ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577););
– Примерной учебной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»);
– Программы по биологии 5—9 классы. Авторы программы: В.Б.Захарова, Н.И.Сонин, // Биология 5-9 классы. Рабочие программы, составитель Пальдяева Г.М Учебно-методическое пособие- М.: Дрофа, 2015//.
– «Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «СОШ №9», реализуемых в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО», утвержденного приказом директора № 77-о от 31.08.2016 г.;
– ООП ООО и учебного плана МБОУ «СОШ №9» на 2019/2020 учебный год;
– Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И.Сонин, М.Р. Сапина Биология. Человек. 8 класс Учебник . М.: Дрофа, 2016.
Цели и задачи программы
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний человек как биосоциальное существо; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи:
Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;
Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;
Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;
Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;
Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой МБОУ«СОШ №9» предполагается использование следующего учебно-методического комплекта (УМК):
-Программа по биологии 5—9 классы. Авторы программы: В.Б.Захарова, Н.И.Сонин, Биология 5-9 классы. Рабочие программы, составитель Пальдяева Г.М Учебно-метод ическое пособие- М.: Дрофа, 2015.
- Н.Б. Ренева, Н.И. Сивоглазов Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапина Биология. Человек. М.: Дрофа, 2016.
- Н.И.Сонин, М.Р. Сапина Биология. Человек. 8 класс Учебник . М.: Дрофа, 2016.
Авторской программой Н.И. Сонина в 8 классе на учебный предмет «Биология» отводится 70 часов (из расчета 2 часа в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №9» рабочая программа по «Биологии» в 8 классе рассчитывается на 70 часов в год, 2 часа в неделю, из которых 7часов лабораторные работы и 15 часов практические.
Формы организации работы учащихся:
Индивидуальная
Коллективная: фронтальная; парная; групповая.
Формы учебных занятий: игры на конкурсной основе, ролевые; мини-лекции; диалоги и беседы; практические работы; дискуссии; проектная деятельность.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; защита презентаций; рефлексия.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Формы и средства контроля
Согласно локальному акту школы «Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации учащихся» предусмотрено проведение текущего и промежуточного контроля.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д., анализ творческих работ. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по деятельности)
Практические работы и лабораторные работы;
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по функциям)
Констатирующий - отслеживание фактического усвоения материала.
Формирующий - констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат.
Корректирующий - исправление недостатков.
Критерии и нормы оценивания образовательных результатов по предмету определяются локальным нормативным актом школы «Положение о критериях оценки знаний, умений и навыков обучающихся в МБОУ «СОШ №9»
Коррекционная работа с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
Так как в 8 классе обучается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), в календарно-тематическое планирование включены коррекционные задачи, которые определены на основе дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния их здоровья, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм и рекомендаций специалистов МСЭ/ПМПК.
Коррекционные задачи:
1. Развивать и отрабатывать моторику рук, зрительно-моторную координацию
2. Развивать манипуляцию рук, тактильные ощущения в пальцах
3. Развивать динамическую силу в мышцах кисти
4. Работать над развитием связной речи
5. Работать над развитием устной и письменной речи
6. Работать над развитием правильной позы
7. Развивать глазомер
8. Развивать навыки самостоятельности, самоконтроля в работе
9. Развивать абстрактное мышление, пространственное воображение
10. Развивать память, внимание
11. Развивать логическое мышление на уровне понятия, суждения, умозаключения
12. Тренировать пространственную ориентацию
13. Развивать инициативу, творческие способности
14. Развивать силу воли, настойчивость
15. Развивать навыки работы с учебником
16. Развивать навыки осмысленного прочтения текста
17. Формировать навыки планирования работы и поиска рациональных путей её выполнения
18. Формировать умение работать по словесным и письменным инструкциям
19. Развивать графические навыки
20. Развивать интерес к предмету
21. Развивать кругозор учащихся
Приемы коррекционной работы на уроке:
Индивидуальные задания;
Увеличение времени на выполнение работы;
Работа во временных группах;
Составление плана ответа;
Использование наглядных пособий при ответе;
Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками;
Стимуляция вопросов со стороны учащихся;
Деление заданий на дозы;
Рациональная система упражнений;
Проговаривание, комментирование, систематическое повторение
Использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д.;
Согласование объема домашнего задания
Работа с обучающимися, испытывающими трудности в освоении программы учебного предмета
Основные задачи, решаемые учителем при обучении учащихся:
- создание комфортных условий на уроке;
- обеспечение учащихся алгоритмом выполнения всех видов письменных заданий, работы с книгой по заданию учителя, устного ответа;
- осуществление контроля за организацией рабочего места в учебное время
Этап урока | Деятельность учителя |
1. В процессе контроля подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения; Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении; Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки; По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания |
2. При изложении нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала; Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала; Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний; Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта; Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах; Инструктировать о порядке выполнения работы; Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность; Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль |
4. При организации самостоятельной работы вне класса | Обеспечить в ходе домашней работы повторение работы пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения; Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками; Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками; Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, слабоуспевающих учеников |
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии
в 8 классе:
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки, доказывающие родство человека и животных.
Учащиеся должны уметь:
— анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас.
Учащиеся должны знать:
- биологические и социальные факторы антропогенеза;- основные этапы эволюции человека;- основные черты рас человека.
Учащиеся должны знать:- вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека.
Учащиеся должны знать:- основные признаки организма человека.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;- устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями Учащиеся должны знать: - роль регуляторных систем; механизм действия гормонов.
Учащиеся должны уметь:- выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;- соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств.
клеток тканей, органов и их систем.
Учащиеся должны знать:
— части скелета человека;— химический состав и строение костей;—основные скелетные мышцы человека.
Учащиеся должны уметь:
—распознавать части скелета на наглядных пособиях;
— находить на наглядных пособиях основные мышцы;
— оказывать первую доврачебную помощь при переломах.
Учащиеся должны знать:— признаки внутренней среды организма;—признаки иммунитета; сущность прививок и их значение.
Учащиеся должны уметь:—сравнивать между собой строение и функции клеток крови.—объяснять механизмы свёртывания и переливания крови.
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки транспорта веществ в организме.
Учащиеся должны уметь:
—различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;
— измерять пульс и кровяное давление;
— оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.
Учащиеся должны знать:
— органы дыхания, их строение и функции;
—гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:—выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;—оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом.
Учащиеся должны знать:
— органы пищеварительной системы;
— гигиенические меры и меры профилактики нарушения работыпищеварительной системы.
Учащиеся должны уметь:
—характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы.
Учащиеся должны знать:
— особенности пластического и энергетического обмена и организме человека;— роль витаминов.
Учащиеся должны уметь:— выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии.
Учащиеся должны знать:
— органы мочевыделительной системы;
— меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.
Учащиеся должны знать: строение и функции кожи;
гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, ми юсами, обувью и одеждой.
Учащиеся должны уметь: объяснять механизм терморегуляции; оказывать первую помощь при повреждениях кожи, м иловых и солнечных ударах.
Учащиеся должны знать:— строение и функции органов половой системы человека;
—основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека.
Учащиеся должны знать:
— особенности высшей нервной деятельности человека; .
— значение сна, его фазы.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки психики человека;
— характеризовать типы нервной системы.
Учащиеся должны знать:
-приёмы рациональной организации труда и отдыха;
-отрицательное влияние вредных привычек.
Учащиеся должны уметь:
— соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;
— оказывать первую доврачебную помощь.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—планировать собственную учебную деятельность как I , состоятельно, так и под руководством учителя;
—участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);
— работать в соответствии с поставленной задачей, планом;
— выделять главные и существенные признаки понятий;
— составлять описание объектов;
— составлять простые и сложные планы текста;
— осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;
— выявлять причинно-следственные связи;
— работать со всеми компонентами текста;
— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к учению, труду;
— формирование целостного мировоззрения;
— формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
— формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
— формирование основ экологической культуры.
Содержание программы
Биология. Человек. 8 класс(70 ч, 2 ч в неделю)
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (1 ч)
Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация:Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:— признаки, доказывающие родство человека и животных.
Учащиеся должны уметь:— анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас.
Раздел 2. Эволюция человека. Расы человека (2 ч)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация: Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:- биологические и социальные факторы антропогенеза;- основные этапы эволюции человека;- основные черты рас человека.
Раздел 3. История развития знаний о строении и функциях организма человека (2 ч)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация: Портреты великих учёных — анатомов и физиологов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:- вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека.
Раздел 4. Клеточное строение организма.
Ткани. Системы органов. Организм (4 ч)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация: Схемы строения систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
1 Строение клетки
2.Изучение микроскопического строения тканей.
3.Распознавание на таблицах органов и систем органов человека
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:- основные признаки организма человека.
Учащиеся должны уметь:- узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;- устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем.
Раздел 5. Координация и регуляция (7 ч)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация: Схемы строения эндокринных желёз. Таблицы, иллюстрирующие строение, биологическую активность и точки приложения гормонов. Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желёз. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга
Демонстрация: Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Лабораторные и практические работы
4 Строение спинного мозга
5.Изучение строения головного мозга человека (по муляжам).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать: - роль регуляторных систем; механизм действия гормонов.
Учащиеся должны уметь:- выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;- соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств.
Раздел 6 Анализаторы (4 ч)
Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация: Модели головного мозга, органов чувств.
Лабораторные и практические работы
6.Изучение изменения размера зрачка.
Раздел 7. Опора и движение (5 ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.
Демонстрация: Скелет человека, отдельных костей. Распилы костей. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы
7 Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной
кости
8.Изучение внешнего вида костей.
9 Роль плечевого пояса в движении руки
10 Функции костей предплечья в повороте кисти
11.Измерение массы и роста своего организма.
12.Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:— части скелета человека;— химический состав и строение костей;—основные скелетные мышцы человека.
Учащиеся должны уметь:—распознавать части скелета на наглядных пособиях;— находить на наглядных пособиях основные мышцы; — оказывать первую доврачебную помощь при переломах.
Раздел 8. Внутренняя среда организма (3 ч)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ JI. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация
Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови.
Лабораторные и практические работы
13.Изучение микроскопического строения крови( микропрепараты крови человека и лягушки).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:— признаки внутренней среды организма;—признаки иммунитета; сущность прививок и их значение.
Учащиеся должны уметь: сравнивать между собой строение и функции клеток крови.—объяснять механизмы свёртывания и переливания крови.
Раздел 9. Транспорт веществ (4 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные и практические работы
14.Измерение кровяного давления.
15Подсчет ударов пульса и числа сердечных сокращений в покое и при физической нагрузке.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки транспорта веществ в организме.
Учащиеся должны уметь:
—различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;
— измерять пульс и кровяное давление;
— оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.
Раздел 10. Дыхание (4 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация: Модели гортани, лёгких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приёмы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
16.Определение частоты дыхания.
17 Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:— органы дыхания, их строение и функции;—гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:—выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;—оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом.
Раздел 11. Пищеварение (4 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Демонстрация: Модель торса человека. Муляжи внутренних органов.
Лабораторные и практические работы
18 Действие ферментов слюны на крахмал
19 Изучение действия желудочного сока на белки
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— органы пищеварительной системы;
— гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы.
Учащиеся должны уметь:
—характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы.
Раздел 12. Обмен веществ и энергии Витамины (3 ч)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Лабораторные и практические работы
20.Определение норм рационального питания.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:— особенности пластического и энергетического обмена и организме человека;— роль витаминов.
Учащиеся должны уметь:— выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии.
Раздел 13. Выделение (2 ч)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Соль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация: Модель почек.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— органы мочевыделительной системы;
— меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.
Раздел 14. Покровы тела (2 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегу-1нции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Демонстрация: Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать: строение и функции кожи;
гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, ми юсами, обувью и одеждой.
Учащиеся должны уметь: объяснять механизм терморегуляции; оказывать первую помощь при повреждениях кожи, м иловых и солнечных ударах.
Раздел 15. Размножение (2 ч)
Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:— строение и функции органов половой системы человека;
—основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека.
Раздел 16. Развитие человека. Возрастные процессы (1 ч)
Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека.
Раздел 17. Высшая нервная деятельность (7 ч)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского,] П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— особенности высшей нервной деятельности человека; .
— значение сна, его фазы.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки психики человека;
— характеризовать типы нервной системы.
Раздел 18. Человек и его здоровье (6 ч)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и npaвил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторные и практические работы
21. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
22 Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-приёмы рациональной организации труда и отдыха;
-отрицательное влияние вредных привычек.
Учащиеся должны уметь:
— соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;
— оказывать первую доврачебную помощь.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—планировать собственную учебную деятельность как I , состоятельно, так и под руководством учителя;
—участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);
— работать в соответствии с поставленной задачей,планом;
— выделять главные и существенные признаки понятий;
— составлять описание объектов;
— составлять простые и сложные планы текста;
— осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;
— выявлять причинно-следственные связи;
— работать со всеми компонентами текста;
— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к учению, труду;
— формирование целостного мировоззрения;
— формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
— формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
— формирование основ экологической культуры.
Резервное время — 7ч.
Учебно - тематический план рабочей программы учебного предмета биологии составлен на основе методического пособия, авторы- Н.Б. Ренева, Н.И. Сивоглазов Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапина Биология. Человек. М.: Дрофа, 2016.
Номер темы и ее название | Всего часов на тему по рабочей программе |
Практические и лабораторные работы | Количество часов по методическому пособию |
Тема 1 Место человека в системе органического мира | 1 | | 1 |
Тема 2 Эволюция человека. Расы человека | 2 | | 2 |
Тема 3 История развития знаний о строении и функциях организма человека | 2 | | 2 |
Тема 4Клеточное строение организма. Ткани. Системы органов. Организм | 4 | 3 | 4 |
Тема 5 Координация и регуляция | 7 | 2 | 7 |
Тема 6 Анализаторы | 4 | 1 | 4 |
Тема 7 Опора и движение | 5 | 6 | 5 |
Тема 8 Внутренняя среда организма | 3 | 1 | 3 |
Тема 9 Транспорт веществ | 4 | 2 | 4 |
Тема 10 Дыхание | 4 | 2 | 4 |
Тема 11 Пищеварение | 4 | 2 | 4 |
Тема 12 Обмен веществ и энергии. Витамины | 3 | 1 | 3 |
Тема 13 Выделение | 2 | | 2 |
Тема 14 Покровы тела | 2 | | 2 |
Тема 15 Размножение | 2 | | 2 |
Тема 16 Развитие человека. Возрастные процессы | 1 | | 1 |
Тема 17 Высшая нервная деятельность | 7 | | 7 |
Тема 18 Человек и его здоровье Тема 19Повторение | 6 7 | 2 | 6 7 |
Итого: | 70 | 22 | 63+7=70ч |
Календарно- тематическое планирование составлено на основе методического пособия к учебнику Н. И. Сонина, М.Р. Сапина « Биология. Человек» 8 класс/ Н. Б. Ренева, В. И. Сивоглазов М.: Дрофа, 2016.
Тематический поурочный план по биологии 8 класс
№ урока | Тема урока | Дата по плану/факт | Решаемые коррекционные задачи |
| Ι Место человека в системе органического мира 1ч. | | |
1 | Место человека в системе органического мира. | 1н09 | 1,4 |
| ΙΙ Эволюция человека. Расы человека 2ч | | |
2 | Эволюция человека | 1н09 | 2,5 |
3 | Расы человека | 2н09 | 3,6 |
| ΙΙΙ История развития знаний о строении и функциях организма человека 2 ч. | | |
4 | История развития знаний о строении и функциях организма человека. | 2н09 | 7 |
5 | Современные гипотезы происхождения и эволюции человека. Современные методы изучения организма человека | 3н09 | 8 |
| lV Клеточное строение организма.Ткани. Системы органов. Организм 4 ч | | |
6 | Клеточное строение организма Лаб. раб № 1 « Строение клетки» | 3н09 | 8,9 |
7 | Ткани и органы Л/р № 2: « Микроскопическое строения тканей» | 4н09 | 10,1 |
8 | Системы органов. Организм П/р №1: «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека» | 4н09 | 11 |
9 | Зачет по теме: «Клеточное строение организма.Ткани. Системы органов. Организм» | 1н10 | 12,2 |
| V Координация и регуляция 7 ч. | | |
10 | Гуморальная регуляция. | 1н10 | 13 |
11 | Роль гормонов в обменных процессах организма человека. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции | 2н10 | 13,4 |
12 | Строение и значение нервной системы. | 2н10 | 14 |
13 | Строение и функции спинного мозга Лаб раб №3 « Строение спинного мозга» | 3н10 | 6 |
14 | Строение и функции головного мозга Л/р №4: Изучение строения головного мозга человека ( по муляжам)» | 3н10 | 6,7 |
15 | Полушария большого мозга. | 4н10 | 15 |
16 | Полушария большого мозга | 4н10 | 16 |
| VI Анализаторы – 4 часа | | |
17 | Зрительный анализатор Строение и функции глаза П/р №2: Изучение изменения размера зрачка» | 2н11 | 18 |
18 | Анализатор слуха и равновесия. | 2н11 | 19,2 |
19 | Кожно- мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус | 3н11 | 20,4 |
20 | Зачет по темам « Координация и регуляция», «Анализаторы» | 3н11 | 21 |
| VΙI Опора и движение 5 ч. | | |
21 | Кости скелета. Пр р № 3 «Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости» Пр р № 4 «Изучение внешнего вида отдельных костей» | 4н11 | 20 |
22 | Строение скелета Пр р № 5 « Роль плечевого пояса в движении руки» Пр р № 6 «Функции костей предплечья в повороте кисти» | 4н11 | 17 |
23 | Мышцы. Общий обзор П/р №7: Измерение массы и роста своего организма» | 5н11 | 10,7 |
24 | Работа мышц. П/р №8: Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | 5н11 | 11,3 |
25 | Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека | 1н12 | 15,4 |
| VΙΙI Внутренняя среда организма 3 ч. | | |
26 | Внутренняя среда организма. Кровь. Л/р №5: Изучение микроскопического строения крови( микропрепараты крови человека и лягушки)» | 1н12 | 1,2 |
27 | Иммунитет. Группы крови | 2н12 | 3,4 |
28 | Переливание крови. Тканевая совместимость( группы крови, резус- фактор. Лимфа, состав и отличие от плазмы крови. Донорство) | 2н12 | 3,7 |
| ΙX Транспорт веществ 4 ч | | |
29 | Органы кровообращения | 3н12 | 8,10 |
30 | Работа сердца | 3н12 | 6,8 |
31 | Движение крови по сосудам. Лимфообращение П/р №9: «Измерение кровяного давления » Л/р №6: «Подсчет ударов пульса и числа сердечных сокращений в покое и при физической нагрузке» | 4н12 | 16,1 |
32 | Зачет по темам « Внутренняя среда организма», « Транспорт веществ» | 4н12 | 18 |
| X Дыхание 4 ч. | | |
33 | Значение дыхания. Строение органов дыхания П/р №10: Определение частоты дыхания | 3н01 | 19 |
34 | Газообмен в легких и тканях Дыхательные движения. П/р №11: Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха | 3н01 | 20,2 |
35 | Регуляция дыхания. Жизненная емкость легких. | 4н01 | 4,8 |
36 | Зачет по темам « Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» « Дыхание» | 4н01 | 5,9 |
| XI Пищеварение 4ч | | |
37 | Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. Пищеварение | 5н01 | 6 |
38 | Пищеварение в ротовой полости Л/р №7: Действие ферментов слюны на крахмал. | 5н01 | 8 |
39 | Пищеварение в желудке и кишечнике. П/р№12 Изучение действия желудочного сока на белки. | 1н02 | 12 |
40 | Пищеварение в желудке и кишечнике. | 1н02 | 14,3 |
| XΙI Обмен веществ и энергии. Витамины 3 ч | | |
41 | Пластический и энергетический обмен П/р№13 Определение норм рационального питания | 2н02 | 20 |
42 | Витамины. | 2н02 | 11,5 |
43 | Зачет по темам « Пищеварение», « Обмен веществ и энергии. Витамины» | 3н02 | 12 |
| XΙΙI Выделение 2 ч. | | |
44 | Выделение. Строение и работа почек | 3н02 | 14,6 |
45 | Заболевания почек, их профилактика | 4н02 | 12 |
| XΙV Покровы тела 2 ч. | | |
46 | Строение и функции кожи. | 4н02 | 15,3 |
47 | Роль кожи в терморегуляции организма | 1н03 | 16 |
| XVРазмножение 2ч | | |
48 | Половая система человека. Половые клетки | 1н03 | 19 |
49 | Оплодотворение и развитие зародыша. Наследственные и врожденные заболевания и их профилактика | 2н03 | 20,1 |
| XVI Развитие человека. Возрастные процессы 1 ч | | |
50 | Развитие человека. Возрастные процессы | 2н03 | 3,6 |
| XVII ВНД-7ч | | |
51 | Рефлекторная деятельность нервной системы | 3н03 | 4,9 |
52 | Торможение, его виды и значение | 3н03 | 6,8 |
53 | Бодрствование и сон | 1н04 | 10 |
54 | Сознание и мышление. Речь | 1н04 | 10,11 |
55 | Познавательные процессы и интеллект. Память. | 2н04 | 12,13 |
56 | Типы нервной деятельности. Эмоции и темперамент | 2н04 | 16 |
57 | Зачет по теме «Высшая нервная деятельность» | 3н04 | 20 |
| ΧVΙII Человек и его здоровье 6 часов | | |
58 | Здоровье и влияющие на него факторы П/р№14 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье | 3н04 | 21 |
59 | Оказание первой доврачебной помощи. П/р№15 :Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений | 4н04 | 1,2 |
60 | Оказание первой доврачебной помощи. | 4н04 | 3,4 |
61 | Факторы риска. Заболевания человека. Вредные привычки | 5н04 | 5,7 |
62 | Гигиена человека. Стресс и адаптации. | 5н04 | 7,9 |
63 | Гигиена человека. Стресс и адаптации | 1н05 | 10 |
| Χ IX Повторение 7 часов | | |
64 | Повторение по теме «Внутренняя среда организма» | 1н05 | 11 |
65 | Повторение по теме «Пищеварение» | 2н05 | 20 |
66 | Повторение по теме «Транспорт веществ» | 2н05 | 4,9 |
67 | Повторение по теме «Дыхание» | 3н05 | 4 |
68 | Повторение по теме « Обмен веществ и энергии» | 3н05 | 8,9 |
69 | Повторение по теме « Координация и регуляция» | 4н05 | 2 |
70 | Повторение по теме « Покровы тела» | 4н05 | 5 |
| Итого: 70ч | | |
| | | |
| | | |
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
№пп | Вид контроля | Форма контроля | Источник КИМ | Дата |
1 | Текущий | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010.(211-215) | 4н10 |
2 | Текущий | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010.(228-233) | 2н11 |
3 | Тематический | Проверочная работа | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(236-239) | 5н11 |
4 | Тематический | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(241-245) | 2Н12 |
5 | Тематический | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(245-248) | 4Н12 |
6 | Тематический | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(248-254) | 4Н01 |
7 | Тематический | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(254-257) | 2Н02 |
8 | Тематический | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(260-264) | 5Н02 |
9 | Тематический | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(269-271) | 2Н03 |
10 | Тематический | Проверочная работа | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(284-286) | 2Н04 |
11 | Тематический | Проверочная работа | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(291-294) | 3Н04 |
12 | Текущий | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(297-300) | 1н05 |
13 | Итоговый | Проверочная работа | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(306-310) | 3н05 |
14 | Текущий | Тесты | Т.С. Сухова Тесты. Биология 6-11 классы Учебно-методическое издание М.: Дрофа, 2002(52-54) | 3н12 |
15 | Текущий | Тесты | Т.С. Сухова Тесты. Биология 6-11 классы Учебно-методическое издание М.: Дрофа, 2002(57-59) | 3н03 |
16 | Текущий | Тесты | Т.С. Сухова Тесты. Биология 6-11 классы Учебно-методическое издание М.: Дрофа, 2002(65-69) | 2н04 |
| | | | |
При составлении перечня лабораторных и практических работ использовали:
1- Н.Б. Ренева, Н.И. Сивоглазов Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапина Биология. Человек. М.: Дрофа, 2016.
2 Сонин Н.И., Агафонова И.Б. Биология Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапина Биология. Человек. М.: Дрофа, 2016.
8 класс Перечень лабораторных и практических работ
| Лабораторные и практические работы 8 класс |
| Источник | Дата |
Лабораторная работа № 1 « Строение клетки» | С 15-16 | 3н09 |
Лабораторная работа №2 « Микроскопическое строение тканей» | С 21-22 | 4н09 |
Лабораторная работа №3« Строение спинного мозга» | С 23-24 | 2н10 |
Лабораторная работа №4 « Изучение строения головного мозга человека ( по муляжам)»» | С 25-26 | 3н10 |
Лабораторная работа №5 Изучение микроскопического строения крови( микропрепараты крови микропрепараты крови человека и лягушки)» | С 62-64 | 1н12 |
Лабораторная работа №6 «Подсчет ударов пульса и числа сердечных сокращений в покое и при физической нагрузке» | С76 | 4н12 |
Лабораторная работа №7 Действие ферментов слюны на крахмал | С103 | 5н01 |
Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека» | С 24-25 | 5н09 |
Практическая работа №2 «Изучение изменения размера зрачка» | С49 | 4н10 |
Практическая работа №3«Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости» | С 30-31 | 4н11 |
Практическая работа №4«Изучение внешнего вида отдельных костей» | С35-36 | 4н11 |
Практическая работа №5 Роль плечевого пояса в движении руки» | С 66-68 | 4н11 |
Практическая работа №6«Функции костей предплечья в повороте кисти | С75-77 | 4н11 |
Практическая работа №8 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | С 69-70 | 1н12 |
Практическая работа №7 «Измерение массы и роста своего организма» | 72-73 | 1н12 |
Практическая работа №9 «Измерение кровяного давления» | 88-89 | 2н01 |
Практическая работа №10 «Определение частоты дыхания» | 95-96 | 1н02 |
Практическая работа №11: Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха | 97-99 | 3н12 |
Практическая работа №12 Изучение действия желудочного сока на белки. | 101 | 5н01 |
Практическая работа №13 «Определение норм рационального питания» | 99 | 2н02 |
Практическая работа № 14 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | 150-151 | 3н04 |
Практическая работа № 15 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» | 143-144 | 4н04 |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
-Программы по биологии 5—9 классы. Авторы программы: В.Б.Захарова, Н.И.Сонин, // Биология 5-9 классы. Рабочие программы, составитель Пальдяева Г.М Учебно-методическое пособие- М.: Дрофа, 2015//.
- Н.Б. Ренева, Н.И. Сивоглазов Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапина Биология. Человек. М.: Дрофа, 2016.
- Н.И.Сонин, М.Р. Сапина Биология. Человек. 8 класс Учебник . М.: Дрофа, 2016.
Пособия для учащихся:
Сонин Н.И., Агафонова И.Б. Биология Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапина Биология. Человек. М.: Дрофа, 2016.
Электронно-программное обеспечение:
Компьютер
Презентационное оборудование
Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)
Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, скелеты животных, модель цветка.
2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование,
компьютер; проектор; микроскоп цифровой; скелет.
3 Демонстрационные таблицы.
клетка;
скелетные мышцы;
скелет;
спинной мозг;
слуховой анализатор;
кожа;
головной мозг;
сердце;
схема кровообращения;
зрительный анализатор;
система органов дыхания;
муляжи:
строение сердца;
строение глаза;
строение гортани.
Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, мультимедийнные средства обучения, компьютер, устройство для хранения учебного оборудования. Учебное оборудование по биологии включает: живые растения, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарии; приборы и лабораторное оборудование, средства на печатной основе, муляжи и модели, пособия на информационных носителях, компакт-диски, проектор, учебно-методическую литературу для учителя и учащихся: определители, справочные материалы, контрольно-диагностические тесты.
Лист внесения изменений
№пп | | | | Фактическая тема занятия | № приказа о корректировке рабочей программы |
| | | | | |