Введения понятия «РЕЧЬ»
Часто можно всретить определение, что речь – это способность говорить, иными словами говорение.
Отражает ли данное определение всей сути этого процесса, вы сможете сами сказать после моего сообщения.
Первые уроки первоклассников начинаются именно с введения понятия «речь».
Эту работу можно разделить на несколько этапов. Сейчас мы с вами их рассотрим.
Э тап 1. Веедение понятия «речь»
На доске картинки
Можно ли сочинить историю, глядя на эти иллюстрации?
Какое событие будет первым в нашей истории? Какой вторым? Что же случится в конце нашей истории?
Давайте попробуем соединить события в одну красивую историю.
Какие чувства вызывает у вас бабочка?
А как вы думаете, какие чувства испытывает сама бабочка? Чему она может радоваться?
Ребята, как вы думаете, что помогло сейчас вам высказать свои чувства и мысли?
Детям будет трудно ответить на этот вопрос, именно поэтому в этот момент вводится новое понятие:
РЕЧЬ
Вам трудно ответить на мой вопрос, хотя это слово вы уже слышали, а помогла нам общаться наша русская речь. В этот момент целесообразно поместить на доску табличку:
В ходе работы на данном этапе мы раскрыли первый признак понятия «речь» - это средство общения.
На втором этапе должна последовать работа, цель которой будет обеспечить использование нового слова «речь» в активной речевой деятельности.
Сейчас мы попросим кого-нибудь выйти из класса на минуту.
Ребята, послушает стихотворение:
Дзинь-дзинь-дзинь (В. Степанов)
«Дзинь-дзинь-дзинь", - поют капели.
"Ля-ля-ля", - поет скворец.
Дзинь-ля-ля! На самом деле:
Наступил зиме конец!
Ребята, о чем говорит нам это стихотворение? (о то, как приходит весна)
Мы попробуем с вами изобразить это стихотворение, а … попробует понять, что мы с вами хотим ей показать.Мы проверим, сможет ли … понять то, что поняли мы с вами.
Этот ряд будет изображать звук капели (дзинь-дзинь), а это соловья (ля-ля-ля). По моему команде вы начнете.
… заходи. Мы хотим тебе кое-что рассказать, а ты нас послушай. Начали.
Понимаешь что-нибудь?
Ребята, почему … нас не понимает? Что нам надо сделать?
Что же нам помогло сейчас? Можем мы обойтись без неё?
В ходе этой работы дети понимают значение речи в нашей жизни, а нам удалось отразить второй признак понятия, речь – это средство передачи информации.
3 этап направлен на усвоение третьего признака – это речь письменная и устная.
Рассмотрите рисунки. Какие действия совершают ребята слева? Они используют речь? (да)
Говорят и слушают – это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит.
Что делают ребята справа? (пишет, читает) А как выдумаете, они сейчас используют речь?
Вы правы, ребята пишут и читают – это тоже речь, но уже письменная та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь – знаками.
РЕЧЬ
В данный момент, можно продолжить схему на доске:
письменная
устная
Таким образом, на данном уроке, соблюдая все этапы мы познакомили детей с понятием «речь», и ее признаками.
Вернемся к нашему определению, с которого мы начали, речь – это способность говорить, иными словами говорение. Отражает ли оно глубину понятия? (нет)
Речь – это то, что человек говорит и слышит, пишет и читает.