СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка рабочей программы по биологии 9 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577););

– Примерной учебной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»);

– Программы по биологии 5—9 классы. Авторы программы:  В.Б.Захарова, Н.И.Сонин, // Биология 5-9 классы. Рабочие программы, составитель Пальдяева Г.М Учебно-методическое пособие- М.: Дрофа, 2015//.  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка рабочей программы по биологии 9 класс ФГОС»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577););

– Примерной учебной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»);

– Программы по биологии 5—9 классы. Авторы программы: В.Б.Захарова, Н.И.Сонин, // Биология 5-9 классы. Рабочие программы, составитель Пальдяева Г.М Учебно-методическое пособие- М.: Дрофа, 2015//.

– «Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «СОШ №9», реализуемых в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО», утвержденного приказом директора № 77-о от 31.08.2016 г.;

– ООП ООО и учебного плана МБОУ «СОШ №9» на 2019/2020 учебный год;

– Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, 2018г

Цели и задачи программы

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи курса биологии:

• развивать знания о живой природе;

• формировать основополагающие понятия и опорные знания, необходимые для изучения других наук; Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Обучающиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой МБОУ«СОШ №9» предполагается использование следующего учебно-методического комплекта (УМК):

-Программа по биологии 5—9 классы. Авторы программы: В.Б.Захарова, Н.И.Сонин, Биология 5-9 классы. Рабочие программы, составитель Пальдяева Г.М Учебно-метод ическое пособие- М.: Дрофа, 2015.

- методического пособия, авторы- О.Г. Петрова, В.И. Сивоглазов Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова , И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина. Биология. Общие закономерности М.: Дрофа, 2016.

- учебника Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, 2018г

Авторской программой Н.И. Сонина в 9 классе на учебный предмет «Биология» отводится 70 часов (из расчета 2 часа в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №9» рабочая программа по «Биологии» в 9 классе рассчитывается на 70 часов в год, 2 часа в неделю, из которых 11часов лабораторные работы.


Формы организации работы учащихся:

Индивидуальная

Коллективная: фронтальная; парная; групповая.


Формы учебных занятий: игры на конкурсной основе, ролевые; мини-лекции; диалоги и беседы; практические работы; дискуссии; проектная деятельность.

Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; защита презентаций; рефлексия.












ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • Индивидуальный подход

  • Личностно-ориентированная

  • Информационная

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Частично-поисковый




Формы и средства контроля


Согласно локальному акту школы «Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации учащихся» предусмотрено проведение текущего и промежуточного контроля.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д., анализ творческих работ. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по деятельности)

  • Урочные - традиционные:

Практические работы и лабораторные работы;

  • Тесты;

  • Самостоятельные задания;

  • Зачеты;

  • Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);

  • Рефераты.

  • Защита рефератов.



ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по функциям)

  • Констатирующий - отслеживание фактического усвоения материала.

  • Формирующий - констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат.

  • Корректирующий - исправление недостатков.











Критерии и нормы оценивания образовательных результатов по предмету определяются локальным нормативным актом школы «Положение о критериях оценки знаний, умений и навыков обучающихся в МБОУ «СОШ №9»



Коррекционная работа с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ


Так как в 9 классе обучается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), в календарно-тематическое планирование включены коррекционные задачи, которые определены на основе дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния их здоровья, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм и рекомендаций специалистов МСЭ/ПМПК.


Коррекционные задачи:

1. Развивать и отрабатывать моторику рук, зрительно-моторную координацию

2. Развивать манипуляцию рук, тактильные ощущения в пальцах

3. Развивать динамическую силу в мышцах кисти

4. Работать над развитием связной речи

5. Работать над развитием устной и письменной речи

6. Работать над развитием правильной позы

7. Развивать глазомер

8. Развивать навыки самостоятельности, самоконтроля в работе

9. Развивать абстрактное мышление, пространственное воображение

10. Развивать память, внимание

11. Развивать логическое мышление на уровне понятия, суждения, умозаключения

12. Тренировать пространственную ориентацию

13. Развивать инициативу, творческие способности

14. Развивать силу воли, настойчивость

15. Развивать навыки работы с учебником

16. Развивать навыки осмысленного прочтения текста

17. Формировать навыки планирования работы и поиска рациональных путей её выполнения

18. Формировать умение работать по словесным и письменным инструкциям

19. Развивать графические навыки

20. Развивать интерес к предмету

21. Развивать кругозор учащихся



Приемы коррекционной работы на уроке:

  • Индивидуальные задания;

  • Увеличение времени на выполнение работы;

  • Работа во временных группах;

  • Составление плана ответа;

  • Использование наглядных пособий при ответе;

  • Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками;

  • Стимуляция вопросов со стороны учащихся;

  • Деление заданий на дозы;

  • Рациональная система упражнений;

  • Проговаривание, комментирование, систематическое повторение

  • Использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д.;

  • Согласование объема домашнего задания






Работа с обучающимися, испытывающими трудности в освоении программы учебного предмета

Основные задачи, решаемые учителем при обучении учащихся:

- создание комфортных условий на уроке;

- обеспечение учащихся алгоритмом выполнения всех видов письменных заданий, работы с книгой по заданию учителя, устного ответа;

- осуществление контроля за организацией рабочего места в учебное время

Этап урока

Деятельность учителя

1. В процессе контроля

подготовленности учащихся












  • Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие за​труднения;

  • Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении;

  • Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки;

  • По окончании изучения темы или раздела, обоб​щать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания

2. При изложении нового материала




  • Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала;

  • Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала;

  • Применять средства поддержания интереса к ус​воению знаний;

  • Обеспечивать разнообразие методов обучения, по​зволяющих всем учащимся активно усваивать ма​териал

3. В ходе самостоя​тельной работы

уча​щихся на уроке



  • Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта; Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах;

  • Инструктиро​вать о порядке выполнения работы;

  • Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе

  • Умело оказывать помощь ученикам в работе, все​мерно развивать их самостоятельность;

  • Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль

4.​ При организации самостоятельной работы вне класса


  • Обеспечить в ходе домашней работы повторение работы пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения;

  • Систематически давать домашние задания по ра​боте над типичными ошибками;

  • Четко инструктировать учащихся о порядке выпол​нения домашних работ, проверять степень пони​мания этих инструкций слабоуспевающими школь​никами;

  • Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, слабоуспевающих учеников





















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ     учащихся 9 класса 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование

неорганических и органических молекул живого вещества;


—химические свойства и биологическую роль воды;

—роль катионов и анионов в обеспечении процессов

жизнедеятельности;

—уровни структурной организации белковых молекул;

—принципы структурной организации и функции угле_

водов;

—принципы структурной организации и функции жи_

ров;

—структуру нуклеиновых кислот (ДНК и РНК).

Учащиеся должны уметь:

—объяснять принцип действия ферментов;

—характеризовать функции белков;

—отмечать энергетическую роль углеводов и пласти_

ческую функцию жиров.

Учащиеся должны уметь:

—описывать обмен веществ и превращение энергии в

клетке;

—приводить подробную схему процесса биосинтеза

белков.

Учащиеся должны знать:

—определения понятий: «прокариоты», «эукариоты»,

«хромосомы», «кариотип», «митоз»;

—строение прокариотической клетки;

—строение прокариот (бактерии и синезелёные водоросли (цианобактерии));

—строение эукариотической клетки;

—многообразие эукариот;

—особенности строения растительной и животной

клеток;

—главные части клетки;

—органоиды цитоплазмы, включения;

—стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них;

—положения клеточной теории строения организмов;

—биологический смысл митоза.

Учащиеся должны уметь:

—характеризовать метаболизм у прокариот;

—описывать генетический аппарат бактерий;

—описывать процессы спорообразования и размножения

прокариот;

—объяснять место и роль прокариот в биоценозах;

Учащиеся должны знать:

—многообразие форм бесполого размножения и группы

организмов, для которых они характерны;

—сущность полового размножения и его биологическое

значение;

—процесс гаметогенеза;

—мейоз и его биологическое значение;

—сущность оплодотворения.

Учащиеся должны уметь:

—характеризовать биологическое значение бесполого

размножения;

—объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию

гаплоидных гамет.

Учащиеся должны знать:

—определение понятия «онтогенез»;

—периодизацию индивидуального развития;

—этапы эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез);


—формы постэмбрионального периода развития: непрямое развитие, развитие полным и неполным превращением;

—прямое развитие;

—биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера;

—работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Учащиеся должны уметь:

—описывать процессы, протекающие при дроблении,

гаструляции и органогенезе;

—характеризовать формы постэмбрионального развития;

—различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении;

—объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;

—характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии.

Учащиеся должны знать:

—определения понятий: «ген», «доминантный ген»,

«рецессивный ген», «признак», «свойство», «фенотип»,

«генотип», «наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции», «мутации», «сорт», «порода»,

«штамм»;

—сущность гибридологического метода изучения наследственности;

—законы Менделя;

—закон Моргана.

Учащиеся должны уметь:

—использовать при решении задач генетическую

символику;

—составлять генотипы организмов и записывать их гаметы;

—строить схемы скрещивания при независимом и

сцепленном наследовании, наследовании, сцепленном с полом;

—сущность генетического определения пола у растений

и животных;

—характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;

—составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.

Учащиеся должны знать:

—методы селекции;

—смысл и значение явления гетерозиса и полиплоидии.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять механизмы передачи признаков и свойств

из поколения в поколение и возникновение отличий от родительских форм у потомков.

Учащиеся должны знать:

—уровни организации живой материи и научные дисциплины, занимающиеся изучением процессов жизнедеятельности на каждом из них;

—химический состав живых организмов;

—роль химических элементов в образовании органических молекул;


—свойства живых систем и отличие их проявлений от

сходных процессов, происходящих в неживой природе;

—царства живой природы, систематику и представителей разных таксонов;

—ориентировочное число известных видов животных,

растений, грибов и микроорганизмов.

Учащиеся должны уметь:

—давать определения уровней организации живого и характеризовать процессы жизнедеятельности на каждом из

них;

—характеризовать свойства живых систем;

—объяснять, как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации;

—приводить краткую характеристику искусственной и

естественной систем классификации живых организмов;

—объяснять, почему организмы относят к разным систематическим группам.

Учащиеся должны знать:

—типы покровительственной окраски (скрывающая,

предостерегающая) и их значение для выживания;

—объяснять относительный характер приспособлений;

—особенности приспособительного поведения.

Учащиеся должны уметь:

—приводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения живых организмов.

Учащиеся должны знать:

—главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс;

—основные закономерности эволюции: дивергенцию,

конвергенцию и параллелизм;

—результаты эволюции.

Учащиеся должны уметь:

—характеризовать пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию;

—приводить примеры гомологичных и аналогичных органов.

Учащиеся должны знать:

—этапы развития животных и растений в различные периоды существования Земли;


—движущие силы антропогенеза;

—систематическое положение человека в системе живого мира;

—свойства человека как биологического вида;

—этапы становления человека как биологического вида;

—расы человека и их характерные особенности.

Учащиеся должны уметь:

—описывать развитие жизни на Земле в архейскую и

протерозойскую эры;

—описывать развитие жизни на Земле в палеозойскую

эру;

—описывать развитие жизни на Земле в мезозойскую

эру;

—описывать развитие жизни на Земле в кайнозойскую

эру;

—характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека;

—опровергать теорию расизма.

Учащиеся должны знать:

—антропогенные факторы среды;

—характер воздействия человека на биосферу;

—способы и методы охраны природы;

—биологический и социальный смысл сохранения ви_

дового разнообразия биоценозов;

—основы рационального природопользования;

—неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы;

—заповедники, заказники, парки России;

—несколько растений и животных, занесённых в

Красную книгу.

Учащиеся должны уметь:

—применять на практике сведения об экологических

закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве

для правильной организации лесоводства, рыбоводства,

а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.




Метапредметные результаты обучения


Учащиеся должны уметь:

—составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний;

—обобщать и делать выводы по изученному материалу;

—работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого мате_

риала;

—представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;

—объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике;

—самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к

различным клеточным структурам;

—иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками;

—работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Учащиеся должны уметь:

—сравнивать и сопоставлять между собой этапы развития животных изученных таксономических групп;

—использовать индуктивный и дедуктивный подходы

при изучении крупных таксонов;

—выявлять признаки сходства и различия в развитии

животных разных групп;

—обобщать и делать выводы по изученному материалу;

—работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала;

—представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Учащиеся должны уметь:

—давать характеристику генетических методов изучения биологических объектов;

—работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;


—составлять конспект параграфа учебника до и/или

после изучения материала на уроке;

—разрабатывать план_конспект темы, используя разные

источники информации;

—готовить устные сообщения и письменные рефераты на

основе обобщения материала учебника и дополнительной

литературы;

—пользоваться поисковыми системами Интернета.

Личностные результаты обучения

—Формирование чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,

чувства гордости за свою Родину;

—осознание учащимися ответственности и долга перед

Родиной;

—ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию;

—формирование мотивации к обучению и познанию,

осознанному выбору будущей профессии;

—способность учащихся строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентации в мире

профессий и профессиональных предпочтений;

—формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и об_

щественной практики;

—соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;

—умение реализовывать теоретические познания на

практике;

—осознание значения образования для повседневной

жизни и осознанный выбор профессии учащимися;

—способность учащихся проводить работу над ошибками

для внесения корректив в усваиваемые знания;

—привить любовь к природе, чувство уважения к

учёным, изучающим животный мир, развить эстетическое

восприятие общения с живыми организмами;

—признание учащимися права каждого человека на

собственное аргументированное мнение;

—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и

активным действиям на природоохранительном поприще;

—умение аргументированно и обоснованно отстаивать

свою точку зрения;

—критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их результаты;

—осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

культуре;

—осознание важности формирования экологической

культуры на основе признания ценности жизни во всех её

проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—умение слушать и слышать другое мнение, вести

дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.



Содержание программы

Биология. Общие закономерности. 9 класс

(70 ч, 2 ч в неделю)

Введение (1 ч)

Место курса в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса.

Значение предмета для понимания единства всего живого и

взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

Раздел 1. Структурная организация живых

организмов (10 ч)

Тема 1.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (2 ч)

Элементный состав клетки. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их

вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества. Вода; её химические свойства и биологическая роль.

Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; их структурная организация.Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК— молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму;транскрипция. РНК, её структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Демонстрация

Объёмные модели структурной организации биологических полимеров — белков и нуклеиновых кислот, их сравнение с моделями искусственных полимеров (например,

поливинилхлоридом).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование

неорганических и органических молекул живого веществ

—химические свойства и биологическую роль воды;

—роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;

—уровни структурной организации белковых молекул;

—принципы структурной организации и функции углеводов;

—принципы структурной организации и функции жиров;

—структуру нуклеиновых кислот (ДНК и РНК).

Учащиеся должны уметь:

—объяснять принцип действия ферментов;

—характеризовать функции белков;

—отмечать энергетическую роль углеводов и пластическую функцию жиров.

Тема 1.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ

В КЛЕТКЕ (3 ч)

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино_ и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—описывать обмен веществ и превращение энергии в

клетке;

—приводить подробную схему процесса биосинтеза белков.

Тема 1.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (5 ч)

Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразова_

ние. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции.

Цитоскелет. Включения и их роль в метаболизме клеток.Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза,редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

Демонстрация

Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы

строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка

лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях учёных, внёсших вклад в развитие клеточной теории.

Лабораторные ____________и практические работы

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—определения понятий: «прокариоты», «эукариоты»,

«хромосомы», «кариотип», «митоз»;

—строение прокариотической клетки;

—строение прокариот (бактерии и синезелёные водоросли (цианобактерии));

—строение эукариотической клетки;

—многообразие эукариот;

—особенности строения растительной и животной

клеток;

—главные части клетки;

—органоиды цитоплазмы, включения;

—стадии митотического цикла и события, происходящие

в клетке на каждой из них;

—положения клеточной теории строения организмов;

—биологический смысл митоза.

Учащиеся должны уметь:

—характеризовать метаболизм у прокариот;

—описывать генетический аппарат бактерий;

—описывать процессы спорообразования и размножения

прокариот;

—объяснять место и роль прокариот в биоценозах;

—характеризовать функции органоидов цитоплазмы,

значение включений в жизнедеятельности клетки;

—описывать строение и функции хромосом.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний;

—обобщать и делать выводы по изученному материалу;

—работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала;

—представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;

—объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике;

—самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам;

—иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками;

—работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч)

Тема 2.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 ч)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток,

осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза

и овогенеза. Оплодотворение.

Демонстрация

Плакаты, иллюстрирующие способы вегетативного

размножения плодовых деревьев и овощных культур.

Микропрепараты яйцеклеток. Фотографии, отражающие

разнообразие потомства у одной пары родителей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны;

—сущность полового размножения и его биологическое значение;

—процесс гаметогенеза;

—мейоз и его биологическое значение;

—сущность оплодотворения.

Учащиеся должны уметь:

—характеризовать биологическое значение бесполого

размножения;

—объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию

гаплоидных гамет.

Тема 2.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

(ОНТОГЕНЕЗ) (3 ч)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования

двуслойного зародыша— гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развитияс метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и Ф. Мюллер).Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Демонстрация

Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у беспозвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых насекомых) и позвоночных (амфибий). Таблицы, отражающие

сходство зародышей позвоночных животных. Схемы преобразования органов и тканей в филогенезе.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—определение понятия «онтогенез»;

—периодизацию индивидуального развития;

—этапы эмбрионального развития (дробление, гастру_

ляция, органогенез);

—формы постэмбрионального периода развития: непрямое развитие, развитие полным и неполным превращением;

—прямое развитие;

—биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера;

—работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Учащиеся должны уметь:

—описывать процессы, протекающие при дроблении,

гаструляции и органогенезе;

—характеризовать формы постэмбрионального развития;

—различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении;

—объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;

—характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—сравнивать и сопоставлять между собой этапы развития животных изученных таксономических групп;

—использовать индуктивный и дедуктивный подходы

при изучении крупных таксонов;

—выявлять признаки сходства и различия в развитии

животных разных групп;

—обобщать и делать выводы по изученному материалу;

—работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала;

—представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Раздел 3. Наследственность и изменчивость

организмов (20 ч)

Тема 3.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ

(10 ч)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в

определении признаков.

Демонстрация

Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторные и практические работы

Решение генетических задач и составление родословных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—определения понятий: «ген», «доминантный ген»,

«рецессивный ген», «признак», «свойство», «фенотип»,

«генотип», «наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции», «мутации», «сорт», «порода»,«штамм»;

—сущность гибридологического метода изучения наследственности;

—законы Менделя;

—закон Моргана.

Учащиеся должны уметь:

—использовать при решении задач генетическую символику;

—составлять генотипы организмов и записывать их гаметы;

—строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании, сцепленном с полом;

—сущность генетического определения пола у растений и животных;

—характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;

—составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.

Тема 3.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (6 ч)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрация

Примеры модификационной изменчивости.

Лабораторные и практические работы

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—виды изменчивости и различия между ними.

Учащиеся должны уметь:

—распознавать мутационную и комбинативную изменчивость.

Тема 3.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ

И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 ч)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Демонстрация

Сравнительный анализ пород домашних животных,

сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—методы селекции;

—смысл и значение явления гетерозиса и полиплоидии.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять механизмы передачи признаков и свойств

из поколения в поколение и возникновение отличий от родительских форм у потомков.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—давать характеристику генетических методов изучения биологических объектов;

—работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

—составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

—разрабатывать план_конспект темы, используя разные источники информации;

—готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

—пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле

(21 ч)

Тема 4.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА

ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ч)

Уровни организации жизни: молекулярно_генетический, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно_видовой, биогеоценотический и биосферный.

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов,

населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Демонстрация

Схемы, отражающие структуры царств живой природы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—уровни организации живой материи и научные дисциплины, занимающиеся изучением процессов жизнедеятельности на каждом из них;

—химический состав живых организмов;

—роль химических элементов в образовании органических молекул;

—свойства живых систем и отличие их проявлений от

сходных процессов, происходящих в неживой природе;

—царства живой природы, систематику и представителей разных таксонов;

—ориентировочное число известных видов животных,

растений, грибов и микроорганизмов.

Учащиеся должны уметь:

—давать определения уровней организации живого и характеризовать процессы жизнедеятельности на каждом из

них;

—характеризовать свойства живых систем;

—объяснять, как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации;

—приводить краткую характеристику искусственной и

естественной систем классификации живых организмов;

—объяснять, почему организмы относят к разным систематическим группам.

Тема 4.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ

ПЕРИОД (2 ч)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесооб_

разности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Демонстрация

Биографии учёных, внёсших вклад в развитие эволюци_

онных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 4.3. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ

ПУТЁМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (5 ч)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном

отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид—

элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрация

Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки

Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы;

—взгляды К. Линнея на систему живого мира;

—основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, её позитивные и ошибочные черты;

—учение Ч. Дарвина об искусственном отборе;

—учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

Учащиеся должны уметь:

—оценивать значение эволюционной теории Ж. Б. Ламарка для развития биологии;

—характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина;

—давать определения понятий «вид» и «популяция»;

—характеризовать причины борьбы за существование;

—определять значение внутривидовой, межвидовой

борьбы за существование и борьбы с абиотическими факторами среды;

—давать оценку естественного отбора как результата

борьбы за существование.

Тема 4.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ

ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ

ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (2 ч)

Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела: скрывающая окраска

(однотонная, двутоновая, расчленяющая и др.); предостерегающая окраска. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности.

Демонстрация

Иллюстрации, демонстрирующие строение тела животных и растительных организмов, обеспечивающие выживание в типичных для них условиях существования. Примеры

различных видов покровительственной окраски у животных.

Лабораторные и практические работы

Обсуждение на моделях роли приспособительного поведе_

ния животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—типы покровительственной окраски (скрывающая,

предостерегающая) и их значение для выживания;

—объяснять относительный характер приспособлений;

—особенности приспособительного поведения.

Учащиеся должны уметь:

—приводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения живых организмов.

Тема 4.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (2 ч)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная

структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция— элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Демонстрация

Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Живые растения и животные, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и

разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—значение заботы о потомстве для выживания;

—определения понятий «вид» и «популяция»;

—сущность генетических процессов в популяциях;

—формы видообразования.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять причины разделения видов, занимающих

обширный ареал обитания, на популяции;

—характеризовать процесс экологического и географического видообразования;

—оценивать скорость видообразования в различных сис_

тематических категориях животных, растений и микроор_

ганизмов.

Тема 4.6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АДАПТАЦИИ.

МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 ч)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные

закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация

Примеры гомологичных и аналогичных органов, их

строения и происхождения в онтогенезе. Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. Материалы, характеризующие представителей животных и растений, внесённых в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс;

—основные закономерности эволюции: дивергенцию,

конвергенцию и параллелизм;

—результаты эволюции.

Учащиеся должны уметь:

—характеризовать пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию;

—приводить примеры гомологичных и аналогичных органов.

Тема 4.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 ч)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Демонстрация

Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—теорию академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

Учащиеся должны уметь:

—характеризовать химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Тема 4.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 ч)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные

растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные,пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира.

Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных.Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний

человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Демонстрация

Репродукции картин З. Буриана, отражающих фауну и

флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—этапы развития животных и растений в различные периоды существования Земли;

—движущие силы антропогенеза;

—систематическое положение человека в системе живого мира;

—свойства человека как биологического вида;

—этапы становления человека как биологического вида;

—расы человека и их характерные особенности.

Учащиеся должны уметь:

—описывать развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры;

—описывать развитие жизни на Земле в палеозойскую

эру;

—описывать развитие жизни на Земле в мезозойскую эру;

—описывать развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру;

—характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека;

—опровергать теорию расизма.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

—составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

—разрабатывать план_конспект темы, используя разные источники информации;

—готовить устные сообщения и письменные рефераты,используя информацию учебника и дополнительных источников;

—пользоваться поисковыми системами Интернета;

—выполнять лабораторные работы под руководством

учителя;

—сравнивать представителей разных групп растений и

животных, делать выводы на основе сравнения;

—оценивать свойства пород домашних животных и культурных растений по сравнению с дикими предками;

—находить информацию о развитии растений и животных в научно_популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;

—сравнивать и сопоставлять между собой современных и ископаемых животных изученных таксономических групп;

—использовать индуктивный и дедуктивный подходы

при изучении крупных таксонов;

—выявлять признаки сходства и различия в строении,

образе жизни и поведении животных и человека;

—обобщать и делать выводы по изученному материалу;

—представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Раздел 5. Взаимоотношения организма

и среды. Основы экологии (5 ч)

Тема 5.1. БИОСФЕРА, ЕЁ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (3 ч)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу. Биокосное и косное

вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты,

консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещённости, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор.Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых

сообществ. Формы взаимоотношений между организмами.Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищни_

чество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения— нейтрализм.

Демонстрация

Схемы, иллюстрирующие структуру биосферы и характеризующие её отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы.

Схемы круговорота веществ в природе. Карты, отражающие геологическую историю материков, распространённость основных биомов суши. Диафильмы и кинофильмы «Биосфера». Примеры симбиоза между представителями различных царств живой природы.

Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей

питания)*.

Изучение и описание экосистемы своей местности,

выявление типов взаимодействия разных видов в данной

экосистеме*.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—определения понятий: «биосфера», «экология», «окружающая среда», «среда обитания», «продуценты», «консументы», «редуценты»;

—структуру и компоненты биосферы;

—компоненты живого вещества и его функции.

Учащиеся должны уметь:

—классифицировать экологические факторы;

—характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность;

—описывать биологические круговороты веществ в природе;

—объяснять действие абиотических, биотических и

антропогенных факторов;

—характеризовать и различать экологические системы— биогеоценоз, биоценоз и агроценоз;

—раскрывать сущность и значение в природе саморегуляции;

—описывать процесс смены биоценозов и восстановления природных сообществ;

—характеризовать формы взаимоотношений между организмами: симбиотические, антибиотические и нейтральные.

Тема 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 ч)

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Демонстрация

Карты заповедных территорий нашей страны.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—антропогенные факторы среды;

—характер воздействия человека на биосферу;

—способы и методы охраны природы;

—биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов;

—основы рационального природопользования;

—неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы;

—заповедники, заказники, парки России;

—несколько растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Учащиеся должны уметь:

—применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства,

а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

—составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

—разрабатывать план_конспект темы, используя разные источники информации;

—готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе информации из учебника и дополнительных источников;

—пользоваться поисковыми системами Интернета;

—избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации.

Личностные результаты обучения

—Формирование чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,чувства гордости за свою Родину;

—осознание учащимися ответственности и долга перед Родиной;

—ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию;

—формирование мотивации к обучению и познанию,

осознанному выбору будущей профессии;

—способность учащихся строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;

—формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

—соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;

—умение реализовывать теоретические познания на практике;

—осознание значения образования для повседневной жизни и осознанный выбор профессии учащимися;

—способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

—привить любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, развить эстетическое

восприятие общения с живыми организмами;

—признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;

—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранительном поприще;

—умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;

—критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их результаты;

—осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

—осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного от_

ношения к окружающей среде;

—умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Резервное время—_8ч_








Учебно - тематический план рабочей программы учебного предмета биологии составлен на основе методического пособия, авторы- О.Г. Петрова, В.И. Сивоглазов Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова , И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина. Биология. Общие закономерности М.: Дрофа, 2016.

Номер темы и ее название

Всего часов

на тему по рабочей программе

Практические и лабораторные работы

Количество часов по методическому пособию

Раздел Введение

3


3

Раздел 1 Структурная организация живых организмов

10

3

10

Раздел 2 Размножение и индивидуальное развитие живых организмов

5

2

5

Раздел 3 Наследственность и изменчивость организмов

20

4

20

Раздел 4 Эволюция животного мира на Земле

19

2

19

Раздел 5 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

5


5

Повторение



6




8

ИТОГО

68

11

62+6























































Календарно- тематическое планирование составлено на основе методического пособия к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова , И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина. Биология. Общие закономерности М.: Дрофа, 2016.


Тематический поурочный план по биологии 9 класс

урока

Тема урока

Дата



1

Введение

3 ч.

Предмет и задачи курса « Биология. Общие закономерности»

1н09

2

Многообразие живого мира.Уровни организации живых организмов

1н09

3

Отличительные признаки живой материи

2н09

Раздел 1. Структурная организация живых организмов (10 ч)

4

Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки

2н09

5

Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки. Нуклеиновые кислоты Лабораторная работа №1: « Расщепление перекиси водорода в клетках клубня картофеля»

3н09

6

Органические вещества, входящие в состав клетки. Углеводы и липиды

3н09

7

Пластический обмен. Биосинтез белков

4н09

8

Энергетический обмен

4н09

9

Способы питания

1н10

10

Общий план строения клетки. Прокариотическая клетка

1н10

11

Эукариотическая клетка. Цитоплазма Лабораторная работа №2 « Физиологические свойства клеточных мембран»

2н10

12

Эукариотическая клетка. Ядро


2н10

13

Деление клетки Лабораторная работа №3 « Митоз в корешке лука»

3н10

14

Клеточная теория строения организмов

3н10

Раздел 2 Размножение и индивидуальное развитие 5 ч.

15

Бесполое размножение Лабораторная работа №4 « Способы бесполого размножения организмов»

4н10

16

Половое размножение. Развитие половых клеток Лабораторная работа №5 « Строение половых клеток»

4н10

17

Эмбриональный период развития

2н11

18

Постэмбриональный период развития

2н11


Раздел 3. Наследственность и изменчивость (20 ч)



19

Генетика как наука

3н11

20

Основные понятия генетики

3н11

21

Гибридологический метод изучения наследования признаков. Первый закон Менделя

4н11

22

Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет

4н11

23

Третий закон Менделя

5н11

24

Решение генетических задач Лабораторная работа №6 «Решение генетических задач»

5н11

25

Сцепленное наследование признаков

1н12

26

Генетика пола. Наследование признаков,сцепленных с полом

1н12

27

Решение генетических задач

2н12

28

Методы изучения генетики. Лабораторная работа№7 «Составление родословных»

2н12

29

Наследственная (генотипическая) изменчивость

3н12

30

Уровни возникновения мутаций. Свойства мутаций. Факторы, влияющие на частоту мутаций

3н12

31

Ненаследственная (фенотипическая) изменчивость

4н12

32

Изучение изменчивости у растений, построение вариационного ряда и кривой Лабораторная работа №8 «Изучение изменчивости у растений, построение вариационного ряда и кривой»

4н12

33

Центры многообразия и происхождения культурных растений

3н01

34

Селекция растений и животных Лабораторная работа №9 « Изучение фенотипов местных сортов растений»

3н01

35

Селекция микроорганизмов

4н01

Раздел 4. Эволюция животного мира на Земле (19 ч)


36

Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики

4н01

37

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

5н01

38

Научные и социально- экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

5н01

39

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

1н02

40

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

1н02

41

Вид, его критерии и структура Лабораторная работа №10 « Морфологическое описание растений»

2н02

42

Элементарные эволюционные факторы

2н02

43

Формы естественного отбора

3н02

44

Главные направления эволюции

3н02

45

Типы эволюционных изменений

4н02

46

Приспособительные особенности строения и поведения животных

4н02

47

Забота о потомстве

1н03

48

Физиологические адаптации Лабораторная работа №11 «Физиологическая адаптация и механизм ее образования»

1н03

49

Современные представления о возникновении жизни

2н03

50

Начальные этапы развития жизни

2н03

51

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

3н03

52

Жизнь в палеозойскую эру

3н03

53

Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры

1н04

54

Происхождение человека

1н04



Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды.Основы экологии (5 ч)

55

Структура биосферы. Круговорот веществ в природе

2н04

56

История формирования природных сообществ живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы

2н04

57

Абиотические факторы

3н04

58

Биотические факторы среды. Типы связей между организмами в биоценозе

3н04

59

Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами

4н04

60

Природные ресурсы и их использование



4н04

61

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

5н04

62

Охрана природы и основы рационального природопользования

5н04



Раздел 6 Повторение- 8ч


63

Повторение по теме « Структурная организация живых организмов»

1н05

64

Повторение по теме « Индивидуальное развитие организмов»

2н05

65

Повторение по теме « Размножение организмов»

2н05

66

Повторение по теме « Закономерности наследования признаков»

3н05

67

Повторение по теме «Наследственность и изменчивость»

3н05

68

Повторение по теме «Решение генетических задач»

4н05








Итого: 68 ч











































Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся



пп

Вид контроля

Форма контроля

Источник КИМ

Дата

1

Тематический


Тесты

Биология. Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(214-217)

4н10

2

Тематический

Тесты

Биология. Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(233-239)

4н11

3

Тематический

Проверочная работа

Биология. Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(250-260)

2н01

4

Тематический

Проверочная работа

Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(274-278)

5н01

5

Тематический

Тесты

Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(278-285)

1н03

6

Тематический

Проверочная работа

Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(285-291)

1н04

7

Тематический

Проверочная работа

Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(292-294)

3н04

8

Тематический

Тесты

Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(300-303)

1н05

9

Итоговый

Проверочная работа

Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(313-314)

4н05








































При составлении перечня лабораторных и практических работ использовали:

1О.Г. Петрова, В.И. Сивоглазов Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова , И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина. Биология. Общие закономерности М.: Дрофа, 2016.



2 А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н. И, Сонин Рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, И. А. Агафонова, Н. И. Сонина Биология. Общие закономерности. 9 класс. М: Дрофа, 2016






Перечень лабораторных и практических работ 9 класс


Источник

Дата

Лабораторная работа №1: « Расщепление перекиси водорода в клетках клубня картофеля»

С 13-14

3н09

Лабораторная работа №2 « Физиологические свойства клеточных мембран»

С 27-28

2н10

Лабораторная работа №3 « Митоз в корешке лука»

С 34-35

3н10

Лабораторная работа №4 « Способы бесполого размножения организмов»

С 37-38

4н10

Лабораторная работа №5 « Строение половых клеток»

С 39-40

4н10

Лабораторная работа №6 «Решение генетических задач»

С48-49

5н11

Лабораторная работа №7 « Составление родословных»

С 55-56

2н12

Лабораторная работа №8 «Изучение изменчивости у растений, построение вариационного ряда и кривой»

С 57-58

4н12

Лабораторная работа №9 « Изучение фенотипов местных сортов растений»

С 60-61

3н01

Лабораторная работа №10 « Морфологическое описание растений»

С 75-76

2н02

Лабораторная работа №11 «Физиологическая адаптация и механизм ее образования»

С91-92

1н03



















Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

-Программы по биологии 5—9 классы. Авторы программы: В.Б.Захарова, Н.И.Сонин, // Биология 5-9 классы. Рабочие программы, составитель Пальдяева Г.М Учебно-методическое пособие- М.: Дрофа, 2015//.

- методическое пособие, авторы- О.Г. Петрова, В.И. Сивоглазов Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова , И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина. Биология. Общие закономерности М.: Дрофа, 2016.

- учебник С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова , И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина. Биология. Общие закономерности М.: Дрофа, 2016.

-Т.С. Сухова Тесты. Биология 6-11 классы Учебно-методическое издание М.: Дрофа, 2002





Электронно-программное обеспечение:

  1. Компьютер

  2. Презентационное оборудование

  3. Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)

Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках












МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



1. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, скелеты животных, модель цветка.

2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование,

компьютер; проектор; микроскоп цифровой; скелет.





3 Демонстрационные таблицы.

клетка;

скелетные мышцы;

скелет;

спинной мозг;

слуховой анализатор;

кожа;

головной мозг;

сердце;

схема кровообращения;

зрительный анализатор;

система органов дыхания;

муляжи:


строение сердца;

строение глаза;

строение гортани.







Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, мультимедийнные средства обучения, компьютер, устройство для хранения учебного оборудования. Учебное оборудование по биологии включает: живые растения, органы, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарии; приборы и лабораторное оборудование, средства на печатной основе, муляжи и модели, пособия на информационных носителях, компакт-диски, проектор, учебно-методическую литературу для учителя и учащихся: определители, справочные материалы, контрольно-диагностические тесты.



















Лист внесения изменений в рабочую программу



№пп

Дата занятия по КТП



Тема занятия по КТП


Фактическая дата занятия


Фактическая тема занятия

№ приказа о корректировке рабочей программы

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!