Методические рекомендации в сжатой форме раскрывают основные требования к построению учебного занятия, условиям достижения его эффективности, указывают на ошибки педагогов при проведении занятий в образовательных организациях дополнительногообразования детей, приводящие к уходу детей из объединения.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Как подготовиться к занятию"»
В помощь педагогу ДО
методические рекоендации
«Как подготовиться к занятию»
Старайтесь спланировать всю тему сразу (5-8 занятий), материал не должен распадался, сохраняя целостность и внутреннее единство.
Определяя цели занятия, разграничьте обучающую, развивающую, воспитательную и свою методическую цель (какой новый метод, прием вы используете).
При подготовке ранжируйте материал, определите, что надо помнить лишь в ближайшее время, а что пригодиться в дальнейшем.
Определите моменты активного включения учеников в занятие.
Подготовьте резервный материал на случай преждевременного окончания запланированной работы в группе.
Повторите программу эмоционально - психологической подготовки к занятию: развитие положительных, блокирование отрицательных ощущений, стереотипов.
Начало и концовка занятия
Начало и концовка занятия являются исключительно важными моментами. С каким настроем придет педагог? С каких слов он начнет занятие? С каким настроением дети уйдут с занятия домой?
Начните с приема «коммуникативная атака». Ее цель – заинтересовать, привлечь внимание детей. Варианты:
Вход педагога в класс: бодрый, энергичный, уверенный, выражен настрой на общение, стремление передать этот настрой детям.
Расскажите интересную, захватывающую историю, связанную с темой занятия.
Задайте вопрос, связанный с интересами детей, их жизненным опытом.
Оригинальное, неожиданное начало, вызывающее внимание именно своей неожиданностью (зажечь свечу, начать с притчи и т.д.).
Начать с чего-то личного для педагога, прочувствованного им, волнующего его (любимое стихотворение поэта).
Концовка занятия:
Сделать слушателям комплимент: «Чем я больше всего доволен - вы не были равнодушными, вы не боялись возражать, не стеснялись спрашивать. Это самое ценное. Спасибо».
Вызвать смех.
Эффектная цитата: «Конечно, чтобы чего-то достичь в жизни, нужны талант и умная голова, но более всего – характер»?
Отсроченная концовка. К яркому образу, заявленному несколько занятий назад (в коммуникативной атаке), педагог возвращается в конце изучения темы.
В помощь педагогу ДО
методические рекомендации
«Как подготовиться к занятию»
Старайтесь спланировать всю тему сразу (5-8 занятий), материал не должен распадался, сохраняя целостность и внутреннее единство.
Определяя цели занятия, разграничьте обучающую, развивающую, воспитательную и свою методическую цель (какой новый метод, прием вы используете).
При подготовке ранжируйте материал, определите, что надо помнить лишь в ближайшее время, а что пригодиться в дальнейшем.
Определите моменты активного включения учеников в занятие.
Подготовьте резервный материал на случай преждевременного окончания запланированной работы в группе.
Повторите программу эмоционально - психологической подготовки к занятию: развитие положительных, блокирование отрицательных ощущений, стереотипов.
Начало и концовка занятия
Начало и концовка занятия являются исключительно важными моментами. С каким настроем придет педагог? С каких слов он начнет занятие? С каким настроением дети уйдут с занятия домой?
Начните с приема «коммуникативная атака». Ее цель – заинтересовать, привлечь внимание детей. Варианты:
Вход педагога в класс: бодрый, энергичный, уверенный, выражен настрой на общение, стремление передать этот настрой детям.
Расскажите интересную, захватывающую историю, связанную с темой занятия.
Задайте вопрос, связанный с интересами детей, их жизненным опытом.
Оригинальное, неожиданное начало, вызывающее внимание именно своей неожиданностью (зажечь свечу, начать с притчи и т.д.).
Начать с чего-то личного для педагога, прочувствованного им, волнующего его (любимое стихотворение поэта).
Концовка занятия:
Сделать слушателям комплимент: «Чем я больше всего доволен - вы не были равнодушными, вы не боялись возражать, не стеснялись спрашивать. Это самое ценное. Спасибо».
Вызвать смех.
Эффектная цитата: «Конечно, чтобы чего-то достичь в жизни, нужны талант и умная голова, но более всего – характер»?
Отсроченная концовка. К яркому образу, заявленному несколько занятий назад (в коммуникативной атаке), педагог возвращается в конце изучения темы.
Призыв к действию.
Основные требования к построению современных
учебных занятий:
Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей.
Целесообразное расходование времени занятия.
Применение разнообразных педагогических средств обучения.
Личностно ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками.
Практическая значимость полученных знаний и умений.
Условия достижения эффективности занятия
комплексность цели и задач (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);
адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;
соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;
наличие благоприятной психологической атмосферы;
активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);
полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия.
Педагогическая теория и практика выделяет следующие ошибки педагогов, приводящие к уходу воспитанника из учреждения дополнительного образования:
Плохая организация.
Монотонность при объяснении материала или наоборот, многословие, неточности, излишняя детализация объяснений, многочисленные повторы.
Постоянное однообразие формы деятельности.
Восприятие детей в целом, а не каждой отдельной личности.
Назидательность, резкость тона, бестактность обращения.
Несоответствие скорости изложения информации педагогом, скорости восприятия и осмысления.
Отсутствие обратной связи, контроля за усвоением и пониманием.
Отсутствие занимательных элементов, повышающих познавательный интерес приемов концентрации внимания обучающихся.
Бондаренко Е.Э., методист
МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба», г. Новый Уренгой, 2019 г.
Основные требования к построению современных
учебных занятий:
Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей.
Целесообразное расходование времени занятия.
Применение разнообразных педагогических средств обучения.
Личностно ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками.
Практическая значимость полученных знаний и умений.
Условия достижения эффективности занятия
комплексность цели и задач (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);
адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;
соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;
наличие благоприятной психологической атмосферы;
активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);
полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия.
Педагогическая теория и практика выделяет следующие ошибки педагогов, приводящие к уходу воспитанника из учреждения дополнительного образования:
Плохая организация.
Монотонность при объяснении материала или наоборот, многословие, неточности, излишняя детализация объяснений, многочисленные повторы.
Постоянное однообразие формы деятельности.
Восприятие детей в целом, а не каждой отдельной личности.
Назидательность, резкость тона, бестактность обращения.
Несоответствие скорости изложения информации педагогом, скорости восприятия и осмысления.
Отсутствие обратной связи, контроля за усвоением и пониманием.
Отсутствие занимательных элементов, повышающих познавательный интерес приемов концентрации внимания обучающихся.
Бондаренко Е.Э., методист
МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба», г. Новый Уренгой, 2019 г.