СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Введения понятия «речь»"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часто можно встретить определение: "речь – это способность говорить, иными словами говорение". Отражает ли данное определение всей сути этого процесса, вы сможете сами сказать после ознакомления с моей разработкой. Процесс введения понятия разделен на этапы, а материалы могут быть использованы в практической деятельности на уроках русского языка в 1 классе любого УМК.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Введения понятия «речь»"»

Введения понятия «РЕЧЬ»

Часто можно всретить определение, что речь – это способность говорить, иными словами говорение.

Отражает ли данное определение всей сути этого процесса, вы сможете сами сказать после моего сообщения.

Первые уроки первоклассников начинаются именно с введения понятия «речь».

Эту работу можно разделить на несколько этапов. Сейчас мы с вами их рассотрим.

Э тап 1. Веедение понятия «речь»

На доске картинки















Можно ли сочинить историю, глядя на эти иллюстрации?

Какое событие будет первым в нашей истории? Какой вторым? Что же случится в конце нашей истории?

Давайте попробуем соединить события в одну красивую историю.

Какие чувства вызывает у вас бабочка?

А как вы думаете, какие чувства испытывает сама бабочка? Чему она может радоваться?

Ребята, как вы думаете, что помогло сейчас вам высказать свои чувства и мысли?

Детям будет трудно ответить на этот вопрос, именно поэтому в этот момент вводится новое понятие:

РЕЧЬ

Вам трудно ответить на мой вопрос, хотя это слово вы уже слышали, а помогла нам общаться наша русская речь. В этот момент целесообразно поместить на доску табличку:



В ходе работы на данном этапе мы раскрыли первый признак понятия «речь» - это средство общения.

На втором этапе должна последовать работа, цель которой будет обеспечить использование нового слова «речь» в активной речевой деятельности.

Сейчас мы попросим кого-нибудь выйти из класса на минуту.

Ребята, послушает стихотворение:

Дзинь-дзинь-дзинь (В. Степанов)

«Дзинь-дзинь-дзинь", - поют капели.

"Ля-ля-ля", - поет скворец.

Дзинь-ля-ля! На самом деле:

Наступил зиме конец!

Ребята, о чем говорит нам это стихотворение? (о то, как приходит весна)

Мы попробуем с вами изобразить это стихотворение, а … попробует понять, что мы с вами хотим ей показать.Мы проверим, сможет ли … понять то, что поняли мы с вами.

Этот ряд будет изображать звук капели (дзинь-дзинь), а это соловья (ля-ля-ля). По моему команде вы начнете.

заходи. Мы хотим тебе кое-что рассказать, а ты нас послушай. Начали.

Понимаешь что-нибудь?

Ребята, почему … нас не понимает? Что нам надо сделать?

Что же нам помогло сейчас? Можем мы обойтись без неё?

В ходе этой работы дети понимают значение речи в нашей жизни, а нам удалось отразить второй признак понятия, речь – это средство передачи информации.

3 этап направлен на усвоение третьего признака – это речь письменная и устная.









Рас­смот­ри­те ри­сун­ки. Какие дей­ствия со­вер­ша­ют ре­бя­та слева? Они используют речь? (да)

Го­во­рят и слу­ша­ют – это уст­ная речь. В древ­но­сти рот и губы на­зы­ва­ли уста­ми, так по­яви­лось слово «уст­ная» т. е. та, что про­из­но­сит­ся, зву­чит.

Что делают ребята справа? (пишет, читает) А как выдумаете, они сейчас используют речь?

Вы правы, ре­бя­та пишут и чи­та­ют – это тоже речь, но уже письменная та, что за­пи­сы­ва­ет­ся и чи­та­ет­ся. Уст­ная речь пе­ре­да­ёт­ся зву­ка­ми, пись­мен­ная речь – зна­ка­ми.

РЕЧЬ

В данный момент, можно продолжить схему на доске:

письменная

устная



Таким образом, на данном уроке, соблюдая все этапы мы познакомили детей с понятием «речь», и ее признаками.

Вернемся к нашему определению, с которого мы начали, речь – это способность говорить, иными словами говорение. Отражает ли оно глубину понятия? (нет)

Речь – это то, что человек говорит и слышит, пишет и читает.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!