СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка воспитательной подпрограммы «Семья»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка воспитательной подпрограммы «Семья»»

Методическая разработка воспитательной подпрограммы «Семья»


Методическая разработка воспитательной подпрограммы

«Семья. Специфика подготовки к семейной жизни воспитанников школы-интерната»


Введение

Социальные изменения, которые произошли в обществе за последние десятилетия, привели к тому, что традиционная семья потеряла свою функциональную обязанность по воспитанию. Модели отношений изменились. В обществе происходит дифференциация семей по типу материальной и духовной жизнедеятельности.
    Дети, проживающие в неполных семьях, в детских домах и интернатах, не получают полноценного семейного воспитания. Семейная жизнь для них связана со страхами, сомнениями, что порождает пренебрежительное отношение к семье.
    Целевая программа разработана с целью формирование у детей представлений о семье и этике семейных отношений, коррекции коммуникативной деятельности, эмоционально-волевой сферы и направлена на то, чтобы  воспитанник интерната испытал меньше трудностей, оказавшись один на один с взрослой жизнью.

Цели и задачи

Главная цель: совершенствование работы по подготовке детей, проживающих в условиях школы-интерната, к самостоятельной семейной жизни.

Задачи:

1. Осознание и принятие своего собственного семейного опыта.

2. Осознание своей половой принадлежности, формирование адекватного образа мужчины и женщины, осознание образа будущего избранника, выбор будущего партнёра, выстраивание отношений с противоположным полом.

3. Формирование представлений о своей будущей семье, навыков гармоничных семейных взаимоотношений и ответственности за свои поступки и решения.

4. Формирование практических навыков по ведению домашнего хозяйства.

5. Формирование правовой грамотности воспитанников, осознание семейной ответственности, регламентированной законом и формирование знаний и навыков в области государственных гарантий семье.

6. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики.

7. Формирование системы оказания психолого – педагогической, информационно–правовой, учебно–образовательной, методической и организационной помощи воспитанникам.

8. Совершенствование работы по привлечению родителей к организации общественно значимой деятельности и досуга воспитанников.


Участники: подпрограмма предусмотрена для обучающихся 6 -11 классов, воспитывающихся в школе-интернате.

Условия реализации программы:

Создание в школе – интернате обстановки, моделирующую семейную:

- самостоятельный выбор детьми вида деятельности;

- создание микрогрупп по симпатиям, интересам, общим целям;

- распределение обязанностей внутри микрогруппы для достижения общей цели, исходя из возможностей каждого члена этой группы;

- гуманистический стиль общения и взаимоотношений.



Основные направления реализации программы:

Раздел 1. Социальное направление. «Моя семья».

Цель: умение видеть и понимать родных людей и уважительно относиться к их жизненному опыту, знать историю своей семьи.

Задачи:

- сформировать у детей понятие «семья»;

- показать значимость семьи в жизни человека;

- научить детей понимать окружающих взрослых людей и уметь вступать с ними в контакт при моделировании различных жизненных ситуаций.

Ожидаемые результаты. Выполнив задания этого раздела, дети смогут:

- узнать историю своей семьи и научиться уважительно относиться к старшим;

- понять основы взаимоотношений с родителями, близкими, а также незнакомыми взрослыми людьми;

- анализировать поступки и поведение взрослых в различных жизненных ситуациях.

Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:

- вступать в контакт со всеми членами семьи и окружающими взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях;

- заботиться о старших, чутко и внимательно относиться к их нуждам и проблемам.


 Раздел 2. Половое воспитание. «Мальчишки и девчонки».

Цель: привитие детям культуры общения разных полов в совместной деятельности с учётом специфических черт характеров мальчиков и девочек.

Задачи:

- сформировать у детей навыки полоролевого поведения;

- познакомить с физическими и психологическими отличиями мальчиков и девочек, мужчин и женщин;

- показать, что в основе норм поведения людей в обществе лежат эти отличия.

Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:

- получить представления о женственности и мужественности;

- научиться следить за своей внешностью и манерой держаться;

- анализировать особенности своего поведения и поступков при общении с партнёром противоположного пола в различных жизненных ситуациях и в совместной деятельности (учебной, игровой и др.).

Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:

- завязать и поддерживать знакомство с партнёром противоположного пола;

- мальчики – уважительно относиться к девочкам;

- девочки – видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков;

- знать правила хорошего тона и вести себя культурно в присутствии партнёров противоположного пола;

- следить за своим внешним видом (причёской, одеждой, обувью, чистотой лица, рук).


Раздел 3. Досуг семьи.

Цель: умение свободно выбирать в свободное от работы или другой обязательной деятельности время те или иные занятия и проводить время в соответствии своими интересами.

Задачи:

- учить детей разумно использовать свои свободные часы;

- расширить представления детей о том, чем можно заниматься на досуге;

- формировать семейные традиции;

- воспитывать навыки по организации и участию в семейных праздниках и развлечениях.

Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:

- усвоить варианты семейного досуга;

- планировать семейный досуг;

- организовать семейный праздник.

Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:

- планировать, чем можно заняться на досуге:

  • ежедневный досуг (как правило, в вечернее время);

  • досуг в выходные дни;

  • праздничный досуг;

  • досуг во время школьных каникул;

- составить план работы по устройству семейного праздника:

1)      Название праздника;

2)      Оформление помещения;

3)      Меню угощений;

4)      Развлекательные мероприятия и игры;

5)      Подготовка к празднику.

- написать рецепты любимых блюд.


Раздел 4. Ведение домашнего хозяйства.

Цель: формирование практических навыков по ведению домашнего хозяйства.

Задачи:

- учить распределять хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;

- сформировать навыки ведения домашнего хозяйства, а именно: постоянное содержание дома в чистоте и создание уюта; обеспечение продуктами питания и предметами одежды и быта; приготовление пищи; содержание вещей в чистоте и порядке.

Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:

- осознать трудовую атмосферу семьи;

- овладеть навыками ведения домашнего хозяйства;

- справедливо разделить обязанности по ведению домашнего хозяйства между членами семьи.

Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:

- выполнять работу, связанную с приготовлением пищи – готовить еду, ходить в магазин за продуктами, мыть посуду, убирать в кухне;

- выполнять работу, связанную с поддержанием порядка в квартире – вытереть пыль, мыть полы, убирать в ванной и туалете, стелить и убирать кровать, стирать бельё, поливать цветы, выносить мусор, мыть окна, шить, вязать, чинить розетки, вкручивать лампочки, ремонтировать квартиру;

- выполнять работу, связанную с заботой о детях – одевать по утрам, укладывать в постель, следить за поведением, водить к врачу, ухаживать во время болезни, посещать школу;

- выполнять работу, связанную с административной частью - делать платежи, распоряжаться деньгами, планировать отпуск, делать большие покупки.


Раздел 5. «Семья и закон».

Цель: умение официально создавать семью и достигать признания её законности обществом и государством.

Задачи:

- познакомить с условиями вступления и расторжения брачных отношений;

- знать законные права и обязанности членов семьи по отношению друг к другу;

- понимать установленную законом ответственность членов семьи;

- сформировать умение с помощью закона защищать права, разрешать споры;

- осознавать ответственность за нарушение семейного законодательства.

Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:

- определять, какое государственное учреждение занимается решением семейных проблем, и обращаться туда по конкретному вопросу;

- разбираться в правах и обязанностях членов семьи в соответствии с семейным законодательством;

Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:

- пользоваться Семейным кодексом – основным законом РФ, регулирующим отношения между супругами, родителями и детьми, где можно найти ответы на следующие вопросы:

  • условия вступления и расторжения брачных отношений;

  • права и обязанности членов семьи по отношению друг к другу;

  • ответственность членов семьи;

  • защита прав, разрешение споров;

  • ответственность за нарушение семейного законодательства.

- знать адреса районных органов социальной защиты населения, опеки, ЗАГС а.


Раздел 6. «Моя будущая семья».

Цель: осознание своих представлений о будущей семье, активизация знаний о семейных отношениях.

Задачи:

- сформировать представления о будущей семье;

- сформировать навыки гармоничных семейных взаимоотношений;

- воспитывать ответственность за свои поступки и решения.

Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:

- осознанно подходить к созданию своей будущей семьи;

- получить представления о будущем партнёре;

-  выбирать спутника жизни с учётом тех или иных свойств, качеств партнёра, важности различных аспектов жизни.

Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:

- анализировать качества, которые они хотели бы видеть в своём будущем партнёре;

-  уметь разрешать конфликтные ситуации в семье;

- уважать и считаться с интересами друг друга;

- владеть практическими навыками и качествами, необходимыми семьянину: умение вести домашний бюджет, совместное хозяйство, умение приготовить обед, убрать квартиру, постирать и погладить бельё, сшить домашнее платье.


Раздел 7. Планирование семьи.

Цель: планирование своей семьи с учётом максимального обеспечения нормальных условий для рождения и развития ребёнка.

Задачи:

- познакомить с условиями планирования появления ребёнка:

состояние здоровья будущих родителей;

 наличие постоянного дохода в семье, возможность обеспечения ребёнка всем необходимым (один из родителей должен обязательно работать);

возможность матери, отца, родственников участвовать в воспитании ребёнка.

- учить осознавать трудности и проблемы, связанных с появлением детей;

- приобретать навыки повседневной работы по уходу за ребёнком.

Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:

- осознать обязанности, связанные с заботой о детях;

- правильно ухаживать за грудным ребёнком;

- усвоить правила ухода за младшими детьми.

Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:

- планировать детей в семье с учётом материальных возможностей;

- следить за своим здоровьем и здоровьем будущего малыша;

- использовать способы предупреждения нежелательной беременности;

- правильно встать на учёт по беременности, собраться в роддом;

-  своевременно получить информацию о родильных домах;

- ухаживать за грудным ребёнком: периодично кормить ребёнка из соски и с ложечки, купать, последовательно одевать и пеленать, убирать постель;

- ухаживать за младшими детьми.



Организационные формы:

Раздел 1. Социальное направление «Моя семья».


Мероприятия


Форма организации

1.

«Я и люди вокруг меня»

Игра

2.

«Рисунок генеалогического дерева»

Проективная методика

3.


«Моя родословная».


Развлекательно-познавательная игра

4.

«Моя семья».

Занятие

5.

 Надо ли прислушиваться к советам родителей».

Занятие

6.

«Почему дети и родители не всегда понимают друг друга».

Занятие

7.

«Как доставить родителям радость».

Занятие

8.

«Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры человека».

Беседа

9.

«Вместе не страшны и тучи».

Семейный праздник

10.

Остров семейных сокровищ».

Ролевая игра – путешествие

11.

«Любовью дорожить умейте. Древние традиции и роль семьи в современном обществе».

Вечер для старшеклассников

12.

«Мой дом – моя крепость. Семейные истории и реликвии».

Занятие


Раздел 2. Половое воспитание. «Мальчишки и девчонки».


Мероприятия

Форма организации

1.

Посещение картинной галереи.

Экскурсия

2.

«Как правильно знакомиться?»

Занятие

3.

«Подбери пару».

Дидактическая игра

4.

«Оденем кукол красиво».

Занятие  по ИЗО

5.

«Разговор о бале».

Беседа

6.

«Чем отличается мужской организм от  женского?».

Игра – конкурс

7.

 «Как называются животные?».

Дидактическая игра

8.

Спортивные соревнования между мальчиками и девочками.

Физкультурное занятие

9.

«Мальчишки и девчонки».

Занятие

10.

  «Подготовка к балу».

Свободная беседа

11.

«Бал».


Групповой праздник

12.

«Знакомство».

Занятие

13.

«Угадай, как меня зовут?».

Игра

14.

«Найди свою пару».

Игра

15.

Этюд «Добрый».

Театральная деятельность

16.

Этюд «Плохое настроение».

Театральная деятельность

17.

Внешность. «Парикмахерская».

Сюжетно – ролевая игра

18.

Умение нравиться. «Собираемся в гости».

Игра

19.

Как себя вести.  «У нас в гостях Маша».

Игра

20.

«Мальчики и девочки, а также их родители».

Конкурсная программа для семейного праздника


Раздел 3. Досуг семьи.


Мероприятия

Форма организации

1.

Досуг семьи.

Беседа

2.

Ежедневный досуг (как правило, в вечернее время).

Практическое занятие

3.

Досуг в выходные дни.

Практическое занятие

4.

Праздничный досуг.

Практическое занятие

5.

Устройство семейного праздника.

План работы

6.

«Семейный праздник».

Вечер отдыха

7.

День именинника.

Групповой праздник

8.

Досуг во время школьных каникул, длительных отпусков.

Практическое занятие

9.

«Рецепты любимых блюд».

Альбом кулинарных рецептов


Раздел 4. Ведение домашнего хозяйства.


Мероприятия


Форма организации

1.

«Ведение домашнего хозяйства».

Беседа

2.

«Кто больше назовёт обязанностей?».

Игра

3.

Работа, связанная с приготовлением пищи.

Практическое занятие

4.

Работа, связанная с поддержанием порядка в квартире.

Практическое занятие

5.

Работа, связанная с заботой о детях.

Практическое занятие

6.

Работа, связанная с административной частью.

Практическое занятие

7.

Просмотр и обсуждение кинофильма «За бортом» (США, 1987г. Комедия).

Домашний кинотеатр


Раздел 5. «Семья и закон».


Мероприятия


Форма организации

1.

«Свадьба».

Коллаж

2.

Документы о браке.

Беседа

3.

Семейный кодекс РФ.

Беседа

4.

Права и обязанности супругов.

Практическое занятие

5.

Расторжение брака.

Практическая работа

6.

Разрешить проблемные ситуации, используя Семейный кодекс РФ.

Практическая работа

7.

Отметить правильные варианты, используя в своей работе Семейный кодекс РФ.

Заполнение таблицы

8.

Права и обязанности супругов.

Занятие

9.

Разрешение проблемных ситуаций беременной женщины в трудовой деятельности.

Практическая работа

10.

Разрешение проблемных ситуаций, связанных с правами ребёнка с помощью Семейного кодекса.

Практическая работа

11.

Право ребёнка на фамилию.

Занятие

12.

Гарантии беременным женщинам.

Занятие

13

Поддержка государством семьи с ребёнком.

Деловая игра

14.

Алиментные обязательства членов семьи.

Беседа

15.

Определение алиментных обязательств в семье.

Практическая работа

16.

«В международный день семьи».

Групповой праздник

17.

«Права ребёнка».

Занятие

18.

«Клуб молодой семьи».

Игра для старшеклассников




Раздел 6. «Моя будущая семья».


Мероприятия

Форма организации

1.

«Зачем человеку семья»

Час размышлений

2.

«Я и люди вокруг меня».

Игра

3.

«Мои представления о будущей семье».

Заполнение анкеты

4.

«Ищу друга».

Игра

5.

«Выбор будущего супруга».

Беседа

6.

«Выбор спутника жизни».

Анкета

7.

«Мои представления о будущем супруге».

Заполнение таблицы

8.

«Найди пару».

Игра

9.

«Близкий контакт».

Игра

10.

Просмотр и обсуждение кинофильмов: «Москва слезам не верит», «Одиноким предоставляется общежитие», «Три плюс два», «Не хочу жениться», «Не смогу сказать «Прощай»», фильмов по мотивам произведений Даниэлы Стил и др.

Вечер отдыха


11.

«Дом моей мечты».

Семейный праздник


Раздел 7. Планирование семьи.


Мероприятия


Форма организации

1.

Планирование рождения ребёнка.

Беседа

2.

Информация о родильных домах.

Практическое занятие

3.

Экскурсия в магазин «Малыш».

Экскурсия

4.

Обсуждение проблемы «Что ожидает родителей с рождением ребёнка».

Беседа

5.

Телефонный звонок в женскую консультацию.

Практическое занятие

6.

Коллаж на тему: «Первая встреча с новорожденным».

Коллаж

7.

Посещение Дома малютки.

Экскурсия

8.

Просмотр кинофильма «Свет в окне» (Ленфильм, 1980г. Драма по очерку Татьяны Тэсс).

Домашний кинотеатр

9.

Ролевая игра «Детский сад».

Ролевая игра

10.

Просмотр мультипликационного фильма «Волк и семеро козлят».

Домашний кинотеатр.

11.

Уход за ребёнком.

Занятие

12.

Питание грудного ребёнка.

Практическое занятие



План мероприятий, направленных на реализацию направлений

подпрограммы «Семья»


Содержание работы

Классы

Сроки Дата

Ответственные

1.Интеллектуальная игра «Я и люди вокруг меня».

6-8


воспитатели

2.Развлекательно-познавательная игра «Моя

родословная».

6-11


воспитатели

3.Проектная методика «Рисунок

генеалогического дерева».


6-11


воспитатели, учитель истории, ИЗО

4.Беседа «Разговор о бале».

8-11


воспитатели

5.Игра-конкурс «Чем отличается мужской организм от женского».

8-11


воспитатели, учитель биологии

6.Занятие «Надо ли прислушиваться к советам родителей».

6-8


кл.рук воспитатели

7.Спортивные соревнования между мальчиками и девочками.

6-7


воспитатели, учитель физ-ры

8. Игра-диспут «Умение нравиться, собираемся в гости».

6-8


воспитатели

9. Вечер отдыха «Семейный праздник».

7-8


воспитатели, родители

10. Альбом кулинарных рецептов «Рецепты любимых блюд».

6-8


воспитатели, родители

11.Беседа «Ведение домашнего хозяйства».


8-11


воспитатели,

кл.рук

12. Домашний кинотеатр «За бортом» просмотр и обсуждение кинофильма.

6-11


воспитатели,

кл.рук

13. Практическое занятие «Работа, связанная с поддержанием порядка в доме, квартире».


6-8


воспитатели,

кл.рук

14.Беседа «Семейный кодекс».


8-11


воспитатели,

кл.рук

15. Практическое занятие «Разрешение семейной ситуации, используя Семейный кодекс РФ».

8-11


воспитатели, соц пед , психолог


16.Обсуждение проблемы «Что ожидает родителей с рождением ребенка».

8-11


воспитатели,


17. Просмотр кинофильма «Свет в окне».


6-11


воспитатели,


18.Анкета «Выбор спутника жизни».


8-11


воспитатели, психолог


19.Практическое занятие «Мои представления о спутнике жизни», заполнение таблицы.


8-11


воспитатели,

психолог,

соц.пед

20. Просмотр и обсуждение фильмов «Не смогу сказать прощай», «Не хочу жениться».


6-11


воспитатели,


21.Игра для старшеклассников «Клуб молодой семьи».

8-11


воспитатели,

психолог, соц пед

22.Час размышлений «Зачем человеку семья».

8-11


воспитатели,

психолог

23. Беседа «Разговор о бале».

6-8


воспитатели,


24.Конкурс- праздник «Бал».

6-8


воспитатели,


25.Деловая игра «Поддержка государством

семьи с ребенком».

8-11


воспитатели,


26.Экскурсия Посещение музея или картинной галереи.

6-11


воспитатели,

кл.рук


27.Конкурсная театральная программа «Моя внешность. Парикмахерская».


6-7


воспитатели,


28.Коллаж «Дом моей семьи».

8-11


воспитатели,


29. Конкурс рисунков «Международный День семьи».

6-11


воспитатели, учитель ИЗО


30. Практическое занятие «Досуг во время школьных каникул, длительных отпусков».

6-11


воспитатели,



Оценка эффективности:

Критериями эффективности программы являются основы подготовки детей, проживающих в условиях школы – интерната, к семейной жизни, предусмотренные в целях и задачах.



Критерии

Периодичность

Формы представления результата

1.

Полнота удовлетворения интересов и потребностей воспитанников

В конце учебного года

Психологические исследования, таблицы, графики, справки.

2.


Многообразие видов и форм деятельности

Во время проведения мероприятий, каждое полугодие.

Видео и фотоматериалы, аналитическая справка.


Ожидаемый результат:

Выполнив задания данной подпрограммы «Семья», обучающиеся смогут:

- узнать историю своей семьи и научиться уважительно относиться к старшим;

- понять основы взаимоотношений с родителями, близкими, а также незнакомыми взрослыми людьми;

- анализировать поступки и поведение взрослых в различных жизненных ситуациях.

- научиться следить за своей внешностью и манерой держаться;

- анализировать особенности своего поведения и поступков при общении с партнёром противоположного пола в различных жизненных ситуациях и в совместной деятельности (учебной, игровой и др.).

- завязать и поддерживать знакомство с партнёром противоположного пола;

- мальчики – уважительно относиться к девочкам;

- девочки – видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков;

- знать правила хорошего тона и вести себя культурно в присутствии партнёров противоположного пола;

- следить за своим внешним видом (причёской, одеждой, обувью, чистотой лица, рук).

- определять, какое государственное учреждение занимается решением семейных проблем, и обращаться туда по конкретному вопросу;

- разбираться в правах и обязанностях членов семьи в соответствии с семейным законодательством;

- осознанно подходить к созданию своей будущей семьи.