СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке приведена программа по астрономии для 11 класса.

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Заревская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы_____________ М.Д. Хохлина

Приказ №01-05/156 от « 26 » августа 2020 г.









Рабочая программа

по астрономии для 11 класса





Составитель -

учитель физики и астрономии 1 кв. кат. Абрамов М.В.









2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по астрономии основывается на Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования для базового уровня и программе Страута Е.К. для общеобразовательных учреждений " Астрономия. Базовый уровень". 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018.

Актуальность создания данной программы на основе указанного в УМК заключается в следующем:

  • Содержание УМК соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования второго поколения и учебному плану Муниципального автономного образовательного учреждения Заревской средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов;

  • Предметное содержание УМК соответствует возрасту обучающихся и отражает круг интересов школьников;

  • Разработанные в авторской программе цели, задачи, содержание, методико – дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, сохранены в рабочей программе.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б.А. Воронцова – Вельяминова, Е.К. Страута. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в 11 классе.

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

-осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;

-приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

-овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

-использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

-формирование научного мировоззрения;

-формирование навыков использования естественно-научных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.




Требования к уровню подготовки учащихся:


В результате изучения астрономии ученик должен:

знать/понимать

• смысл понятий: эклиптика, планета, созвездие, галактика.

• смысл астрономических величин: световой год, парсек

уметь

• описывать и объяснять астрономические явления: солнечное и лунное затмения

• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы планет

• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости

• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях

• решать задачи на применение изученных астрономических законов

• осуществлять самостоятельный поиск информации астрономического содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.







Целями изучения предмета «Астрономии» в 11 классе является:

  • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

  • формирование научного мировоззрения;

  • формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.



Задачи

  • формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять исследования с использованием измерительных приборов.



Формы организации учебного процесса: классные, внеклассные, индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые

Формы контроля: проверочная работа, тест

Виды организации учебного процесса:

Самостоятельная работа, тест, работа по карточкам, проект с использованием ИКТ, ресурсов интернета.





Планируемые результаты освоения учебного предмета


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ученик научится


Ученик получит возможность научиться:



1. Предметные






  • распознавать физические величины и их условные обозначения: температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.

  • работать с физическими приборами: линейкой, секундомером, термометром, калориметром;

  • методам изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория. Воспроизводить:

  • определения понятий: измерение физической величины, цена деления шкалы измерительного прибора;

  • определения понятий: гипотеза, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения.

  • закон сохранения энергии в тепловых процессах

  • график фазовых переходов для любых веществ

  • Воспроизводить:

  • определения понятий: электрический ток, электрическое поле, электрон, протон, нейтрон, атом, молекула

  • определение по плану: силы тока, напряжения, сопротивления, электрической емкости;

  • графики зависимости: силы тока от напряжения, силы тока от сопротивления.

  • различать последовательное и параллельное соединение проводников в электрических цепях.

  • определять оптическую силу линзы, закон отражения и закон преломления;

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

  • интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.




2. Метапредметные








Регулятивные УУД:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  •  осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  •  основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.



Коммуникативные УУД:

  • читывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  •  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  •  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

  •  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  •  осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;





































Познавательные УУД

 • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

- умение находить и извлекать информацию в различном контексте; объяснять и описывать явления на основе полученной информации; анализировать и интегрировать полученную информацию; формулировать проблему, интерпретировать и оценивать её; делать выводы; строить прогнозы; предлагать пути решения


Регулятивные УУД:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные УУД:

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.





Познавательные УУД


• ставить проблему,

аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.




3. Личностные








• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

- формированность функциональной грамотности, предполагающей умение формулировать и объяснять собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина, основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированность универсальных учебных действий и сформированность социальных компетенций, включая функциональную грамотность


  • Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

- наиболее адекватными формами оценки функциональной грамотности служит письменная работа на межпредметной основе








Учебно-тематический план






Тема

Количество часов


В том числе

Лабораторные,

практические

работы

Контрольные работы

1

Предмет астрономии

2


1

2

Основы практической астрономии

6


1

3


Законы движения небесных тел

4


1

4

Солнечная система

7


1

5

Звезды

8


1

6

Наша Галактика – Млечный Путь

2



7

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

2


1

8

Повторение

3


1


Всего часов

34


7







Содержание тем учебного курса

Предмет астрономии (3 часа)

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Наземные и космические телескопы,принцип их работы. Космические аппараты.Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система;

основные этапы освоения космического пространства;

уметь:

характеризовать особенности методов познания астрономии,

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии

описывать и объяснять: принцип действия оптического телескопа,


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.


Основы практической астрономии (6часов)

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

знать/понимать:

смысл понятий: видимая звездная величина, созвездие; всемирное и поясное время

уметь:

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Законы движения небесных тел (4часа)

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

уметь:

характеризовать методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.



Солнечная система (7 часов)

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

знать/понимать:

смысл понятий: комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, Солнечная система, соединение и противостояние планет;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

уметь:

характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы,

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.



Звезды (8часов)

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Эффект Доплера. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Строение Солнца, солнечной атмосферы.Спектральный анализ. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

знать/понимать:

смысл понятий:, видимая звездная величина, звезда, спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

уметь:

описывать и объяснять: взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов;

характеризовать возможные пути эволюции звезд различной массы;

приводить примеры влияния солнечной активности на Землю, получения астрономической информации с помощью спектрального анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.


Наша Галактика - Млечный Путь (2 часа)

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

знать/понимать:

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.


Галактики. Строение и эволюция Вселенной (2 часа)

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.

знать/понимать:

смысл понятий: реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра, внесолнечная планета (экзопланета);

смысл физического закона Хаббла;

уметь:

описывать и объяснять: красное смещение с помощью эффекта Доплера;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.



Повторение (3 часа)

Солнечная система. Звезды.

Итого за год:

Контрольных работ: 7

Тем проектов или исследований: 3 школьных + 4 домашних

Практических работ: 2

Проверочных работ: 1


Календарно-тематическое планирование 11 класс


№№

Раздел, тема урока

Дата

урока

Корректировка

Астрономия, ее значение и связь с другими науками (3 часа)

1

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.

01.09-04.09


2

Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

07.09-11.09


3

Вводный контроль

14.09-18.09



Практические основы астрономии (4 часа)



4

Работа над ошибками. Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы.

21.09-25.09


5

Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.

28.09-02.10


6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

05.10-09.10


7

Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии».

12.10-16.10


Строение Солнечной системы (7 часов)

8

Работа над ошибками. Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира.

19.10-23.10


9

Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

02.11-06.11


10

Законы Кеплера.

09.11-13.11


11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.

16.11-20.11


12

Практическая работа с планом Солнечной системы. Движение небесных тел под действием сил тяготения.

23.11-27.11


13

Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

30.11-04.12


14

Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы».

07.12-11.12


Природа тел Солнечной системы (8 часов)

15

Работа над ошибками. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.

14.12-18.12


16

Контрольная работа за 1 полугодие.

21.12-25.12


17

Работа над проектом: «Определение высоты гор на Луне по способу Галилея»


11.01-15.01


18

Работа над ошибками. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.

18.01-22.01


19

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

25.01-29.01


20

Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы».

01.02-05.02


21

Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.

08.02-12.02


22

Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы».

15.02-19.02


Солнце и звезды (6 часов)

23

Работа над ошибками. Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю.

22.02-26.02


24

Проверочная работа «Солнце и Солнечная система».

01.03-05.03


25

Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость».

08.03-12.03


26

Исследование по теме «Определение расстояния до удаленных объектов на основе измерения параллакса», Массы и размеры звезд. Модели звезд.

15.03-19.03


27

Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы

31.03.-02.04


28

Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды».

05.04-09.04


Строение и эволюция Вселенной (4 часа)

29

Работа над ошибками. Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль.

12.04-16.04


30

Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик.

19.04-23.04


31

Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла.

26.04-30.04


32

Нестационарная Вселенная А.  А.  Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

03.05-07.05


Жизнь и разум во Вселенной (2 часа)

33

Итоговая контрольная работа за год.

10.05-14.05


34

Работа над ошибками. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности

17.05-21.05


Список литературы

1.Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11кл: учебник/ Б.А. Воронцов- Вельяминов, Е.К. Страут.- 4-е изд., стереотип – М.: Дрофа, 2018

2.Кунаш, М. А. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» /М. А. Кунаш. — М. : Дрофа, 2018.

3.Страут, Е. К.Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018.

4.Страут, Е. К.Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс :учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа,2018.



Интернет- ресурсы

  • http://college.ru

  • http://www.astro.websib.ru



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей физико-математического цикла

Протокол №1 от «26» августа 2020 г.

Руководитель ШМО _______________/В.Н. Шаповалова/


.



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР

______________Л.С. Евдокимова

«26» августа 2020 г.

1