СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "Дорогою добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие способствует формированию навыков доброжелательного отношения друг другу, сплочению коллектива, развитию коммуникативных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Дорогою добра»

Занятие на тему: «Дорогою добра»

( Конспект занятия для учащихся начальных классов, посещающих ЛДП,

разработала и провела воспитатель ЛДП Фурсова И. Ю.)

Цель: Формирование навыков доброжелательного отношения друг к другу у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • Знакомство с понятиями «добро», «доброта», «зло»;

  • Формирование навыков толерантного отношения;

  • Развитие чувства эмпатии, сочувствия, сопереживания;

  • Обогащение духовного мира учащихся через познание светлых образов и мыслей;

  • Развитие потребности в нравственном самосовершенствовании;

  • Развитие творческих способностей учащихся, интереса и любознательности;

  • Развитие речи; расширение и активизация словарного запаса;

  • Привитие учащимся нравственных норм цивилизованного обществ на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию;

  • Воспитание добрых и уважительных чувств друг к другу;

  • Способствование сплочению детского коллектива;

  • Формирование благоприятного психологического микроклимата в отряде.

Метод: объяснительно – иллюстративный, использование ИКТ.

Форма работы: коллективная, индивидуальная.

Оборудование:

  • Компьютер (для просмотра презентации для игры и прослушивания музыки);

  • Задания в конвертах (набор пословиц и поговорок);

  • Листы бумаги, карандаши;

  • «Волшебный» сундучок;

  • Воздушный шарик;

  • Блюдо (на котором будут сожжены листки бумаги); спички;

  • Аудиозапись музыки «Дорогою добра», «Одинокий пастух».

Предварительная работа:

  • готовится презентация игры;

  • подготовленная сценка «Про Веру и Соню».



Ход занятия

Организационный момент (если учащихся более 20 человек, целесообразно разделить на 2 группы; дети рассаживаются по группам; звучит музыка «Дорогою добра»).

Учитель: Сегодня мы с вами собрались в такой уютной компании, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.

Качество это серьезное,

 Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

 И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Это качество -

Наших сердец  ДОБРОТА.                

- Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?

(ответы детей)

Учитель:  Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе,  давайте узнаем, что такое доброта. В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к  людям, стремление делать добро другим». Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека». Если существует добро, доброта, значит есть и зло. Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от жадности. Зло - это войны и предательство, зависть и подлость, ложь и    равнодушие. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель.

Есть ли у вас те качества, которые относятся к злу. Запишите и на листочках. Сейчас мы всё зло сожжём. Ни одно из этих качеств не попадёт в вашу жизнь.

- А как вы думаете, где живут добро и зло?

(ответы детей)

Учитель: Каким можно назвать сердце злого человека?

(ответы детей)

Учитель: А как говорят о сердце доброго человека?

(ответы детей)

Учитель: Продолжите предложения (слайд 1)

1. Добрый думает о ….(других ) , а злой о …( себе).
2.Добрый делает добро не для себя , а для …( других), злой делает зло не себе, а …(другим).

Учитель: Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

(ответы детей)

Учитель: Да, непросто быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, воспитатели и учителя, но и старые добрые сказки. Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть героя, а вы отвечать: добрый он или злой. Если добрый – вы радостно хлопает в ладоши, если злой – топаете.

- Иван – царевич;

- Кащей Бессмертный;

- Золотая рыбка;

- Дюймовочка:

- Карабас - Барабас;

- Красная шапочка;

- Баба – Яга;

- Золушка;

- Мальвина.


Учитель: А следующее задание по группам, нужно отгадать имя сказочного героя. Послушайте, что они говорят о себе. Вопрос команде №1:

  • Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка.)

Вопрос команде №2:

  • Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его сча­стья мне пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах.)

  • Вопрос команде №1:

  • Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька.)

  • Вопрос команде №2:

  • Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка.)

Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными.  Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Сейчас я вам раздам конверты, в которых пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно. (Задание по группам: конверт с заданием – группе №1

Кто любит добрые дела,

тому и жизнь мила

Злой не верит,

что есть добрый

Без добрых дел

нет доброго имени

На добрый привет

добрый ответ

Жизнь дана

на добрые дела

и конверт с заданием – группе №2

Не одежда красит человека,

а его добрые дела

Добрые слова

дороже богатства

Худо тому,

кто добра не делает никому

Доброе слово лечит,

а злое калечит

Злой плачет от зависти,

а добрый от радости


Учитель (после того, как дети зачитывают «собранные» пословицы):

- Вопрос к 1 группе: как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго имени»?

(ответы детей)

- Вопрос ко 2 группе: как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»?

(ответы детей)

Учитель: Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».

Утешить можно им, помочь

Развеселить, совет дать снова

Но ты запомни лишь одно

Всегда должно быть добрым слово.

Ах; как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались сами,

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.


- Ребята, а какие вы знаете добрые слова? Как их ещё называют? Почему?

(ответы детей)

Учитель: Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете добрые слова.

 Если встретиться знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче …..  (здравствуй).

Вылез крот на белый свет

И сказал ежу … ( привет).

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать … (пожалуйста).

Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущенно:

- Меня… ( извините).

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите … (до свидания).

Когда я что-то подарю,

Мне говорят… (благодарю).

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорите … ( спасибо).

Учитель: А вот какие советы даёт Гриорий Остер в своей книге «Вредные советы»

Если ты пришёл к знакомым - не здоровайся ни с кем.

Слов « пожалуйста», спасибо», никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Девчонок надо никогда нигде не замечать

И не давать проходу им нигде и никогда,

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

- Вам нравятся эти советы? Скажите, что в этих словах неправильного, вредного? Как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?

(ответы детей)

Учитель: А как бы вы посоветовали поступить в следующих ситуациях? Ситуация для группы № 1:

Два мальчика, 8 и 11 лет, столкнулись в дверях и никак не могут   разойтись. Кто из них должен уступить дорогу?  (Кто вежливей)

Ситуация для группы №2:

Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе? (Да)

Ситуация для группы № 1:

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Какие ошибки допустил мальчик? (Не следовало кричать, надо говорить: «Который час?», не забывать говорить «пожалуйста», а затем «спасибо»)

Ситуация для группы №2:

Одна девочка жаловалась маме:

- Во дворе один мальчик зовет меня Галькой.

- А как ты его завешь? – спросила мама.

- Я ему просто кричу: «Эй, ты.»

Решите,  права  ли  Галя? ( Нет, она поступает так же как и мальчик )

Учитель: А сейчас предлагаем вашему вниманию сценку «Про Веру и Соню» (участвуют автор, Соня, Вера, мама).

Автор: Жили-были  две неразлучные подружки – первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти в одинаковые платья, обе учились только на пятерки. Одну звали Соня, а другую – Вера.

Девочки: (вместе с гордостью ) – Мы во всем, во всем одинаковые!

Автор: Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме,

Соня: Я получила по математике « пятерку», а Вера только «тройку». Мы стали уже не одинаковые.

Мама(Внимательно посмотрела на дочку и сказала грустно) : Да, ты стала хуже…

Соня: ( Удивленно) Я? Но ведь тройку получила не я!

Мама: Тройку получила Вера, но она получила её потому, что на днях болела…А ты обрадовалась - а это значительно хуже.


Учитель: Как вы думаете, за что мама осудила Соню?

-Какой смысл заключается в последней фразе мамы?

-Что бы вы сказали Соне?

(ответы детей)



Учитель: А вот послушайте ещё 2 истории.

1) Ученик, возвращаясь из школы, увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

2) Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна ему чем-то отблагодарить.

- Почему мальчик из первого рассказа так поступил?

- Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного? Почему?

(ответы детей)

Учитель:  Добрый человек никогда не ждёт за свои добрые дела вознаграждения. Хорошо бы научиться и нам искренне и бескорыстно дарить добро, не ожидая выгоды или ответа.

И снова мы играем: если согласны со мной – радостно хлопаете, если нет – топаете.

Можно ли назвать добрым человека, который:

•   делает что-то полезное для людей;

•   делает домашнее задание за кого-то;

•   ждёт, когда его позовут на помощь;

•   переводит старушку через дорогу;

•   накормит бездомного котёнка;

•   заберёт обратно подаренную вещь;



Учитель: Послушайте рассказы В. В. Сухомлинского

           ЧТОБЫ БАБОЧКА НЕ УКОЛОЛАСЬ

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки.

Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

-Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?

- Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя.



- Как вы оцениваете поступок Зои?

- Добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке?

-Как бы вы поступили в таком случае?

(ответы детей)

КАК БЕЛОЧКА ДЯТЛА СПАСЛА

    Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают.

Увидела белочка из гнезда - Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

-Почему это ты дятел, плачешь?

-Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И Бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

-Почему радуются Белочка и бельчата?

_ Какое дело совершила Белка?

- Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?

(ответы детей)

Учитель: А теперь блиц – вопросы по группам

1 группа - Он  в беде не бросит? (Друг)

2 группа - Как называется предмет, который дарят? (Подарок)

1 группа - От неё станет всем теплей (Улыбка) 
2 группа - Какое чувство появляется при получении подарка? (Радость)
1 группа - Когда нас бранят за шалости, мы просим…(Прощение)

2 группа - Назвать волшебное слово, которое говорят при выполнении просьбы? (Спасибо)


Учитель: Да, добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от света.

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.


- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы другим было рядом с нами хорошо? Давайте составим правила доброты, пользуясь которыми можно стать по – настоящему добрым (слайд 2).\

(ответы детей)

•   Делись последним с другом.  

•   Помогай людям

•   Защищай слабого

•   Не завидуй

•   Прощай ошибки другим



Учитель: предлагаю поиграть, встаньте все в круг.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто друга чувствует плечо.

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

Ты добрых слов не пожалей

Произнеси их для друзей.

Проводится игра «Комплименты» (Дети передают друг другу воздушный шарик и говорят комплимент.)

Звучит мелодия «Одинокий пастух».

Учитель: Ребята, я приглашаю вас поиграть ещё в одну игру, она называется «Волшебный цветок добра»

- Встаньте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чем буду рассказывать.

- В моих руках ларец. В нем находятся волшебные зернышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.

(Учитель подходит к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладет в них невидимое зернышко).

Учитель:

- А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко посадите его внутрь себя. Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.

- Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь себя, в свое сердечко.

- Вас овевает теплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

- Ребята, а теперь откройте глаза.

Заключительное слово учителя.

В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком уютно и тепло. Любовь доброго человека, его помощь согревает как нежное весеннее солнышко.

                                Не стой в стороне равнодушно,

                                Когда у кого-то беда.

                                Рвануться на выручку нужно

                                В любую минуту всегда.

                                И если кому-то поможет

                                Твоя доброта и улыбка твоя,

                                Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

                                Что годы живешь ты не зря!

Спешите делать добрые дела, ребята!

Звучит мелодия «Дорогою добра».















Литература:

  1. «Начальная школа» Методическая газета для учителей начальных классов, январь, 2010 год №1;

  2. Е.Н.Арсенина, Л.Б.Кислова «Внеклассные мероприятия в начальной школе»

  3. Л.И.Жук «Сентябрь уж наступил…»



Интернет – ресурсы:

http://fantasyflash.ru/index.php?&kontent=anime

http://inmira.narod.ru/animac/an.1/cv.html

http://city-gif.narod.ru/new_year1.htm

http://miranimashek.ucoz.ru/photo/87

http://fotki.yandex.ru/users/kaory-x/view/78654/?page=7xgif.ru


Просмотр содержимого презентации
«доброта»

1. Добрый думает о …. , а злой о ….  2.Добрый делает добро не для себя ,а для …, злой делает зло не себе, а ….

1. Добрый думает о …. , а злой о …. 2.Добрый делает добро не для себя ,а для …, злой делает зло не себе, а ….

•   Делись последним с другом.   •   Помогай людям •   Защищай слабого •   Не завидуй • Прощай ошибки другим

•   Делись последним с другом.  

•   Помогай людям

•   Защищай слабого

•   Не завидуй

• Прощай ошибки другим