КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Методические приемы и способы применения на уроках ОБЖ, БЖ имитационных неигровых методов обучения и неимитационного метода синектики
Преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин А.Н. Свидер
Рыльск 2017 г.
Введение
60-е годы ХХ века характеризуются поиском новых методов обучения, активизирующих учебно-познавательную деятельность студентов. Показателями такой активности выступают устойчивый интерес студентов к знаниям и их самостоятельность в осуществлении разнообразных учебных действий. Новые методы обучения получили название активных или инновационных.
Основные задачи:
- формирование навыков продуктивного общения в процессе обучения;
- развитие умений аргументировать свою точку зрения, ясно излагать мысли;
- развитие способности анализировать сложные ситуации, причины возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и решения задачи;
- развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности.
Эти методы могут быть использованы тогда, когда студенты уже владеют необходимыми знаниями полученными традиционными способами.
Инновационные методы подразделяются на имитационные (т.е. подражание кому, чему-либо; воспроизведение в разнообразных вариантах) и неимитационные.
Инновационные методы обучения предполагают изменение традиционной роли преподавателя в качестве организатора и информатора на соорганизатора, партнера, интегратора, консультанта.
Имитационные методы обучения связаны с моделированием в процессе обучения различного рода отношений и условий реальной жизни. Такое моделирование позволяет превратить обучение в школу «жизни», которая обеспечивает обучающимся естественную ненасильственную социализацию, делает их не пассивными объектами процесса обучения, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни.
Имитационные методы могут быть игровыми (ролевые, деловые игры), неигровые.
В своей профессиональной деятельности на «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности»я использую следующие «активные» методы обучения:
«Анализ конкретных ситуаций» – неигровой метод обучения, суть которого заключается в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент.
По учебной функции различают четыре вида ситуаций:
ситуация – проблема – студенты находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему;
ситуация – оценка – студенты дают оценку принятым решениям;
ситуация – иллюстрация – студенты получают примеры по основным темам курса на основании решенных проблем;
ситуация – упражнение – студенты упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии.
При выборе вида конкретной ситуации я исхожу из следующих факторов, таких как:
характер целей изучения темы;
уровень подготовки студентов, наличие иллюстрированного материала и технических средств обучения;
индивидуальный стиль деятельности преподавателя.
Так при изучении темы: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» на уроках ОБЖ рассматриваются аварии на транспорте и правила поведения при приближении транспортных средств и сотрудников ГИБДД предлагаю следующую ситуацию
Пример: Переход проезжей части вне пешеходного перехода.
Причина: недостаточно времени, чтобы дойти до пешеходного перехода или
его отсутствие.
Проблема: наличие транспортного средства или сотрудников ГИБДД.
Решение проблемы: дождаться проезда транспортного средства, сотрудников ГИБДД, посмотреть налево перейти дорогу до середины, посмотреть направо и перейти на другую сторону.
Студенты учатся давать оценку принятым решениям, т.е. зачем ему переходить дорогу в неположенном месте или общение с сотрудниками полиции. Единственно правильное решение – это пешеходный переход.
На уроке «Безопасность жизнедеятельности» при изучении темы «Общевоинские Уставы ВС РФ я применяю следующие ситуации:
Ситуация – «иллюстрация» – студенты по плакатам изучают действия часового на посту, согласно Устава, где он имеет право применять оружие.
Ситуация – «упражнение» – применять оружие имеет право в некоторых случаях и упражнениях, используя метод аналогии.
«Анализ конкретной ситуации» – это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Этот метод развивает аналитическое мышление студентов, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождение оптимального решения, учиться устанавливать деловые контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.
«Метод синектики» (синектика – объединение разнородных элементов) применяется для стимулирования творческой активности студентов. Он создает особые условия, инициирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций.
Вначале участников коллективного поиска решения в рамках данного метода знакомят с механизмами творчества. Одни из этих механизмов (операционные) можно развить в процессе обучения. К ним относятся прямая, личная и символическая аналогия. Развитие других (нетрадиционных) механизмов не гарантируется, хотя обучение может их пробудить. Это интуиция, способность к абстрагированию, к ассоциативному мышлению, применение оригинальных метафор и элементов игры.
Применяя метод синектики, я избегаю преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это сводит на нет дальнейший поиск решения. Обсуждение начинается не с собственно задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков. Такой анализ позволяет прояснить проблему, четче сформулировать ее. Если решение проблемы не отыскивается, предпринимаем повторный анализ ситуации, вызвавшей проблему. Иногда представляю проблему как совокупность задач. Так, например, на уроке «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме «Ситуации криминогенного характера» я применяю следующую ситуацию:
Пример: Нахождение на улице в темное время суток.
Проблема: Поход в магазин, спортивный зал, правила поведения в общественных местах.
В данном случае нет четкой формулировки проблемы. Обсуждение начинается с причины. Зачем молодому человеку или девушке выходить на улицу в одиночку в незнакомом населенном пункте. Студенты получают информацию, что они еще молоды, должны слушать указания преподавателей техникума и родителей. Пойти в магазин за продуктами или сходить в спортивный зал позаниматься, – является важным занятием. В общественных местах вести себя следует достойно, не мешать окружающим, соблюдать правила общения и культуру поведения.
То есть необходимо умело задавать вопросы студентам, уточнять, разъяснять на доступном студентам языке.
Стараюсь создавать обстановку на уроках ОБЖ и БЖ, мотивирую студентов к активной мыслительной деятельности.
Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приемов соответствует более полному усвоению нового материала, о чем свидетельствует качественная успеваемость студентов в этих группах, которая составляет:
На уроках ОБЖ – 70%
На уроках БЖ – 80%
Литература
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г., Учебное пособие для преподавателя учреждения среднего профессионального образования. – М.: Мастерство, 2015 – 272 с.
Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Безопасность жизнедеятельности учебник для СПО, 9-е издание, 2010.
В.С. Алексеев, М.И. Иванюков, Учебное пособие Основы безопасности жизнедеятельности, 2015.
Общевоинские Уставы, М.: Феникс, 2001.
В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, Педагогика, Москва, 2016.