 1942 году под городом Новороссийском во время второй мировой войны. Жора (теперь уже Георгий) Лепский радовал своего слушателя до 23 февраля 2002года.
Послушайте песню «Бригантина»
https://www.youtube.com/watch?v=YxDA701l0qQ
Теория авторской песни - дело тонкое, как все, связанное с поэтическим творчеством. Есть ли аналоги авторской песне в мировой практике? Американская песня протеста? Французский шансон? Пожалуй, прямых аналогов нет. В основе авторской песни - проблемы: собственные, друзей, страны. Или картинка жизни: собственной, друзей, страны.
Фольклорные корни авторской песни известны: это лирическая песня и городской романс. Изначальная камерность исполнения в эпоху советской массовой песни отодвинула этот жанр на второй план, но только не в сердцах людей. Песни военных лет – самое яркое тому подтверждение. В 1941 году Михаил Анчаров, вслед за П. Коганом и Г. Лепским напишет песню «О моем друге – художнике».
Чуть позже, начиная со второй половины 50-х годов, появится целая плеяда замечательных бардов, которые на протяжении десятилетий будут пользоваться огромным успехом, особенно среди молодёжи.
Один из корифеев авторской песни - Юрий Визбор.
Юрий Иосифович Визбор – бард, актер, поэт, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Член Союза композиторов и Союза журналистов Советского Союза.
Все, за что он брался, получалось ярко и талантливо. Он мог запросто написать песню и исполнить ее, сочинить сценарий к фильму и сам сыграть в нем, мог с легкостью одолеть высокую гору – в этом был весь Юрий Визбор. Песни, написанные им, поет уже несколько поколений, и они звучат как раньше, тепло и романтично. Именно он стал создателем нового жанра – песня-репортаж. В честь Визбора собираются фестивали и концерты, значит, прожил он не напрасно, сумел оставить после себя яркий след на земле.
Ему судьба отмерила короткий срок: 1934-1984. В автобиографии он писал о себе: "Я полагал, что стану либо футболистом, либо летчиком. Под футбол отводилась ежедневная тренировочная "база" в близлежащем парке, а под небо - московский аэроклуб, куда я с девятого класса и повадился ходить".
Он не стал ни футболистом, ни летчиком. Не стал писателем, хотя успел написать несколько ярких, самобытных рассказов. Не стал киноактером, хотя снялся в восемнадцати художественных фильмах. Не стал звездой журналистики, хотя придумал новый жанр радиопублицистики - "песня-репортаж". Не стал знаменитым кинодокументалистом, хотя по его сценариям снято несколько десятков лент, не стал художником, хотя после него осталось много картин. И, наконец, не выпало ему стать известным альпинистом, хотя горы были его вторым домом, и две горные вершины названы его именем.
Было время недолгое, полтора-два года в конце пятидесятых, когда именно он, ярко выделившийся, как бы выплывший из волн широко разлившейся тогда студенческой песни, единолично овладел вниманием и сердцами слушателей. Это было до Окуджавы, до Высоцкого, до Галича, до Кима. Магнитофонные ленты, передаваемые из дома в дом, и живые голоса, подхватывающие песню от костра к костру, были словно отражением живого облика самого Визбора, веселого, желтоволосого, круглолицего парня в ковбойке, который не то пел, не то шептал, не то рассказывал с берущей за душу простотой.
Первыми песенными строчками, прозвучавшими из космоса, были строчки песни Юрия Визбора (ее исполнил, аккомпанируя себе на гитаре, космонавт Александр Иванченков):
Лыжи у печки стоят,
Гаснет закат за горой.
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой.
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай.
Мы навсегда сохраним
В сердце своём этот край.
Он был и впрямь ярко, раскидисто, нерасчетливо талантлив. Песни его пело студенчество, это был главный его дар, его судьба.
Но писал он и прозу, которую уже начинал понемногу печатать. И эти знаменитые гуаши на листах ватмана: «3еленые озера да черточки лесов…». И, наконец, в секунду покорявший всех, уверенный артистизм его!
Внешность проказника и потаенная печаль в уголках рта - ясно же было, что кино не должно пропустить такого прирожденного артиста. И не пропустило. Он много снимался. Он сыграл свои роли, написал свои пейзажи, издал свои рассказы.
Он прокрутился, побезумствовал, пропел, поликовал, погрустил отмеренные ему пятьдесят лет.
Теперь, когда мы слушаем его смеющиеся песни, то думаем о том, что судьба соблазнила его, отманила в сторону, отвела от самого главного дара. От того главного, что он все-таки сделал.
Он создал современную студенческую песню. Он дал своему поколению голос, дал жанр, и с его голоса, с его легкой руки пошло уже поветрие, и явились менестрели следующих поколений, принцип был распознан, почин подхвачен, создалась традиция, артистическая система, оказавшая влияние на поэзию и ставшая ее частью.
Послушайте песню «Милая моя» https://www.youtube.com/watch?v=hVBYKYv0AWk
«Милая моя, солнышко лесное», – мог сказать только Визбор. Его чувство светлое, ласковое, чуть грустное, с ноткой сожаления о несбывшемся, несостоявшемся счастье. По мысли поэта, любовь, вера согревают души людей, позволяют мечтать и надеяться на лучшее.
А еще у него есть песня «Ты у меня одна…»,в которой воплотил мечту о единственной любви, о неповторимости встречи двух людей. Это песня о таинстве человеческих отношений, когда для влюбленного «она» становится необходимой, как воздух, вода, красота мира.
Студент исполняет песню «Ты у меня одна…».
У него замечательная улыбка, мгновенно располагающая к нему.
Душа всякой хорошей компании. Визбор был и остается поэтом, выразителем душевности, судьбы. Нашей судьбы.
Лучшие авторские песни имеют свой сюжет, свою драматургию, и что очень важно - в них есть открытость, идет рассказ о самом сокровенном, личном. Юрий Визбор не дожил ни до своего первого сборника, ни до первого диска. Официальное признание к нему пришло после смерти. Официальное, после смерти, народное - давным-давно и, кажется, навсегда.
Подробную биографию Ю.Визбора:
https://biographe.ru/znamenitosti/yuriy-vizbor/
Я выбираю свободу,
Но не из боя в бой.
Я выбираю свободу
Быть просто самим собой.
Это стихи Александра Аркадьевича Галича.
(Настоящая фамилия - Гинзбург Александр Аронович)
В своих стихах и песнях протестовал против зла, несправедливости, трусости:
Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду.
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание – золото!
Промолчи – попадешь в первачи!
Промолчи – попадешь в палачи!
Промолчи, промолчи, промолчи!
Поэты 60-х несли в своем творчестве социальные и политические вопросы. Авторская песня тех лет вбирала серьезные раздумья о жизни, острые, даже трагические сюжеты. Галич писал о жизни честно, открыто и талантливо, но никогда не был признан официально.
Галич не молчал, и поэтому был вытолкнут за границу. Но во Франции, в Париже, ему жилось ничуть не радостнее любого русского эмигранта. Сердце его, как и героини нашей следующей песни, принадлежало России.
Всю дальнейшую жизнь заветной мечтой Александра Галича было возвращение на родину. Но судьба его оказалась трагичной, мечте не суждено было сбыться.
«Когда я вернусь»
Когда я вернусь - ты не смейся, - когда я вернусь,
Когда пробегу, не касаясь земли, по февральскому снегу,
По еле заметному следу к теплу и ночлегу,
И, вздрогнув от счастья, на птичий твой зов оглянусь,
Когда я вернусь, о, когда я вернусь...
Послушай, послушай - не смейся, - когда я вернусь,
И прямо с вокзал, разделавшись круто с таможней,
И прямо с вокзала в кромешный, ничтожный, раешный
Ворвусь в этот город, которым казнюсь и клянусь,
Когда я вернусь, о, когда я вернусь...
Когда я вернусь, я пойду в тот единственный дом,
Где с куполом синим не властно соперничать небо,
И ладана запах, как запах приютского хлеба,
Ударит меня и заплещется в сердце моем...
Когда я вернусь... О, когда я вернусь...
Когда я вернусь, засвистят в феврале соловьи
Тот старый мотив, тот давнишний, забытый, запетый,
И я упаду, побежденный своею победой,
И ткнусь головою, как в пристань, в колени твои,
Когда я вернусь... А когда я вернусь?
Со смертью Галича в СССР закончилась целая эпоха. Его песни, зазвучавшие с начала 60-х годов, открыли вход в новое пространство - пространство свободы. Мы, наверное, до сих пор недооценили масштабы его творчества. Как настоящий мастер, Александр Аркадьевич мог предвидеть будущее, предчувствовать перемены. Для целого поколения тексты Галича стали учебником жизни.
Стихи Александра Галича оказались счастливее его самого: они легально вернулись на родину. Да будет благословенна память об этом удивительном поэте, изгнаннике и страдальце".
Подробнее об этом замечательном авторе: https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-galich
Булат Шалвович Окуджава - целая эпоха в истории авторской песни. Также один из основоположников жанра авторской песни, можно сказать прародитель.
…И друзей созову,
На любовь свое сердце настрою…
Сколько нежности, доброты и любви в этих строчках!
«Ах, Арбат, мой Арбат! Ты моё призвание» - так сказал об этой улице Булат Шалвович Окуджава. Его семья поселилась здесь, в 1937 году, когда будущему поэту, композитору и сценаристу было тринадцать лет. И, несмотря на то, что Булат Шалвович успел за своё детство пожить и в Грузии, и на Урале, в сердце его Арбат стал образом малой Родины и дома. Арбатская тема в творчестве Окуджавы возродило к жизни старинный жанр – городской романс.
С лёгкой руки Окуджавы Арбат превратился в главный символ Москвы: из улицы решили сделать витрину и в 1982 году превратили её в пешеходную зону с развесистыми фонарями.
Вашему вниманию «Песенка об Арбате» в исполнении Окуджавы https://www.youtube.com/watch?v=otLFLM0Wh6Q
Ещё одна тема неожиданно вошла в жизнь поэта и навсегда осталась в его творчестве. В 1942 году, в возрасте 17 лет Окуджава уходит на фронт добровольцем. Воевал миномётчиком, был ранен. Почти год мотался по госпиталям. Потом – маршевая рота, Новороссийск. Заканчивал войну радистом в тяжёлой артиллерии.
Разумеется, тема войны увековечена в песнях и стихах Булата Шалвовича, и, пожалуй, самое проникновенное из них стихотворение-песня «До свидания, мальчики».
Ах, война, что ж ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат,
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите вы и всё-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала,
Вместо свадеб разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги, ну куда от них денешься,
Да зелёные крылья погон,
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идёте войной наугад,
До свидания, девочки, девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Песни Окуджавы ознаменовали собой целую эпоху, но даже сегодня они не потеряли ни своей остроты, ни своей актуальности. Причина проста: Окуджава был главным сентименталистом авторской песни. Мало чьи песни могут соперничать с его по проникновенности, лиричности, и особенной интимности.
Окуджаве действительно удается найти ключ к каждому своему слушателю и читателю. Именно этим можно объяснить тот факт, что его песни стали неотъемлемым украшением многих советских фильмов: «Белорусский вокзал»…
«Соломенная шляпка»
«Звезда пленительного счастья»
«Приключения Буратино»
«Белое солнце пустыни»
«Покровские ворота»
Одна из самых известных и самых проникновенных песен Окуджавы – «Грузинская».
На самом деле не совсем грузинская песня, но она смыкается по символике с грузинским фольклором, и он её так назвал. Пожалуй, можно назвать эту песню философской: и о взаимоотношении людей, и о смысле человеческого существования.
Послушайте песню «Виноградную косточку в теплую землю зарою» в исполнении автора https://www.youtube.com/watch?v=uqP9jLwHW5c
Булат Окуджава – один из тех, кто напомнил о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему, как интонация. Они неразрывны. Мир его песен – цветной, занятный, полусказочный, игровой: в нем московский муравей создает себе богиню «по образу и духу своему», новогодняя ёлка умирает, как человек, сама Любовь дирижирует оркестром Надежды.
Такие песни рождаются спонтанно, как желание высказаться, поделиться тем, что наболело, «каждый пишет... как он дышит... не стараясь угодить...» Такие песни не пишутся «на потребу», в расчете на сбыт – они рождаются... И в этом смысле «поющаяся поэзия» – искусство глубоко интимное, даже исповедальное. Само собой разумеется, такая песня, адресована далеко не всем и каждому.
Поэт – исполнитель не должен быть поверхностным, его «творческий плуг» должен задеть самый важный вопрос жизни человека: «зачем он пришёл на эту землю, куда идёт и правильно ли идёт?». Для Булата Окуджавы самый важный вопрос жизни был решён.
Ни отличный вокал, ни прекрасное музыкальное сопровождение, никакие свето- и спецэффекты не сделают песню авторской, если не будет искренности в самой песне, в её исполнении. Исполнитель должен, прежде всего, открыть и показать духовно богатый, чувственный мир песни. Этим в совершенстве владел – Булат Шалвович Окуджава.
Об одном из своих соратников Б. Окуджава написал такие строки:
Может, кто и ныне снова хрипоте его не рад,
Может, кто намеревается подлить в стихи елея...
А ведь песни не горят, они в воздухе парят.
Чем им делают больнее, тем они сильнее.
Вы знаете, о ком написал эти строчки Б. Окуджава?
Владимир Семенович Высоцкий, поэт, актёр, личность.
Владимир Семёнович Высоцкий – один из самых ярких создателей авторской песни. За последние годы ему, пожалуй, нет равных по силе чувств, необычности и искренности. Но прежде всего песни Высоцкого наполнены правдой. Это правда крутых характеров, жизненных ситуаций (то высоких, то нелепых), извечных человеческих проблем, боли и нежности, правды своего времени.
Родился в 1938 году в Москве. Учился в инженерно-строительном институте (ушел с первого курса). В 1960 году закончил школу-студию МХАТа. Работал в столичных театрах – в театре им. Пушкина, театре миниатюр. С 1964 года – в театре на Таганке, где сыграл белее 20 ролей. Много выступал с концертами по всей стране и за рубежом. Участвовал в создании 30 художественных фильмов. Автор около 700 поэтических произведений. В 1987 году удостоен звания лауреата Государственной премии (посмертно).
Из Постановления правительства: «Присудить Государственную премию за 1987 год Высоцкому Владимиру Семеновичу за создание образа Жиглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен».
Вознесенский назвал его «шансонье всея Руси». Все песни Высоцкого написаны «кровью сердца». Неслучайно первый сборник его стихов назван «Нерв». Высоцкий - поэт 70-х, поэт нового времени.
Высоцкий всегда и везде был самим собой. И в роли неповторимого капитана Жиглова, и когда в джинсах и свитере задавал себе и нам извечные вопросы принца Гамлета, и когда с гитарой наперевес выходил на сцену. И тогда надрывно, яростно и честно звучали его слова: «Я не люблю»
Послушайте песню «Я не люблю» в исполнении автора
https://www.youtube.com/watch?v=m_HZxA0J2dA
Вопросы для самоконтроля:
1) Можно ли считать героя песни человеком, ненавидящим общество?
2) Какие пороки общества перечисляет В. Высоцкий?
3) Согласны ли вы с авторскими принципами нравственности?
4) Присутствует ли здесь эпатаж в прямом смысле этого слова? (нет)
5) Как же можно назвать героя, восстающего против безнравственности? (борец, герой-бунтарь).
3) Актуально ли это произведение сейчас?
А начинал Высоцкий необычно. Его первыми произведениями были пародии на так называемый блатной фольклор (дворовые песни). Эти песни представляют нам либо уголовников, либо ребят «на грани». Но все-таки многие из них вызывают симпатию. Конечно, этих персонажей положительными не назовешь. Но Высоцкий связывает положительного героя не с безупречной биографией, а только с поступками. Так в его песнях появляется положительный герой отрицательного мира. Герой поднимается выше своей среды. Он искренен, неравнодушен, не способен на подлость.
Но тот, кто знает только этот жанр, не знает о Высоцком ничего. Е. Евтушенко со свойственной ему прямотой писал тогда: «Интеллигенция поет блатные песни». Жизнь входила в творчество Высоцкого такой, какая она есть. Со всем печальным, веселым, высоким, низким, грубым, страшным и прекрасным. Люди узнавали себя в его балладах, притчах и сатирах. И получается, что говорил и пел он то, что хотели, но не могли сказать самые обыкновенные люди. Пел не только о них, но еще и за них. Он взял смелость выразить насущное.
Послушайте песню «Если друг оказался вдруг...»
В творчестве Высоцкого много тем и сюжетов. Но, пожалуй, больше всего военных песен. Этому есть много объяснений. И то, что у него было военное детство, и то, что он сам был сыном военного. Но самое главное, на войне люди полностью раскрываются. Здесь, за полшага от смерти, на грани последнего риска, невозможно солгать. Эти песни написаны на военном материале, но разговор в них идет не только чисто о войне. Песни имеют современную подоплеку. Проблемы, которые были тогда, существуют и сейчас: проблемы надежности, чувства локтя, дружбы и преданности.
Послушайте песню «Он не вернулся из боя».
Высоцкий все чувствовал и все понимал. Он пел о войне, о тяжких временах 37-го, о космонавтах, спортсменах, альпинистах, моряках, пограничниках, летчиках, солдатах, поэтах – он пел о всех и обо всем.
У Высоцкого есть песни чем-то похожие на роли. Роли никем не написанных и не поставленных пьес. Когда-нибудь они могли появиться на сцене, но Высоцкий не хотел ждать. И потому сочинял их сам, был режиссером и исполнителем. Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей – смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем делал это так талантливо и убедительно, что многие путали Высоцкого с его персонажами.
Путали - и недоумевали. Путали и восторгались. А Высоцкий снова и снова выходил на сцену, продолжая сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные песни-роли.
Но вскоре за скоморошеством и балагурством все яснее стало проступать искусство поэта-профессионала, который от конкретной судьбы приходил к обобщениям.
Вершиной творчества Высоцкого считают обычно «Охоту на волков» и песню «Кони привередливые». В них он выразил суть и драму своей жизни:
Но сегодня опять, как вчера,
Обложили меня, обложили,
Гонят весело на номера…
И вновь звучит мотив отчаяния и преодоления. Волк у Высоцкого уходит от мести. И вслед за поэтом мы вдруг понимаем и повторяем:
Да это ж про меня,
Про нас, про всех.
Какие, к черту, волки!
Прорваться, уйти за флажки – это веление времени. «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее»-,просил Высоцкий. А сам промчался по жизни метеоритом, прожив всего 42 года.
Он оставил много разных песен: гениальных, талантливых, противоречивых, шероховатых. Эти песни освещают нам путь в жизни.
Видеозапись Высоцкого «Кони привередливые» https://www.youtube.com/watch?v=4hQQ4i7bf4U
Это интересно: Лучшие документальные фильмы о Владимире Высоцком https://ngzt.ru/posts/luchshie-dokumentalnye-filmy-o-vladimire-vysotskom
Вывод: Авторская песня – это самостоятельное явление нашей отечественной культуры. Жанр авторской песни – один из самых массовых видов творчества. Авторская песня обладает огромным духовным потенциалом, лечит и исцеляет человеческие души; способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию и становлению личности, учит сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.
Сегодня авторская песня актуальна. И еще много десятилетий будет актуальна! Ведь в ней автор говорит о наболевших темах, своих, друзей, да и страны в целом. Авторская песня учит нас доброте, состраданию, патриотизму, даёт право на утверждение самостоятельной жизненной позиции, своего мироощущения.
Авторская песня имеет начало, она и сейчас продолжает развиваться. Появилось много талантливых бардов: Александр Розенбаум, Сергей Трофимов, Олег Митяев и многие другие.
Было бы непростительно, если не скажем несколько слов о Грушинском фестивале – всероссийском фестивале авторской песни имени Валерия Грушина, который проходит ежегодно в первую неделю июля на Федоровских лугах под Самарой, на живописном берегу реки Волги. Здесь собираются тысячи любителей авторской песни не только из России, но и других стран мира.
Фестиваль ведет свою историю с 1968 года. В конце 1960-х годов, когда интерес к авторской песне (которая тогда называлась туристической) в нашей стране резко возрос, идея создания такого фестиваля буквально витала в воздухе. А летом 1967 года произошла трагедия : по время похода на реке Уде (Сибирь), спасая тонущих детей, погиб Валерий Грушин – студент Куйбышевского авиационного института, который был фанатиком туризма и одним из активных пропагандистов туристской песни.
Инициативная группа предложила в память о своем друге организовать фестиваль, эту идею поддержали многие туристы города. Первый фестиваль туристической песни имени Валерия Грушина прошел 29 сентября 1968 года в Жигулях в Каменной чаше. На нем присутствовало около 600 человек.
Главная сцена фестиваля – гитара, качающаяся на воде
Но самое главное на фестивале – это все же авторская песня, открытие новых имён. Авторская песня дает людям заряд особого оптимизма, искренности, доброты. Ведь ее никто не заставляет слушать насильно. Она сама притягивает к себе теплотой и искренностью.