СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая система

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлена методическая система, по которой я работаю.

Просмотр содержимого документа
«Методическая система»

Методическая система учителя начальных классов МБОУ Хмелитской СОШ Смирновой Е.П

«Формирование личности, способной самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции средствами поисково – исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности»

«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. 
Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество». Поэтому реализация совместной поисково-исследовательской деятельности ученика и учителя становится необходимым условием для формирования личности, способной самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции.
Слова известного педагога Ш. Амонашвили стали девизом моей работы.

Выстраивая свою методическую систему, поставила цель:  

- формирование личности, способной самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции.

Для достижения цели мне необходимо решать следующие задачи: 

  • создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей на уроке и во внеурочное время, повышая мотивацию учащихся к обучению;

  • учить самостоятельно или в группе осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний;

  • развивать творческий потенциал детей;

  • учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка;

  • использовать в работе современные образовательные технологий, в том числе  информационно - коммуникационные  технологии.

Для реализации методической системы использую следующие виды деятельности в рамках урочного и внеурочного времени:

  • учебно-познавательную;

  •  проектно – исследовательскую;

  •  художественно-творческую.

Учебно-познавательная деятельность.

В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями.  Это делается для более эффективного достижения не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов обучения в начальной школе.

Учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

В нашей школе особое место уделяется информационно-технологическому профилю. Это позволяет сделать урок насыщенным, интересным, полноценным, способствует реализации целей и задач урока.

Использование УМК «Школа России» обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Особое место уделяется развитию у ребёнка человеческих качеств: доброты, способности сопереживать, готовности помогать другому. Это направлено на выполнение культуросозидающей роли образования. Я считаю этот аспект наиболее важным.

На уроках особое место я уделяю разнообразию форм организации учебной деятельности школьников, системе специальных заданий, использую различные технологии, а именно:

  • Игровая технология - самая актуальная для учителя начальной школы, так как первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, именно в этот год у детей происходит переход от игровой деятельности к учебной. 

  • Проблемное обучение. Проблемная ситуация на уроке  побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

  • Исследовательские технологии (метод проектов, эксперимент, моделирование). Проектная деятельность является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации.

  •  Информационно-коммуникативные технологии. Им отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации.

  • Технология «Учебного портфолио» способствует формированию необходимых навыков рефлексии, т. е. формированию самонаблюдения, размышления. Технология является средством для формирования мотивации достижения.

  • Технология критического мышления.

  • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Продуманная система заданий и вопросов побуждают детей быть наблюдательными, внимательными ко всему происходящему, они с удовольствием вовлекают в этот процесс родителей, ищут дополнительные сведения в справочных изданиях, в Интернете, часто посещают библиотеки города, тем самым учатся самостоятельно добывать знания, что приводит к формированию информационной компетенции.

Проектно – исследовательская деятельность.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

В своей практике я реализовала несколько проектов:

1. «Города России»

2. «Моя малая Родина»

3. «Богатства, отданные людям»

4. «День Победы!»

5. «История моей семьи»

6. «Мой колючий друг»

7. «Тайна имени»

Наиболее высокую оценку получил проект «Мой колючий друг», целями которого были:

  • расширение и обобщение знания детей о ежах;

  • выявление роли ежей в природе и в жизни людей;

  • развитие интеллектуальных и творческих возможностей учащихся;

  • воспитание любви и бережного отношения к братьям нашим меньшим.

Данный проект состоял из следующих этапов:

  1. Погружение в проект. Предложение темы проекта, определение целей, поиск оптимального способа достижения поставленных целей.

  2. Планирование. Составление плана работы.

  3. Работа над проектом


- Сбор и систематизация информации о ежах.

- Знакомство с художественной литературой:

- Создание мини-альбома рисунков.

- Изготовление книжки-самоделки.

- Создание презентации «Мой колючий ёж»


  1. Защита проекта

  2. Оценка результатов.

Результаты

  • Создаются условия для поисково-исследовательской деятельности детей на уроке и во внеурочное время;

  • Повышается мотивация учащихся к обучению;

  • Дети учатся самостоятельно или в группе осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний;

  • Развивается творческий потенциал детей;