Число:
Тема урока: Логарифмические неравенства
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Цель урока: познакомить учащихся с логарифмическими неравенствами, показать способы решения логарифмических неравенств.
Учебно-воспитательные задачи урока:
Образовательные
Формирование умения и навыков решения логарифмических неравенств.
Контроль уровня усвоения знаний и умений решения логарифмических неравенств, определения ОДЗ, вычислительных навыков.
Развивающие
Развитие умений выделять главное, существенное в изученном материале
Формирований умений пользоваться алгоритмом решения логарифмических неравенств
Воспитательные
воспитания интереса к предмету
воспитание ответственного отношения к своему образованию.
Средства обучения: индивидуальные конспекты, записи на доске, учебник «Алгебра и начала математического анализа» 10-11 Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.И.Шабунин. М.: Просвещение, 2014.
План урока
№ | Этапы урока | время | Методы и методические приемы |
1 | Орг.момент | 1 мин | Словесный(приветствие) |
2 | Сообщение темы и целей урока | 1 мин | Словесный, практический |
3 | Изложение нового материала | 15 мин | Словесный, практический |
4 | Закрепление материала | 20 мин | Практический |
5 | Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия | 3 мин | Словесный (запись на доске), оценивание |
8. Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие учителя. Проверить готовность класса к уроку.
II. Сообщение темы и целей урока. На этом уроке речь пойдет о логарифмических неравенствах и их системах.
III. Объяснение нового материала.
Мы уже говорили о логарифмической функции и ее свойствах. Важным свойством, которым мы пользовались для решения логарифмических уравнений: монотонность.
Для график логарифмической функции выглядит следующим образом:
- возрастающая функция: чем больше , тем больше . Значит, .
В отличие от уравнений, при решении логарифмических неравенств проверкой обойтись не удастся, поэтому необходимо учитывать ОДЗ:
Объединяя, получаем: .
Для график логарифмической функции выглядит следующим образом:
- убывающая функция: чем больше , тем меньше . Значит, .
ОДЗ: .
Объединяя, получаем:
.
При решении логарифмических неравенств лучше всего начинать с проверки ОДЗ
Рассмотрим такой полезный факт: как быстро определить знак логарифма?
Рассмотрим два случая:
1) :
2) :
Таким образом, , если и лежат по одну сторону от 1, и , если и лежат по разные стороны от 1.
Основные виды логарифмических неравенств
1) Простейшие
2) Сводящиеся к простейшим
3) С использованием свойств логарифмов
4) С заменой
5) С переменной в основании
Рассмотрим решение логарифмического неравенства, когда основание логарифма .
,то есть знак неравенства сохраняется.
ОДЗ представлено системой:
Решением исходного неравенства является эквивалентное неравенство , поэтому для соблюдения ОДЗ достаточно проверить меньшее из чисел получаем систему неравенств, которая соответствует исходному неравенству:
Решение более сложных логарифмических неравенств
Пример 1:
Согласно методике решения простейших логарифмичеких неравенств, первым действием необходимо уравнять основания логарифмов, в данном случае представить правую часть в виде логарифма с требуемым основанием:
Получаем неравенство:
Учтем ОДЗ: 5-2х0
х2,5
Поскольку основание логарифма больше единицы, в эквивалентной системе знак неравенства сохранится:
Преобразуем:
Ответ: х
Пример 2:
Учтем ОДЗ:
ОДЗ:
Согласно свойству логарифма преобразуем в левой части сумму логарифмов с одинаковым основанием в логарифм произведения:
Нам известно, что число Пи больше единицы ( ). Поэтому в эквивалентном неравенстве знак исходного неравенства сохраняется:
Преобразуем полученное неравенство:
Корни квадратного уравнения, стоящего в левой части, согласно теореме Виета . Имеем параболу, ветви которой направлены вверх. Интересующие нас значения находятся между корней уравнения:
Ответ с учетом ОДЗ:
Сведение к простейшему логарифмическому неравенству часто осуществляется с помощью замены переменных.
Пример 3:
Приведем второй член к основанию 5:
Получили неравенство:
замена:
Имеем:
Согласно теореме Виета корни квадратного уравнения, стоящего в левой части: . Имеем параболу, ветви которой направлены вверх. Интересующие нас решения находятся в интервале между корнями.
Вернемся к исходным переменным:
Преобразуем согласно определению логарифма:
Ответ:
Пример 4:
Учтем ОДЗ:
ОДЗ:
Согласно свойству логарифма преобразуем в левой части сумму логарифмов с одинаковым основанием в логарифм произведения:
Преобразуем правую часть в логарифм с требуемым основанием:
Имеем неравенство:
Основание логарифма больше единицы, получаем эквивалентное неравенство с тем же знаком:
Преобразуем:
Согласно теореме Виета корни квадратного уравнения, стоящего в левой части: . Имеем параболу, ветви которой направлены вверх. Интересующие нас решения находятся в интервале между корнями:
Ответ с учетом ОДЗ:
Системы логарифмических неравенств решаются аналогично системам показательных неравенств: каждое из неравенств решается по отдельности, а затем находится пересечение.
Пример:
IV. Закрепление материала
Работа по учебнику: №№ 354 (1,3),355(1,3), 356 (1,3).
Решение примеров у доски
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
V. Подведение итогов. На этом уроке мы обсудили метод решения простейших логарифмических неравенств, виды логарифмических неравенств и их систем.
Домашнее задание: №№ 354 (2,4),355(2,4,6), 356 (2,4).
Рефлексия.