Методические рекомендации по обучению аудированию в начальной школе при подготовке к ВПР по иностранным языкам в 4 классе.
Положения новых ФГОС и контроля в обучении иностранным языкам в начальной школе требуют модернизированных педагогических умений и подхода как к обучающемуся, так и к учебному материалу. Учителю необходимо ориентироваться в потоке информации, тщательно отбирать материал в условиях нехватки времени и многозадачности.
На фоне требований ФГОС и учебной программы учитель сталкивается с проблемами отсутствия мотивации к изучению предметов у учащихся. Кроме того, ученики безгранично пользуются готовыми домашними заданиями, чтоб выполнить работу за короткий период времени, не прорабатывая учебный материал должным образом.
Новые виды контроля обучения учащихся в виде ВПР по иностранным языкам во всех параллелях, начиная с 4 класса, нацелены на качественное овладение лексическим и грамматическим материалом, умение работать с устными заданиями в аудировании и знание слов при работе с текстом.
Первое задание в ВПР по английскому языку в 4 классе представляет собой аудирование с пониманием запрашиваемой информации. В нем может содержаться информация личного плана, анкетных данных, бытовой деятельности. Лексические трудности при выборе ответов заключаются в представлении нескольких вариантов фраз, используемых в тексте. Ученик слышит все варианты ответов, но выбрать должен только один правильный. Трудности возникают при использовании слов-синонимов, отрицательной частицы not, грамматических форм глагола (например, форм прошедшего времени).
При обучении решению тестов по аудированию учителю стоит акцентировать внимание учащихся на следующем лексическом и грамматическом материале:
- местоимениях,
- указателях времени,
- предлогах места и времени,
- вспомогательных глаголах,
- отрицаниях.
Чтобы выполнить тестовую часть по аудированию правильно, учащиеся, прежде всего, должны владеть базовой лексикой по программе своего класса. Она отрабатывается в различных видах речевой деятельности:
- работе с визуальным материалом (например, описание картинок),
- работе с аудиоприложением к УМК,
- диалогических высказываниях,
- монологических высказываниях,
- тестах, созданных самим учителем.
Тематическое содержание речи для 4 класса включает в себя следующие блоки:
1. Мир моего «я». Моя семья. Мой день рождения, подарки. Моя любимая еда. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности).
2. Мир моих увлечений. Любимая игрушка, любимая игра. Мой питомец. Любимые занятия. Занятия спортом. Любимая сказка/история/рассказ. Выходной день (в цирке, зоопарке, парке). Каникулы.
3. Мир вокруг меня. Моя комната (квартира, дом), предметы мебели и интерьера. Моя школа, любимые учебные предметы. Мои друзья, их внешность и черты характера. Моя малая родина (город, село). Путешествия. Дикие и домашние животные. Погода. Времена года (месяцы). Покупки (одежда, обувь, книги, основные продукты питания).
4. Родная страна и страны изучаемого языка. Россия и страна/страны изучаемого языка. Их столицы, основные достопримечательности и некоторые интересные факты. Произведения детского фольклора. Персонажи детских книг. Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка.
При выполнении тестирования по аудированию учащиеся должны развивать языковую догадку, учиться анализу полученной информации и восприятию иноязычной речи. Аудиозапись обычно транслируется в среднем темпе. Для слабо подготовленных учащихся учитель может замедлить темп первичного прочитывания текста, для более подготовленных – ускорить при повторном прочитывании. Работу над аудированием стоит проводить регулярно в классе и давать упражнения в качестве домашнего задания с последующим контролем на понимание.
После проведения пробного тестирования ВПР учителю следует провести анализ ошибок в тестах учащихся. Это поможет выявить наиболее часто встречающиеся ошибки и проработать данный материал повторно с разъяснением.
В итоге успешное выполнение данной части ВПР по иностранному языку будет положительно влиять на последующие задания по чтению, грамматике и лексике в связи с приобретаемыми навыками выделения и понимания основной информации.