СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки: Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми законодательными актами РФ:

– Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.;

 – приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

– приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»;

– приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»;

– учебным планом ГБОУООШ №460.

Данная программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам содержания основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Рабочая программа составлена на основе государственной программы по биологии для общеобразовательных школ на основе авторской программы по биологии 5 класс под редакцией И.Н.Пономаревой (М.;Вентана-Граф), 2016)

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки: Рабочая программа по биологии 5 класс»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 460 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Московское шоссе д. 252, стр. 1, пос. Шушары, Санкт-Петербург, 196626

E-mail: [email protected]

тел. 8(812)246-61-55





РАЗРАБОТАНА И ПРИНЯТА

Педагогическим советом

ГБОУ школы № 460

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Протокол от 15.06.2021 № 12


УТВЕРЖДЕНА

Приказом от 15.06.2021 № 154/1

Директор ГБОУ школы № 460

Пушкинского района Санкт-Петербурга

______________________ М.Л. Пичурина






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


п о биологии

(наименование кружка/предмета)

у ровень: базовый класс: 8


Срок реализации программы: 2021-2022 уч. год


К оличество часов: часов (1 часа в неделю)








Р азработчик: Бойко Иван Владимирович

(фамилия, имя, отчество)


учитель биологии

(должность)









Санкт-Петербург

2021


I. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми законодательными актами РФ:

– Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.;

 – приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

– приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»;

– приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»;

– учебным планом ГБОУООШ №460.

Данная программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам содержания основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Рабочая программа составлена на основе государственной программы по биологии для общеобразовательных школ на основе авторской программы по биологии 5 класс под редакцией И.Н.Пономаревой (М.;Вентана-Граф), 2016)

II. Общая характеристика курса биологии.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

III. Содержание курса биологии направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности. Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.

IV. Цели и задачи программы.

Цели программы:

- обеспечить ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;

-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально –ценностного отношения к объектам живой природы

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни

Задачи программы:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного.

V. Результаты освоения курса биологии.

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

– российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

– знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

– сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

– формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– формирование уважительного отношения к истории, куль туре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

– освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

– развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

– формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

– формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

– формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

– осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных

и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

– усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

– формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

– приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

– формирование основ экологической грамотности:

способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

– объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

– овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;

– постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

– формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

– освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

IV. Место курса биологии в базисном учебном плане.

Общее число учебных часов рассчитанных для 5 класса составляет 34 (1 ч в неделю).

В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.






































Календарно - тематический план


Биология 5 класс

34 час (1 час в неделю)

2019-2020 учебный год


Содержание изучаемого материала

Дата

Характеристика формы организации учебной деятельности, УУД

Лабораторная работа

Использование ИТ

ТЕМА 1 Биология- наука о живой природе (8 ч.)

1. Наука о живой природе.(Вводный урок)



Знакомство с задачами курса,живые организмы-важная часть природы. Человек и природа.


Компьютерная презентация.

2. Свойства живого


Отличительные признаки живых организмов. Сравнение проявление свойств живого и неживого.


Работа с интерактивной доской.

3. Методы изучения природы


Рассматривание и обсуждение рисунков учебника, иллюстрирующих методы исследования природы.


Мультимедиа,интернет

4. Увеличительные приборы


История и строение микроскопа, микропрепаратов.

Т.Б. при выполнении лабораторных работ.

Лабораторная работа№1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

Работа с интерактивной доской (узнавание частей микроскопа)

5. Строение клетки


Клеточное строение живых организмов. Ткани, их функции.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

Использование интерактивной доски.

6. Химический состав клетки


Урок-демонстрация особенностей химического состава живых организмов: органических и неорганических веществ.


Цифровой микроскоп и мультимедиа система:демонстрация опытовпо обнаружению крахмала у разных растительных объектов

7. Процессы жизнедеятельности клетки


Основные процессы, происходящие в живой клетке. Клетка-живая система.


Демонстрация видео: деление клетки

8. Великие естествоиспытатели


Самостоятельная работа учащихся в группах с текстом учебника и с электронными носителями информации.


Компьютерная презентация.

ТЕМА 2 МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 ч.)





9. Царства живой природы


Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид».


Флипчарт «Царства живой природы» (интерактивная доска)

10. Бактерии. Строение и жизнедеятельность.


Строение и многообразие бактерий.


Интерактивная доска

11. Значение бактерий в природе и для человека


Роль бактерий в природе: фотосинтезирующие бактерии, симбионты, болезнетворные бактерии. Значение бактерий для человека.


Компьютерная презентация.

Заполнение таблицы на интерактивной доске.

12. Растения


Главные признаки растений. Основные группы растений.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением побегов растений»

Флипчарт «Группы растений»

13. Животные


Особенности животных. Их многообразие.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

Цифровой микроскоп-рассматривать живые организмы при малом увеличениии.

14. Грибы


Общая характеристика грибов


Флипчарт «Грибы»

15. Многообразие и значение грибов


Шляпочные, плесневые, паразитические грибы. Съедобные и ядовитые .Значение грибов для человека


Компьютерная презентация

16. Лишайники


Общая характеристика, строение


Компьютерная презентация

17. Значение живых организмов


Разнообразие организмов. Роль в природе и жизни человека


Групповые компьютерные презентации учащихся

18. Обобщение и систематизация знаний по теме 2


Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника, оценка учащимися своих достижений. Тест.



ТЕМА 3. ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (8 ч.)





19. Многообразие условий обитания на планете


Особенности сред жизни организмов, примеры обитателей этих сред жизни


Компьютерная презентация

20. Экологические факторы среды


Влияние экологических факторов на организмы


Иллюстрации факторов из интернета

21. Приспособления организмов к жизни в природе


Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Работа в парах по характеристике приспособленностей


Компьютерная презентация

22. Природные сообщества


Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии


Интерактивная пищевая цепь

23. Природные зоны России


Характеристика природных зон и их обитателей


Интерактивная карта природных зон России

24. Жизнь организмов на разных материках


Многообразие живого мира нашей планеты


Компьютерная презентация

25. Жизнь организмов в морях и океанах


Условия жизни в водной среде, приспособленность организмов


Видео фильм

26. Обобщение и систематизация знаний по теме 3


Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника, оценка учащимися своих достижений. Тест.



ТЕМА 4 ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (8 ч.)





27 Как появился человек на Земле

.

Место человека в системе органического мира. Предки человека.


Компьютерная презентация

28. Как человек изменял природу


Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.


Групповые компьютерные презентации учащихся

29. Важность охраны живого мира природы


Последствия деятельности человека в экосистеме. Красная книга. Заповедники


Иллюстрации видов, находящихся на грани исчезновения (интернет)

30. Сохраним богатство живой природы


Организация планов и проектов охраны растений и животных в период летних каникул.


Компьютерная презентация –как построить кормушки для птиц и белок.

31. Итоговый контроль


Беседа по вопросам учебника, обсуждение проблем, заданных в учебнике. Работа в парах и малых группах.



32. Повторение


Резервный урок





33. Повторение


Резервный урок






34 Повторение


Резервный урок











Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы:

1.Учебные пособия

Название

Класс

Год, издательство

Автор

1.

«Биология» учебник

5

Из-во «Вентана -Граф». М 2016 год

Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.

2

Рабочая тетерадь к учебнику «Биология»

5

Из-во «Вентана -Граф». М 2016 год

Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.

3

Методическое пособие для учителя

5

Из-во «Вентана -Граф». М 2015 год

Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.


2.Дополнительные материалы (Интернет– ресурсы):

  1. Биология: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://bio.1september.ru.

  2. Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/

  3. Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»:http://www.informika.ru/

  4. Тестирование on-line: 5-11 классы:http://www.kokch.kts.ru/cdo/

  5. Путеводитель «В мире науки» для школьников»: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/

  6. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/

  7. Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!