СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для учителя английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Живые Уроки" Рекомендации разработаны в единой концепции, дающие шанс уменьшить затраты времени учителя на подготовку учащихся, которые проходят основные этапы проекта, проводя  не только самооценку своих умений, но и взаимооценку

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для учителя английского языка»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

Лужского муниципального района Ленинградской области











Методические рекомендации

для руководителей методических объединений

учителей иностранных языков по подготовке и проведению

образовательного проекта «Живые уроки»

по теме «Школьный музей» на английском языке.

(из опыта работы РМО учителей английского языка)









Автор - Русинова Надежда Петровна, учитель английского языка МОУ «СОШ №4», руководитель РМО учителей английского языка Лужского района.











г. Луга

2018г.



Аннотация работы

В рамках работы РМО учителей английского языка использование метода проекта является неотъемлимой частью образовательной деятельности. Особый интерес, как со стороны учителей, так и учащихся проявляется к районным конкурсам «Экскурсоводов-переводчиков» с 2016года. Такой вид работы помогает выходить обучающимся за рамки предложенной образовательной программы, самостоятельно искать ответы на поставленные задачи и на интересующие их вопросы, развивать творческие и аналитические способности, формировать профориентационные и ценностные установки.

В настоящее время много внимания уделяется экскурсионно-образовательному туризму, который становится популярным. Создание Федерального экскурсионно-образовательного проекта «Живые уроки»1, Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве РФ, а также внедрение проекта «Живые уроки»2 комитетом Ленинградской области по туризму и комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области в образовательную программу региона в 2017 году сподвигли учителей английского языка Лужского района работать по-новому.

Работа рекомендована руководителям методических объединений, учителям иностранных языков в организации и проведении образовательного проекта «Живые уроки» по теме «Школьный музей» с учащимися 8-10 классов. Рекомендации составлены с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения. Отбор тематики осуществлен с учётом материала программы изучения предмета, ориентирован на интересы и потребности современных школьников с учетом возрастных особенностей. Предусмотрена возможность выбора индивидуальной траектории выполнения проекта в зависимости от склонностей и уровня подготовки обучающегося, выполняющего проект. Для участников проекта разработаны технологическая карта-маршрут экскурсии, описание этапов проекта, критерии качества проведения экскурсии, следуя которым, обучающиеся проходит основные этапы исследования, проводя самооценку и взаимо - оценку своих умений, рефлексию. В приложение включены материалы проекта «За каждым именем история» за 2017-2018 учебный год.

Основная задача работы – обобщение опыта работы в организации и проведении образовательного проекта «Живые уроки» по теме «Школьный музей» на иностранном языке в Лужском районе, подготовка обучающихся к проектной деятельности, и формирования интереса к подобной работе.

Данный продукт был апробирован на муниципальном уровне и может быть использован учителями других предметов.





Пояснительная записка

Идея внедрения экскурсионных мероприятий на английском языке во внеклассную работу по предмету «Английский язык» актуальна для участников образовательного процесса по следующим причинам:

  1. В рамках образовательного проекта «Живые уроки» реализуется новый формат сотрудничества между учащимися школ города, а именно, ученики участвуют в экскурсиях по школьным музеям Луги. Известно, что экскурсии оказывают большое влияние на становление социального интеллекта у школьников.

  2. Живые Уроки призваны дополнять и разнообразить образовательный процесс, использовать экспозиции музея для более детального изучения истории родной школы, обеспечивает междисциплинарный подход, позволяя объединить знания нескольких предметов (английский язык, краеведение, музееведение, ИКТ) в целостную картину.

  3. Интерактивный характер проведения уроков-экскурсий позволяет запомнить и более глубоко освоить полученные знания и умения английского языка и краеведения на практике.

  4. Практика перевода с русского языка на английский язык дает возможность учащимся ознакомиться с профессией гидов-переводчиков,

  5. Живые уроки дают возможность ознакомиться с профессией «Специалист музееведения». В настоящее время, одной из оптимальных форм культурно-образовательной деятельности является интерактивная музейная программа, основанная на активном участии посетителей в процессе музейной коммуникации. Координатором музейной программы выступает интерпретатор, задача которого не только максимально доступно изложить материал, но способствовать тому, чтобы посетитель почувствовал погружение в атмосферу истории.

  6. Повышается мотивация к изучению английского языка, т.к. появляется не только желание получить хорошую оценку или высокий балл на экзамене, но применять полученные знания и навыки в жизни. Проблемы, лежащие в основе ученических проектов, является интересными для самих учеников. Например, что было в здании школы во время оккупации фашистами Луги во время Великой Отечественной войны, проходили ли занятия в школе, участвовали сотрудники школы в построении оборонительной линии «Лужский рубеж», знаете ли вы выпускников школы-героев и какие подвиги они совершили и т.д.

  7. Результаты исследования и сбора информации дают возможность организовывать реальные или виртуальные экскурсии по школьному музею, как на классных часах, так и на уроках английского языка в школе.

Цель - создание условий для повышения качества образовательного процесса путем вовлечения обучающихся в образовательный проект «Живые уроки» по теме «Школьный музей»

Задачи:

-расширение и закрепление знаний по английскому языку и краеведению, музееведению;

- развивать общий образовательный уровень, общекультурные компетенции;

-развивать позитивную мотивацию к реализации личностного творческого потенциала;

-учить анализировать свои действия и поступки;

-воспитывать любовь к родной школе и гордость за ее достижения;

-исследовать исторические традиции школы.

-формирование способности к профессиональному и личностному самоопределению.



Проектная деятельность в Лужском районе соответствует современным тенденциям развития образования. Федеральные государственные образовательные стандарты 3устанавливают требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметными предметным.

Личностные – осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка, умение презентовать результаты своего исследования на экскурсии, готовность отстаивать свою гражданскую позицию.

Метапредметные – развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение, развитие навыка взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли (экскурсовода, переводчика, эксперта)

Предметные – владение иностранным языком как средство общения в рамках определенной тематики.

Ожидаемый результат:

Обучающиеся

  1. получат дополнительные возможности для приобретения знаний, использования их на практике, получат начальные навыки риторики и методики построения и проведения экскурсии

  2. узнают о достижениях школы, выдающихся выпускниках;

  3. усовершенствуют навыки поведения при работе информационного (ознакомительно-ориентировочного) проекта как средства развития познавательного интереса, становления мотивации к деятельности

  4. получат возможность для развития основ ИКТ компетентности, необходимыми составляющими которой являются: поиск информации; запись, фиксация информации; представление и обработка данных; создание текстов с помощью компьютера; редактирование текста; создание новых текстовых сообщений путём комбинирования имеющихся; выступление с аудиовизуальной поддержкой;

  5. получат возможность выбора в плане профессионального самоопределения.



Учителя

  1. получат дополнительный инструмент для решения воспитательных задач образовательного процесса (в первую очередь, мотивации к обучению воспитанников)

  2. получат методическое обеспечение в планировании, особенностях подготовки проекта и проведении «Живые уроки;

  3. получат возможность пригласить школьников из Финляндии и Германии в рамках обмена в школьные музеи города, т.к. в каждой школе есть подготовленные экскурсоводы.

Новизна (Инновационность) работы состоит в том, что

  1. этот образовательный проект «Живые уроки» на английском языке адаптирован для учащихся Лужского района.

  2. в сборе информации, ее анализе и обобщении фактов принимают участие широкий круг обучающихся, среди которых есть учащиеся с разной степенью мотивации к изучению предмета и им дается возможность самим конструировать содержание;

  3. ученику предоставляется возможность вне зависимости от его успеваемости попробовать себя, выполняя разные социальные роли (экскурсовода, переводчика, эксперта, специалиста музееведения);

  4. экскурсоводам предоставляется возможность выступить в роли эксперта, оценивая качество проведения экскурсии по образцу

Процедура подготовки и проведения проектной работы

2018 год был объявлен годом туризма4 в Ленинградской области. Проект «Живые Уроки» по внедрению экскурсионных мероприятий в учебные программы с целью «визуализации» школьного материала и его последующего закрепления 5 стал интересен для учителей английского языка Лужского района, чтобы разнообразить образовательный процесс, показать обучающимся практическое применение изучаемого материала и приобщить учащихся к посещению музеев и других учреждений культуры.

Для погружения в проект был проведен мастер-класс научным сотрудником Лужского историко-краеведческого музея И.Л. Голубевой для учителей и учащихся Лужского района, заинтересовавшихся технологией проведения экскурсий. Изучив материалы интернет ресурсов о внедрении Живых уроков в Ленинградской области, было выработано положение о проведении проекта.



ПОЛОЖЕНИЕ

О районном образовательном проекте «Живые уроки» Краеведение на английском языке

«Мы приглашаем вас в наш школьный музей»


  1. Общие положения


    1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения районного образовательного проекта «Живые уроки» Краеведение на английском языке «Мы приглашаем вас в наш школьный музей» (далее Проект), его организационное и методическое обеспечение, порядок участия в Проекте.

    2. Образовательный проект по внедрению экскурсионных мероприятий в учебные программы общего образования «Живые уроки - Мы приглашаем вас в наш школьный музей» - это цикл занятий на английском языке в школьных музеях города Луги согласно маршрутному листу для обучающихся, изучающих английский язык образовательных учреждений Лужского района.

    3. Учредитель Проекта – МКУ «Лужский ИМЦ»

    4. Проект призван дополнить и разнообразить образовательный процесс, показать обучающимся практическое применение изучаемого материала и приобщить учащихся к посещению музеев и других учреждений культуры.

    5. Урок в музее обеспечивает междисциплинарный подход, связан с конкретными темами образовательной программы, но подразумевает исследовательские и творческие задания, выходящие за рамки этой программы.


  1. Цель и задачи Проекта

Цель - создание условий для повышения качества образовательного процесса путем вовлечения обучающихся в образовательный проект «Живые уроки» по теме «Школьный музей»

Задачи:

-расширение и закрепление знаний по английскому языку и краеведению, музееведению;

- развивать общий образовательный уровень, общекультурные компетенции;

-развивать позитивную мотивацию к реализации личностного творческого потенциала;

-учить анализировать свои действия и поступки;

-воспитывать любовь к родной школе и гордость за ее достижения;

-исследовать исторические традиции школы.

-формирование способности к профессиональному и личностному самоопределению.


  1. Организация Проекта

3.1. Для организации и проведения Проекта создаётся Оргкомитет, который осуществляет общее руководство подготовкой и проведением проекта: утверждает Положение Проекта, маршрутный лист, текущую документацию, а также сроки проведения.

3.2. В обязанности Оргкомитета Проекта входит:

  • создание равных условий для всех участников Проекта;

  • обеспечение гласности проведения Проекта;

  1. Участники Проекта:

К участию в проекте приглашаются обучающиеся всех типов образовательных учреждений 8-10 классов

  1. Регламент проведения Проекта

Для участия в проекте необходимо представить в оргкомитет Проекта:

  • Заявку образовательного учреждения на участие в Проекте на e-mail в ИМЦ до ____________.. (Приложение);

  • Место и время проведения занятий согласно маршрутному листу.


  1. Этапы проекта:

1. Подготовительный (выбор темы экскурсии, сбор информации, перевод на английский язык, составление текста экскурсии)

2. Основной (экскурсия в музее 30-40 минут);

3. Подведение итогов, обобщение результатов.



  1. Подведение итогов Проекта

7.1.Посетитили музея составляют отзывы об экскурсии согласно критериям качества проведения экскурсии (Приложение)

7.2.Экскурсоводы могут быть отмечены грамотами в следующих номинациях:

- Приз зрительских симпатий

- Самая содержательная презентация

- Самая оригинальная экскурсия

- Самая содержательная экскурсия

- Лучший школьный экскурсовод;

- За артистизм;

- Свободное (без опоры на текст) владение материалом

- Самый уверенный экскурсовод

- Самая интерактивная экскурсия

- За лучшую экскурсионную импровизацию

7.3. Все учителя, подготовившие обучающихся к проекту, получают благодарность.

        

  1. Внесение дополнений и изменений в Положение

В настоящее Положение могут вноситься изменения и дополнения, которые утверждаются Оргкомитетом


Состав организационного комитета


Председатель оргкомитета: ____________________

Члены оргкомитета:

_______________________________

_______________________________


Приложения к Положению

Маршрутный лист


№ п/п

Маршрут

Место проведения

Время экскурсии

Содержание

Темы рассказа. Показ.

Дата проведения

Методические указания

















Заявка

на участие в районном образовательном проекте

«Живые уроки» Краеведение на английском языке

«Мы приглашаем вас в наш школьный музей»


Название ОУ


Класс


Ф.И. учащихся-участников проекта


Ф.И.О. руководителя проекта


Тема экскурсии





______________ Директор ОУ __________________

(дата)



Критерии качества экскурсии


Параметры

Количество баллов по уровням

Максимальное количество – 45баллов

Высокий (3)

Средний (2)

Низкий (1)

отсутствие параметра (0)



Параметры


1

Свободное, осмысленное владение материалом


2

Качество и культура предоставления презентации экскурсии (логичность изложения и свободный стиль общения)


3

Степень импровизации, артистизма


4

Степень воздействия на аудиторию


5

Соблюдение регламента (10 минут).


6

Оригинальность


7

В речи участника нет лексических ошибок; словарный запас участника богат, разнообразен и адекватен поставленной задаче.


8

В речи участника нет грамматических ошибок; речь участника богата разнообразными грамматическими конструкциями.


9

Доступность изложения материала и оценка уровня навыка владения публичной речью и четкость речи (соблюдает правильный интонационный рисунок; не допускает фонематических ошибок; практически все звуки в потоке речи произносит правильно)


10

Проведение экскурсии с листа (чтение), наизусть, с подглядыванием


11

Организационные навыки при работе с группой (в т. ч. соблюдение правил безопасности, применение приёмов активизации внимания, создания мотивации и т. п.)


12

Своевременное и методически оправданное применение комплекта иллюстративных материалов (т. н. «Портфеля экскурсовода»; при необходимости экскурсант может обращаться к проекциям на планшете)


13

Применение в экскурсии интерактивных заданий с привлечением к их выполнению экскурсантов


14

Создание внешнего образа экскурсовода путём использования исторического или театрального костюма


15

Ответы на вопросы (2-3)





    1. Методические рекомендации «Описание этапов проекта»

        1. Этапы проекта

        1. Содержание работы на этой стадии

        1. Деятельность участников проекта

        1. Подготовительный

        2. -погружение в проект

        1. Выбор темы проекта Определение темы и целей проекта. Выделение подтем и тем проекта

        1. Посещение мастер-класса - руководитель школьного музея

        2. класс, научный сотрудник Лужского историко-краеведческого музея

        3. Обсуждение и принятие общего решения по теме

        1. Изучающий

        1. Определение источников информации.

        2. Определение способов сбора и анализа информации.

        3. Определение способа представления результатов

        4. Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.

        5. Распределение задач (обязанностей) в группе

        1. Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. Предлагают идеи, высказывают предположения.

        2. Сбор и анализ информации.

        3. Обсуждение критериев оценки результатов и процесса проектной работы.

        4. Распределение задач (обязанностей) в группе

        1. Деятельный

        1. Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, фотосессия.

        1. Перевод собранной информации на английский язык

        2. Взаимо- и само-оценка вклада в общее дело. (Приложение)

        3. Фотосъемка. Анкетирование. Исследование

        1. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для участников проекта, отбор литературы . Анализ информации. Формулирование выводов. Оформление результатов

        1. Подготовка презентации. Корректировка собранной информации. Анализ проделанной работы. Постановка новых задач на основе анализа. Репетиция экскурсии в музее для фиксирования необходимого времени.

        1. Реализация

        1. Маршрутный лист экскурсии. Презентация

        1. Участие в районном проекте «Живые уроки». Публикация на сайте школы.

        1. Рефлексия

        1. Оценка результатов и процесса работы

        1. Анализ проделанной работы.

        2. ( Приложение )

    2. Пример заполнения технологической карты дается в приложении к проекту «За каждым именем история»

    3. Учителя, изъявившие желание участвовать в образовательном проекте «Живые уроки», подают заявки в МКУ «Информационно-методический центр»

    4. Составляется план и время проведения экскурсий в школах города.

    5. Перед экскурсией экскурсантам и их учителям выдается бланк «Критерии качества проведения экскурсии», которые ими заполняются по завершении мероприятия.

    6. На заседании руководителей ШМО учителей английского языка подводятся итоги, анализируют плюсы и минусы сотрудничества в проекте и отмечают участников проекта в различных номинациях, прописанных в Положении.

    7. На основании отзывов о проведенных экскурсиях согласно критериям качества проведения экскурсии учащиеся отмечаются грамотами Комитета Образования Лужского района в следующих номинациях:

    8. 1.1. «Самый оригинальный экскурсовод»

    9. – Дубко Анна, ученица 8 «б» класса МОУ «СОШ №6 имени Героя Советского Союза Грицкова В.П.», руководитель - Агафонова С.Р.

    1. «Лучший школьный экскурсовод»

    1. - Хомутова Анастасия, ученица 8 «Б» класса МОУ «СОШ №6 имени Героя Советского Союза Грицкова В.П.», руководитель - Агафонова С.Р.

    2. - Артемьев Семен, ученик 7 «Б» класса МОУ «Средняя школа №3», руководитель - Аюпова О.Р

    3. - Миновская Ирина, ученица 10 класса МБОУ «СОШ №5», руководитель Воробьева Г.В.

    4. 1.3. «Самый уверенный экскурсовод»

    5. - Павлова Анастасия, ученица 7 «Б» класса МОУ «СОШ №6 имени Героя Советского Союза Грицкова В.П.», руководитель- Агафонова С.Р.

    6. - Власова  Александра, ученица 10а класса МОУ «Средняя школа №3», руководитель - Силютина С.Н.

    7. 1.4. «Самый интерактивный экскурсовод»

    8. - Бухарова Елизавета, ученица 9 «А» класса МОУ «СОШ №6 имени Героя Советского Союза Грицкова В.П.», руководитель - Михайлова Т.Н.

    9. - Сурменко Елизавета, ученица 10 «А» класса МОУ «Средняя школа №3», руководитель - Силютина С.Н.

    10. - Андреева Мария, ученица 10 класса МБОУ «СОШ №5», руководитель Воробьева Г.В.

    11. 1.5. «За лучшую экскурсионную импровизацию»

    12. - Русачкова Екатерина, ученица 9 «В» МОУ «СОШ №6 имени Героя Советского Союза Грицкова В.П.», руководитель- Михайлова Т.Н.

    13. 1.6. «За артистизм экскурсовода»

    14. - Иванов Илья, ученик 8 «Б» класса МОУ «СОШ №6 имени Героя Советского Союза Грицкова В.П.», руководитель- Агафонова С.Р.

    15. - Ильин Иван, ученик 8 «Б» класса МОУ «Средняя школа №3», руководитель- Лепкина А.И.

    16. 1.7. «Приз зрительских симпатий»

    17. -группа учащихся 4 «Б» класса МОУ «СОШ №6 имени Героя Советского Союза Грицкова В.П.», руководитель- Екименок Е.А.

    18. - Баяндин Владислав, ученик 8 «Б» класса МОУ «Средняя школа № 4», руководитель - Дмитриев С.В.

    19. - Попков Илья, ученик 7 «Б» класса МБОУ «СОШ №5», руководитель - Воробьева Г.В.

    20. 1.8. «Самая содержательная экскурсия»

    21. - Ляпина Полина, ученица 8 «В» класса МОУ «Средняя школа №3», руководитель - Лепкина А.И.

    22. - Жуков Сергей, ученик 8 «Б» класса МОУ «Средняя школа № 4», руководитель - Дмитриев С.В.

    23. - Сковородина Диана, ученица 11 класса МБОУ «СОШ №5», руководитель - Воробьева Г.В.

    24. 1.9. «Свободное владение материалом»

    25. - Ежова Валерия, ученица 8 «А» МОУ «Средняя школа № 4», руководители - Дмитриев С.В., Русинова Н.П.

    26. - Яковлев Вячеслав, ученик 7 «Б» класса МОУ «Средняя школа №3», руководитель – Аюпова О.Р.

    27. За творческую работу в использовании современной педагогической технологии – «Живые уроки», педагогическое мастерство в воспитании у подрастающего поколения общекультурной и этнической идентичности и формировании способности к профессиональному и личностному самоопределению обучающихся объявляется благодарность следующим учителям английского языка:

  1. Агафоновой Светлане Руслановне, МОУ «СОШ №6 имени Героя Советского Союза Грицкова В.П.»- организатор экскурсии в школьном музее «Поклон и память поколений»

  2. Аюповой Ольге Руслановне - МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»- организатор экскурсии в школе «Прошлое, настоящее, будущее Лужской земли»

  3. Воробьевой Галине Валентиновне, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» - организатор экскурсии в школьном музее «История школы»

  4. Дмитриеву Сергею Владиславовичу - МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»- организатор экскурсии в школьном музее «За каждым именем история»

  5. Русиновой Надежде Петровне - МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»- организатор экскурсии в школьном музее «За каждым именем история»

  6. Екименок Елене Анатольевне, МОУ «СОШ №6 имени Героя Советского Союза Грицкова В.П.» - организатор экскурсии в школьном музее «Поклон и память поколений»

  7. Лепкиной Анжелике Ивановне- МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»- организатор экскурсии в школе «Прошлое, настоящее, будущее Лужской земли»

  8. Михайловой Татьяне Николаевне, МОУ «СОШ №6 имени Героя Советского Союза Грицкова В.П.»- организатор экскурсии в школьном музее «Поклон и память поколений»

  9. Силютиной Светлане Николаевне, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»- организатор экскурсии в школе «Прошлое, настоящее, будущее Лужской земли»

    1. Список использованной литературы

  1. Голубенко Г.М., доцент, методист, канд. пед. наук. Лекция «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе обучения иностранным языкам в условиях реализации ФГОС ООО» 2014г.

  2. Литонина Н. В. Формирование учебно-познавательной компетенции школьников средствами иностранного языка/Н. В. Литонина//Иностранные языки в школе. – 2012. - №6. – С. 69-74.

  3. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Метод проектов на уроках иностранного языка - «Иностранные языки в школе»- МО РФ, 2000, №№ 2, 3.

  4. Примерные программы по учебным предметам (Иностранный язык) Стандарты второго поколения/Москва «Просвещение» 2010

  5. http://uroki-lenobl.ru/about_the_project

  6. http://www.zhivye-uroki.ru/about/

1 http://www.zhivye-uroki.ru/about/

2 http://uroki-lenobl.ru/about_the_project

3 Примерные программы по учебным предметам (Иностранный язык) Стандарты второго околения/Москва «Просвещение» 2010

4 ГУБЕРНАТОР ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 22 декабря 2017 года N 821-рг О проведении Года туризма в Ленинградской области

5 http://uroki-lenobl.ru/about_the_project

9