Дата:
Класс: 5
Урок № 13
Тема: Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей.
Цель урока: сформировать представление о влиянии космоса на жизнь людей и планету в целом.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с воздействием на Землю ближнего и дальнего космоса.
- Воспитательные: формирование мировоззренческих идей.
- Развивающие: способствовать формированию географической культуры, памяти, логики и интеллекта.
Универсальные учебные действия
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей познания космического пространства, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: понимание следствий воздействия различных космических тел на Землю.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию о проявлении воздействий различных космических тел на Землю, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная
Структура и ход урока
1. Орг. Момент. Приветствие. Добрый день, ребята. Я рада вас видеть на уроке.
2. Проверка Д/з.
3. Мотивация. Загадка.
Звёзды, астероиды, кометы,
Метеоры, спутники, планеты,
Необъятность взглядом бесконечность,
Мрак, величие, тайны, вечность.
(Космос)
4. Изучение нового материала.
1. Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему. Зная, что Земля планета Солнечной системы, предположите, может ли жизнь на Земле зависеть от тел, входящих в состав Солнечной системы? От каких?
Ученики высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Формулируют название темы урока: Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей.
- Что, по вашему мнению, побудило людей изучать космос? Ученики предлагают свои варианты ответов : почему? (К,Р) Люди давно догадались, что жизнь на Земле связана с космическими явлениями. Вы спросите «почему?». На Земле периодически происходят природные процессы и явления, которые приносят много бед человечеству. Назовите их.
Ответьте на вопрос как космос влияет на Землю?
- Солнце притягивает Землю
- Дает свет и тепло
- Испускает солнечный ветер
- Земля сталкивается с небесными телами
- Дальний космос испускает космические лучи, характер которых не раскрыт.
- Под действием силы притяжения на Земле происходят приливы и отливы.
2. Таинственный блеск звёзд и бездонная глубина неба манили к себе людей. В своих мечтах люди давно хотели оторваться от земли и парить в небе, как птицы. Особенно это нам известны полёты из сказок.
- На чём летали герои сказок? (ковёр самолёт, метла со ступой)
Это всё в сказках, а что же на самом деле придумал человек, чтобы подняться в небо?
В жизни находились среди людей смельчаки, которые пытались летать с помощью искусственных крыльев. Или пытались подняться в воздух с помощью ракет, которые связывались между собой и прикреплялись к бамбуковому креслу.
И использовали даже воздушный шар, к которому была прикреплена корзина, где находились люди, шар наполняли горячим дымом, шар поднялся невысоко и летал недолго, как только дым остывал шар опускался на Землю.
С каждым годом человек усовершенствовал свои знания, он хотел во чтобы ни стало взлететь в небо, подняться к звёздам, исследовать космос.
Но все, же на разведку в космос на космических ракетах сначала отправили не человека.
4 октября 1957 году был запущен первый в мире искусственный Спутник Земли. Но он не смог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе?
Второй спутник вышел в космос с пассажирами на борту- четвероногие разведчики Белка и Стрелка полетели в космос.
Кроме их летали в космос белые крысы и мыши, все они вынесли необычные условия полёта и вернулись на Землю целыми и невредимыми. Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости хотя бы некоторое время.
«Он нас позвал в космос»
Вознёсся в космос человек
И снова Землю оглядел:
Напрашивается много дел.
-Кто он первый первопроходец звёздных дорог?
(Ю.А.Гагарин)
И вот настал этот день, который стал началом исследования космоса.
Этот день 12 апреля
Навеки запишут в календарь
Как начало восхожденья к цели
О которой лишь мечтали встарь.
В этот день такое совершилось,
Бурею ворвалось,
Изумило и ошеломило,
Очень небывалое сбылось.
(Н/п 12 апреля 1961 год)
Это был незабываемый день. В сообщениях радио и телевещания говорилось на всех языках мира, то в Советском союзе выведен на орбиту вокруг земли первый в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Пилотом-космонавтом космического- корабля спутника являлся лётчик-майор Ю.А.Гагарин.
С утра гудели провода
На них вовсю качались птицы
Светились крыши, как слюда,
И далям не было границы.
Но вдруг плавучий синий день,
День, излучающий тишь и звень,
Ворвался именем Гагарин
«Герой! Простой смоленский парень»
За 108 мин корабль «Восток» со скоростью 28.000 км/ч совершил по орбите целый оборот вокруг земного шара.
Первым человеком, который покинул космический корабль и шагнул в открытый космос, был Алексей Леонов 18 марта 1965 г.
После в 1969 году впервые на лунную поверхность ступил американский астронавт Нейл Армстрон, и он сказал о Гагарине так «Он позвал нас в космос»
5. Закрепление.
Продолжи:
- 4 октября 1957 г - …
- 12 апреля 1961 г - …
- Юрий Гагарин - …
- День Космонавтики - …
- 21 июля 1969 г - …
- Где находится космодром Байконур?
- Первая космонавт-женщина -
- Дата посадки на Луну –
В связи с освоением космоса учёные снова задумались: «Есть ли жизнь в космосе»? Но ответ на него до сих пор не получен. Планетарные системы в нашей галактике отделены друг о друга огромными расстояниями. Если инопланетяне на самом деле бывают на земле, значит, их наука и техника опережают земные – иначе такие невероятные путешествия были бы невероятны.
- За пределы Солнечной системы сейчас летят два космических зонда (беспилотный космический аппарат). На борту зонда «Пионер» находится металлическая пластинка с изображением людей и картой с координатами Земли. «Вояджер» взял с собой компьютерный диск с записью различных звуков и видов нашей планеты. Возможно, он попадёт когда-нибудь к представителям неземной цивилизации и поведает им о нашем мире.
6. Рефлексия
1.Результатом своей личной работы считаю, что я …
А) Пополнил свои знания В) Открыл новое
С) Повторил весь ранее изученный материал
7. Д/з. п. 15.