9 класс
Определение вида сложного предложения (операционный состав)
1. Записываю предложение.
2. Нахожу грамматическую (ие) основу (ы) ГО.
3. Если две или несколько ГО, это сложное предложение.
4. Смотрю на средства связи между частями сложного предложения:
а) если они связаны сочинительным союзом, это сложносочиненное предложение (ССП);
б) если они связаны подчинительным союзом или союзным словом, это сложноподчиненное предложение (СПП);
в) если они связаны интонацией при отсутствии союзов, это бессоюзное сложное предложение (БСП).
Определение вида придаточного в сложноподчиненном предложении (операционный состав)
1. Записываю сложноподчиненное предложение.
2. Нахожу главную и придаточную часть, средство связи – всегда в придаточной части.
3.Нахожу в главной части слово, от которого буду задавать вопрос к придаточной части.
4. Задаю вопрос:
а) если задаю вопрос КАКОЙ? от существительного в главной части, это придаточное ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ;
б) если задаю вопрос КОСВЕННОГО падежа от сказуемого в главной части, это придаточное ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ;
в) если задаю вопросы ОБСТОЯТЕЛЬСТВ от сказуемого в главной части, это придаточное ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЕ;
г) если задаю вопрос КТО? от подлежащего в главной части, это придаточное ПОДЛЕЖАЩНОЕ;
д) если задаю вопрос КТО? КАКОВ? от сказуемого в главной части, это придаточное СКАЗУЕМНОЕ.
Способ постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора
1. Найти СА.
2.Определить место СА по отношению к ПР : внутри ПР,
перед ПР (А: «П».), после ПР («П,»- а.).
3. Поставить в предложениях, где СА находятся внутри ПР, опираясь на ранее изученный материал, знаки препинания: «П, - а - …
4. Выяснить, из скольких предложений состоит ПР: из одного, из двух (и более)
5. Установить, как СА разрывают ПР :
а) разрывают одно предложение – «П, - а, - п».
б) находятся между двумя предложениями – «П, - а. - П».
6. Установить, что СА относятся к I и II частям ПР – «П, - а: П».
Способ постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи
1. Нахожу грамматические основы.
2. Если грамматических основ более двух, выявляю количество видов связи.
3. Если два и более вида связи, то это сложное предложение с разными видами связи.
4. Выявляю возможные комбинации видов связи:
а) сочинительная связь (ср. св. – сочинительные союзы) и бессоюзная (ср. св. - интонация);
б) подчинительная связь (подчинительные союзы и союзные слова) и бессоюзная (ср. св. - интонация);
в) сочинительная связь (ср. св. – сочинительные союзы) и подчинительная связь (подчинительные союзы и союзные слова);
г) сочинительная связь (ср. св. – сочинительные союзы), подчинительная связь (подчинительные союзы и союзные слова) и бессоюзная (ср. св. – интонация).
Способ постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении
1. Нахожу бессоюзное сложное предложение (1 СД, пункт 4в).
2. Определяю значение БСП, чтобы расставить знаки препинания:
а) значение одновременности или последовательности – ставлю , или ;
б) значение причины (подставляю союз ПОТОМУ ЧТО), пояснения (подставляю А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ), дополнения (подставляю союз ЧТО) – ставлю :
в) значение противопоставления (подставляю союз А), времени, условия (подставляю союзы КОГДА, ЕСЛИ), следствия (подставляю союз ТАК ЧТО) – ставлю -
8 класс
Способ определения вида словосочетания и синтаксической связи в словосочетании
1. Нахожу слово (главное), от которого можно задать вопрос к другому слову в словосочетании (зависимое).
2. Устанавливаю связь между частями словосочетания:
а) ? от главного слова к зависимому – смысловая связь;
б) окончание или предлог и окончание в зависимом слове – грамматическая связь.
3. Определяю строение словосочетания: какой частью речи выражена каждая часть словосочетания.
4. Определяю вид словосочетания по способу выражения главного слова: именем – именное, глаголом – глагольное, наречием – наречное.
5. Определяю тип подчинительной связи по зависимому слову:
а) зависимое слово в той же форме, что и главное – согласование;
б) зависимое слово в падеже, которого требует главное слово – управление;
в) зависимое примыкает к главному по смыслу – примыкание.
Способ определения вида сказуемого
1. Задаю вопрос от подлежащего: что говорится о подлежащем?
2. Определяю строение сказуемого (из скольких слов состоит сказуемое):
а) из одного – простое сказуемое;
б) из двух – составное сказуемое.
3. Определяю способ выражения сказуемого:
а) одним глаголом в изъявительном, повелительном, условном наклонении – ПГС (простое глагольное сказуемое);
б) двумя глаголами, один из которых инфинитив – СГС (составное глагольное сказуемое);
в) двумя словами, одно из которых глагол, а второе – имя (существительное, прилагательное, числительное, местоимение), причастие, слово состояния – СИС (составное именное сказуемое).
Способ определения вида сказуемого с коррекцией
1. Задаю вопрос от подлежащего: что говорится о подлежащем: что делает? какой (каков) он? кто такой? что такое?
2. Определяю строение сказуемого (из скольких слов состоит сказуемое):
а) из одного – простое сказуемое;
б) из двух – составное сказуемое.
3. Определяю способ выражения сказуемого:
а) одним глаголом в изъявительном, повелительном, условном наклонении – ПГС (простое глагольное сказуемое);
б) двумя глаголами, один из которых инфинитив – СГС (составное глагольное сказуемое);
в) двумя словами, одно из которых глагол «быть», а второе – имя (существительное (кто такой? что такое?), прилагательное, числительное, местоимение), причастие (какой он?), слово состояния ( как? каково?) – СИС (составное именное сказуемое).
Способ определения видов второстепенных членов предложения
1. Нахожу член предложения, от которого задаю вопрос:
1.1 подлежащее или другой член предложения;
1.2 сказуемое или другой член предложения;
1.3 сказуемое.
2. Задаю вопрос:
2.1 какой? чей?;
2.2 вопрос косвенного падежа;
2.3 где? куда? откуда? как? когда? зачем? почему? с какой целью? и т.д.
3. Определяю способ выражения второстепенного члена:
3.1 прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное, существительное, инфинитив;
3.2 существительное, местоимение, инфинитив;
3.3 существительное, наречие, деепричастие, инфинитив.
4. Определяю второстепенный член:
4.1 определение;
4.2 дополнение;
4.3 обстоятельство.
5. Определяю вид второстепенного члена предложения:
5.1 по типу синтаксической связи согласование – согласованное определение, по типу управления и примыкания – несогласованное определение;
5.2 В.п. без предлога – прямое дополнение, остальные – косвенное дополнение;
5.3 обстоятельства, отвечающие на вопросы: где? – места, когда? – времени, как? – образа действия, почему? – причины, зачем? – цели, при каком условии? – условия, несмотря на что? – уступки.
Способ определения вида односоставного предложения
1.Нахожу ГО (грамматическую основу).
2. Определяю, чем представлена ГО:
2.1 подлежащим – односоставное назывное предложение;
2.2 сказуемым.
3. В предложении с главным членом сказуемым определяю, как мыслится действующее лицо:
3.1 как определенное (я, мы, ты, вы);
3.2 как неопределенное;
3.3 действие происходит без участия действующего лица.
4. Определяю способ выражения сказуемого:
4.1 глаголы в1 и 2 лице, ед. и мн. числе, наст. и буд. времени, глаголы в повелительном наклонении;
4.2 глаголы во множественном числе, 3 лице настоящем и будущем времени, во множественном числе, прошедшем времени;
4.3 безличный глагол, личный глагол в значении безличного, инфинитив, краткое страдательное причастие, слово состояния, слово нет.
5. Определяю вид односоставного предложения с главным членом сказуемым:
5.1 определенно-личное; определенно- личное с обобщенным значением;
5.2 неопределенно-личное; неопределенно-личное с обобщенным значением;
5.3 безличное.
Способ использования односоставных предложений в сочинении-миниатюре.
Осмысливаю тему.
Отбираю для ее раскрытия ключевые слова.
Вспоминаю модели односоставных предложений.
Начинаю текст с назывного предложения, чтобы назвать тему повествования.
Использую определенно-личное предложение, чтобы подчеркнуть авторское присутствие в тексте.
Использую неопределенно-личное предложение, чтобы назвать действия неопределенных лиц.
Использую безличное предложение, чтобы передать состояние человека или природы, дать оценку происходящему.