Методическая разработка воспитательной подпрограммы «Семья»
Методическая разработка воспитательной подпрограммы
«Семья. Специфика подготовки к семейной жизни воспитанников школы-интерната»
Введение
Социальные изменения, которые произошли в обществе за последние десятилетия, привели к тому, что традиционная семья потеряла свою функциональную обязанность по воспитанию. Модели отношений изменились. В обществе происходит дифференциация семей по типу материальной и духовной жизнедеятельности.
Дети, проживающие в неполных семьях, в детских домах и интернатах, не получают полноценного семейного воспитания. Семейная жизнь для них связана со страхами, сомнениями, что порождает пренебрежительное отношение к семье.
Целевая программа разработана с целью формирование у детей представлений о семье и этике семейных отношений, коррекции коммуникативной деятельности, эмоционально-волевой сферы и направлена на то, чтобы воспитанник интерната испытал меньше трудностей, оказавшись один на один с взрослой жизнью.
Цели и задачи
Главная цель: совершенствование работы по подготовке детей, проживающих в условиях школы-интерната, к самостоятельной семейной жизни.
Задачи:
1. Осознание и принятие своего собственного семейного опыта.
2. Осознание своей половой принадлежности, формирование адекватного образа мужчины и женщины, осознание образа будущего избранника, выбор будущего партнёра, выстраивание отношений с противоположным полом.
3. Формирование представлений о своей будущей семье, навыков гармоничных семейных взаимоотношений и ответственности за свои поступки и решения.
4. Формирование практических навыков по ведению домашнего хозяйства.
5. Формирование правовой грамотности воспитанников, осознание семейной ответственности, регламентированной законом и формирование знаний и навыков в области государственных гарантий семье.
6. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики.
7. Формирование системы оказания психолого – педагогической, информационно–правовой, учебно–образовательной, методической и организационной помощи воспитанникам.
8. Совершенствование работы по привлечению родителей к организации общественно значимой деятельности и досуга воспитанников.
Участники: подпрограмма предусмотрена для обучающихся 6 -11 классов, воспитывающихся в школе-интернате.
Условия реализации программы:
Создание в школе – интернате обстановки, моделирующую семейную:
- самостоятельный выбор детьми вида деятельности;
- создание микрогрупп по симпатиям, интересам, общим целям;
- распределение обязанностей внутри микрогруппы для достижения общей цели, исходя из возможностей каждого члена этой группы;
- гуманистический стиль общения и взаимоотношений.
Основные направления реализации программы:
Раздел 1. Социальное направление. «Моя семья».
Цель: умение видеть и понимать родных людей и уважительно относиться к их жизненному опыту, знать историю своей семьи.
Задачи:
- сформировать у детей понятие «семья»;
- показать значимость семьи в жизни человека;
- научить детей понимать окружающих взрослых людей и уметь вступать с ними в контакт при моделировании различных жизненных ситуаций.
Ожидаемые результаты. Выполнив задания этого раздела, дети смогут:
- узнать историю своей семьи и научиться уважительно относиться к старшим;
- понять основы взаимоотношений с родителями, близкими, а также незнакомыми взрослыми людьми;
- анализировать поступки и поведение взрослых в различных жизненных ситуациях.
Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:
- вступать в контакт со всеми членами семьи и окружающими взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях;
- заботиться о старших, чутко и внимательно относиться к их нуждам и проблемам.
Раздел 2. Половое воспитание. «Мальчишки и девчонки».
Цель: привитие детям культуры общения разных полов в совместной деятельности с учётом специфических черт характеров мальчиков и девочек.
Задачи:
- сформировать у детей навыки полоролевого поведения;
- познакомить с физическими и психологическими отличиями мальчиков и девочек, мужчин и женщин;
- показать, что в основе норм поведения людей в обществе лежат эти отличия.
Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:
- получить представления о женственности и мужественности;
- научиться следить за своей внешностью и манерой держаться;
- анализировать особенности своего поведения и поступков при общении с партнёром противоположного пола в различных жизненных ситуациях и в совместной деятельности (учебной, игровой и др.).
Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:
- завязать и поддерживать знакомство с партнёром противоположного пола;
- мальчики – уважительно относиться к девочкам;
- девочки – видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков;
- знать правила хорошего тона и вести себя культурно в присутствии партнёров противоположного пола;
- следить за своим внешним видом (причёской, одеждой, обувью, чистотой лица, рук).
Раздел 3. Досуг семьи.
Цель: умение свободно выбирать в свободное от работы или другой обязательной деятельности время те или иные занятия и проводить время в соответствии своими интересами.
Задачи:
- учить детей разумно использовать свои свободные часы;
- расширить представления детей о том, чем можно заниматься на досуге;
- формировать семейные традиции;
- воспитывать навыки по организации и участию в семейных праздниках и развлечениях.
Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:
- усвоить варианты семейного досуга;
- планировать семейный досуг;
- организовать семейный праздник.
Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:
- планировать, чем можно заняться на досуге:
ежедневный досуг (как правило, в вечернее время);
досуг в выходные дни;
праздничный досуг;
досуг во время школьных каникул;
- составить план работы по устройству семейного праздника:
1) Название праздника;
2) Оформление помещения;
3) Меню угощений;
4) Развлекательные мероприятия и игры;
5) Подготовка к празднику.
- написать рецепты любимых блюд.
Раздел 4. Ведение домашнего хозяйства.
Цель: формирование практических навыков по ведению домашнего хозяйства.
Задачи:
- учить распределять хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;
- сформировать навыки ведения домашнего хозяйства, а именно: постоянное содержание дома в чистоте и создание уюта; обеспечение продуктами питания и предметами одежды и быта; приготовление пищи; содержание вещей в чистоте и порядке.
Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:
- осознать трудовую атмосферу семьи;
- овладеть навыками ведения домашнего хозяйства;
- справедливо разделить обязанности по ведению домашнего хозяйства между членами семьи.
Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:
- выполнять работу, связанную с приготовлением пищи – готовить еду, ходить в магазин за продуктами, мыть посуду, убирать в кухне;
- выполнять работу, связанную с поддержанием порядка в квартире – вытереть пыль, мыть полы, убирать в ванной и туалете, стелить и убирать кровать, стирать бельё, поливать цветы, выносить мусор, мыть окна, шить, вязать, чинить розетки, вкручивать лампочки, ремонтировать квартиру;
- выполнять работу, связанную с заботой о детях – одевать по утрам, укладывать в постель, следить за поведением, водить к врачу, ухаживать во время болезни, посещать школу;
- выполнять работу, связанную с административной частью - делать платежи, распоряжаться деньгами, планировать отпуск, делать большие покупки.
Раздел 5. «Семья и закон».
Цель: умение официально создавать семью и достигать признания её законности обществом и государством.
Задачи:
- познакомить с условиями вступления и расторжения брачных отношений;
- знать законные права и обязанности членов семьи по отношению друг к другу;
- понимать установленную законом ответственность членов семьи;
- сформировать умение с помощью закона защищать права, разрешать споры;
- осознавать ответственность за нарушение семейного законодательства.
Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:
- определять, какое государственное учреждение занимается решением семейных проблем, и обращаться туда по конкретному вопросу;
- разбираться в правах и обязанностях членов семьи в соответствии с семейным законодательством;
Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:
- пользоваться Семейным кодексом – основным законом РФ, регулирующим отношения между супругами, родителями и детьми, где можно найти ответы на следующие вопросы:
условия вступления и расторжения брачных отношений;
права и обязанности членов семьи по отношению друг к другу;
ответственность членов семьи;
защита прав, разрешение споров;
ответственность за нарушение семейного законодательства.
- знать адреса районных органов социальной защиты населения, опеки, ЗАГС а.
Раздел 6. «Моя будущая семья».
Цель: осознание своих представлений о будущей семье, активизация знаний о семейных отношениях.
Задачи:
- сформировать представления о будущей семье;
- сформировать навыки гармоничных семейных взаимоотношений;
- воспитывать ответственность за свои поступки и решения.
Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:
- осознанно подходить к созданию своей будущей семьи;
- получить представления о будущем партнёре;
- выбирать спутника жизни с учётом тех или иных свойств, качеств партнёра, важности различных аспектов жизни.
Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:
- анализировать качества, которые они хотели бы видеть в своём будущем партнёре;
- уметь разрешать конфликтные ситуации в семье;
- уважать и считаться с интересами друг друга;
- владеть практическими навыками и качествами, необходимыми семьянину: умение вести домашний бюджет, совместное хозяйство, умение приготовить обед, убрать квартиру, постирать и погладить бельё, сшить домашнее платье.
Раздел 7. Планирование семьи.
Цель: планирование своей семьи с учётом максимального обеспечения нормальных условий для рождения и развития ребёнка.
Задачи:
- познакомить с условиями планирования появления ребёнка:
состояние здоровья будущих родителей;
наличие постоянного дохода в семье, возможность обеспечения ребёнка всем необходимым (один из родителей должен обязательно работать);
возможность матери, отца, родственников участвовать в воспитании ребёнка.
- учить осознавать трудности и проблемы, связанных с появлением детей;
- приобретать навыки повседневной работы по уходу за ребёнком.
Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:
- осознать обязанности, связанные с заботой о детях;
- правильно ухаживать за грудным ребёнком;
- усвоить правила ухода за младшими детьми.
Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:
- планировать детей в семье с учётом материальных возможностей;
- следить за своим здоровьем и здоровьем будущего малыша;
- использовать способы предупреждения нежелательной беременности;
- правильно встать на учёт по беременности, собраться в роддом;
- своевременно получить информацию о родильных домах;
- ухаживать за грудным ребёнком: периодично кормить ребёнка из соски и с ложечки, купать, последовательно одевать и пеленать, убирать постель;
- ухаживать за младшими детьми.
Организационные формы:
Раздел 1. Социальное направление «Моя семья».
№ | Мероприятия | Форма организации |
1. | «Я и люди вокруг меня» | Игра |
2. | «Рисунок генеалогического дерева» | Проективная методика |
3. | «Моя родословная». | Развлекательно-познавательная игра |
4. | «Моя семья». | Занятие |
5. | Надо ли прислушиваться к советам родителей». | Занятие |
6. | «Почему дети и родители не всегда понимают друг друга». | Занятие |
7. | «Как доставить родителям радость». | Занятие |
8. | «Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры человека». | Беседа |
9. | «Вместе не страшны и тучи». | Семейный праздник |
10. | Остров семейных сокровищ». | Ролевая игра – путешествие |
11. | «Любовью дорожить умейте. Древние традиции и роль семьи в современном обществе». | Вечер для старшеклассников |
12. | «Мой дом – моя крепость. Семейные истории и реликвии». | Занятие |
Раздел 2. Половое воспитание. «Мальчишки и девчонки».
№ | Мероприятия | Форма организации |
1. | Посещение картинной галереи. | Экскурсия |
2. | «Как правильно знакомиться?» | Занятие |
3. | «Подбери пару». | Дидактическая игра |
4. | «Оденем кукол красиво». | Занятие по ИЗО |
5. | «Разговор о бале». | Беседа |
6. | «Чем отличается мужской организм от женского?». | Игра – конкурс |
7. | «Как называются животные?». | Дидактическая игра |
8. | Спортивные соревнования между мальчиками и девочками. | Физкультурное занятие |
9. | «Мальчишки и девчонки». | Занятие |
10. | «Подготовка к балу». | Свободная беседа |
11. | «Бал». | Групповой праздник |
12. | «Знакомство». | Занятие |
13. | «Угадай, как меня зовут?». | Игра |
14. | «Найди свою пару». | Игра |
15. | Этюд «Добрый». | Театральная деятельность |
16. | Этюд «Плохое настроение». | Театральная деятельность |
17. | Внешность. «Парикмахерская». | Сюжетно – ролевая игра |
18. | Умение нравиться. «Собираемся в гости». | Игра |
19. | Как себя вести. «У нас в гостях Маша». | Игра |
20. | «Мальчики и девочки, а также их родители». | Конкурсная программа для семейного праздника |
Раздел 3. Досуг семьи.
№ | Мероприятия | Форма организации |
1. | Досуг семьи. | Беседа |
2. | Ежедневный досуг (как правило, в вечернее время). | Практическое занятие |
3. | Досуг в выходные дни. | Практическое занятие |
4. | Праздничный досуг. | Практическое занятие |
5. | Устройство семейного праздника. | План работы |
6. | «Семейный праздник». | Вечер отдыха |
7. | День именинника. | Групповой праздник |
8. | Досуг во время школьных каникул, длительных отпусков. | Практическое занятие |
9. | «Рецепты любимых блюд». | Альбом кулинарных рецептов |
Раздел 4. Ведение домашнего хозяйства.
№ | Мероприятия | Форма организации |
1. | «Ведение домашнего хозяйства». | Беседа |
2. | «Кто больше назовёт обязанностей?». | Игра |
3. | Работа, связанная с приготовлением пищи. | Практическое занятие |
4. | Работа, связанная с поддержанием порядка в квартире. | Практическое занятие |
5. | Работа, связанная с заботой о детях. | Практическое занятие |
6. | Работа, связанная с административной частью. | Практическое занятие |
7. | Просмотр и обсуждение кинофильма «За бортом» (США, 1987г. Комедия). | Домашний кинотеатр |
Раздел 5. «Семья и закон».
№ | Мероприятия | Форма организации |
1. | «Свадьба». | Коллаж |
2. | Документы о браке. | Беседа |
3. | Семейный кодекс РФ. | Беседа |
4. | Права и обязанности супругов. | Практическое занятие |
5. | Расторжение брака. | Практическая работа |
6. | Разрешить проблемные ситуации, используя Семейный кодекс РФ. | Практическая работа |
7. | Отметить правильные варианты, используя в своей работе Семейный кодекс РФ. | Заполнение таблицы |
8. | Права и обязанности супругов. | Занятие |
9. | Разрешение проблемных ситуаций беременной женщины в трудовой деятельности. | Практическая работа |
10. | Разрешение проблемных ситуаций, связанных с правами ребёнка с помощью Семейного кодекса. | Практическая работа |
11. | Право ребёнка на фамилию. | Занятие |
12. | Гарантии беременным женщинам. | Занятие |
13 | Поддержка государством семьи с ребёнком. | Деловая игра |
14. | Алиментные обязательства членов семьи. | Беседа |
15. | Определение алиментных обязательств в семье. | Практическая работа |
16. | «В международный день семьи». | Групповой праздник |
17. | «Права ребёнка». | Занятие |
18. | «Клуб молодой семьи». | Игра для старшеклассников |
Раздел 6. «Моя будущая семья».
№ | Мероприятия | Форма организации |
1. | «Зачем человеку семья» | Час размышлений |
2. | «Я и люди вокруг меня». | Игра |
3. | «Мои представления о будущей семье». | Заполнение анкеты |
4. | «Ищу друга». | Игра |
5. | «Выбор будущего супруга». | Беседа |
6. | «Выбор спутника жизни». | Анкета |
7. | «Мои представления о будущем супруге». | Заполнение таблицы |
8. | «Найди пару». | Игра |
9. | «Близкий контакт». | Игра |
10. | Просмотр и обсуждение кинофильмов: «Москва слезам не верит», «Одиноким предоставляется общежитие», «Три плюс два», «Не хочу жениться», «Не смогу сказать «Прощай»», фильмов по мотивам произведений Даниэлы Стил и др. | Вечер отдыха |
11. | «Дом моей мечты». | Семейный праздник |
Раздел 7. Планирование семьи.
№ | Мероприятия | Форма организации |
1. | Планирование рождения ребёнка. | Беседа |
2. | Информация о родильных домах. | Практическое занятие |
3. | Экскурсия в магазин «Малыш». | Экскурсия |
4. | Обсуждение проблемы «Что ожидает родителей с рождением ребёнка». | Беседа |
5. | Телефонный звонок в женскую консультацию. | Практическое занятие |
6. | Коллаж на тему: «Первая встреча с новорожденным». | Коллаж |
7. | Посещение Дома малютки. | Экскурсия |
8. | Просмотр кинофильма «Свет в окне» (Ленфильм, 1980г. Драма по очерку Татьяны Тэсс). | Домашний кинотеатр |
9. | Ролевая игра «Детский сад». | Ролевая игра |
10. | Просмотр мультипликационного фильма «Волк и семеро козлят». | Домашний кинотеатр. |
11. | Уход за ребёнком. | Занятие |
12. | Питание грудного ребёнка. | Практическое занятие |
План мероприятий, направленных на реализацию направлений
подпрограммы «Семья»
Содержание работы | Классы | Сроки Дата | Ответственные |
1.Интеллектуальная игра «Я и люди вокруг меня». | 6-8 | | воспитатели |
2.Развлекательно-познавательная игра «Моя родословная». | 6-11 | | воспитатели |
3.Проектная методика «Рисунок генеалогического дерева». | 6-11 | | воспитатели, учитель истории, ИЗО |
4.Беседа «Разговор о бале». | 8-11 | | воспитатели |
5.Игра-конкурс «Чем отличается мужской организм от женского». | 8-11 | | воспитатели, учитель биологии |
6.Занятие «Надо ли прислушиваться к советам родителей». | 6-8 | | кл.рук воспитатели |
7.Спортивные соревнования между мальчиками и девочками. | 6-7 | | воспитатели, учитель физ-ры |
8. Игра-диспут «Умение нравиться, собираемся в гости». | 6-8 | | воспитатели |
9. Вечер отдыха «Семейный праздник». | 7-8 | | воспитатели, родители |
10. Альбом кулинарных рецептов «Рецепты любимых блюд». | 6-8 | | воспитатели, родители |
11.Беседа «Ведение домашнего хозяйства». | 8-11 | | воспитатели, кл.рук |
12. Домашний кинотеатр «За бортом» просмотр и обсуждение кинофильма. | 6-11 | | воспитатели, кл.рук |
13. Практическое занятие «Работа, связанная с поддержанием порядка в доме, квартире». | 6-8 | | воспитатели, кл.рук |
14.Беседа «Семейный кодекс». | 8-11 | | воспитатели, кл.рук |
15. Практическое занятие «Разрешение семейной ситуации, используя Семейный кодекс РФ». | 8-11 | | воспитатели, соц пед , психолог |
16.Обсуждение проблемы «Что ожидает родителей с рождением ребенка». | 8-11 | | воспитатели, |
17. Просмотр кинофильма «Свет в окне». | 6-11 | | воспитатели, |
18.Анкета «Выбор спутника жизни». | 8-11 | | воспитатели, психолог |
19.Практическое занятие «Мои представления о спутнике жизни», заполнение таблицы. | 8-11 | | воспитатели, психолог, соц.пед |
20. Просмотр и обсуждение фильмов «Не смогу сказать прощай», «Не хочу жениться». | 6-11 | | воспитатели, |
21.Игра для старшеклассников «Клуб молодой семьи». | 8-11 | | воспитатели, психолог, соц пед |
22.Час размышлений «Зачем человеку семья». | 8-11 | | воспитатели, психолог |
23. Беседа «Разговор о бале». | 6-8 | | воспитатели, |
24.Конкурс- праздник «Бал». | 6-8 | | воспитатели, |
25.Деловая игра «Поддержка государством семьи с ребенком». | 8-11 | | воспитатели, |
26.Экскурсия Посещение музея или картинной галереи. | 6-11 | | воспитатели, кл.рук |
27.Конкурсная театральная программа «Моя внешность. Парикмахерская». | 6-7 | | воспитатели, |
28.Коллаж «Дом моей семьи». | 8-11 | | воспитатели, |
29. Конкурс рисунков «Международный День семьи». | 6-11 | | воспитатели, учитель ИЗО |
30. Практическое занятие «Досуг во время школьных каникул, длительных отпусков». | 6-11 | | воспитатели, |
Оценка эффективности:
Критериями эффективности программы являются основы подготовки детей, проживающих в условиях школы – интерната, к семейной жизни, предусмотренные в целях и задачах.
№ | Критерии | Периодичность | Формы представления результата |
1. | Полнота удовлетворения интересов и потребностей воспитанников | В конце учебного года | Психологические исследования, таблицы, графики, справки. |
2. | Многообразие видов и форм деятельности | Во время проведения мероприятий, каждое полугодие. | Видео и фотоматериалы, аналитическая справка. |
Ожидаемый результат:
Выполнив задания данной подпрограммы «Семья», обучающиеся смогут:
- узнать историю своей семьи и научиться уважительно относиться к старшим;
- понять основы взаимоотношений с родителями, близкими, а также незнакомыми взрослыми людьми;
- анализировать поступки и поведение взрослых в различных жизненных ситуациях.
- научиться следить за своей внешностью и манерой держаться;
- анализировать особенности своего поведения и поступков при общении с партнёром противоположного пола в различных жизненных ситуациях и в совместной деятельности (учебной, игровой и др.).
- завязать и поддерживать знакомство с партнёром противоположного пола;
- мальчики – уважительно относиться к девочкам;
- девочки – видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков;
- знать правила хорошего тона и вести себя культурно в присутствии партнёров противоположного пола;
- следить за своим внешним видом (причёской, одеждой, обувью, чистотой лица, рук).
- определять, какое государственное учреждение занимается решением семейных проблем, и обращаться туда по конкретному вопросу;
- разбираться в правах и обязанностях членов семьи в соответствии с семейным законодательством;
- осознанно подходить к созданию своей будущей семьи.