ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 460 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Московское шоссе д. 252, стр. 1, пос. Шушары, Санкт-Петербург, 196626
E-mail: [email protected]
тел. 8(812)246-61-55
РАЗРАБОТАНА И ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБОУ школы № 460 Пушкинского района Санкт-Петербурга Протокол от 15.06.2021 № 12 | УТВЕРЖДЕНА Приказом от 15.06.2021 № 154/1 Директор ГБОУ школы № 460 Пушкинского района Санкт-Петербурга ______________________ М.Л. Пичурина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
п о биологии
(наименование кружка/предмета)
у ровень: базовый класс: 8
Срок реализации программы: 2021-2022 уч. год
К оличество часов: часов (1 часа в неделю)
Р азработчик: Бойко Иван Владимирович
(фамилия, имя, отчество)
учитель биологии
(должность)
Санкт-Петербург
2021
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми законодательными актами РФ:
– Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.;
– приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
– приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»;
– приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»;
– учебным планом ГБОУООШ №460.
Данная программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам содержания основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Рабочая программа составлена на основе государственной программы по биологии для общеобразовательных школ на основе авторской программы по биологии 5 класс под редакцией И.Н.Пономаревой (М.;Вентана-Граф), 2016)
II. Общая характеристика курса биологии.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
III. Содержание курса биологии направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности. Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.
IV. Цели и задачи программы.
Цели программы:
- обеспечить ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;
-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально –ценностного отношения к объектам живой природы
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
Задачи программы:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного.
V. Результаты освоения курса биологии.
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
– российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
– знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
– сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
– формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– формирование уважительного отношения к истории, куль туре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
– освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
– формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
– формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
– усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
– формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
– приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
– формирование основ экологической грамотности:
способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
– объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
– овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
– постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
– формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
– освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
IV. Место курса биологии в базисном учебном плане.
Общее число учебных часов рассчитанных для 5 класса составляет 34 (1 ч в неделю).
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Календарно - тематический план
Биология 5 класс
34 час (1 час в неделю)
2019-2020 учебный год
Содержание изучаемого материала | Дата | Характеристика формы организации учебной деятельности, УУД | Лабораторная работа | Использование ИТ |
ТЕМА 1 Биология- наука о живой природе (8 ч.) |
1. Наука о живой природе.(Вводный урок) | | Знакомство с задачами курса,живые организмы-важная часть природы. Человек и природа. | | Компьютерная презентация. |
2. Свойства живого | | Отличительные признаки живых организмов. Сравнение проявление свойств живого и неживого. | | Работа с интерактивной доской. |
3. Методы изучения природы | | Рассматривание и обсуждение рисунков учебника, иллюстрирующих методы исследования природы. | | Мультимедиа,интернет |
4. Увеличительные приборы | | История и строение микроскопа, микропрепаратов. Т.Б. при выполнении лабораторных работ. | Лабораторная работа№1 «Изучение устройства увеличительных приборов» | Работа с интерактивной доской (узнавание частей микроскопа) |
5. Строение клетки | | Клеточное строение живых организмов. Ткани, их функции. | Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» | Использование интерактивной доски. |
6. Химический состав клетки | | Урок-демонстрация особенностей химического состава живых организмов: органических и неорганических веществ. | | Цифровой микроскоп и мультимедиа система:демонстрация опытовпо обнаружению крахмала у разных растительных объектов |
7. Процессы жизнедеятельности клетки | | Основные процессы, происходящие в живой клетке. Клетка-живая система. | | Демонстрация видео: деление клетки |
8. Великие естествоиспытатели | | Самостоятельная работа учащихся в группах с текстом учебника и с электронными носителями информации. | | Компьютерная презентация. |
ТЕМА 2 МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 ч.) | | | | |
9. Царства живой природы | | Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». | | Флипчарт «Царства живой природы» (интерактивная доска) |
10. Бактерии. Строение и жизнедеятельность. | | Строение и многообразие бактерий. | | Интерактивная доска |
11. Значение бактерий в природе и для человека | | Роль бактерий в природе: фотосинтезирующие бактерии, симбионты, болезнетворные бактерии. Значение бактерий для человека. | | Компьютерная презентация. Заполнение таблицы на интерактивной доске. |
12. Растения | | Главные признаки растений. Основные группы растений. | Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением побегов растений» | Флипчарт «Группы растений» |
13. Животные | | Особенности животных. Их многообразие. | Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных» | Цифровой микроскоп-рассматривать живые организмы при малом увеличениии. |
14. Грибы | | Общая характеристика грибов | | Флипчарт «Грибы» |
15. Многообразие и значение грибов | | Шляпочные, плесневые, паразитические грибы. Съедобные и ядовитые .Значение грибов для человека | | Компьютерная презентация |
16. Лишайники | | Общая характеристика, строение | | Компьютерная презентация |
17. Значение живых организмов | | Разнообразие организмов. Роль в природе и жизни человека | | Групповые компьютерные презентации учащихся |
18. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 | | Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника, оценка учащимися своих достижений. Тест. | | |
ТЕМА 3. ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (8 ч.) | | | | |
19. Многообразие условий обитания на планете | | Особенности сред жизни организмов, примеры обитателей этих сред жизни | | Компьютерная презентация |
20. Экологические факторы среды | | Влияние экологических факторов на организмы | | Иллюстрации факторов из интернета |
21. Приспособления организмов к жизни в природе | | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Работа в парах по характеристике приспособленностей | | Компьютерная презентация |
22. Природные сообщества | | Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии | | Интерактивная пищевая цепь |
23. Природные зоны России | | Характеристика природных зон и их обитателей | | Интерактивная карта природных зон России |
24. Жизнь организмов на разных материках | | Многообразие живого мира нашей планеты | | Компьютерная презентация |
25. Жизнь организмов в морях и океанах | | Условия жизни в водной среде, приспособленность организмов | | Видео фильм |
26. Обобщение и систематизация знаний по теме 3 | | Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника, оценка учащимися своих достижений. Тест. | | |
ТЕМА 4 ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (8 ч.) | | | | |
27 Как появился человек на Земле | . | Место человека в системе органического мира. Предки человека. | | Компьютерная презентация |
28. Как человек изменял природу | | Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. | | Групповые компьютерные презентации учащихся |
29. Важность охраны живого мира природы | | Последствия деятельности человека в экосистеме. Красная книга. Заповедники | | Иллюстрации видов, находящихся на грани исчезновения (интернет) |
30. Сохраним богатство живой природы | | Организация планов и проектов охраны растений и животных в период летних каникул. | | Компьютерная презентация –как построить кормушки для птиц и белок. |
31. Итоговый контроль | | Беседа по вопросам учебника, обсуждение проблем, заданных в учебнике. Работа в парах и малых группах. | | |
32. Повторение | | Резервный урок | | |
33. Повторение | | Резервный урок | | |
34 Повторение | | Резервный урок | | |
| | | | |
Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы:
1.Учебные пособия
№ | Название | Класс | Год, издательство | Автор |
1. | «Биология» учебник | 5 | Из-во «Вентана -Граф». М 2016 год | Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. |
2 | Рабочая тетерадь к учебнику «Биология» | 5 | Из-во «Вентана -Граф». М 2016 год | Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. |
3 | Методическое пособие для учителя | 5 | Из-во «Вентана -Граф». М 2015 год | Пономарёва И.Н., Корнилова О.А. |
2.Дополнительные материалы (Интернет– ресурсы):
Биология: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://bio.1september.ru.
Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»:http://www.informika.ru/
Тестирование on-line: 5-11 классы:http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Путеводитель «В мире науки» для школьников»: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru