СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки»

Дата:

Класс: 5

Урок № 12

Тема: Мир звезд


Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний учащихся по теме.

Задачи:

- Образовательные:  сформировать представления о происхождении небесных тел,

- раскрыть особенности строения и функционирования небесных тел

- актуализировать и развивать знания о планетах Солнечной Системы

- продолжить формирования умения сравнивать на примере сравнения различных небесных тел

- Воспитательные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

- Развивающие: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная


Ход урока

1. Орг. Момент. Приветствие. Добрый день, ребята. Я рада вас видеть на уроке.

2. Проверка Д/з.

3. Мотивация. Отгадайте загадки.

1. Эта желтая звезда. Согревает нас всегда,

Все планеты освещает, От других звезд защищает. (Солнце)


2. Крохотулечка-планета Первой Солнышком согрета,

И проворна – год на ней Восемьдесят восемь дней. (Меркурий)


3 Только Солнце и Луна В небе ярче, чем она.

Да и горячей планеты  В Солнечной системе нету. (Венера)


4 На планете чудеса: Океаны и леса,

Кислород есть в атмосфере, Дышат люди им и звери. (Земля)


5 То худеет, то полнеет, Светит с неба, но не греет,

И на Землю лишь одной Вечно смотрит стороной. (Луна)


6 Над планетой красной кружат Каменюки Страх и Ужас.

Нет горы нигде на свете Выше, чем на той планете. (Марс)


7 Меж Юпитером и Марсом Не мешало бы прибраться –

Там осколки от планеты, А вот веника-то нету. (Фаэтон и Пояс астероидов)


8 Великан-тяжеловес Мечет молнии с небес,

Полосат он, словно кошка, Жаль худеет понемножку. (Юпитер)


9 Пышный газовый гигант

Брат Юпитера и франт

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли. (Сатурн)


10 Он уже который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь космоса тоску

Мчится, лежа на боку. (Уран)


11 На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма -

Длится 40 лет зима. (Нептун)


4. Изучение нового материала.

Кроме Солнца, планет и их спутников, какие ещё небесные тела входят в состав Солнца? (Астероиды, кометы, метеоры, метеориты).

Астероиды

1 января 1801 года итальянский астроном Джузеппе Пиацци в свой телескоп обнаружил новое небесное тело, которое выглядело как звезда. Оно и подобные ему тела были названы астероиды, что означает «звездноподобные» (от греческих слов «астер» – звезда и «оидос» - вид).

В настоящее время обнаружено более 5 тысяч астероидов.

Это небесные тела неправильной формы диаметром от одного до нескольких десятков километров.

Астероиды – это не звезды. Как и планеты, они не испускают собственного света и обращаются вокруг Солнца. Поэтому их называют малыми планетами.

Происхождение астероидов еще не выяснено. Предполагают, что это остатки вещества, из которого когда-то образовались планеты Солнечной системы.

О каком небесном теле идёт речь?

На ночном небе, среди привычных фигур созвездий вдруг появляется яркая новая звезда, окруженная туманной оболочкой и украшенная длинным серебристым хвостом. От ночи к ночи она медленно движется, меняет свой внешний вид. Просияв несколько недель или дней, слабеет и пропадает среди звезд или исчезает в лучах Солнца. Это конечно не звезда, а яркая … комета. Люди замечали их с незапамятных времен - летописи, исторические хроники, устные сказания донесли до нас сведения об их появлении на небе в самых разных сторонах света. Яркие кометы - это редкое событие - они появляются три-четыре раза в столетие.

Эти небесные тела получили свое название от греческого слова «кометес», что означает «волосатая». Издавна кометы пугали людей. Их считали предвестниками различных бед, таких как эпидемии, голод, войны. Сейчас мы знаем, что кометы – это часть Солнечной системы.

Главная часть кометы – ядро. Состоит из льда, замерзших газов и твердых частиц разных веществ.

По мере приближения к Солнцу, ядро нагревается и его вещества начинаются испаряться. Вокруг ядра образуется оболочка, появляется длинный хвост. Он может вытягиваться на миллионы километров и всегда направлен в сторону Солнца. Со временем под действием солнечного тепла многие кометы полностью разрушаются. Кометы можно увидеть на небе, но появляются редко.

Метеоры

В межпланетном пространстве движется огромное количество космической пыли. В большинстве случаев это остатки разрушенных комет.

Временами они врываются в атмосферу Земли и вспыхивают, проносясь по небу яркой светящейся черточкой: кажется, что падает звезда. Эти вспышки на небе называют метеорами. От греческого слова «метеорос» – парящий в воздухе.

Космические частицы раскаляются в результате трения об атмосферу, вспыхивают и сгорают. Обычно это происходит на высоте 80-100 км.

В народе метеоры называют «падающими звездами». Очень яркие метеоры называют болидами.

Кроме космической пыли, в межпланетном пространстве движутся и более крупные тела, в основном это обломки астероидов.

Попадая в атмосферу Земли, они не успевают сгореть. Их остатки попадают на поверхность Земли.

Упавшие на Землю космические тела называют МЕТЕОРИТАМИ.

Падение крупных метеоритов на Землю – явление довольно редкое. Обычно их масса колеблется от 100 г до нескольких кг. Самый большой из найденных метеоритов весил более 60 тонн.

5. Закрепление.

1. Вспышка света, возникающая при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли.

2. Космическое тело, упавшее на Землю.

3. Малая планета.

4. «Волосатая» звезда.

6. Подведение итогов.

7. Д/з. изучить п. 12-13