СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для педагогов по работе с одарёнными детьми

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды одарённости,принципы педагогической деятельности с одарёнными детьми

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для педагогов по работе с одарёнными детьми»

Методические рекомендации для педагогов по работе с одарёнными детьми

Что такое одаренность

— это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Соответственно, одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Большинство психологов считает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это сложного взаимодействия природных задатков (наследственности) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детская одарённость – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. А сегодня интерес к ней особенно высок, ток как техногенное общество нуждается в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение задавать. Поэтому они предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

Виды одаренности

Одарённые дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга. Мы зачастую, к сожалению, принимаем за одарённость упорство и усердие. Вспомните, как часто учителя начальной школы говорят, что мы «загубили» талант. К нам пришёл хорошист, а получился троечник. Но ведь это не так. Одарённость, если она вовремя замечена, не пропадёт. Только стоит напомнить, что к каждому таланту нужно подходить по-своему. Все мы помним, что существует художественная, интеллектуальная, творческая, социальная одарённость.

Художественная одарённость, осознанная самим ребёнком и его родителями, обычно развивается в учреждениях дополнительного образования: музыкальных, художественных школах, театральных студиях и т.п. И, наверное, каждый из нас, работая с такими учениками, понимает, что здесь нужен мастер, специалист. Мы же можем только «подталкивать» такого одарённого ученика, помогая ему самореализоваться и социализироваться.

То же самое касается и социальной, лидерской одарённости. Её ощущают даже непрофессионалы, говоря о человеке «прирождённый лидер». Эта одарённость предполагает наличие исключительной способности устанавливать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; наличие умения принимать решения; способности иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущения цели, направления движения; определённой гибкости, приспосабливаемости; чувства ответственности; уверенности в себе и знание себя; настойчивости; энтузиазма; умения ясно выражать мысли. Мы в своей работе постоянно «эксплуатируем» эту одарённость, понимая, что именно так помогаем ей развиваться.

Легче всего работать с детьми интеллектуально и академически одарёнными. Первые – универсалы, они быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике - физике или предметах гуманитарного цикла и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Именно с этими детьми необходима планомерная работа.

Что касается творческой одарённости, то это по-прежнему спорный вопрос. Одни считают, что это самостоятельный вид, другие утверждают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Как бы то ни было, и исследования, и педагогический опыт показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания (следования и почитания?) к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.

Программы для одаренных должны отличаться от обычных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие:

  • Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.

  • Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.

  • Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

  • Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.





Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его "самостью" выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

  • на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

  • на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

  • на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

  • на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  • Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).

  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  • учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • проводником передовых педагогических технологий;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

  • факультативы;

  • кружки по интересам;

  • занятия исследовательской деятельностью;

  • НОУ "Искатель"

  • конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • научно-практические конференции;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • сотрудничество с другими школами, ВУЗами.



Методы и формы работы В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

Выбор форм и методов зависит от:

  • вида одарённости;

  • возраста ребёнка;

  • социального статуса семьи ребёнка;

  • уровня одарённости;

  • активности самого ребёнка;

  • профессиональной подготовки педагога. 5. Урочная деятельность К ней относятся следующие виды деятельности: - проблемно-развивающее обучение, - проектно-исследовательская деятельность, - игровые технологии (деловые игры и путешествия), - информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации -АМО и модерация -развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры), - творческие и нестандартные задания.

Проблемно-развивающее обучение

Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектно-исследовательская деятельность Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт Наиболее привлекательной для младших школьников является работа над исследовательскими проектами. Ведь там проводятся опыты, наблюдения, которые так любят дети.

Технология модерации Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию. Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся). Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности: - факультативы, - предметные недели, - театрализованные праздники, - олимпиады и конкурсы по предметам.

Факультативы.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей. Создание условий для развития учащихся происходит и на факультативных занятиях, которые удачно интегрируются с основными предметами:

  • ТРИЗ и «Мир фантазии» (творческие работы, книжки учащихся),

  • ГНОМ – гимназическое научное общество малышей (рефераты, исследования и т.д.),

  • РПС – развитие познавательных способностей учащихся

  • Логика

  • Основы экономических знаний

  • риторика,

  • театр, танцы,

  • раннее изучение языков,

  • ИВТ.

На этих занятиях реализуется дифференцированный и личностно – ориентированный подход, т. к. дети имеют право выбора во всём.

Предметные недели. Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Театрализованные праздники. Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. Олимпиады и конкурсы по предметам. Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

-стимулировать познавательные способности учащихся;

-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Именно от учителя зависит, насколько полно раскроется талант ребёнка, поэтому необходимо по возможности прописывать план работы с каждым или индивидуальную образовательную траекторию.

Индивидуальная образовательная траектория для одарённого и талантливого ребёнка

Ученик:   _________________ (класс: __)

Период:  20__ - 20__учебный год


Направление

Работа

Результат

1




2




3




4




5




6




7





Предметная область: ____________________________________________

  1. Тип класса: __________________________

  2. Общеобразовательная программа: общеобразовательная программа (базовый уровень).

  3. Форма получения образования: урочная, дистанционная, внеурочная, дополнительные образовательные услуги, консультации, многопрофильная школа для одарённых и талантливых детей.

  4. Условия получения образования: фронтальное, групповое, индивидуальное.

  5. Углубление знаний (темы):

  1. Участие в интеллектуальных мероприятиях:

  • Школьная научно-практическая конференция________________

  • Научно-практические конференции муниципального и федерального уровней:_____________________________________

  • Олимпиады школьников:_______________________

  • Дистанционные олимпиады ______________________

  • Конкурсы: «Золотое руно», «Бульдог», «Русский медвежонок» ,«Олимпус», текущие конкурсы различного уровня______________________________

  • Телекоммуникационные проекты__________________

Рекомендации для учителей:

Как показывает опыт (и что, собственно, и выполняет - сознательно или интуитивно- большая часть педагогов) наибольшего эффекта позволяют всё-таки индивидуальные занятия с акцентом на самостоятельную работу с материалом. При этом учителю необходимо

  • составить план занятий с ребенком, учитывающий его склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные и т.д.), психические особенности ребенка;

  • определить темы консультаций по наиболее сложным вопросам;

  • выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени;

  • предоставить список необходимой литературы или интернет-ресурсов.


Схема анализа результатов работы:


1

предмет


2

дата и время консультаций


3

главные рассматриваемые вопросы


4

время работы с темой по программе


5

фактически затраченное время (причины отклонений от сроков)


6

дополнительные вопросы, не предусмотренные программой.




Итак, основные требования к учителю, работающему с одарёнными детьми:



  • Создавать ситуации незавершенности или открытости.

  • Разрешать и поощрять множество вопросов.

  • Стимулировать ответственность и независимость.

  • Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.

  • Формировать разнообразный взгляд на мир.

  • Привлекать внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.

  • Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций, помогать их выработать самому.

  • Не сдерживать инициативу.

  • Научить прослеживать межпредметные связи.

  • Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.

  • Оказывать поддержку в ситуации успеха.

  • Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.

  • Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.

  • Проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка.





Литература

Фридман Л.М. «Развитие личности в обучении» — М., 2011.

Гильбух Ю.З. « Внимание: одаренные дети». — М., 2009.

Гудновский В.Э., Юркевич В.С. «Одаренность: дар или испытание». Научно-популярная серия «Педагогика и психология», №12, 1990 г.

Лейтес Н.С. «Умственные способности и возраст». — М., 2007.

Лейтес Н.С., «Возрастная одаренность школьников»- М.,1997

Матюшкин A . M . «Загадки одаренности». -М.,1992 .

Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников»- М., 2000.