СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе:

Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования;

концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;

программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование;

авторской программы Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А. (под редакцией Неменского Б.М.) УМК «Школа России» Москва«Просвещение» 2011;

примерной программы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

Место предмета в учебном плане:

В учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Цели курса:

Изучение изобразительного искусства в образовательных учреждениях направлено на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка..


Задачи курса:


  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;

  • развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

  • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.;


Планируемые результаты изучения курса.


Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты:

характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметные результаты:

характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.












Формы и методы контроля.


Раздел(тема курса).

Наименование

(вид контроля).

Количество

часов

Как и чем работает художник

Контрольное тестирование по разделу.

1ч.

Реальность и фантазия

Контрольное тестирование по разделу.

О чём говорит искусство

Контрольное тестирование по разделу.

Как говорит искусство

Итоговое тестирование за 2 класс.

1ч.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  • Активность участия.

  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • Самостоятельность.

  • Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы


  • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Формы контроля уровня обученности

  • Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  • Тестирование

Тест

  • «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

  • «4» – верно выполнено 3/4 заданий.

  • «3» – верно выполнено 1/2 заданий.

  • «2»- верно выполнено менее 1/2 заданий.


Характеристика словесной оценки (оценочное суждение).


Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.


Основное содержание


Как и чем работает художник (9 часов).

  • Три основные краски.

  • Пять красок – всё богатство цвета.

  • Выразительные возможности аппликации.

  • Выразительные возможности графических материалов.

  • Выразительность материалов для работы в объёме.

  • Выразительные возможности бумаги.

  • Любой материал может стать выразительным.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Наблюдать цветовые сочетания в природе.

  • Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».

  • Овладеть первичными живописными навыками.

  • Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.

  • Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.

  • Смешивать цветные краски с белой и черной, для получения богатого колорита.

  • Развивать навыки работы гуашью.

  • Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий.

  • Расширять знания о художественных материалах.

  • Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.

  • Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.

  • Овладеть первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше).

  • Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.

  • Овладеть техникой и способами аппликации.

  • Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.

  • Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.

  • Приемам работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).

  • Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

  • Овладеть приёмами работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

  • Приемам работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

  • Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.

  • Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.


Реальность и фантазия (7 часов).

  • Изображение и реальность.

  • Изображение и фантазия.

  • Украшение и реальность.

  • Украшение и фантазия.

  • Постройка и реальность.

  • Постройка и фантазия.

  • Братья-Мастера всегда работают вместе.

  • Обучающиеся получат возможность научиться:

  • рассматривать, изучать, анализировать строение реальных животных.

  • изображать животных, выделяя пропорции частей тела.

  • передавать в изображении характер выбранного животного.

  • размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.

  • придумывать выразительные фантастические образы животных.

  • изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений.

  • наблюдать и видеть украшения в природе.

  • создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).

  • сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружках, тканях, украшениях, на посуде.

  • создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры.

  • рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.

  • работать с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).

  • конструировать из бумаги формы подводного мира.

  • участвовать в создании коллективной работы.

  • сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.

  • придумывать разнообразные конструкции.

  • создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.

  • понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров, их триединство).

  • конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.


О чем говорит искусство (10 часов).

  • Выражение характера животных.

  • Выражение характера человека.

  • Выражение характера человека.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • наблюдать природу в различных состояниях.

  • изображать живописными материалами контрастные состояния природы.

  • наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.

  • давать устную зарисовку-характеристику зверей.

  • входить в образ изображаемого животного.

  • изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.

  • создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.

  • характеризовать доброго и злого сказочных героев.

  • сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов.

  • изображать эмоциональное состояние человека.

  • создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи).

  • сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

  • создавать образы из целого куска пластилина.

  • создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером.

  • понимать роль украшения в жизни человека.

  • создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники).

  • украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д.

  • украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.

  • видеть художественный образ в архитектуре.


Как говорит искусство (8 часов).

  • Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.

  • Линия как средство выражения: ритм линий.

  • Линия как средство выражения: характер линий.

  • Ритм пятен как средство выражения.

  • Пропорции выражают характер.

  • Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение).

  • Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • составлять тёплые и холодные цвета.

  • понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов.

  • видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.

  • различным приемам работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).

  • изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная, жар-птица и т.п.).

  • составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.

  • наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природы.

  • изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.

  • создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.

  • видеть линии в окружающей действительности.

  • фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение весенней земли).

  • наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.

  • использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.

  • изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением.

  • понимать, что такое ритм.

  • передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.

  • понимать, что такое пропорции.

  • создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.

  • понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа.

  • фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.


Планируемый результат изучения учебного курса.

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

  • формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

  • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие. овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

  • получат навыки сотрудничества с взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.




ЛИТЕРАТУРА

для учащихся:

«Искусство вокруг нас», Н.А.Горяева, Москва «Просвещение», 2010г.

Рабочая тетрадь для 2 класса - «Твоя мастерская», под редакцией Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2013г.

для учителя:

Б.М.Неменский. Методическое пособие «Изобразительное искусство», Москва, «Просвещение», 2014 год.

«Изобразительное искусство». Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского (1-4) классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011 г.














ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.


п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

Корректировка

Как и чем работают художник? (8 часов).

1

Три основных цвета - желтый, красный, синий.



2

Белая и черная краски



3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.



4

Выразительные возможности аппликации.



5

Выразительные возможности графических материалов.



6

Выразительность материалов для работы в объеме.



7

Выразительные возможности бумаги.



8

Неожиданные материалы (обобщение темы)



Реальность и фантазия (7 часов).

9

Изображение и реальность.



10

Изображение и фантазия



11

Украшения и реальность



12

Украшения и фантазия



13

Постройка и реальность



14

Постройка и фантазия



15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)



О чем говорит искусство (11 часов)

16

Изображение природы в различных состояниях



17

Изображение характера животных



18

Изображение характера человека: женский образ



19

Изображения характера человека: мужской образ



20

Образ человека в скульптуре



21

Человек и его украшения



22

О чём говорят украшения



23,24

Образ здания



25

26

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру



Как говорит искусство (8 часов)

27

Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.



28

Тихие и звонкие цвета



29

Что такое ритм линии?



30

Характер линий



31

Ритм пятен



32

Пропорции выражают характер



33

Ритм линий и пятен, пропорции – средства выразительности



34

Обобщающий урок года.

























Лист

корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту














































































































16