СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 «Теремок»
Методическая разработка
по теме:
«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по
изобразительной деятельности»
составила воспитатель I кв. кат.
Хижнякова Е.В.
Г. Реж
2018г.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир»
Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства. И нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на всё новое, удивительное, яркое душой ребёнка. Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у малыша с первых дней его жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту.
Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом. Наша задача – опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской; понятие доброты необходимо наполнить многообразием её жизненных проявлений: учить не только воспринимать прекрасное о доброе и любоваться красотой, но и беречь её, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро.
Незаменимым средством духовного формирования является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно и близко ребёнку дошкольного возраста. Средствами искусства вокруг ребёнка формируется эстетическая среда, которую можно рассматривать как средство формирования нравственно-духовных ценностей личности ребёнка.
Именно эстетическая среда способна развить в ребёнке эстетические чувства и научить эмоционально, откликаться на искусство, как явления вызывающее чувства радости, вдохновения, наслаждения и желания созидать. Для ребёнка эстетическая среда – это эстетические отношения, которые он усваивает и выражает в результате приобщения к художественно-духовным ценностям человечества, и материально – художественная среда, которую он осваивает и преобразует в результате своей деятельности.
Чем раньше ребёнок начнёт осваивать эстетические отношения, тем глубже и ценнее будет его эстетический опыт, тем ярче у него будет развито эстетическое восприятие мира. Но формирование эстетических отношений невозможно без восприятия красоты окружающего мира, без формирования навыков и умений отражать эту красоту в предметной действительности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого, к сложному.
Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изодеятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.
Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.
Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому
сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в детском саду. Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, буйством фантазии. Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться лишь к невмешательству в процессе самовыражения ребёнка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями?
Безусловно, не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.
Принимая во внимание вышеизложенные факты, определим актуальность данной работы.
Актуальность и новизна.
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.
Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.
Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.
Дошкольное воспитание 20 века, по существу, сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребёнка. «Концепция дошкольного воспитания» (1989) наметила новые подходы к дошкольному воспитанию, основанные на принципах гуманизации деидеологизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, самоценности дошкольного детства). Гуманизация образования как одна из проблем современной науки предполагает сосредоточения внимания на становлении творческой индивидуальности каждого ребёнка. Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов.
Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемы техники, вводятся в практику дошкольного художественного
образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.
Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника, не владеют приёмами использования нетрадиционных техник рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определило выбор темы исследования: использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем возрасте. Перед данной работой была поставлена цель: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников;
Изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изодеятельности.
Разработать и реализовать комплекс занятий для детей младших групп по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты.
Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию можно использовать нетрадиционные способы изображения. Что же они дают детям?
В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить, как способы создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
А вот техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)
Техника «Рисование мозаичными мазками» - пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.
Интересная техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.
Можно использовать технику «Рисование углём» - уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.
Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» - позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.
Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг». Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.
Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком»(жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.
Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятий по разработанным Т.С.Комаровой и Т.Г.Казаковой методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.
Я остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Составила перспективное планирование на каждую возрастную группу, это мне позволило учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе. Поэтому работу начала от простого к сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей младшего возраста. Сейчас детям нашей группы 3-4 лет, но рисовать пробовали уже с 1 младшей группы, после того как закончился процесс адаптации и малыши привыкли к окружающей их обстановке и воспитателям. Пробовала технику рисования пальчиком. Занятия проводила индивидуально – для получения наилучшего результата, затем объединяла по 2-3 ребёнка. Рисование пальчиком вызывало у ребёнка особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Учились рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку для зайчика, божьей коровке рисовали пальчиком пятнышки на крыльях чёрной краской, украшали крылья бабочки.
Рисовали и ладошкой. Нарисовали коллективную работу – весёлое, доброе солнышко. Каждый ребёнок прикладывал к листу бумаги свои ладошки, которые сначала обмакивали в жёлтую краску, а потом прикладывали их по кругу, я направляла детей. Получились весёлые лучики, затем нарисовала личико и солнышко готово. Дети испытали огромное удовольствие от коллективной работы. В основном все наши работы были коллективными. Как таковой цели использовать нетрадиционные методы в обучении детей рисованию не было. Но попробовав и увидев результат наших работ, решила продолжать использовать эти методики рисования и дальше. Я составила перспективный план занятий по нетрадиционному рисованию и начала внедрять его в своей работе. Продумывая каждое занятие, подбирала тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого
рисование я начинаю с рассказа о явлении или предмета, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования, обязательно провожу физкультминутки, анализирую в конце занятия работы детей.
Во второй младшей и средней группе мы продолжаем рисовать пальчиками, но теперь каждому ребёнку даю готовые шаблоны. Некоторые дети уже рисуют не одним пальчиком, а несколькими. Очень понравилась детям техника рисования ладошкой. Казалось бы, что мы можем нарисовать ладошкой? Да всё, что угодно!
Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Например, необычный цветок тюльпан можно нарисовать ладошкой. Чем же он необычен? А тем, что бутоны тюльпана рисуются не с помощью кисточки, а при помощи детских ладошек.
Для получения этого рисунка потребуется всего две краски, красная и зелёная.
Процесс работы прост: разводим красную краску, делаем отпечатки ладошек на белом листе бумаги. Всё, бутоны тюльпанов готовы, теперь осталось нарисовать зелёный стебель и листики. Нетрадиционный рисунок готов. Несложно, красиво, необычно. Есть дети, которые рисуют левой рукой, так рисовать таким способом им нравится, а вот с кистью работать тяжело, поэтому для таких детей это большой плюс в рисовании. Так с помощью ладошки появляются тюльпаны, воробьи, осьминожки, деревья (см. приложение № 1)
Другой интересный вариант рисования, который я использую – метод тычка. Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жёсткую кисть в краску (дети эти методом уже владеют очень хорошо) и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом с помощью ватной палочки рисовали падающий снег, украшали рукавичку, косыночку
(см. приложение №2).
В младшей группе рисовали пушистую мимозу, используя метод тычка (ватная палочка). Нарисованная ватной палочкой мимоза получилась пушистая и красивая. Краска не растекалась и не размазывалась в отличии, когда дети рисуют кистью
(см. приложение №3)
Методом тычка, используя жёсткую кисть, рисовали пушистых зайчат, котят, косолапого мишку. Я рисовала силуэт животного, а дети кистью – тычком, закрашивали шубку, она получалась «пушистая». Работы вышли очень интересные и разные. У кого мишка вышел лохматый, у кого немного пушистый.
(см. приложение №4).
Так же использую в своей работе с детьми технику «Прижми и отпечатай». Рисуем пробками, крышками, поролоном. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро можно нарисовать шарик, божью коровку, цыплёнка, - стоит только раскрасить верхнюю часть пробки и отпечатать её на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребёнка. Для того. Чтобы нарисовать цыплёнка такой техникой мы берём одну крышку, желательно маленькую, другую немного побольше. Закрашиваем верхнюю часть, отпечатываем, дорисовываем ножки, клювик, глазик. И цыплёнок оживает (см. приложение №5).
Таким методом рисования можно нарисовать и гусеницу. Так же закрашиваем верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делаем несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовываем кисточкой глазки, лапки – вот и готова гусеница перебирающая лапками (см. приложение №6)
Я, считаю, что техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками, поролоном позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:
Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
Развивается мышление, речь, воображение
Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Выводы:
Цель данной работы была: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте, среди которых: техника рисования тычком, прижми и отпечатай, рисование ладошкой и т.д.
Решению задач данной работы послужило изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Предложен перспективный план (см. приложение №7) и комплекс занятий для детей средней группы по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности. Также описана техника рисования пальчиками и ладошкой. Эта техника даёт возможность детям испытать необыкновенное наслаждение от тактильных ощущений при работе с краской, бумагой и водой. Техника рисования прижми и отпечатай, развивает у детей воображение, ребёнок начинает домысливать, а что же получится в результате? Метод тычком позволяет детям придать изображённому животному лохматость, что дети простой кисточкой не смогут сделать.
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Список литературы:
«Воспитатель» - №5 2009 г.
Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования
в детском саду» - М.,2007 г.
«Дошкольное воспитание» - №4 1993 г.
«Дошкольное воспитание» - №2 1996 г.
«Дошкольное воспитание» - № 2 2004 г.
«Дошкольное воспитание» - №8 2005 г.
«Дошкольное воспитание» - №6 2007 г.
«Дошкольное воспитание» - №7 2007 г.
Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С
2011 г.
Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду» - П., 1981 г.
Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное
рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники
рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
Приложение №1
Тюльпан
Воробьи
Приложение №2
Птичка в небе
Приложение №3
Мимозы в вазах
Приложение №4
Котята
Медвежата
Приложение№5
Цыплята
Приложение№6
Гусеницы
Приложение №7 Перспективное планирование:
Нетрадиционные техники рисования во второй младшей группе
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | «Бабочка» (рисование пальчиком) | Знакомить с творческим процессом – рисование пальчиком. Закреплять знание цветов (красный, жёлтый). Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Учить радоваться полученному результату. |
«Гусеница» (прижми и отпечатай, пробка) | Учить рисовать пробками, прикладывая их к листу. Закрепить знание цветов (зелёный, чёрный); развивать чувство ритма, воображение. | |
Октябрь | «Ёжик» (тычок, кисть) | Учить детей закрашивать по контуру тычком; закреплять представление о цвете (чёрный); учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату. |
«Рябина» (рисование пальчиком) | Учить детей рисовать кисточкой веточку рябины. Продолжать учить рисовать пальчиком ягоды. | |
Ноябрь | «Цыплёнок» (крышка) | Учить детей рисовать крышками, прикладывая их к листу, закреплять название домашних птиц и их детёнышей, место обитания, учить радоваться полученному результату. |
«Воробей» (ладошка) | Учить детей рисовать руками путём прикладывания их к листу бумаги; учить рисовать голову печатанием крышки, набирая краску с поддона, а глаз кончиком кисти. | |
Декабрь | «Украсим рукавичку» (ватная палочка, тычок) | Учить детей самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие точками, нарисованными ватной палочкой. |
«Утёнок» (тычок, кисть) | Закреплять умение рисовать методом тычка, прививать аккуратность при рисовании, закреплять название птиц и их детёнышей, место обитания, учить радоваться полученному результату. | |
Январь | «Друзья для ёжика» (ладошка) | Продолжать учить детей рисовать ладошкой и пальчиком, добиваясь сходства с ежом, закрепить знания детей о повадках ежа. |
«Ёлка» (тычок) | Продолжать учить детей методом тычка. Закреплять представление о цветах (зелёный, коричневый) и умение правильно держать кисть. | |
Февраль | «Чашка» (ватная палочка) | Продолжать учить самостоятельно, подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие точками. |
«Снеговик» (рисование пальчиками) | Учить внимательно, рассматривать образец и следовать ему, закреплять умения рисовать пальчиками круг. | |
Март | «Тюльпан» (ладошка) | Продолжать учить рисовать ладошкой, кончиками пальцев, набирать краску; закреплять представление о цвете (зелёный, красный). Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Учить радоваться полученному результату. |
«Воздушные шары» (крышка) | Продолжать учить рисовать крышками, прикладывая их к листу, закрепить знание цветов (красный, жёлтый). Продолжать учить выполнять работу аккуратно. | |
Апрель | «Божья коровка» (пробка, ватная палочка) | Продолжать закреплять умение рисовать крышками, аккуратно пользоваться ватной палочкой, ставя точки, радоваться полученному результату. |
«Мишка косолапый» (тычок, кисть) | Учить рисовать медведя по контуру тычком. Закрепить знание цвета (коричневый, чёрный). Прививать интерес к рисованию. | |
Май | «Жучок» (крышка) | Продолжать закреплять умение рисовать крышками, прикладывая их к листу, закреплять знание цветов (коричневый, чёрный), радовать полученному результату. |
«Знакомство с клюквой» (рисование пальчиком) | Продолжать учить детей рисовать пальчиком, познакомить детей с ягодой клюквой, закрепить умение рисовать предметы округлой формы, воспитывать активность, внимание, учить радоваться полученному результату. |
Перспективное планирование
Нетрадиционные методы рисования в средней группе
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | «Ветка вишни» (кисть, рисование пальчиком) | Учить детей рисовать ветку с ягодами используя, рисование кистью и пальчиками, располагать рисунок на всём листе. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. |
«Жёлтый одуванчик» (тычок кистью) | Закреплять умение детей рисовать методом тычка и кончиком кисти. | |
Октябрь | «Осенние листья» (тычок кистью) | Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и жёлтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья. |
«Осеннее дерево» (ладошка) | Учить детей рисовать осеннее дерево с помощью ладошки, вносить по желанию детей дополнения (листва разного цвета, трава). | |
Ноябрь | «Цыплёнок» (тычок жёсткой кистью) | Продолжать учить детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки. |
«Котёнок» (тычок жёсткой кистью) | Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок полусухой, жёсткой кисти. Закреплять умение подбирать нужный цвет, доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисти.
| |
Декабрь | «Рыбка» (ладошка) | Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе. |
«Осьминог» (ладошка) | Познакомить детей с морем и его обитателями. Воспитывать любовь к живой природе, развивать воображение и интерес к рисованию.
| |
Январь | «Салют» (рисование кистью на мокром листе) | Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания, задуманного образа. |
«Снежная баба» (оттиск скомканной бумагой) | Продолжать учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумаги. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. | |
Февраль | «Укрась медвежонку рубаху» (ватные палочки) | Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, пальчиками, кистью. Учить выбирать технику самостоятельно в зависимости от выбранного рисунка. |
«Синица» (ладошка, крышка) | Продолжать учить детей рисовать руками, учить рисовать голову печатаньем крышки, набирая краску крышкой, глаза рисовать кончиком кисти, находить сходство с птицей, радоваться полученному результату. | |
Март | «Ваза с цветами» (ладошка) | Продолжать учить детей рисовать руками прикладывая, их к листу бумаги, учить закрашивать предмет (вазу) не заходя за контур.
|
«Веточка мимозы» (пальчиками) | Продолжать учить детей рисовать кисточкой веточку мимозы. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Воспитывать любовь к близким.
| |
Апрель | «Разноцветные яички» (ватная палочка) | Продолжать учить детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца. Продолжать учить методом тычка контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие. |
«Дерево» (тычок) | Учить детей рисовать по представлению большое дерево на всём листе бумаги, передавая упрощённое строение ствола и кроны. Закреплять умение рисовать крону разными способами. | |
Май | «Бабочка» (ватная палочка) | Учить украшать предмет яркими цветами и узорами. Развивать творчество, воображение. |
«Путешествие в сказку» | Создать положительный эмоциональный настрой в группе, закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой (пальцем или ватной палочкой) развивать мелкую моторику рук. |
Приложение №8
Конспекты непосредственно-образовательной деятельности
Свитер для моих друзей
Нетрадиционная техника: рисование пальчиками
Цель: знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.
Оборудование: две куклы – мальчик и девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.
Ход НОД: Разыгрывается ситуация: в гости к детям приходят куклы мальчик и девочка. Они рассказывают о том, что в магазине одежды продаются свитера совсем неинтересные, без рисунка, а им бы хотелось носить яркие, разноцветные.
Педагог предлагает детям помочь мальчику и девочке украсить свитера для друзей. Показывает на двух – трёх образцах возможные чередования цвета при рисовании пальчиками, отмечает наиболее яркие варианты. При показе у детей уточняются названия тех или иных цветов. В процессе деятельности корректируются нажим и количество набираемой краски.
В конце занятия детские работы рассматриваются вместе с куклами. Мальчик и девочка благодарят за красивые свитера.
Солнышко, которое мне светит
Нетрадиционные техники: рисование ладошкой (всей кистью руки), оттиск печатками. Цель: вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Оборудование: листы голубой бумаги (50×50 см) с кругом жёлтого или оранжевого цвета посередине, гуашь (жёлтого, оранжевого, лимонного, красного цветов) в мисочках (для печати) и блюдечках (для рисования ладошкой), печатки из картофеля, салфетки, зонтик, эскизы с изображением солнышка разного цвета и техники выполнения Ход НОД: Педагог приглашает детей поиграть с солнышком, читает потешку «Солнышко-вёдрышко» Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей, Освети - обогрей Телят да ягнят, ещё маленьких ребят
Показывает эскизы с изображением солнышка, выполненные в различных изобразительных техниках.
Вводится название «лучик», используется наглядно-действенный приём «погладь пальчиком лучики». Педагог знакомит с понятием красный, жёлтый, оранжевый цвет, «тёплые оттенки». Демонстрирует разные способы создания изображения, выполняя лучики оттисками печатки из картофеля или ладошки. Дети выбирают технику, которая больше подходит к игре с солнышком. При затруднениях педагог показывает способ создания изображения индивидуально.
Дети рассматривают получившиеся работы, выбирают самое разноцветное солнышко, самое весёлое, самое румяное и т.д. Играют в игру «Солнышко и дождик», для которой используются детские рисунки: если педагог показывает картинку с изображением солнышка, ребята «гуляют на полянке», если открывает зонтик – все прячутся под зонтик от дождя.
Ветка мимозы
Нетрадиционные техники: скатывание бумажной салфетки.
Цель: учить технике пальчикового рисования, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники; развивать ассоциативное мышление, Оборудование :лист формата А-4 светло-зеленого цвета, ветки мимозы, ваза, бумажные салфетки желтого цвета, клей пва в мисочке, кисть, клеенка
Ход занятия: Дети встречают солнышко. Им в подарок оно принесло букет мимозы. Педагог просит детей повторить название. Обследуется ветка мимозы. Предлагается внимательно рассмотреть, понюхать, аккуратно потрогать ветки мимозы. Воспитатель спрашивает, какого цвета цветки, сколько их, какой они формы, на что похожи. Показывает иллюстрации с изображением круглых жёлтых шариков, летящих по небу, и пушистых цыплят. Дети находят сходство с цветками мимозы.
Солнышко предлагает детям «одеть» голые веточки мимозы, лежащие у них на столах. Педагог называет материал, необходимый для выполнения данного задания. Показывает, как получить цветки мимозы: бумажные шарики нужно наклеивать на ветки в разных местах.
Внимание детей стоит обратить на аккуратность выполнения задания. Напомнить, что при необходимости следует пользоваться салфетками.
Занятие заканчивается словами одобрения всем детям. Отмечается красота получившихся веток мимозы. Определяется
их сходство с живыми объектами. Каждому ребёнку предлагается показать свою мимозу солнышку.
Ягодки и яблочки на тарелочке
Нетрадиционные техники: оттиск печатками из картофеля, рисование пальчиками. Цель: упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего натюрморта, в расположении рисунка по всей плоскости листа. Оборудование: ягоды и яблоки, тарелка, листы бумаги овальные, квадратные, круглые (диаметр 30 см) пастельных тонов, печатки из картофеля круглой формы, мисочки с гуашью для печати и рисования пальчиками, салфетки, эскизы с изображениями натюрморта на тарелках разной формы, на подносе, в корзине и т.д. Ход занятия: Рассматриваются ягоды и яблоки. Педагог обращает внимание детей на форму (круглая), размер (большие и маленькие), цвет (красный, синий, жёлтый, оранжевый).
Читает стихотворение Е.Седовой:
Маленькие ягодки,
Спелые и вкусные,
По большой тарелочке
Рассыпались, как бусины. Яблочки румяные,
Круглые и гладкие,
Так и просят: «Скушай нас!
Мы такие сладкие!»
Дети изучают педагогические эскизы, выбирают понравившиеся и непонравившиеся. Воспитатель помогает определить, с помощью каких печаток можно сделать яблоки, ягодки. Уточняется, что ягодки и яблоки должны рассыпаться по всей тарелочке. Дети выбирают, будут ли они печатать ягодки или рисовать пальчиками, пробуют разные краски. В это время повторяется стихотворение.
Воспитатель спрашивает, какие ребенок выбрал краски, каким способом рисовал. Называется самая полная тарелочка, самые яркие яблочки, самые разноцветные ягодки и т.д. Особо отмечаются работы, на которых выбраны для рисования не похожие друг на другие тарелка, поднос или корзина.
Нарядные матрешки
Нетрадиционные техники: рисование пальчиками.
Цель: учить детей изображать в нетрадиционной технике «горошек», учить пользоваться салфеткой.
Оборудование: Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, гуашь, салфетки
Ход занятия: Разыгрывается ситуация: в гости к детям приходит матрешка
-Ребята, посмотрите-ка, кто к нам сегодня в гости пришел?
М: «Здравствуйте, ребята. Я веселая матрешка, пришла к вам в гости. Какие вы все нарядные, красивые. А я красивая?»
М: «А что на меня одето? (Сарафан и косынка)
- А какие сарафан и косынка у матрешки? (Красивые, нарядные)
- А что есть на сарафане? (Цветы)
- Вы знаете, из чего сделана матрешка? (Из дерева)
- Ребята, а вы знаете, что кукла матрешка с секретом. Хотите посмотреть?
Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
Эту куклу открой-
Будет третья во второй,
Половинку отвинти,
Плотную, притертую
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее, да посмотри,
Что там прячется внутри?
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Вот, поставленные в ряд
Сестры - куколки стоят.
Посчитаем вас опять:
Раз, два, три, четыре, пять
Ребята нам в садик пришло письмо. Давайте-ка посмотрим для кого оно.
- Ой, да это же для вас. Давайте откроем письмо и посмотрим что там.
- А что это такое? ( Матрешки)
- Художники нарисовали вот таких матрешек, а сарафаны раскрасить забыли. Давайте им поможем. Вам нужно будем раскрасить сарафан матрешки. Посмотрите на доску. Тут художники оставили для примера, как можно раскрасить сарафан.
- Как украшены сарафаны? ( Цветочки, горошинки)
- А рисовать мы с вами сегодня будем пальчиком.
- Посмотрите, как я буду рисовать. Я обмокну, пальчик в красную краску и нанесу несколько горошин на сарафан. Потом вытираю пальчик салфеткой, обмокну в желтую краску и опять нанесу на сарафан. Видите, как у меня получается? А сейчас давайте вы сами попробуете. После того как раскрасите, вытрите руки об салфетку, которая находится у каждого на столе.
- Ой, какие подружки получились для нашей матрешки. Красивые!
Веселый снеговик
Нетрадиционные техники: Тычок жесткой полусухой кистью.
Цель : Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.
Оборудование: Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки
Ход занятия: Игровая ситуация: слышится плач: - Ребята, слышите, кто-то плачет? Давайте, посмотрим. Что случилось?
Снеговик: Мне скучно, ёлочку убрали, Дед мороз и Снегурочка ушли.
- Что же делать? Как помочь снеговику?
Снеговик: Нарисуйте мне друзей - снеговиков.
- Давайте вспомним, из чего лепят снеговика? На что похожи снежные комочки? Сейчас мы нарисуем снеговика из кружков белого цвета, разного размера.
Предлагаю детям посмотреть, как я буду рисовать снеговика. Свои действия сопровождаю пояснением.
-Нужно сухой жесткой кисточкой набрать немного белой гуаши, и, держа кисть вертикально, делать сверху тычки внутри контура.
Предлагаю детям нарисовать снеговика. Индивидуально помогаю тем детям, у кого не совсем получается. По окончанию рисования, рисунки развешиваю на мольберте. Приглашаю детей, подойти и полюбоваться какие замечательные рисунки получились. Спрашиваю детей, что мы рисовали? Каким цветом? Снеговик
любуется рисунками, радуется, благодарит детей
Мой любимый дождик
Нетрадиционные техники: Рисование пальчиками.
Цель: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
Оборудование: листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы
Ход занятия: Рассказываю детям русскую народную потешку:
Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей!
Дождик, дождик, пуще! Травка будет гуще!
Дождик, дождик, посильней! Огород ты наш полей.
- Ребята, давайте поможем дождику полить грядки с репкой. Давайте с вами нарисуем тучки, из которых на землю капает дождь. Он польёт наши грядки, и у нас вами вырастет много новой репки.
Показываю иллюстрации. Обращаю внимание детей на цвет тучки и дождика.
- У тучки, какой цвет? (синий). - У дождика, какой цвет? (синий). - Правильно. Тучка и дождик синего цвета.
Прошу нескольких детей повторить название цвета дождика и тучки. Предлагаю детям посмотреть, как я буду рисовать тучку и дождик. Свои действия сопровождаю пояснением.
- На тучке пятнышки поставлены плотно, почти сливаются, иногда находят друг на друга, а пятнышки-дождинки размещены свободно, «летят» на расстоянии друг то друга. Сначала заполняю пятнышками контур дождевой тучки, затем ставлю более редкие пятнышки под тучкой – показываю, как из тучки идёт дождь, сопровождая ритм рисования капелек, ритмом слов: «кап-кап, кап-кап, кап-кап».
Предлагаю детям нарисовать дождик как у меня. Индивидуально помогаю тем детям, у кого не совсем получается. Приём использую «рука в руку». Поощряю детей сопровождать ритм отпечатков ритмом слов: «кап-кап, кап-кап, кап-кап».
По окончанию рисования, рисунки развешиваю на мольберте. Приглашаю детей, подойти и полюбоваться какие замечательные рисунки получились. Спрашиваю детей, что мы рисовали? Каким цветом?
- Дождик хорошо полил грядки, и теперь обязательно вырастет хороший урожай репки.
Осеннее дерево
Нетрадиционные техники: Рисование ладошками.
Цель : Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования –«рисование ладошкой». Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие, навыки коллективной деятельности.
Оборудование: Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска; гуашь желтая, оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев.
Ход занятии - Дети, как красиво на улице! Наступила золотая осень, раскрасила все вокруг своими яркими красками. Вот у меня на столе разноцветные листочки с разных деревьев. Давайте посмотрим с какого дерева оторвался листок.
- Ребята, а что происходит с листочками осенью?
(ответы детей)
-Природное явление, когда листья опадают с деревьев называется листопадом.
Предлагаю показать листопад .
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
(Взмахи руками).
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
(Повороты вокруг себя).
-Посмотрите, у нас тоже есть небольшое дерево (показываю ватман). Чего же не хватает нашему дереву? (ответы детей) Правильно, листьев. Сейчас мы их нарисуем. Помогаю нанести на ладошки краску и ставить отпечаток на ватман.
- Приложите ладошку к веточке и у вас получится замечательный листок. (дети выполняют)
-Посмотрите, какое замечательное осеннее дерево у нас получилось. Это клен. Вы молодцы, славно потрудились, а теперь идемте мыть ручки.
Одуванчики
Нетрадиционные техники: Рисование пальчиками.
Цель: Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: Альбомные листы, желтая и зеленая гуашь, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки.
Ход занятия:
-Ребята, наступило прекрасное время года Весна. Вся природа просыпается от долгого сна. Первыми распускаются одуванчики. Я расскажу вам красивый стих.
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик - первый молодой!
У него чудесный золотистый цвет
Он большого солнца, маленький портрет!
Показываю иллюстрации.
-Посмотрите, какой красивый одуванчик. Чем же этот цветок похож на солнце? ( Такой же круглый и желтый). Что есть у одуванчика? (стебель, листья, цветок). А теперь я вас научу рисовать пальчиками-кисточками. Наберем на пальчик желтую краску, поставим на листе яркую точку, а потом вокруг нее много точек по кругу. Вот и получился цветочек желтый, пушистый. А что мы еще забыли нарисовать? (Стебелек и листочек). Наберем на другой пальчик зеленую краску и нарисуем. Посмотрите, в нашей группе вырос еще один одуванчик. А теперь вы сами нарисуйте одуванчики. По окончанию рисования, рисунки развешиваю на мольберте. Приглашаю детей, подойти и полюбоваться какие замечательные рисунки получились.
-Какие замечательные получились цветы. Теперь сложим одуванчики вместе - получился золотой лужок.
Спрашиваю детей, что мы рисовали? Каким цветом?
Тюльпаны в подарок маме
Нетрадиционные техники: Рисование ладошкой.
Цель: Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Развивать цветовосприятие.
Оборудование : Ватман с работой детей по пред. теме, гуашь красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов.
Ход занятия:- Ребята, наступает прекрасное время года Весна. Вся природа просыпается от долгого сна - ярче и теплее светит солнышко, тает снег, а на проталинах появляются первые цветы! И первый весенний праздник - это праздник наших мам, бабушек.
(рассматривание иллюстраций с изображением тюльпанов)
- Кто из вас знает, как называется этот цветок? Посмотрите на него, какой он красивый. Какого он цвета? (красный) Вот ножка, на которой
он стоит. Она называется «стебель». А это листики. Какого цвета стебелек и листики? (зеленые).
- Мы сегодня с вами будем рисовать ладошками. Этот рисунок мы подарим нашим мамам и бабушкам. Закатайте рукава и внимательно смотрите. Рисовать цветок я буду ладошкой. Для этого я опущу ладошку в красную краску и приложу ее к верхней части листа. А теперь я вытру ладошку влажной салфеткой. Вот и получился цветок. А теперь и вы попробуйте по очереди нарисовать тюльпанчики.
(Помощь детям в выполнении рисунка цветов).- Молодцы, ребята! Хорошо постарались. Красивый подарок получился у нас! А теперь пойдем мыть наши ручки, чтобы они были чистые.
Ветка рябины.
Нетрадиционные техники: Рисование пальчиками, оттиск печатками.
Цель: Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета Закрепить знания и представления о цвете (красный, зеленый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).
Оборудование: Гроздь рябины, гуашь красного, зеленого цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины.
Ход занятия :-Ребята, а какое у нас сейчас время года? А что осенью происходит с деревьями? Листья становятся желтыми и красными и опадают. А еще осенью в лесу поспевают на рябине ягоды. Любимое лакомство снегирей. Зимой в лесу холодно, голодно, а у птичек еда на веточках. Я для вас из леса рябинку принесла. Посмотрите внимательно, какие у нее ягодки дружные, одна возле другой растет. Ягодок много собраны в кисть или гроздь. Давайте все вместе повторим слово «гроздь».
-Посмотрите, грозди направлены вниз, как наши пальчики (покажите).Скажите, а какого цвета ягоды? (красного), а формы (круглой).
-Ребята я совсем забыла сегодня, утром пролетала знакомая сорока и рассказала, что в лесу произошла беда. Поднялся сильный ветер и сорвал все ягоды на рябине. Скоро уже снегири прилетят, а лакомства любимого нет! Давайте поможем снегирям, нарисуем ягоды на рябине.
-Закатайте рукава и внимательно смотрите, мы будем рисовать ягоды рябины. Я беру пальчик и обмакиваю его в краску и прикладываю его к грозди. Листочки рябины мы напечатаем печатками, для этого я обмакну печатку в зеленую краску А теперь и вы попробуйте. Рисуйте аккуратно, набирайте на палец краску хорошо (чтобы ягоды были сочные). Ягодок рисуйте побольше, чтобы всем птичкам хватило, одна ягодка возле другой. (Помогаю в процессе работы.)
-Ой, какие красивые ягоды на рябине у вас и сколько их много. Сядьте на стулья отдохните. А я повешу картину на доску и все вместе полюбуемся. Какие вы молодцы, постарались. Ягодок много, сочные, красные одна возле другой, теперь снегирям не страшна зима.
Зайчишка
Нетрадиционные техники: Тычок жесткой полусухой кистью.
Цель: Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.
Оборудование: Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки.
Ход занятия: В групповой комнате на доске висят альбомные листы с контурным изображением серого зайца на голубом фоне.
-Посмотрите, кто к нам пришел в гости? (Зайчики).
- На улице зима, все покрыто белым снегом. А зайчата в своей серой шубке выделяются на белом снегу. Ребятки, давайте поможем зайчикам, а то лиса их поймает и съест! А какого цвета шерсть у зайчиков зимой. Правильно. Белая шубка нужна, чтобы зайца не было видно на снегу. Какая еще шерсть у зайчат? (пушистая, мягкая).
-Чтобы и у наших зайчиков была такая же шерстка, нужно сухой жесткой кисточкой набрать немного белой гуаши, и, держа кисть вертикально, делать сверху тычки внутри контура.
( Показ способов рисования)
Предлагаю детям нарисовать зайчиков как у меня. Индивидуально помогаю тем детям, у кого не совсем получается. Приём использую «рука в руку». Поощряю детей.
- Молодцы! Посмотрите, какие красивые белые и пушистые зайчики у вас получились!
Цветы для пчелки
Нетрадиционные техники: Рисование ладошкой и пальчиком.
Цель : Поддерживать интерес к изобразительной деятельности; Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; Воспитывать аккуратность.
Оборудование: альбомные листы, пальчиковая краска, салфетки, искусственный цветок.
Ход занятия: - Ребята, сегодня к нам в гости прилетела пчелка и села на цветок. Посмотрите на него, какой он красивый. Какого он цвета? (красный) Вот ножка, на которой он стоит. Она называется «стебель». А это листики. Какого цвета стебелек и листики? (зеленые). Подойдите к цветочку и потрогайте пальчиком. А теперь мы немножко поиграем:
Как в саду на клумбе нашей (развести руки в стороны)
Распускаются цветы! (поднять руки вверх, пальчики раздвинуты)
Все – один другого краше, небывалой красоты!
Вот тюльпаны, ноготки,
Астры – пестрые цветки! (загибать пальцы на обеих руках)
Георгины и левкой
Выбираешь ты какой? (разжать все пальчики и поднять руки вверх)
- Ребята, сейчас проходите за столы. Пчелка очень хочет, чтобы мы нарисовали ей много цветочков. Вы хотите ей помочь? А какие краски нам понадобятся? (красные и зеленые)
-Посмотрите внимательно, как я буду рисовать. Рисовать цветок я буду ладошкой. Для этого я опущу ладошку в красную краску и приложу ее к верхней части листа. А теперь я вытру ладошку влажной салфеткой. Дальше мне понадобится зеленая краска. Я обмакну пальчик в краску и нарисую от цветочка сверху вниз зеленую линию – стебель. Вот и получился цветок. А теперь и вы попробуйте нарисовать на своих листах бумаги цветы. Обмакните ладошку в красную краску…
(Помощь детям в выполнении рисунка цветов).
- Молодцы, ребята! Хорошо постарались. Сейчас пчелка полетит и посмотрит на ваши цветочки.
А теперь пойдем мыть наши ручки, чтобы они были чистыми.
Снежок для елочки
Нетрадиционные техники: Рисование пальчиками.
Цель: Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).
Оборудование: Тонированные листы бумаги (синие, фиолетовые) с изображенными елочками, белая гуашь в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса.
Ход занятия: -Какое сейчас время года? (зима) -Зима снегами вьюжится
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.
То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут.
(Показ иллюстраций.)
-Высоко, высоко в небе на серой тучке живут подружки - снежинки. Когда им скучно, они спускаются вниз посмотреть, что делается на земле. Они падают, кружатся, порхают, танцуют на ветру. Ребята, давайте нарисуем, как снежинки падают на землю. Рисовать снежинки мы будем пальчиками.
(Помогаю в процессе работы.)
- Молодцы, ребята! Хорошо постарались. Много выпало на землю снега, укрыл снежок наши елочки. А теперь пойдем мыть наши ручки, чтобы они были чистыми.
Вкусный компот
Нетрадиционные техники: Оттиск яблоком.
Цель: Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Лист с контурным изображением банки, пальчиковая краска красная, желтая, салфетки, яблоки натуральные или муляжи.
Ход занятия: -Ребята, отгадайте загадку:
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
Правильно, три медведя. ( помещаю на фланелеграфе изображения трех медведей). Михаил Иванович, Анастасия Петровна и Мишутка просят приготовить для них компоты.( раздаю детям листы с изображением банки).
-Закатайте рукава и внимательно смотрите, мы будем готовить яблочные компоты. Я беру половинку яблочка ,обмакиваю его в краску и прикладываю его к нашей банке. А теперь и вы попробуйте, аккуратно набирайте на яблоко краску. Яблоки рисуйте разным цветом, одно яблоко обмакиваем в красную краску, другое в желтую.
(Помогаю в процессе работы.)
-Ой, какие вкусные компоты вы приготовили нашим гостям! Медведи благодарят вас за помощь.
Украшение чайного сервиза
Нетрадиционные техники: Оттиск печатками.
Цель: Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.
Оборудование: Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды.
Ход занятия: Показываю детям чайную посуду и предлагаю её рассмотреть. Называю предметы чайного сервиза и уточняю назначение каждого предмета. Предлагаю повторить название всех предметов. Обращаю внимание детей на элементы узора, их чередование и место расположения – по краю или в середине.
- А сейчас мы с вами украсим посуду, рисовать мы сегодня будем печатками. Посмотрите, как я буду это делать. Я беру печатку, обмакиваю её в краску и прикладываю к нашей чашке.(показываю на разных чашках чередование узора и место расположения).Чайник тоже украсим. А теперь и вы попробуйте, аккуратно набирайте на печатки краску.
(Помощь детям в выполнении рисунка).
- Молодцы, ребята! Хорошо постарались. Какие нарядные сервизы получились. А теперь пойдем мыть наши ручки, чтобы они были чистыми.
В лесу родилась елочка
Нетрадиционные техники: Рисование ладошкой.
Цель: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности.
Оборудование: Тонированный лист (голубой), пальчиковая краска зеленая, салфетки, иллюстрации с изображением елочки.
Ход занятия:- Ребята, какое сейчас время года? Давайте с вами погуляем по зимнему лесу. Посмотрите, какие красивые елочки! (показ иллюстраций) Послушайте стихотворение про елочку (О.Высотская « Елочка»)
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят. Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она!
Давайте с вами нарисуем елочки. Каким цветом будем рисовать елочку? (ответы детей) Рисовать елочку я буду ладошкой. Для этого я опущу ладошку в зеленую краску и приложу ее к верхней части листа. Наберу еще раз краску и приложу три раза к средней части листа. А теперь я вытру ладошку влажной тряпочкой. Вот и получилась елочка. А теперь и вы попробуйте нарисовать елочки.
(Самостоятельная работа детей. Помощь детям в выполнении рисунка).
- Молодцы, ребята! Какие красивые получились елочки.
Спрашиваю детей, что мы рисовали? Каким цветом?
Мои рукавички
Нетрадиционные техники: Оттиск печатками.
Цель: Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.
Оборудование: Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, пальчиковая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки.
Ход занятия: Отгадайте мою загадку:
Не боюсь морозца я –
Есть две шубки у меня,
Согреют две сестрички,
Зовут их …………..
(рукавички)
Как вы думаете, для чего нужны рукавички? (ответы детей) Правильно, они сохраняют тепло, защищают руки от холода. Рассмотрите внимательно, что у меня в руках? А как по-другому мы называем рукавички?(варежки). Посмотрите на рукавички, которые связали ваши мамы и бабушки. Мы сегодня тоже будем мастерами, будем расписывать рукавички. Посмотрите, как я буду это делать. Я беру печатку, обмакиваю её в краску и прикладываю к нашей рукавичке. Рисунок на левой и правой рукавичке повторяется.
(Показываю на разных рукавичках чередование узора и место расположения.)
- После того как раскрасите, вытрите руки об салфетку, которая находится у каждого на столе.
(Дети приступают к выполнению задания.Помогаю в процессе работы.)
- Ой, какие варежки получились красивые! Нарядные! А теперь пойдем мыть наши ручки, чтобы они были чистыми.
Елочка пушистая, нарядная
Нетрадиционные техники: Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками.
Цель: Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма.
Оборудование: Тонированный лист (голубой) с контурным изображением ёлочки, , зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки.
Ход занятия: - Ребята, отгадайте загадку:
Вот скоро зимний праздник, его мы ждали год.
Сказочный, веселый праздник…..(новый год)
- Вы любите праздник Новый год? Почему? (ответы детей) На новогодний праздник к нам «приходит» в гости елочка. Её украшают. Под елочку Дед Мороз кладет вкусные подарки. А давайте мы с вами нарисуем елочки и её украшения. Посмотрите, как я буду рисовать елочку.
(Свои действия сопровождаю пояснением)
-Нужно сухой жесткой кисточкой набрать немного зеленой гуаши, и, держа кисть вертикально, делать сверху тычки внутри контура. Рисовать надо аккуратно, чтобы кисточка не выходила за контур рисунка.
(Предлагаю детям нарисовать елочку. Индивидуально помогаю тем детям, у кого не совсем получается)
-Молодцы, ребята! Вот какие пушистые елочки у нас получились. Теперь, чтобы наша елочка стала нарядная, нарисуем пальчиками разноцветные бусы. После того как раскрасите, вытрите руки об салфетку, которая находится у каждого на столе.
-Вот теперь у нас елочки нарядные, красивые!
По окончанию рисования, рисунки развешиваю на мольберте. Приглашаю детей, подойти и полюбоваться какие замечательные рисунки получились.
Морозко
Нетрадиционные техники: Рисование ладошкой.
Цель: Совершенствовать умение в художественных техниках рисования ладошкой и пальчиками. Развивать воображение.
Оборудование: Листы бумаги тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза, белая, розовая, синяя пальчиковые краски, салфетки, иллюстрации.
Ход занятия: Предлагаю детям отгадать загадки:
-Без рук рисует,
Без зубов кусает.
Не огонь, а жжется.
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клен, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
(ответы, высказывания детей)
-Вы правильно угадали, это мороз. ( показ иллюстраций )
-Какого цвета борода у дедушки Мороза? Какую он носит одежду?( ответы детей) Что еще есть у дедушки Мороза?
-Правильно, у него есть посох. На новый год он вам дарит подарки. Ребята, а рисовать мы с вами сегодня будем портрет дедушки Мороза. Какого цвета борода у дедушки? Рисовать бороду я буду ладошкой. Для этого я опущу ладошку в белую краску и приложу её пальцами вниз, немного ниже красного колпака. Вытру ладошку.
(Предлагаю детям нарисовать бороду. Индивидуально помогаю тем детям, у кого не совсем получается.)
-Теперь набираю на пальчик розовую краску и рисую носик, щечки и ротик. На другой пальчик набираю синюю краску. Что еще я не нарисовала дедушке Морозу? Правильно, глаза.
(дети заканчивают рисунок)
-После того как раскрасите, вытрите руки об салфетку, которая находится у каждого на столе.
По окончанию рисования, рисунки развешиваю на мольберте. Приглашаю детей, подойти и полюбоваться какие замечательные рисунки получились.
Рыбки в аквариуме
Нетрадиционные техники: Рисование ладошкой, пальчиками.
Цель: Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Оборудование: Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации.
Ход занятия: Показываю детям иллюстрации с изображением разных рыб.
-Кто это? Где живут рыбки? Чем питаются? Плавают рыбки двигая плавниками, хвостом и телом. Послушайте стихотворение И. Токмаковой
«Где спит рыбка»
Ночью темень, ночью тишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин- к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет таких следов нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Сейчас мы с вами с помощью ладошек будем рисовать рыбок в аквариуме(раздаю тонированные листы). Для этого нужно опустить в мисочку с гуашью всю ладонь и сделать на бумаге отпечаток (пальцы растопырены, большой палец согнут). Затем пальчиком рисуем глаз. Нарисуем в нашем аквариуме еще камешки и водоросли ( пальчиком). . А теперь вы сами нарисуйте рыбок. После того как раскрасите, вытрите руки об салфетку, которая находится у каждого на столе.
(Помощь детям в выполнении рисунка).
По окончанию рисования, рисунки развешиваю на мольберте. Приглашаю детей, подойти и полюбоваться какие замечательные рисунки получились.
-Какие замечательные получились рыбки в аквариуме. Что мы рисовали? Каким цветом?
Ночь и звезды.
Нетрадиционные техники: Рисование манкой, скатывание салфеток.
Цель: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.
Оборудование: Лист с контурным изображением ночного неба, клей ПВА, манная крупа, салфетки, картинка звездочки грустная, на обратной стороне веселая.
Ход занятия:- Ребята, к нам случайно попала звездочка. Но она почему-то грустит. Как вы думаете, почему? ( ответы детей) Звездочке одиноко, она хочет попасть домой. Но ты не грусти, звездочка, мы тебе обязательно поможем. А где живет звездочка? ( ответы детей)Звезды светят и днем, и ночью. Только их не видно, ведь солнышко светит очень ярко. А ночью светит луна. Мы сейчас будем зажигать звездочки . Берем кусочек салфетки. Скатываем её в шарик , обмакиваем в клей и приклеиваем на лист. Чтобы на нашем ночном небе светила луна, мы кисточкой нанесем клей и обильно посыпим манкой. Остаток манки осторожно высыпим обратно в посуду. А вы хотите нарисовать такой же рисунок?
(Помощь детям в выполнении рисунка).
-Теперь мы из ваших работ сделаем небо, на котором много звездочек. (прикрепляю рядом с работами детей звездочку с веселой стороной)
-Посмотрите, какое красивое звездное небо. Какое настроение у нашей гостьи? Оно веселое, потому что мы помогли звездочке, сделали доброе дело.
Божьи коровки
Нетрадиционные техники: Рисование пальчиками.
Цель: Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.
Оборудование: Лист с контурным изображением божьей коровки, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации.
Ход занятия: -К нам в гости прилетела божья коровка. (показ иллюстраций) Посмотрите, какая она красивая! (предлагаю определить цвет, форму и величину, посчитать точки на спине. Раздаю детям листы с контурным изображением божьей коровки.)
- А все ли есть у наших божьих коровок?( ответы детей)
-Правильно, у них нет точек. А какого цвета точки, какую мы краску возьмем? Обмакиваем указательный палец в черную краску и ставим точки на спине божьей коровки. После того как раскрасите, вытрите руки об салфетку, которая находится у каждого на столе.
(выполнение детьми задания)
По окончанию рисования, рисунки развешиваю на мольберте. Приглашаю детей, подойти и полюбоваться.
- С листьев тлю она съедает, следить за садом помогает. Вот она взлетела ловко. Это - божия коровка.
Яблоневая ветка
Нетрадиционные техники: Оттиск печатками.
Цель: Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Упражнять в печатании с помощью печаток. Развивать чувство композиции.
Оборудование: Лист с изображением ветки, розовая пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации, печатки в форме цветов.
Ход занятия: - Ребята, как вы думаете, почему солнце стало ярче светить, на улице стало теплее? Правильно, потому что пришла весна. Весной все оживает и просыпается вокруг.
Идет лесами и лугами
Весна в пестром сарафане,
В зеленом венке,
С цветком в руке.
( показываю иллюстрации о весне, затем с яблоней в цвету)
-Веточки на дереве расцвели в саду, я от этих веточек глаз не отведу. Яблоневые цветы тоже распускаются весной. Сегодня мы будем рисовать цветы яблони. (раздаю листы с изображением ветки)
-Для каждого я приготовила веточку. Какого цвета краску возьмем? Посмотрите как распускаются яблоневые цветы на моей веточке. Я беру печатку, обмакиваю в краску и прижимаю к веточке. А теперь вы нарисуйте.
(самостоятельная работа детей)
-Давайте полюбуемся вашими рисунками. Какие они красивые! Молодцы!
Сиреневый букет
Нетрадиционные техники: Скатывание салфеток.
Цель: Упражнять в скатывании шариков из салфеток.
Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.
Оборудование: Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени.
Ход занятия:- У нас во дворе растут красивые кусты сирени. Ветку сирени я принесла в группу. Посмотрите, какого цвета цветочки сирени? ( дети рассматривают и отвечают) Послушайте стихи про сирень
Голубая, лиловая, белая
Расцвела весною сирень.
Я хожу и любуюсь, как околдованная
На цветущие кисти весь день.
Гроздья сирени бушуют разными цветами,
От разноцветья этого кружиться голова,
Природа их окрасила, как будто бы мазками,
Сирень любимицей у неё всегда была.
Вам понравились стихи? Понюхайте, вам нравится как пахнет сирень? Давайте наберем букеты в наши корзинки. (раздаю детям листы с изображением корзинок) Изображать цветочки мы будем с помощью салфеток. (Показывает, как получить цветки сирени: бумажные шарики нужно наклеивать на ветки в разных местах.)
-Какие замечательные букеты сирени! Вам нравится?
Малинка для Мишутки
Нетрадиционные техники: Рисование пальчиком.
Цель: Продолжать развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов на бумаге.
Оборудование: Корзинки, вырезанные из бумаги, красная пальчиковая краска, салфетки, игрушка медведя.
Ход занятия:- Послушайте, кто это плачет? (достаю из-под кустика мишку) Кто это?(ответы детей). Мишка плачет у-у-у. Он корзинку потерял. Давайте поможем Мишутке. А что любит есть Мишутка?( ответы, высказывания детей)
- Мишутка, не плачь,ты любишь малину? Я сейчас раздам корзиночки и мы с ребятами наберем малины. Рисовать ягодки мы будем пальчиком. Посмотрите, что лежит у вас на столе? (ответы детей) Какого цвета краской мы будем рисовать? Почему? (ответы детей) Для чего нужна салфетка? (ответы детей) А теперь посмотрите, как мы будем рисовать. Вот так макну пальчик в краску и приложу к бумаге – получилась ягодка. И так мы с вами наберем полную корзинку малины. А потом вытрем пальчик влажной салфеткой.
(Дети приступают к выполнению задания. Мишутка благодарит за корзинки.)
-Какие молодцы! У всех полные корзинки малины. Малинка сочная , красная. Спасибо вам, ребята! До свидания!
Бабочка-красавица
Нетрадиционные техники: Рисование ладошкой, пальчиками.
Цель: Совершенствовать умение в художественных техниках рисования ладошкой и пальчиками. Развивать цветовосприятие. Учить украшать полученное изображение.
Оборудование: Альбомные листы, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации.
Ход занятия: - Посмотрите ребята, как много у меня картинок с изображениями бабочек. (показ иллюстраций) Послушайте стихотворение В. Лунина « Бабочка»
Увидев на клумбе
Прекрасный цветок,
Сорвать я его захотел.
Но стоило тронуть
Рукой стебелёк,
И сразу цветок … улетел.
Недаром бабочек считают похожими на цветы. Узоры на крылышках бабочек могут быть самыми разнообразными. Сегодня мы будем рисовать бабочек. Посмотрите внимательно, как я буду рисовать. Рисовать бабочку я буду ладошкой. Выбираем краску любого цвета для нашей бабочки. Для этого я опущу ладошку в краску и приложу ее к средней части листа. Мы вместе рисуем загадку, ладошку, другую прижмем по порядку. А теперь я вытру ладошку влажной салфеткой. Дальше я обмакну пальчик в краску и нарисую точками узор на крылышках. Вот и получилась бабочка. А теперь и вы попробуйте нарисовать на своих листах бумаги бабочек. Обмакните ладошку в краску…
(Помощь детям в выполнении рисунка цветов).
-Давайте полюбуемся вашими рисунками. Какие красивые бабочки! Молодцы!
Цветочек для папы
Нетрадиционные техники: Оттиск печатками из картофеля (цветочек), рисование ладошкой.
Цель: Вызвать желание поздравить пап с праздником. Упражнять в печатании с помощью ладошек, печаток. Развивать чувство композиции.
Оборудование: Лист бумаги тонированный (светло-голубой), печатки в форме цветов, пальчиковая краска зеленая, синяя, красная и т.п., салфетки.
Ход занятия:
- Какой скоро будет праздник? (ответы детей ) Правильно, 23 февраля, День защитника отечества. Что мы подарим папам? Можно подарить папам концерт? Конечно, можно подарить концерт, ведь вы приготовили много песен, танцев, стихов к празднику. А еще можно нарисовать цветочек и подарить его папе.
(раздаю листы бумаги)
-Мы подарим нашим папам гвоздики. Посмотрите внимательно, как я буду рисовать. Рисовать стебель я буду ладошкой. Для этого я опущу ладошку в зеленую краску и приложу ее к средней части листа. А теперь я вытру ладошку влажной салфеткой. Дальше мне понадобятся красная краска и печатка. Я обмакну печатку в красную краску и нарисую цветы. Вот и получился букет гвоздик. А теперь и вы попробуйте нарисовать на своих листах бумаги цветочки для папы.
Самостоятельная работа детей. По окончанию рисования, рисунки развешиваю на мольберте. Приглашаю детей, подойти и полюбоваться какие замечательные рисунки получились. Спрашиваю детей, что мы рисовали? Каким цветом?
Корзина для тюльпанов
Нетрадиционные техники: Скатывание салфеток.
Цель: Упражнять в скатывании шариков из салфеток, развивать навыки коллективной деятельности.
Оборудование: Ватман, клей ПВА, салфетки разных цветов, корзина.
Ход занятия: - Ребята, сегодня мы с вами приготовим корзину для тюльпанов. Мы подарим нашим мамам и бабушкам много тюльпанов. Поэтому корзинка должна быть большая. Наша корзинка будет необычная. Мы украсим её разноцветными шариками из салфеток. Посмотрите, берем кусочек салфетки. Скатываем её в шарик, обмакиваем в клей и приклеиваем на лист.
( Выполнение детьми задания. Помощь детям в чередовании полос из салфеток. Приглашаю детей подойти и полюбоваться какая замечательная корзинка получилась.)
Содержание
Введение 1
Актуальность и новизна 4
Использование нетрадиционных техник рисования для
развития творческих способностей детей 6
Методические рекомендации по использованию
нетрадиционных техник рисования на занятиях
по изобразительной деятельности 7
Выводы 11
Приложение №1 12
Приложение №2 №3 13
Приложение №4 14
Приложение № 5 15
Приложение №6 16
Приложение №7 17
Приложение №8 19
Содержание 50
Список литературы 51
Для заметок
-----------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
© 2018, Сидорова Екатерина Викторовна 26636 15